Полтора года назад ТАИФ передал один из своих телевизионных активов — музыкальный татарский канал «Майдан» — под контроль другого — ТНВ. Создатель «Майдана» Дамир Давлетшин был вынужден покинуть собственное детище, но все это время планировал запуск нового проекта. С одной стороны, «без» — это «мы», с другой — «шило», говорит гендиректор нового телеканала, намекая, что игла с рукояткой может пробить путь в самой сложной ситуации. О том, каким будет ответ Давлетшина, — в материале «БИЗНЕС Online».
Одним татарским каналом на просторах отечественного ТВ стало больше
НА 128-й КНОПКЕ «ТАТТЕЛЕКОМА» И НА YOUTUBE
Одним татарским каналом на просторах отечественного ТВ стало больше. Внимательный интернет-пользователь мог уже заметить, что на YouTube идет онлайн-вещание телеканала «Без», параллельно он появился в сетке кабельного телевидения «Таттелекома» (128-я кнопка) и на данный момент работает только на территории Татарстана. Контент пока выглядит вполне стандартно: музыкальные клипы, живые концертные выступления… Но, помимо этого, можно наткнуться, скажем, на разговорную передачу, в которой гости беседуют на фоне эмблемы всемирного конгресса татар.
«Без» — это проект бывшего генерального директора канала «Майдан» Дамира Давлетшина. Летом прошлого года его детище ушло под контроль ТНВ, а сам Давлетшин покинул «Майдан» и все время с того момента не скрывал, что ищет возможность снова попробовать себя на телевизионном поприще, параллельно отметившись, например, даже в конкурсе на замещение должности руководителя Казанского цирка.
Сам гедиректор «Без» рассказал «БИЗНЕС Online» некоторые подробности, касающиеся настоящего и будущего нового телепроекта. В частности, его присутствие в кабельной сети «Таттелекома» объясняется тем, что руководство республиканского телекоммуникационного гиганта (переговоры начинались еще тогда, когда его возглавлял Лутфулла Шафигуллин) изначально поддержало идею создания такого канала, получив эксклюзивное право на вещание.
«Без» — это проект бывшего генерального директора канала «Майдан» Дамира Давлетшина
Кроме того, «Без» выступит не татароязычным в чистом виде, а скорее татарско-русским каналом, где будут показывать программы на двух государственных языках РТ. По словам Давлетшина, «Без» станет развлекательным телеканалом, при этом, в отличие от «Майдана» и ТМТV, здесь кроме музыки должны транслироваться спортивные и культурные передачи. Помимо «Таттелекома», открытие нового телеканала поддержал и всемирный конгресс татар — в эфир будут выходить передачи студии «Донья». Спортивный контент станет формироваться, возможно, прямыми трансляциями соревнований молодежных команд (почему бы, например, не показывать поединки дублеров «Рубина», «Ак Барса» или УНИКСа), татарской борьбы корэш, ведутся переговоры и с «Матч ТВ». Также здесь планируют транслировать фильмы (художественные и документальные), произведенные «Татаркино».
Согласно сведениям системы «Контур.Фокус», ООО «БТВ» с уставным капиталом в 250 тыс. рублей было образовано 6 февраля 2019 года, а в качестве юридического адреса значится здание «Татмедиа» (Казань, ул. Декабристов, 2). Впрочем, Давлетшин говорит, что о государственном участии в «Без» речи не идет, просто это удобно, его команда сняла тот же офис, который у них был здесь же во времена «Майдана». При этом взаимодействие со структурами «Татмедиа» все равно планируется, в частности, в качестве бегущей строки здесь должны появиться новости госагентства «Татар-информ»: «Как на РБК».
Имен инвесторов, которые помогли создать новый канал, Давлетшин не называет. Между тем, по информации «БИЗНЕС Online», речь в любом случае не идет о каких-то гигантских спонсорских вложениях от загадочных меценатов, учредителям «Без» пришлось вкладывать и свои средства. Учредители — это 7 человек, ранее работавших на «Майдане», но не захотевших там остаться под крышей ТНВ. По базе данных «Контур.Фокус», директором ООО «БТВ» является сам Давлетшин, у него 50% компании. 10% принадлежит бывшему соучредителю «Майдана» Эдуарду Утяганову, по 8 процентов редакции канала — Дамиру Билалову, Фанилю Вакказову, Константину Случаеву, Данису Давлетшину и Айгуль Набиуллиной (главному редактору «Без»).
