«Люди плакали, когда баню бомбили», — говорили участники схода в Дербышках в праздничный день, 4 ноября. «Народные ополченцы», как их окрестила помощник президента РТ Олеся Балтусова, рассказывали собравшимся, что нужно сделать, чтобы с общественностью считались, и какое продолжение должна получить история со сносом бани. О том, что в ближайших планах активистов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Спустя ровно неделю после «банного побоища» жители Дербышек провели сход граждан
СХОД ГРАЖДАН В ДЕРБЫШКАХ: ТРЕБОВАНИЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА, «ПИРАМИДА ПРОТЕСТА» И ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ИСТОРИИ
Спустя ровно неделю после «банного побоища» в Дербышках прошел очередной сход протестно настроенной общественности. На нем обсудили дальнейший план действий относительно сноса ценного для них объекта и возведения на его месте многоэтажного дома компанией депутата Казгордумы Эмиля Хуснутдинова. Продолжают, пусть не так активно, кипеть страсти и вокруг строительства дорог через Дербышки по новому генплану.
До того же, как на Комсомольской площади поселка появились первые участники схода, на сцене неподалеку шел концерт, посвященный Дню народного единства. Звучали песни и стихи о России, выступали вокальные группы. К часу дня мероприятие завершилось, артисты начали собираться, тут же появились первые участники и инициаторы схода граждан. В их числе Денис Кропотов — он ранее участвовал в акциях против строительства в Дербышках дорог. Собственно, с них и начали. Напомним, «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о противостоянии жителей и окончательных решениях разработчиков генплана.
«Мы продолжаем работу в данном направлении, потому пишем письма, чтобы на это обратили внимание и приостановили. Понятно, что на нашем уровне подобное не решить, будем рассчитывать на федералов», — коротко доложил Кропотов, пообещал провести очередной митинг «против дорог» и перешел к теме разрушенной бани.
Денис Кропотов: «Понятно, что на нашем уровне это не решить, будем рассчитывать на федералов»
«Это показатель того, как они „хотят“ с нами вести диалог! Нас не желают ни слышать, ни видеть!» — говорил Кропотов. Он напомнил, что в субботу, 26 октября, прошел сход, на котором начался сбор подписей в защиту здания бани и сохранения ее функций. Но не успели. События стали развиваться стремительно. В ночь на 28 октября активисты собрались около огороженного здания бани, пытаясь остановить снос. Утром 28 октября градостроительный скандал перерос в потасовку, в которой пострадал охранник ЧОП «Застава» — его доставили в 7-ю горбольницу с переломом позвоночника.
Что же будет дальше? По словам Кропотова, уже ведется сбор документов для того, чтобы «просто так не оставить это дело». «Люди плакали, когда баню бомбили», — прервала речь активиста одна из участниц схода. Затем слово взял юрист татарстанского отделения ВООПИиК Андрей Железнов-Липец.
«У нас системы нет, у нас разброд и шатание. Есть лидеры, но системной работы на самом деле нет», — говорил он, предложив выстроить деятельность по принципу пирамиды. В ее вершине совет, а от него расходятся ячейки, в которые смогут войти старшие по домам и территориальные общественные самоуправления (ТОС). «Это даст контроль над домом», — сказал Железнов-Липец и перечислил преимущества ТОСов: их председатель может получать зарплату, поднимать вопросы, которые беспокоят не только жителей отдельного дома, но и всей территории.
«Если нам удастся это сделать, то с нами будут считаться!» — завершил он и предложил желающим стать частью данной своеобразной «пирамиды протеста» — подходить к нему, чтобы записаться на некое обучение.
В ходе обсуждения жители также поддержали начало процедуры отзыва из Казгордумы депутата их Липатовского округа Нияза Гиниятова — за его бездействие. Депутат также занимает пост гендиректора ООО «УК «ЖКХ „Дербышки“». «Ни относительно магистралей, ни относительно бани он себя никак не проявил, а должен защищать наши права!» — сказал Кропотов и был поддержан участниками схода.
Андрей Железнов-Липец: «Они просто не могут понять, что баня — это не просто баня, а историческое наследие, как и сталинская застройка»
«Пусть что хотят там делают, но здание должно было стоять!»
Любопытно, что ни Кропотов, ни Железнов-Липец в снесенной бане 1949 года постройки никогда не мылись, хотя оба живут в поселке. «У меня есть своя баня, но друзья постоянно говорили о первой как об интересном месте», — сказал Кропотов. Он отметил, что кроме функционального значения здание обладало культурной ценностью.
«Я вышел на защиту бани не для того, чтобы там помыться! — объяснял Железнов-Липец. — Власти просто не могут понять, что баня — это не просто баня, а историческое наследие, как и сталинская застройка. Даже Соцгород отнесен к достопримечательным местам. Баня — это определенная эксклюзивная печать для поселка».
Собственник участка ранее заявлял, что попариться все желающие смогут на первом этаже планируемой высотки, однако для пришедших на сход защитников старины это, похоже, не аргумент. Участники мероприятия в один голос говорили, что за пять лет с момента закрытия бани с ними никто не посоветовался о том, как быть с ней дальше. Активисты утверждают, что письма о сохранении объекта неоднократно писались, но эффекта не было.
«Понимаете, я живу в Дербышках 45 лет, с момента рождения, и до недавнего времени в поселке было два исторических здания — Дворец культуры и баня. Теперь остался один. Возможно, как баня она себя изжила, но здание нужно было сохранить, — сказал нашему корреспонденту один из участников схода, представившийся Олегом и, кстати, сообщивший, что пользовался баней по назначению. — Пусть что хотят там делают, но здание должно было стоять! Точечная застройка вообще не должна происходить без общественных обсуждений. В Казани границы районов довольно размыты, но Дербышки — обособленный поселок, и здесь важно сохранять идентичность»
В снесенную баню ходил другой участник схода — 32-летний Дмитрий Румянцев. «Не скажу, что она была в хорошем состоянии, но ею можно было бы пользоваться после небольшого ремонта», — считает Дмитрий.
Были на сходе и те, кто вообще был не в курсе сноса. «Про баню я не в курсе, не ее посетитель, меня больше беспокоит строительство дорог», — отметил другой собеседник нашего издания. Кто-то проходил мимо по своим делам и подходил к участникам схода, «чтобы просто послушать».
По оценкам активистов, всего сход посетили не более 100 человек, хотя им самим хотелось, чтобы участников было в 5–6 раз больше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 327
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.