«Наладил в гараже ремонт машин, приходят то ли бандиты, то ли ребята хуже бандитов: «Отстегивай!» Легализация нужна, чтобы государство могло защитить и от тех и от других» — заявил вчера в Госдуме автор налога на самозанятых Андрей Макаров. В результате эксперимент, который уже идет в Татарстане, расширили еще на 19 регионов. О том, как КПРФ и «Справедливая Россия» обещали голосовать против законопроекта, но не сделали этого и за что стало стыдно режиссеру Бортко, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Как горделиво рассказывал своим коллегам Андрей Макаров (справа), на сегодня из тени вышли и официально зарегистрировались самозанятыми более 280 тыс. человек
КПРФ И «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ПРОТИВ, НО ТОЛЬКО НА СЛОВАХ
Накануне Госдума обсудила и приняла в первом чтении законопроект о расширении эксперимента по введению «налога на профессиональный доход» (НПД), который чаще всего называют налогом на самозанятых. До сих пор проект, стартовавший в начале 2019 года, обкатывался в четырех регионах РФ: Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Теперь его решили распространить на всю Россию. Но не сразу. Сначала, с июля 2020 года, к «передовой четверке» добавят еще 19 субъектов Федерации. И только потом специальный налоговый режим начнут внедрять на территории всей страны. Как неоднократно рапортовали чиновники разного ранга, такое решение было принято ввиду успешности эксперимента: налог стал пользоваться популярностью у граждан, которые до сих пор, работая на себя, прятались в серой зоне. Как горделиво рассказывал накануне своим коллегам депутат Андрей Макаров, на сегодня из тени вышли и официально зарегистрировались самозанятыми более 280 тыс. человек, хотя в конце октября их еще было 260 тысяч. Также положительную динамику ранее отмечали и представители Татарстана: если в июне на налоговый учет встали лишь 15 тыс. жителей республики, то к началу ноября таковых было уже 37 тыс. человек. До конца года власти региона планируют зарегистрировать еще около 60 тыс. самозанятых, а всего в РТ, как сообщали республиканские чиновники, насчитывается порядка 300 тыс. человек, которых можно отнести к данной категории.
Из тех татарстанцев, кто уже поверил в новую государственную реформу, примерно 12 тыс. работают в сфере услуг, около 9,5 тыс. — в строительстве и 8 тыс. таксуют. За первые 9 месяцев 2019 года они пополнили республиканскую казну примерно на 51 млн рублей, притом что ранее 83% этих граждан вообще не регистрировали свою деятельность и не платили налоги.
Напомним, по условиям эксперимента, самозанятым может стать гражданин, который предоставляет платные услуги, но не нанимает работников, а его годовой доход не превышает 2,4 млн рублей. Для этой категории разработана своя налоговая ставка: с каждого платежа за товар или услугу они должны отчислять в региональный бюджет либо 4%, либо 6% — в зависимости от того, кто является покупателем услуги, частный покупатель или юридическое лицо.
В плюсы такого режима его инициаторы записывают то, что заявленные параметры не станут меняться в течение всего эксперимента, который продолжится до 2028 года, а самозанятые будут пользоваться защитой государства. К тому же им не придется сталкиваться с волокитой при регистрации и заморачиваться общением с налоговыми органами. Для оформления официального статуса достаточно скачать специальное приложение для смартфона «Мой налог». Регистрация очень проста: после ввода персональных данных и сканирования паспорта надо сделать селфи, а вместо подписи — моргнуть на камеру. Приложение позволяет не только встать на учет, но и помогает сформировать справку для ежемесячной уплаты налогов.
Однако при перечислении всех преимуществ эксперимента гораздо реже вспоминают о том, что государство не просто так взялось за эту категорию граждан. А речь идет об огромной армии людей: по данным Росстата, сегодня в стране чуть ли не 25% всего трудоспособного населения России нигде не числятся и не платят налоги. С другой стороны, есть опасность, что в категорию самозанятых перейдут те, кто сегодня работает на различных предприятиях и фирмах. Для многих руководителей и владельцев бизнеса слишком велик соблазн снизить довольно высокие отчисления государству до смешных 4–6%.