Согласно сведениям системы «Контр.Фокус», ООО «БТВ» с уставным капиталом в 250 тыс. рублей было образовано 6 февраля 2019 года, а в качестве юридического адреса значится здание «Татмедиа»
«НАШ МИР РАЗДЕЛИЛИ. КТО-ТО ОСТАЛСЯ НА СВОЕМ ПОЛЕ, МЫ ЖЕ ПОШЛИ К ВЕРШИНЕ СВОЕЙ ДОРОГОЙ»
Сам Давлетшин особо не скрывает, что хочет доказать свою состоятельность как телевизионный менеджер с тех пор, как его «попросили» с «Майдана». К примеру, даже название своего нового канала он трактует двояко. С одной стороны, «без» в переводе с татарского — «мы», с другой — «шило», которым можно проткнуть любую преграду, чтобы выбраться наружу. «Мы все равно найдем свою дорогу», — так говорит директор «Без». О том, что канал — это привет холдингу «Татарстан – Новый Век», говорит и его заставка. Так, между музыкальными номерами на экране появляются следующие слова: «Когда-то мы были одним целым, мы открывали один мир, мы не делили это пространство. Пришло время, наш мир разделили. Кто-то остался на своем поле, мы же пошли к вершине своей дорогой. Этот путь не прямой, лента дороги меняется с широкой на узкую и наоборот, но мы уверены в выбранном пути. Мы („Без“) — это творчество, это искусство, это культура, это спорт, новости и политика».
Напомним, что летом 2018 года татарский музыкальный телеканал «Майдан» перешел под контроль ТНВ, а его бессменный гендиректор Давлетшин покинул свое детище. Инициатором создания «Майдана» в 2011-м был нынешний генеральный директор ТАИФа Руслан Шигабутдинов, а финансирование шло через контролируемый им фонд прямых инвестиций. Последний передал свой 51% акций ТНВ (главным спонсором которого также является ТАИФ), так что оставшиеся 49%, принадлежавшие Давлетшину и его партнерам, уже не играли никакой роли.
Тогда говорилось о том, что фонд прямых инвестиций попросту решил избавиться от убыточного актива, сам же теперь уже директор «Без» говорил, что гендиректор ТНВ Ильшат Аминов лично заблокировал сделку с инвесторами из Башкортостана, которая могла решить финансовые проблемы «Майдана», и забрал себе готовый канал, известный среди зрительской аудитории.
Ильшат Аминов
«Что касается „Майдана“, то с той политикой, которую ведет новое руководство, со временем он превратится просто в транслятор клипов. Будут работать два человека: один человек станет собирать эти клипы, второй — рекламу ставить», — сокрушался полтора года назад в интервью «БИЗНЕС Online» Давлетшин. Глядя на нынешний контент канала, можно сказать, что создатель «Майдана», видимо, оказался прав.
«Сейчас мы стали умнее, уже ни у кого нет контрольного пакета акций в размере 51 процента, — рассказывает Давлетшин нашему корреспонденту уже про день сегодняшний, напоминая о семерке учредителей „Без“. — Каждый вносит свой вклад в развитие нового проекта. Это уже команда — когда у тебя имеется доля, то есть и доля ответственности. Не ждешь, когда какой-то дядя будет платить зарплату, тебе самому необходимо понимать, что мы должны сейчас собраться и думать о том, как нам заработать деньги и запустить проект. Ты уже сам участвуешь в нем, пытаешься найти на него деньги, чтобы его продвинуть и так далее Ты уже хозяин». При этом надо отметить, что, помимо 50% компании, которые принадлежат директору, еще 8% у его сына Даниса, так что фактически канал полностью контролирует Давлетшин.
1 декабря в Татгосфилармонии будет большой концерт — своеобразная презентация «Без», а заодно на эту сцену возвращается после полуторагодичного перерыва программа «Казан кичләре» — интерактивный концерт, который раньше был одним из самых ярких телепроектов «Майдана». «24 февраля мы планируем провести подобный концерт уже в Уфе под названием „Туган як кичләре“», — отмечает Давлетшин.
