38 малых нефтяных компаний Татарстана, объединенных в ЗАО «Нефтеконсорциум», выступили резко против инициативы минфина РФ о введении НДПИ для попутного нефтяного газа. Как считают эксперты, это приведет к двойному налогообложению: за сжигание ПНГ предусмотрены штрафы, а на утилизацию — большие затраты. К протесту собирается присоединиться и «Татнефть», которая почти 97% газа научилась применять с пользой.
38 малых нефтяных компаний Татарстана, объединившиеся в ЗАО «Нефтеконсорциум», выступили резко против планов минфина ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для попутного нефтяного газа (ПНГ)
Попутный нефтяной газ — отход или товар?
38 малых нефтяных компаний Татарстана, объединившиеся в ЗАО «Нефтеконсорциум», выступили резко против планов минфина ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для попутного нефтяного газа (ПНГ). Письмо, подписанное гендиректором ассоциации независимых нефтегазодобывающих предприятий «АссоНефть» (ЗАО «Нефтеконсорциум» входит в ассоциацию) Еленой Корзун, в адрес зампредседателя правительства РФ Дмитрия Козака, министра энергетики РФ Александра Новака и руководителя федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева есть в распоряжении «БИЗНЕС Online».
В своем обращении нефтяники объясняют нецелесообразность введения нового налога. Согласно предложению минфина РФ, вывешенному на сайте regulation.gov.ru, ставку налога предлагается установить на уровне 385 рублей за 1 тыс. куб. м ПНГ. С учетом того, что в России в 2018 году было добыто 89,5 млрд куб. м ПНГ, новый налог снимет с нефтяников дополнительную «пенку» в размере около 34 млрд рублей в год.
«Попутный газ является фактором, усложняющим условия добычи нефти, таким же как вода, сера или парафин, очищение от него нефти требует дополнительных, часто относительно высоких затрат. В лицензии, которая выдается на разработку месторождения, добыча попутного газа, как и других отягощающих добычу продуктов, не предусмотрена. Таким образом, ПНГ представляет собой „утилизируемые отходы“ при добычи нефти, и его обременение прямо противоречит Налоговому кодексу», — говорится в обращении, адресованном Козаку.
Также авторы обращения отмечают, что на большинстве мелких месторождений строительство установок для получения ПНГ, пригодного для сдачи в систему трубопроводов «Газпрома», технически и экономически невозможно. В целом в России не построена система таких специализированных трубопроводов для перекачки ПНГ. Кроме того, в стране отсутствует рынок попутного газа, и поскольку ПНГ выступает не товаром, а побочным продуктом производства, покрывать затраты по НДПИ за попутный газ на основе доходов от реализации данного вида продукции невозможно, приходят к выводу в «Ассонефти».
«Компании малой и средней нефтедобычи вынуждены часть неиспользованного ПНГ сжигать, за что эти предприятия в соответствии с действующим законодательством платят штраф. Обложение налогом объема газа, за который уже уплачен штраф, экономически и юридически не оправдано», — пишет Корзун в своем обращении к Козаку. По ее мнению, введение НДПИ на попутный газ особенно тяжело скажется на компаниях, разрабатывающих малые и мельчайшие месторождения, уровень окупаемости которых и без того крайне низок. «Дополнительная налоговая нагрузка на них окончательно убьет спрос на мелкие месторождения, при существующей структуре запасов углеводородного сырья это представляется совершенно недопустимым», — заключает она.
Сегодня, как сообщает «РИА Новости», к малым нефтяникам собираются присоединиться и крупные нефтяные компании
письмо путину
Сегодня, как сообщает «РИА Новости», к малым нефтяникам собираются присоединиться и крупные нефтяные компании, в числе которых называются «Татнефть», «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Русснефть». Сообщая, что нефтяники намерены обратиться к президенту страны Владимиру Путину с критикой идеи минфина, издание ссылается на текст уже подготовленного письма. В нем, в частности, высказывается версия, что введением нового налога минфин РФ пытается компенсировать госбюджету 60 млрд рублей в год, выпадающих из-за налоговых льгот, обещанных для Приобского месторождения «Роснефти» и «Газпром нефти».
Авторы письма Путину якобы утверждают, что введение НДПИ на ПНГ, который в целом является сопутствующим продуктом, усложняющим добычу нефти, по сути, станет дополнительной скрытой налоговой нагрузкой. К тому же для снижения негативных последствий на экологию от его сжигания отрасль и так вложила значительные средства.
Авторы письма Путину якобы утверждают, что введение НДПИ на ПНГ, который в целом является сопутствующим продуктом, усложняющим добычу нефти, по сути, станет дополнительной скрытой налоговой нагрузкой
«Помимо уменьшения объемов рентабельной добычи нефти в особенности трудноизвлекаемых запасов, данная мера ставит под сомнение целесообразность строительства объектов малой генерации на месторождениях, использующих ПНГ при выработке энергии для собственного потребления. Введение налога для закачиваемого в пласт ПНГ приведет к многократному налогообложению одних и тех же объемов», — сообщается в письме Путину.