Как бы то ни было, реформа масштабироваться будет, тем более что она поддержана президентом. Несмотря на это, вчера на Охотном ряду депутаты под телекамеры эмоционально критиковали законопроект, отчаянно изображая дискуссию и плюрализм мнений. Представители КПРФ и «Справедливой России» и вовсе категорично заявили, что голосовать будут против. Однако к моменту нажатия кнопок многие просто разбежались, в зале пленарных заседаний остались только 302 депутата. Из них лишь один высказался против, трое воздержались, а все остальные сказали законопроекту да.
Валерий Гартунг резонно заметил, что в розданных документах не сообщается, какие конкретно компании злоупотребили налоговым режимом и есть ли вообще подтверждающие сей факт материалы
«ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВО МОГЛО ЕГО ЗАЩИТИТЬ И ОТ ТЕХ БАНДИТОВ, И ОТ ДРУГИХ»
Соответствующий тон обсуждению, которое длилось всего 44 минуты, задал упомянутый глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Макаров, давно отточивший свое ораторское мастерство как в стенах парламента, так и в различных телепрограммах. Как он заявил, мониторинг исполнения эксперимента идет в ежедневном режиме, что и позволило увидеть рост числа плательщиков НПД за последние три недели на 20 тыс. человек. Макаров подчеркнул, что это стало возможным благодаря тому, что закон гарантирует неизменность объявленных ставок налога в течение 10 лет. «То, что является главным для людей, — предсказуемость», — отметил спикер, но тут же не совсем логично добавил, что людей больше всего беспокоит необходимость общения с налоговыми органами. Это стало известно на фокус-группах, на которых технологию тестировали более 10 тыс. человек.
При этом он признал, что в ходе эксперимента не обошлось и без нарушений в связи с перетоком трудовых резервов. «Если будут вопросы, я могу рассказать, что, где, как, какие предприятия злоупотребляют, — опережая оппонентов, поднял тему глава комитета по бюджету и, театрально возвысив голос, продолжил. — На сегодня 13 предприятий в стране злоупотребили этим режимом и перевели своих сотрудников на режим для самозанятых». Макаров отказался называть нарушителей, но эмоционально добавил, что налоговая знает их поименно. А чтобы иметь инструмент воздействия на самых хитрых, идет дальнейшая доработка закона. В целом же эксперимент в четырех пилотных регионах показал, что 60% из зарегистрировавшихся «никогда никаких налогов не платили». Автор закона отметил опасность того, что режим самозанятости начнут использовать регионы, которым объективно не хватает средств, и они станут «загонять людей в этот режим». Поэтому эксперимент и решено распространить пока только на регионы-доноры и города-миллионники.
Доводы Макарова убедили не всех. Например, представитель «Справедливой России» Валерий Гартунг резонно заметил, что в розданных документах не сообщается, какие конкретно компании злоупотребили налоговым режимом и есть ли вообще подтверждающие сей факт материалы. Макаров сослался на налоговую тайну и добавил, что он сказал об этом исключительно для того, чтобы нарушители знали, что они, по сути, на контроле: «Злоупотребление правом можно рассматривать налоговой в общем порядке».
«Если это налоговая тайна, то как она стала вам известна? — как бы шутливо, но с серьезным выражением лица заметил элдэпээровец Сергей Иванов и задал уже тот вопрос, который волновал его явно больше. — Мне интересно, а людей не обеспокоит, какая пенсия у них будет, если они воспользуются этим предложением?» Представитель партии Жириновского также добавил, что человек, который не платил налоги, все равно имел право на минимальную социальную пенсию. «И с какой радости ему выходить из тени, платить налоги и получать ту же самую минимальную социальную пенсию?» — завершил вопросом свою речь Иванов.
