ГАЗЕТА «БИЗНЕС ONLINE» ВЫЯСНИЛА, ЧТО АК БАРС АЭРО ТОЖЕ БУДЕТ ПРИОБРЕТАТЬ СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ - BOEING ИЛИ AIRBUS

Невероятно, но в республике ускоренными темпами идет параллельное строительство двух мощных авиакомпаний. Так, вчера на презентации уже второго Airbus 319 авиакомпании «Татарстан» (АКТ) нам стало известно, что до 2013 года эта компания планирует получить еще шесть Airbus и два канадских лайнера Bombardier CRJ200. А гендиректор другого авиаперевозчика – «Ак Барс Аэро» - Петр Трубаев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о решении приобрести среднемагистральные самолеты. Что происходит на авиарынке РТ?

«ТАТАРСТАН» НАЦЕЛИЛСЯ НА 23 ГОРОДА

Второй А319 – точно такой же, как и первый, полученный АКТ еще 2 июля и уже выполняющий чартерные рейсы: вместимость - 156 пассажиров, салон эконом-класса, 2007 года выпуска. То есть сегодня в парке АКТ - два Airbus 319, два Boeing 737-500, два Boeing 737-300, один Boeing 737-400, два Як-42 и один Ту-154.

В планах – до 2013 года получить еще шесть Airbus (пока неизвестно, какой модели) и два ближнемагистральных лайнера канадского производства Bombardier CRJ200 (по словам генерального директора АКТ Руслана Шакирова, рассматривается возможность полетов на них в Ижевск, Самару, Пермь). А пятерка Boeing с начала 2013 года постепенно начнет возвращаться лизингодателю. Осенью будут поставлены на хранение Як-42 – им подыщут покупателя.

Как рассказал на презентации коммерческий директор АКТ Лазар Илиев, в 2011 году компания должна перевезти 824 тысячи пассажиров (в 2009 году их было - 577 тыс., в 2010-м - 603 тыс.). Заодно Илиев прокомментировал «БИЗНЕС Online» свежую статистику от Росавиации. Напомним, по только что опубликованным данным этого ведомства, пассажиропоток АКТ в январе-июне 2011 года снизился на 22,2% (если в первом полугодии 2010-го было перевезено 289 тыс. 436 пассажиров, то в этом - 225 тыс. 089). Признав, что не видел этой статистики, Илиев согласился, что спад перевозок, бесспорно, есть. Топ-менеджер АКТ объяснил его, главным образом, введенными в начале лета ограничениями на вылеты из Москвы, которые были связаны с ремонтом аэропорта Внуково: «Когда аэропорт Внуково закрылся на ремонт, дневные вылеты из Домодедово были ограничены. Самолету позволялось делать одну ротацию, а в прошлом году – до трех ротаций».

Говоря о маршрутной сети АКТ, Илиев отметил, что в сфере интересов компании – немало пока «неохваченных» АКТ российских и зарубежных городов. Если следовать показанной на презентации карте, их 23.

АК БАРС ХОЛДИНГ ПРИМЕРИВАЕТСЯ

Впрочем, вскоре у АКТ на этих направлениях появится внутриреспубликанский конкурент...

На презентации генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев придирчиво осматривал кресла пассажирского салона А319, заглядывал в отделения для багажа, внимательно «проинспектировал» кухню и туалет. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у него: не собирается ли Ак Барс Аэро тоже приобрести среднемагистральные самолеты (сейчас компания оперирует только ближнемагистральниками)? Да, подтвердил предположение Трубаев, для начала его авиакомпания получит четыре лайнера, правда, пока неизвестно, какой фирмы. Среди причин такого интереса гендиректор назвал необходимость роста перевозчика и кадровую работу:

- У нас пилоты – достаточно молодые, они наберутся опыта, захотят чего-то большего, чем ближнемагистральный пятидесятиместный самолет, и все – начнут искать. А предложений при нынешнем дефиците кадров – немало. Кстати, и в аналогичных нашей западных компаниях - та же история, мы специально консультировались. Если не будет профессионального роста, в смысле обучения на более мощное и вместительное воздушное судно, неизбежно возникнут кадровые проблемы… К тому же компании надо расти.

- Какие самолеты намерены приобретать?

- Будем выбирать между Эйрбасом и Боингом. Думаю, осенью этого года станет ясно, что выберем. О своих предпочтениях и конкретных датах пока умолчу.

- Сколько будет самолетов?

- Пока возьмем четыре машины.

- Означает ли это начало конкуренции с авиакомпанией «Татарстан»?

- Да, конкуренция с ней теперь будет, но это хорошо, нормально. Сейчас я такой конкуренции не вижу: у них свой рынок, у нас – свой, никаких пересечений, а с приобретением нами новых самолетов такие пересечения обязательно возникнут. И это хорошо для пассажиров.

Со слов Трубаева можно было понять, что окончательное решение – за руководством ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», в которое входит авиакомпания.

КУРС – НА УКРУПНЕНИЕ

Отметим, что до сего дня татарстанское транспортное руководство заявляло об отсутствии конкуренции между этими двумя компаниями. Например, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин говорил в интервью «БИЗНЕС Online»: «Рынок авиаперевозок на территории Татарстана довольно-таки значительный, поэтому на сегодня между нашими авиакомпаниями нет конкуренции, наоборот, они друг друга дополняют. Ак Барс Аэро занимает свою нишу: у нее самолеты другого типа, работающие на региональных направлениях, между субъектами России (есть у компании и международная программа, но - в меньшей степени). У «Татарстана» - иной тип судов, компания очень активно работает на международных линях».

Заместитель генерального директора «Ак Барс Аэро» по стратегическому развитию Аксан Гиниятуллин отмечал: «Авиакомпания «Татарстан» в значительной степени присутствует на рынках западной части республики. Мы основной акцент на сегодня делаем на юго-восток Татарстана. Не вижу, чтобы мы серьезно где-то конкурировали». Но при этом делал интересную оговорку: «Программа российского минтранса на укрупнение авиакомпаний для создания сильных игроков дает основания считать, что у нас есть потенциал развития в этой сфере».

Вопрос укрупнения в последние дни встал как никогда остро. 30 июля, в связи с делом авиакомпании «Континент», Росавиация выступила за скорейшее внесение изменений в сертификационные требования к коммерческим авиакомпаниям. Если проще, то пожелания ведомства таковы: к регулярным магистральным перевозкам могут допускаться авиакомпании, имеющие в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов. Сегодня в парке Ак Барс Аэро семь ближнемагистральных самолетов CRJ200, а к маю будущего года их станет пятнадцать. С такими темпами недалеко и до двадцати. То есть «тылы» «барсы» себе, можно сказать, обеспечили.

Впрочем, как выясняется, «порог вхождения в бизнес» может и уменьшиться (в конце концов, двадцатью однотипными самолетами в России обладают только четыре крупнейшие авиакомпании), об этом «БИЗНЕС Online» вчера рассказал руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров: «Когда у нас произошел скандал с «Континентом», в конце прошлой недели? В понедельник головной офис Росавиации пришел на работу, и Александр Нерадько (руководитель ведомства. - Авт.) всех собрал, дал нагоняй и поручение: сформулировать предложения по минимуму самолетов для авиакомпаний. Только дать предложение! А «20» - это взято с потолка, могли озвучить и «10», и «15». Официальных распоряжений ориентироваться на «20 самолетов» нет. Но, думаю, конкретные цифры будут названы скоро, в этом году».

Тимур Латыпов