«Производитель увеличивает стоимость топлива в пределах 7 процентов от установленной цены», — объявил сегодня СМИ председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. Перевозчики подчеркнули: это стало последней каплей, теперь они вынуждены продавать «новые» автобусы. Впрочем, пока что на Avito выставлены 7–11-летние машины, и без того обреченные на продажу, а эксперты топливного рынка говорят лишь о сезонных повышениях цен. Тем не менее вынужденной «оптимизации» перевозок, похоже, не избежать.
Как сообщил Сергей Темляков, в автотранспортные предприятия начали поступать письма от поставщиков топлива, в которых они настаивают на пересмотре договора в сторону увеличения цены
ТОПЛИВО ДОРОЖАЕТ
Казанские перевозчики, которые в последние время использовали массу поводов публично заявить о своем катастрофическом положении, нашли новый способ напомнить о себе. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков, в автотранспортные предприятия начали поступать письма от поставщиков топлива, в которых они настаивают на пересмотре договора в сторону увеличения цены. Пресс-релиз об этом он сегодня распространил по республиканским СМИ. «Поставщик нас проинформировал, что производитель прекращает производство дизельного топлива (летнее „Евро“, сорт С, вид 3), а также увеличивает стоимость дизельного топлива (межсезонное „Евро“, сорт Е) в пределах 7 процентов от установленной стоимости, — цитируются в сообщении слова директора ПАТП №4 Айрата Исхакова. — Скоро зима, а это значит еще рост расходов, так как топлива на зимний период нужно больше. По ПАТП №4 увеличение на 12 процентов». Как уточнил Темляков, речь не идет просто о замене летнего топлива на зимнее — выпуск дешевой марки ДТ, которую использовали перевозчики, и ТАИФ-НК, и ТАНЕКО якобы прекратили навсегда.
Однако президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов не в курсе каких-либо изменений, кроме сезонных. «Нужно смотреть на экономику, — заметил он. — На сегодняшний день я могу сказать, что розничные цены, а ПАТП покупают не дороже розницы, не повышались выше того уровня, о котором договорились у Козака (вице-премьера РФ Дмитрия Козака — прим. ред.). То есть увеличения были, но незначительные. Я имею ввиду 92-й, 95-й, дизельное летнее топливо. На зимнее дизельное топливо было согласовано возможное повышение на 2 рубля (в сравнении с прошлым годом — прим. ред.). Вот стоимость на 2 рубля ровно и поднялась у нас в республике, да и по всей стране так. Это те цены, которые согласованы с правительством России. Все было предсказуемо. На сегодняшний день ПАТП заправляются еще летним дизельным топливом. Но придет зима, и они будут дороже заправляться, как я понимаю. Но повторюсь, что цены не увеличивались выше того уровня, что установило правительство».
Заместитель директора ПАТП «Байлык №3» Руслан Юсупов также подтвердил, что речь идет о традиционном ежегодном повышении цен со стороны ТАНЕКО и ТАИФ-НК. «При том, что мы переходим на зимнее дизтопливо, которое и так дороже, производители еще добавляют сверху, — сетует он. — Какие у них аргументы, нам неизвестно. Они же монополисты, не хотите — не берите. А у „Лукойла“ цены вообще бешеные».
Ранее некоторые перевозчики уже ссылались на долги перед поставщиками топлива. В частности, руководство ПАТП №4 заявляло о долге поставщикам в размере 38 млн рублей.
Одно из главных требований в Казани — «свежий» транспорт, не старше 8–10 лет. Поэтому, когда подходит срок замены, автобусы продают
В ПРОДАЖЕ ТОЛЬКО СТАРЬЕ?
Второй аргумент перевозчиков — вынужденная продажа подвижного состава. «Скажу честно: ряд руководителей частных ПАТП уже выставили на продажу новые автобусы, — приводятся в релизе слова Юсупова. — Реализуем в другие регионы. Да, мы понимаем, что на маршрут из-за этого может выйти меньше автобусов, но поймите и нас, нам нужно как-то выживать».
Ранее казанские перевозчики указывали на то, что главные покупатели устаревших автобусов — предприниматели Самары. Причем приобретали они те самые машины, которые уже отслужили свой срок, а для города покупка «МАЗа-206» стала настоящим праздником — там это было преподнесено как «обновление» подвижного состава к чемпионату мира по футболу.
Сейчас на сайте Avito в Казани можно найти несколько красных автобусов, причем некоторые объявления размещены неоднократно. Почти месяц назад появилась запись о продаже «МАЗа-206» 2011 года выпуска с пробегом около 500 тыс. км за 610 тыс. рублей. Отмечается, что продажа организуется аукционом и есть сразу несколько автобусов.