«В вопросе как бы дан ответ. Но надеюсь, это не претензия к председателю комитета по бюджету, кстати, соавтору самой идеи данного налога», — напомнил о своем вкладе в данное новшество Макаров и добавил «для сведения», что он еще и член коллегии ФНС, из чего следовало, что о налоговых тайнах он знает «исключительно по должности». А потом все также эмоционально перешел к ответу, суть которого сводилась к тому, что если неплативший налогов вступает в режим для самозанятых, то в плане пенсии, т. к. закон не про это, для него ничего не меняется. «Его положение не ухудшается и не улучшается, — признал Макаров и тут же привел „убойный“ аргумент. — Тот, кто сегодня наладил в своем гараже ремонт машин и к которому приходят то ли бандиты, то ли ребята, которые хуже бандитов, и говорят: „А ну-ка давай отстегивай!“, не может даже к государству обратиться за защитой! Легализация нужна человеку, чтобы государство могло его защитить и от тех бандитов, и от других». Кто эти загадочные «другие бандиты», глава комитета не уточнил, но по всему выходило, что речь идет о представителях того самого государства, которое должно защищать гаражного мастера.
По данным Росстата, сегодня в России чуть ли не 25% всего трудоспособного населения России нигде не числятся и не платят налоги
«ЭКСПЕРИМЕНТЫ ИДУТ В ОДНУ СТОРОНУ — КАРМАНА ПРОСТЫХ ГРАЖДАН»
Элдэпээровец Александр Диденко, спрашивая о самозанятых пенсионерах, сослался на газетную статью, утверждающую, что в этом случае пенсионеры получают статус работающего. А разница в этом случае в плане индексации пенсий ощутимая. Макаров не мудрствуя лукаво «отослал» Диденко к Михаилу Булгакову. При этом он ехидно заметил, что далеко не все глубоко изучали труды писателя, зато все хорошо знают Владимира Владимировича Бортко. «Я хотел бы повторить фразу, которая стала бессмертной не потому, что ее когда-то написал Булгаков, а потому что ее показал Бортко: „Никогда не читайте перед обедом советских газет“. — „Ну ведь других-то нету“. — „Вот никаких и не читайте“».
С неожиданным критическим замечанием выступил единоросс Виталий Ефимов. По его словам, таксист должен быть профессионалом и не бандитом, а его машина — исправной. «Кто у самозанятых будет это контролировать? Он встал после третьей смены и пошел пару часов поработать. Вы спросите у нас, профессионалов (Ефимов является первым зампредседателя комитета по транспорту Госдумы — прим. ред.): что делать? У нас в этом году снижение на 2,3 процента происшествий. А на такси на 20 процентов идет рост. Можно ли допускать к особо опасным профессиям самозанятых?» — спросил Ефимов.
Надо сказать, ранее Макаров упоминал отраслевой документ, согласно которому таксистом может стать лишь тот, кто зарегистрирован в качества индивидуального предпринимателя. «Так что любой гаишник может остановить водителя и сказать: „А мне плевать, что ты самозанятый, у тебя лицензии не должно быть в таком случае?“» — рисовал воображаемую картину красноречивый депутат, говоря о «гильотине», предложенной Дмитрием Медведевым. Но на вопрос Ефимова об опасной профессии он, ничуть не смутившись, заявил: «Именно об этом я и попытался сказать». После чего Макаров вдруг предложил проверить, кто конкретно из таксистов совершает нарушения — самозанятые или нет. Дискуссия приобретала какой-то кэрролловский характер.
После вопросов начались выступления. Ярослав Нилов от ЛДПР отметил, что на фоне пенсионной реформы законопроект о самозанятых появился абсолютно не вовремя: «Мы помним, какая была реакция наших граждан… Кричали, что пытаются забрать последнее, мы не от хорошей жизни зарабатываем, зачем вы лезете к нам карман и так далее. Поэтому надо учитывать морально-эмоциональное состояние граждан». Нилов также заметил, что самозанятые демотивированы, на рынке труда идет деградация, и сослался на представителей профсоюза таксистов, которые говорили, что они вообще считают своими работодателями агрегаторы. А новый налог, на взгляд таксистов, взимается неправильно, так как он берется с оборота, а не с прибыли.
