Дирижировать на открытии фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia Александр Сладковский пригласил сына композитора Ивана Карабица Кирилла — главного дирижера Борнмутского симфонического оркестра Дирижировать на открытии фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia Александр Сладковский пригласил сына композитора Ивана Карабица Кирилла — главного дирижера Борнмутского симфонического оркестра

«ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА В НАШЕМ ТУРБУЛЕНТНОМ МИРЕ»

Маэстро Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ — любит предлагать публике и музыкантам все новое: и дирижеров, и солистов, и репертуар. Международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia — яркий тому пример: вот уже 9-й год на нем звучат казанские, российские и мировые премьеры, открываются новые для татарстанских слушателей имена, образуются новые симфонико-музыкальные связи.

На открытии фестиваля (Сладковский — его художественный руководитель) премьерными стали произведения украинского композитора Ивана Карабица («Вио-серенада для струнного оркестра»), Николая Корндорфа («Concerto capriccioso для виолончели, струнного оркестра и ударных») и одного из основоположников модернистского направления в украинской музыке, учителя Карабица Бориса Лятошинского («Симфония №3»). Логично, что дирижировать в этот вечер, в том числе произведением Карабица, Сладковский пригласил его сына Кирилла Карабица — главного дирижера Борнмутского симфонического оркестра, который сотрудничал со многими ведущими оркестрами Европы, Азии и Северной Америки.

«Нечасто бываю в России, тем более сейчас — я ведь из Киева, — рассказал Карабиц „БИЗНЕС Online“. — Но всегда приезжаю с удовольствием, и мне кажется, что язык музыки, культуры — это единственная надежда в нашем турбулентном мире. Передаю маэстро Сладковскому большой привет и спасибо за приглашение». Уровень ГСО РТ опытный Карабиц назвал фантастическим: «Не ожидал такого! Я всегда знал, что здесь хороший оркестр, но не предполагал, что настолько. Он не хуже первоклассных мировых оркестров».

Доказал эти слова публике оркестр Сладковского непосредственно во время концерта, исполняя и произведения для группы струнных и ударных, и полновесную симфонию с равным мастерством. «Мне показалось, что музыкантам понятен язык музыки и они откликались на него, — говорит Карабиц. — Я чувствовал, что мои слова понимают. Музыканты ведут себя очень профессионально, и одновременно в их игре есть теплота, а это самое важное». 

Петр Кондрашин выступил солистом в концерте Корндорфа Петр Кондрашин выступил солистом в концерте Корндорфа

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА СОЧЕТАЕТСЯ С ДУШЕВНОСТЬЮ» 

Слова Карабица подтверждает и виолончелист Петр Кондрашин — концертмейстер оркестра Большого театра России. Он выступил солистом в концерте Корндорфа. «Маэстро Карабиц сказал, что часто бывают оркестры очень душевные, но без школы, а существуют очень вышколенные, но сидят как зомби. А здесь профессиональная дисциплина совмещается с душевностью. Я сам работаю в оркестре, прекрасно знаю и чувствую это сразу же, обмануть не удастся. Дирижер сказал замечание, и концертмейстер сразу же, без ложного пафоса, повернулся, и все его слушают. Оркестр без этого не может существовать, иначе это будет сборище разных музыкантов», — отметил Кондрашин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». 

Он сотрудничал со Сладковским во времена его работы в БСО им. Чайковского под руководством Владимира Федосеева. «Он периодически приезжал туда как приглашенный дирижер и играл с нами программу. Это было очень профессионально, качественно, корректно и интересно. Сладковский на меня всегда производил впечатление очень хорошего дирижера», — отметил Кондрашин. Интересно, что худрука ГСО РТ связывает с семьей Кондрашиных не только работа в БСО — в 2016 году фирма «Мелодия» выпустила диск с тремя симфониями Густава Малера в исполнении оркестров Сладковского и деда виолончелиста, выдающегося дирижера Кирилла Кондрашина. «Кондрашин обладал потрясающим чувством стиля, чутьем, был могучим русским дирижером», — говорил Сладковский. И в самом факте выступления его внука Петра с татарстанским оркестром видится та самая музыкальная преемственность, которая делает каждый концерт ГСО РТ особенно значимым.  