Мы позвонили по номеру, указанному в объявлении, под видом покупателя. Собеседник сообщил, что автобус использовался в ПАТП №2, и цену скинуть отказался. «Мы реализуем муниципальное имущество, то есть на основании оценки. Это минимальная стоимость, имущество города, мы сами ценой не распоряжаемся, — объяснил он и перечислил следующие шаги. — Приходите, осматривайте имущество. Если нравится, вы пишете заявку на участие в аукционе (бланк я вам предоставлю) — и заключаем договор о внесении задатка в 10 процентов. Потом наступает время аукциона. Если вы единственный участник, забираете по минимальной цене. Если не единственный, происходят торги».
В наличии у компании два автобуса на продажу. Видеонаблюдение из машин снято, но есть возможность установки. «Состояние автобусов нормальное, хорошее», — сказал собеседник. Причиной продажи он назвал использование предприятием транспортных средств только большой вместимости, а продаются средней. «По контрактам нет автобусов средней вместимости. Они были, но потом город изменил условия», — сказал продавец.
Руслан Юсупов: «При том, что мы переходим на зимнее дизтопливо, которое и так дороже, производители еще добавляют сверху»
Еще одно объявление было размещено во второй половине октября ООО «Байлык №3». В нем указано, что автобус марки «НЕФАЗ» 2008 года выпуска продается за 499 тыс. рублей. Тот же самый перевозчик вчера разместил еще одно объявление о продаже «НЕФАЗа», уже 2012 года выпуска, но за 4,2 млн рублей. Продавец не ответил на телефонный звонок.
Отметим, что одно из главных требований в Казани — «свежий» транспорт, не старше 8–10 лет. Поэтому, когда подходит срок замены, автобусы продают, и здесь все примерно так же, как с реализацией подержанных машин: 8-летка стоит дороже, чем 10-летка. Таким образом, перевозчики начинают плановую замену транспорта, потому что предстоит закупка новых автобусов, а старые надо реализовать не в ущерб бизнесу.
Юсупов подтвердил нашему корреспонденту, что продает на Avito в том числе и старые автобусы, а под новым имеется в виду «НЕФАЗ» 2012 года выпуска. «Конечно, они не абсолютно новые, не те, которые взяты в лизинг, мы их не можем продавать, — объяснил он. — Мы выкупили 7-летние автобусы и реализуем на Avito. Они подходят под организацию перевозок, уже поступило много звонков от других регионов, на следующей неделе приедут покупатели смотреть. А старые автобусы я продаю уже год, ни одного звонка нет, они никому не нужны».
По словам перевозчиков, полная компенсация льготного проездного, положенная федеральным законодательством, решила бы все проблемы
«Мы спорим с перевозчиками, потому что тариф все-таки можно пересматривать, но они в это не верят»
Напомним, перевозчики требуют от комитета по тарифам полной компенсации льготного проездного из бюджета (поднять тариф с нынешних 18 до 27 рублей) или повышения стоимости проезд для пассажиров. Уже сейчас в рейс выходят не все автобусы, увеличивается интервал движения. По словам перевозчиков, полная компенсация льготного проездного, положенная федеральным законодательством, решила бы все проблемы. Письмо министра финансов РТ Радика Гайзатуллина ассоциация перевозчиков восприняла как принципиальное согласие выделить средства, если такое решение примет комитет по тарифам. Перевозчики послали документы с экономическим обоснованием требований заказчику услуг — в комитет города по транспорту, который должен был передать их в комитет по тарифам. Однако в результате сотрудники комитета в прошлый вторник сами нагрянули в ПАТП с проверкой финансовой отчетности. По словам Темлякова, эта проверка продолжается до сих пор.
Сегодня перевозчики собрались на совещании в комитете по транспорту исполкома, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель комитета Айдар Абдулхаков объяснил их логику: они настаивают на оптимизации расходов. «Дело в том, что перевозчики, выходя на муниципальный контракт, приобретали свой подвижной состав, опираясь на муниципальное задание, — пояснил он, — и рассчитывали на соответствующий тариф, чтобы оплачивать лизинг, зарплату водителям и нести все расходы. Но тариф не соответствует затратам, и перевозчики сегодня объясняют: необходима оптимизация. Купленные в лизинг автобусы не выходят на линию, потому что нет водителей. В этом случае за них невозможно вносить лизинговые платежи. Мы спорим с перевозчиками, потому что тариф все-таки можно пересматривать, но они в это не верят. А подушки безопасности для покрытия убытков в связи с содержанием „лишних“ водителей, оплатой лишних платежей у них нет».
Письмо министра финансов РТ Радика Гайзатуллина ассоциация перевозчиков восприняла как принципиальное согласие выделить средства, если такое решение примет комитет по тарифам
То есть фактически перевозчики приводят свою экономику к тому тарифу, который складывается из их прямых затрат. Цель — уложиться в прокрустово ложе разрешенных госкомитетом по тарифу расходов. Фактически работать по нормативным затратам — с определенным количеством рейсов, закрывая маршрут с утра до вечера, с нормативным числом водителей — тариф в 27 рублей уже не позволяет. Ранее перевозчики говорили, что они вынуждены сократить рейсы после 20 часов, снизить интервал движения автобусов из-за проблем с финансированием работы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 282
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.