Однофамилец предыдущего оратора, Олег Нилов из «Справедливой России», заявил, что его фракция «не будет поддерживать развитие этого эксперимента», т. к. они не услышали итогов. «Кроме того, что 280 тысяч вышли из тени и им стало хорошо. Слова, слова, слова. Никаких доказательств этого „хорошо“ мы не получаем», — нелицеприятно оценил ораторские усилия Макарова второй Нилов, хотя и добавил, что когда миллионы граждан не платят налоги — несправедливо. Мол, в большинстве стран это преступление, что тоже правильно, но во многих государствах есть и не облагаемые налогом доходы — даже в Китае. Тут депутат свернул на одну из любимых тем партии Сергея Миронова — о прогрессивном налоге: «Вы тоже не хотите эту несправедливость хотя бы в экспериментальном порядке как-то отрегулировать? Давайте Москву и Петербург в такой эксперимент окунем, и, может быть, тогда не надо будет этих пенсионеров, предпенсионеров подводить под уплату пусть и небольших налогов». В заключение он отметил, что «эксперименты идут в одну сторону — кармана простых граждан, бедных и нищих», именно их копейки и хотят вытрясти.
Айрат Фаррахов: «Что мы обещали нашим избирателям? Нулевая бюрократия, максимальная цифровизация всех процессов, максимально удаленное общение с государством, контроль, надзор и государственная поддержка»
«БОРТКО УШЕЛ СПЕЦИАЛЬНО, ЕМУ БЫЛО СТЫДНО СЛУШАТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ»
Хор критиков наконец сломал единоросс, представитель Татарстана Айрат Фаррахов, который сообщил, что «ЕдРо» закон поддержит, и рассказал об оценках результата эксперимента в РТ. «Что мы обещали нашим избирателям, когда мы начинали этот эксперимент? Нулевая бюрократия, максимальная цифровизация всех процессов, максимально удаленное общение с государством, контроль, надзор и государственная поддержка», — перечислил главные обещания Фаррахов и уверил, что все они исполнены. Он также сообщил, что правительство внесло в Госдуму закон о приравнивании самозанятых к малому и среднему предпринимательству при процедуре закупок, который уже одобрен профильным комитетом. А сегодняшний закон, по словам Фаррахова, — о праве, возможностях и доверии. Регионы благодаря ему могут улучшить свою деловую среду и увеличить конкурентность, потребитель получит качественную услугу, а бизнес — конкурентного, стабильного и прозрачного партнера. Также Фаррахов подчеркнул, что результаты эксперимента в 2028 году будет оценивать Госдума IX созыва, но уже сегодня, по его словам, закон позволяет человеку ответить на вопрос, как поступить в той или иной ситуации. А законы для этого и нужны.
В бочку меда Фаррахова добавила свою ложку дегтя коммунистка Вера Ганзя. Она подтвердила, что регионы, безусловно, заинтересованы вводить данный режим. «А чего им не быть заинтересованными? — с подковыркой и, подобно Макарову, неожиданно громко спросила Ганзя. — Во-первых, они сами платили за тех, кто не работал и обращался в поликлиники. Второе: часть этих денег станет поступать в бюджет региона — конечно, они будут заинтересованы… А вот людей-то вы спросили?» И тут же усомнилась в заинтересованности самих самозанятых. Затем Ганзя озвучила то, о чем давно говорят в народе, — дескать, когда «бедолаги выйдут из тени и встанут на учет», то впоследствии может оказаться, что они будут платить все налоги по полной программе. «Для того, скорее всего, это и вводится», — эмоционально заключила коммунистка.
«Бортко ушел специально, ему было стыдно слушать некоторые выступления, — миролюбивым тоном уколол Ганзю Макаров, взявший заключительное слово, и творчески развил слова коммунистки. — На самом деле ключевой вопрос подняла Вера Анатольевна. Она сказала главное: „А вы спросили людей?“ Вот мы этим законом спросили людей… Данный закон предоставляет право: хочешь — да, не хочешь — нет… За 9 месяцев 280 тысяч — результат того, что мы спросили людей. Этот режим у народа востребован. Фаррахов Айрат Закиевич сейчас рассказывал почему? Потому что он прожил все эти 9 месяцев вместе с самозанятыми в Татарстане, обсуждая каждую проблему, которая возникает. Он это знает». И профессионально оптимистичным голосом Макаров заявил, что обсуждение в тональности «а вы людей спросили» не имеет никакого отношения к налоговому эксперименту, который «идет успешно». Так как люди свое мнение уже высказали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.