Концерт Корндорфа, в котором солировал Кондрашин, музыковед Юлия Пантелеева описывает так: «Это сложнейшая партитура, требующая исполнительской виртуозности от всех музыкантов оркестра, сольная же партия виртуозна по определению». «Честно говоря, у меня не было уверенности, что все получится, — признался виолончелист корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Концерт очень трудный по ансамблю, там можно разойтись и так до конца и не сойтись. Но музыканты были подготовлены просто блестяще. И маэстро Карабиц мне сказал: „Слушай, оркестр готов так, что мне нечего добавить“». 

После исполнения концерта Корндорфа на сцену поднялась вдова композитора Галина Аверина После исполнения концерта Корндорфа на сцену поднялась вдова композитора Галина Аверина

СИНТЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫХ ФОРМУЛ

«Корндорфа играть формально невозможно, — продолжил Кондрашин. — Можно сыграть формально Баха — это будет плохо, но он останется Бахом. Подобное не говорит о качестве музыки, а скорее о свойстве того или иного композитора. И Корндорфа нужно играть с полностью открытым сердцем, а иначе получится непонятно что. А у нас сегодня свершилось настоящее событие, потому что данный концерт почти никто не играет и за последние 10 лет это второе исполнение в мире». И действительно, премьера произведения Корндорфа произвела впечатление как на публику, выразившую свой восторг в овациях, так и на самих оркестрантов.  

Критики отмечают, что в концерте воплощен синтез различных музыкально-языковых формул: внеевропейского фольклора, ритуала, европейского музыкального искусства и рок-музыки. Во второй части концерта, когда с характерным ритмом зазвучала ударная установка, на лицах оркестрантов появился тот самый драйв, которого зачастую не хватает исполнителям академической музыки. «Роковый» компонент значительно освежил как партитуру, так и настроение музыкантов, почувствовавших себя не только звездами от классики, но и рок-звездами. Хотя улыбку на лицах музыкантов оркестра Сладковского можно увидеть не так редко, ведь вслед за своим маэстро они получают настоящий кайф от музыки и не стесняются это демонстрировать. После исполнения концерта на сцену поднялась вдова композитора Галина Аверина, в глазах которой тоже читался тот самый кайф, и сердечно поблагодарила музыкантов и дирижера.  

Следующий концерт фестиваля Concordia — 9 ноября. В программе — «Формула» для камерного оркестра, «Три песни» для голоса и камерного оркестра и «10 знаков зодиака» Штокхаузена Следующий концерт фестиваля Concordia — 9 ноября. В программе — «Формула» для камерного оркестра, «Три песни» для голоса и камерного оркестра и «10 знаков зодиака» Штокхаузена

Стоит отметить интересную деталь, подсмотренную корреспондентом «БИЗНЕС Online» на этом концерте. В ложе справа расположился знаменитый эстонский дирижер Андрес Мустонен, который встанет за пульт ноября, чтобы исполнить произведения одного из лидеров немецкого авангарда Карлхайнца Штокхаузена. А напротив него сидел мальчик лет 4–5 на вид, которого происходящее на сцене занимало не меньше, чем опытнейшего профессионального музыканта: он почти не отрывал взгляда от ГСО РТ и, казалось, улавливает и понимает все тонкости музыкальной фактуры произведений XX века. Думается, что это и можно назвать главной оценкой качества игры оркестра Сладковского — он играет музыку так, что она интересует и привлекает как профессионалов, так и любителей, как детей, так и слушателей в возрасте. 

Следующий концерт фестиваля Concordia — ноября. В программе — «Формула» для камерного оркестра, «Три песни» для голоса и камерного оркестра и «10 знаков зодиака» Штокхаузена. «Штокхаузен для меня впереди планеты всей, в первую очередь потому, что его музыка совершенно уникальна и данного композитора здесь вообще никогда не играли. Это будет откровением для Татарстана и для казанской публики. Это как запустить ракету в космос…» — говорил Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online». Солисткой выступит Полина Шамаева (московский театр «Новая опера», меццо-сопрано), за дирижерским пультом — Андрес Мустонен.