Крупные нефтяники вслед за малыми нефтяными компаниями считают, что законопроект окажет резкий негативный эффект на всю отрасль, приведет к ухудшению как производственных показателей, так и экологии.
Авторы письма обращаются к Путину с просьбой поручить правительству доработать законопроект, исключив введение НДПИ на ПНГ. По данным издания, письмо сейчас находится в процессе подписания. «БИЗНЕС Online» сделал запрос в «Татнефть» с просьбой подтвердить участие татарстанской компании в подготовке письма. На момент публикации материала ответа не поступило.
Для главной нефтяной компании Татарстана плата по налогу может составить боле 360 млн рублей, для малых нефтяников — 33,5 млн рублей
минуС 400 млн — для «нефтянки» татарстана
Руководитель пресс-службы «АссоНефти» Сергей Ветчинин объясняет, что МНК зачастую работают на мелких месторождениях в отрыве от инфраструктуры. «Создавать установки для переработки ПНГ абсолютно нерентабельно. Во-первых, объемы маленькие, а во-вторых, куда его девать?» — удивляется Ветчинин.
В целом по России ситуация в МНК выглядит так: маленькую толику ПНГ нефтяники используют для своих целей, остальное же вынужденно сжигают на факелах. «Они платят за это штрафы, а тут им предлагается: „Ребята, вы и штрафы будете платить, а еще и отдавать налог за газ, который вы сжигаете!“» — восклицает Ветчинин. В этой связи аукционы на разработку мелких месторождений в последнее время в РФ пользуются низким спросом, так как налогообложение не стимулирует нефтяников заниматься этой работой, отмечают в ассоциации, хотя таких месторождений в минерально-сырьевой базе РФ становится все больше и больше. Все это приводит к тому, что часть МНК в стране уже уходит с рынка или всерьез подумывает об этом. Доля МНК к общероссийской добыче нефти составляет порядка 4%, сообщили нам в «Ассонефти», в Татарстане статистика иная — «малые» нефтяники добывают из недр земли примерно 20% нефти, это результат осознанной политики правительства РТ.
Использование попутного газа в РТ давно близится к 100%. Так, еще в начале 2017 года заявлялось, что «Татнефть» довела коэффициент использования попутного нефтяного газа до 96,4%. В свою очередь, малые нефтяные компании (МНК) заявляли о сжигании всего 9% ПНГ. 91% газа используется для разные целей, в том числе для нагрева нефти в путевых нагревателях, выработки электроэнергии, закачки в пласты и так далее.
Тем не менее введение налога может стать для татарстанских нефтяников дополнительным бременем. Согласно данным, опубликованным на сайте «Ассонефти», «Татнефть» в 2016 году добыла 941 млн кубометров ПНГ, а малые нефтяные компании (МНК) — 87 млн кубометров попутного нефтяного газа. Соответственно, для главной нефтяной компании Татарстана плата по налогу может составить боле 360 млн рублей, для малых нефтяников — 33,5 млн рублей. То есть из Татарстана будет изъято дополнительно не менее 400 млн рублей в виде нового налога на ПНГ.
Ренат Муслимов: «Нет уверенности, что цена все время будет держаться на сегодняшнем уровне»
«лучший вариант — отдавать этот газ на переработку на завод»
Консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов также убежден, что введение налога на ПНГ преждевременно, сейчас эта мера негативно повлияет на добычу нефти.
«Нефтяные компании [Татарстана] уже много мероприятий сделали, немало средств вложили в утилизацию ПНГ, — заявил Муслимов. — И только наши малые компании достигли показателя в 95 процентов (в 2012 году вступило в действие постановление правительства РФ, устанавливающее требование к нефтекомпаниям об утилизации 95% добываемого попутного нефтяного газа, ограничивающее объем его сжигания в факелах на месторождениях — прим. ред.), как с введением нового налога опять потребуются вложения. Не успели решить одну проблему полностью, как пришла другая».
По оценке Муслимова, дальше всех нефтяных компаний Татарстана в вопросе утилизации ПНГ продвинулась «Татнефть» — нефтяной гигант нашел применение для 97% добываемого газа. Малые нефтяные компании отстали от нее на 1–2%. «Проблемы с использованием ПНГ складываются на удаленных объектах нефтедобычи, этот газ сложнее транспортировать, поэтому его используют для нужд компании, в том числе как энергетический ресурс для добычи нефти, — пояснил собеседник издания. — Пусть это менее рациональное использование данного газа, но это применение, а не сжигание. Лучший вариант — отдавать такой газ на переработку на завод».