Директор нового телеканала также указывает, что финансовая составляющая «Без» будет складывать не только за счет платной ротации клипов: «На подобное ставку мы не делаем, а занимаемся прямыми трансляциями в интернет и на телеэкраны, это будет дополнительный заработок, чтобы содержать канал. Говорят, что телевидение умирает, нет, оно сейчас должно быть в синтезе с интернетом. Необходимо организовать трансляцию и на телевидение, и в интернет. Если кто-то захочет, чтобы его мероприятие было и там и там, мы сможем это сделать: первым потоком картинка пойдет в интернет, вторым — на наш канал».
«Сейчас мы являемся площадкой для творческих людей. Если им нужен телеканал, пожалуйста! Например, проект „Мин юморист“ отдает нам свой прошедший сезон», — отмечает Давлетшин. Но сам платить за этот контент, заказывать какие-то передачи «Без» финансово пока не готов.
«ТАТАРАМ НЕ ХВАТАЕТ СВОЕГО КАНАЛА «КУЛЬТУРА»
«Открытие нового канала — это хорошо с учетом того, что нас, татар, много в мире, русских каналов миллион, а количество татарских можно просто по пальцам пересчитать», — сказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор татарского музыкального канала «Туган тел», вещающего из Башкортостана, Азат Вахитов. Ежегодные затраты своего канала он оценивает примерно в 10 млн рублей: «У нас много затрат, особенно много их приходится на спутник». При этом Вахитов считает, что со временем «Без» может выйти на самоокупаемость: «Все зависит от востребованности. Но в начале ему будет очень сложно».
«Я считаю, что таким каналам нужна поддержка на государственном уровне, — уверен экс-гендиректор холдинга „Румедиа-Казань“ Марат Ибляминов. — Во-первых, государство в лице главного заказчика должно ставить определенные цели и задачи, которые часть этого национального вещания должна решать. Необходимо ввести уроки татарского для тех, кто начал изучать язык. Может быть, сделать какие-то детские программы, социально значимые, социальную рекламу…» Ибляминов считает, что если частный бизнес идет и взваливает на себя функцию по сохранению языка и созданию языковой среды, то он вправе рассчитывать на поддержку и на встречные шаги государства: «Только так мы сможем это все воссоздать и развить».
Рифат Фаттахов: «Конкуренция, во-первых, всегда повышает качество, во-вторых (это я и как продюсер говорю), создаст больше возможностей для раскрутки наших молодых исполнителей»
«В плане продвижения молодых исполнителей особую играло, играет и будет играть телевидение, — напоминает директор фонда им. Вагапова, продюсер Рифат Фаттахов. — Когда каналов очень мало, естественно, рождается такое понятие, как монополия, что приводит к тому, что они начинают выдвигать свои требования, в том числе достаточно жесткие финансово, что и понятно. Но если у нас появится побольше телеканалов, то между ними возникнет определенная конкуренция. А она, во-первых, всегда повышает качество, во-вторых (это я и как продюсер говорю), создаст больше возможностей для раскрутки наших молодых исполнителей».
При этом эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что татарам не хватает своего канала «Культура». «Некое ретро- или ностальжи ТВ, где можно было бы невостребованную современным телевидением часть показывать: различные пьесы, спектакли, постановки, старые фильмы, кинохроники и так далее, — говорит Ибляминов. — С появлением такого канала эти „трынди-брынди“, трехаккордовые попрыгушки полосатых чулков, перепевающих турецкие и арабские песни, потеряют очень много зрителей, потому что на самом деле не стоит думать, что народ нуждается только в „два притопа, три прихлопа“. Ему необходим более высокий, классический контент. И ведущими на этом телеканале пусть будут Фарид Бикчантаев, Рамиль Тухватуллин и другие театральные деятели. Они на татарском языке станут комментировать эти постановки, рассказывать историю, показывать архивные кадры наших деятелей культуры... Архивные кадры с записями концертов Альфии Авзаловой, Ильгама Шакирова, Хайдара Бигичева».
«На татарском телевидении не хватает своего канала „Культура“. Это, наверное, не может быть коммерческим каналом, но надо учитывать и последние вызовы времени, — продолжает Фаттахов. — Ведь никто никогда не отрицает роль высокой культуры в сохранении как языка, так и всего народа. Я думаю, что данный канал, конечно, будет дорогостоящим, но это окупится сторицей».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.