По мнению Муслимова, введение налога отдалит задачу по 100-процентной утилизации ПНГ. «Тем более непонятно, как себя поведут цены на нефть с этим налогом, — указывает он. — Нет уверенности, что стоимость все время будет держаться на сегодняшнем уровне».
«средние компании будут вынуждены идти на какие-то серые схемы с этим газом»
«БИЗНЕС Online».спросил мнение экспертов о целесообразности введения нового налога для нефтяников.
Юрий Зуев — генеральный директор ООО «ТК Транспетрол»:
— Любой налог, как правило, уменьшает рентабельность. Мало того, далее он передается к потребителю. Соответственно, если цены не повысятся, это ударит по рентабельности. А чтобы этого не случилось, должны вырасти цены, что породит инфляционные процессы. Поднятие стоимости энергоносителей всегда влечет за собой увеличение цены на продукт потребления или производства.
Как было с нефтепродуктами в свое время — розничные цены остановили, а акцизы подняли. Соответственно, все нефтяные компании оказались между молотом и наковальней. Розничные сети стали получать меньше прибыли и даже попали в убытки. Правительство взяло под контроль розничные цены, а оптовые растут. Получается эффект натянутой пружины. Рано или поздно ее все равно приходится отпускать и цены планомерно выходят на свой уровень. Введение дополнительных налогов влечет за собой рост стоимости — рано или поздно. Потому что компании не будут работать в убытки.
Это не метод — платить штраф и при этом не отдавать налог. Идет увеличение штрафов на второй или третий раз. Странно государственным компаниям не платить налог и давать пример другим. Государство своего не упустит, к тому же у нас энергоносители являются основным источником для бюджета.
Александр Лобусев — доктор геолого-минералогических наук, проректор Университета нефти и газа им. Губкина:
— Утилизация попутного газа — это, в общем-то, и так проблема. Лет 10 назад она практически в приказном порядке решалась тем, что этот газ либо закачивали в пласты для поддержания пластового давления и улучшения свойств нефти, разжижения ее, либо попутный газ добывался, очищался и подавался в трубу. Третий вариант — строить небольшие газоперерабатывающие заводы, условно говоря — «свечные заводики», и также его использовать в газохимической отрасли. Обкладывать этот нефтяной газ еще какими-то налогами — не совсем разумно. Потому что подобное так или иначе попутный нефтяной газ, это не то, что является прямой целью при добыче нефти. И утилизация его связана с определенными затратами. Я не буду говорить о больших предприятиях, у которых есть ресурсы, но средние компании будут вынуждены идти на какие-то серые схемы с этим газом, там вариантов масса. Либо просто прятать добычу, уменьшать газовый фактор и так далее, потому что налог непомерно большой.
А государству, чтобы получать эти штрафы, придется вводить службы, которые сами себя не окупят. Потому что они будут обязаны контролировать, сколько нефтяники сжигают газа. А им ответят, что у них сейчас «газовый фактор» ниже, чем предполагалось. И все — какие контролеры это проверят? Для государства такой учет будет невыгоден. Нефтяникам же этот контроль станет неудобен в первую очередь. Любые налоги невыгодны. Мы прекрасно понимаем, сколько платим за бензин нефтяникам и сколько государству.
Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:
— С учетом затрат на хранение и транспортировку ПНГ его утилизация не является для нефтегазовых компаний рентабельным бизнесом. Компаниям проще было сжигать его, сосредоточившись на более маржинальной нефти. Если в погоне за новыми источниками пополнения бюджетных доходов минфин добьется введения НДПИ на ПНГ, он разрушит всю систему стимулирования нефтяных компаний к сохранению и переработке ПНГ.
Конечно, у ВИНКов, которые наладили всю логистику и переработку ПНГ, не так много возможностей для отказа от данной деятельности, но определенный урон рентабельности их бизнеса это нанесет, повысив общую себестоимость нефтедобычи. Вероятно, при разработке новых месторождений в ряде случаев окажется выгоднее вернуться к сжиганию попутного газа. Чтобы наложить штраф, еще нужно уличить в нарушении, а это не всегда возможно. В то время как учет добытого газа в целях налогообложения наладить можно.
По данным Росстата, в прошлом году на нефтяных месторождениях РФ официально было добыто 88,6 миллиарда кубических метров попутного газа. Введение налога на уровне 385 рублей за 1 тысячу кубических метров означало бы изъятие у нефтяной отрасли свыше 34 миллиардов рублей.
Про весь Татарстан не скажу, поскольку доступная информация по малым нефтяным компаниям отсутствует. Известно, что у «Татнефти» один из самых высоких коэффициентов переработки извлекаемого ПНГ в нефтяной отрасли. В 2018 году он составлял 96,7 процента при общем объеме добычи чуть меньше 1 миллиарда кубических метров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.