Саитов был приговорен к двум годам колонии общего режима и штрафу в 500 тыс. рублей, после чего отпущен на свободу. Суд учел два месяца, проведенных Саитовым в СИЗО и почти два года домашнего ареста Саитов был приговорен к 2 годам колонии общего режима и штрафу в 500 тыс. рублей, после чего отпущен на свободу. Суд учел 2 месяца, проведенных Саитовым в СИЗО и почти 2 года домашнего ареста

«Буду очень сильно рад, если они тоже в тюрьму не сядут»

Оглашение первого приговора по основному делу «РенБизнесАвто» заняло не больше двух часов. Обвиняемый — владелец менделеевского ООО «ТД „Авто“» Ильдар Саитов — пришел на последнее заседание в компании своего адвоката Эрика Валеева. На задних рядах место занял неприметный мужчина, который ни к одной стороне прямого отношения не имел — уже после заседания выяснилось, что это конкурсный управляющий Шамиль Гарипов, который несколько дней не мог добиться встречи с Саитовым. Дело в том, что ООО «ТД „Авто“» 2 декабря решением Арбитражного суда РТ было признано банкротом и в отношении компании открыто конкурсное производство до 12 мая 2020 года. Переговорить Саитову и Гарипову удалось лишь после приговора.

Отметим, что в ходе прений сторон прокуратура отказалась от предъявленных ранее обвинений по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества») и ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов»), так что Саитову инкриминировалась лишь ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Прокуратура запросила для него 4 года и 6 месяцев колонии общего режима, но, по решению бывшего председателя Набережночелнинского городского суда, а ныне федерального судьи Рината Гайфутдинова, Саитов был приговорен к 2 годам колонии общего режима и штрафу в 500 тыс. рублей, после чего отпущен на свободу. Суд учел 2 месяца, проведенные Саитовым в СИЗО, и почти 2 года домашнего ареста.

Подобное решение для менделеевского бизнесмена, который частично признал вину и согласился на сотрудничество со следствием, оказалось оптимальным, так что, общаясь с прессой, он не скрывал своего удовлетворения.

— Доволен процессом, все устраивает. Больше никогда в эту группировку не зайду, — смеясь, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Саитов. — Дальше буду заниматься бизнесом. Но в какой сфере — я ответить сейчас не готов.

На просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» дать прогноз по отдельному делу других фигурантов — Рафиля и Рената Габделхаковых — Саитов заявил было, что судьба их его не интересует, но был перебит адвокатом и поддержал позицию последнего: «Да, пускай они тоже будут счастливы, богаты. Буду очень сильно рад, если они тоже в тюрьму не сядут».

Между тем под следствие попал еще один сын Габделхакова — Ильнар, которого обвиняют в краже 36 арестованных «КАМАЗов». В минувший четверг суд заключил Ильнара Габделхакова под стражу на время следствия Между тем под следствие попал еще один сын Габделхакова — Ильнар, которого обвиняют в краже 36 арестованных «КАМАЗов». В минувший четверг суд заключил Ильнара Габделхакова под стражу на время следствия

Впрочем, Габделхаковым вряд ли стоит ожидать столь мягкого решения суда — владельцы «РенБизнесАвто» не признают вины. Их дело в городском суде тоже близится к завершению. Между тем под следствие попал еще один сын Габделхакова — Ильнар, которого обвиняют в краже 36 арестованных «КАМАЗов». В минувший четверг суд заключил Ильнара Габделхакова под стражу на время следствия. В чистопольском СИЗО он пробудет до 30 декабря.

Напомним, основной юридический фигурант дела — компания «РенБизнесАвто» — работает на рынке реализации и сервисного обслуживания «КАМАЗов» свыше 10 лет. Рафиль и Ренат Габделхаковы являются ее собственниками, компания была зарегистрирована в 2012 году в селе Малая Шильна Тукаевского района. Одноименная фирма создана у них и в Удмуртии, имеется торговый дом РБА и в Чувашии, оборачивая в год по миллиарду рублей. Также в группу входят ООО «Экспортавто» в Чебоксарах, ООО «РБА-БетонЗавод» в Малой Шильне, и около десятка компаний, торгующих транспортом, было зарегистрировано в разное время.

У саитовского ООО «ТД „Авто“», прописанного в Менделеевске, имеется филиал в Набережных Челнах. За 2018 год расходы компании превысили доходы, 47,7 млн рублей против 39 млн соответственно, зато за 2016 год, предшествующий возбуждению дела, «ТД „Авто“» выручил 1,5 млрд рублей, резко скакнув в 8,5 раза.

Напомним, основной юридический фигурант дела — компания «РенБизнесАвто» — работает на рынке реализации и сервисного обслуживания «КАМАЗов» свыше 10 лет Напомним, основной юридический фигурант дела — компания «РенБизнесАвто» — работает на рынке реализации и сервисного обслуживания «КАМАЗов» свыше 10 лет

БЮДЖЕТ МАХИНАЦИИ НЕ ДАЕТ ПОКОЯ МОШЕННИКАМ

Ситуация с «КАМАЗами» экологического класса «Евро-2», которые реализовались фигурантами дела РБА под видом «Евро-3» и «Евро-4», напомним, дала почву для возбуждения нескольких уголовных дел в отношении разных лиц в разное время: цена вопроса была высока. Изначально следователи после обысков в РБА и задержания Габделхаковых осенью 2017 года давали предварительную оценку ущерба в 1 млрд рублей, впоследствии цифра была скорректирована до 837 млн рублей. Примерно столько недополучил утилизационный фонд РФ из-за схемы с грузовиками, не считая потерь покупателей, у которых техника теоретически должна быть изъята как запрещенная к использованию на территории России по экологическим требованиям. Грузовики и сборочные комплекты изготавливались на КАМАЗе и «Ремдизеле» для экспорта и ремонта существующих машин, поэтому и утильсбор за них не платился. Махинации с ПТС позволяли торговать машинами на территории России. Саитов, по версии следствия, выступал лидером преступной группы, причем на старте дела он был объявлен в федеральный розыск. Позже он нашелся и был задержан, после чего заключил со следствием досудебное соглашение.

Для регистрации грузовиков авторы схемы подключили связи в региональных ГИБДД — прежде всего в Кировской области. В этой связи в начале 2018 года к делу были подшиты в качестве подозреваемых экс-начальник УМВД по Кировской области Сергей Солодовников и начальник областного УГИБДД Александр Плотников.

Первые метастазы дело РБА дало еще в декабре 2017-го: тогда стало известно, что предприниматель Ирек Маннанов при содействии других лиц предложил подозреваемым Габделхаковым за 100 млн рублей закрыть дело и снять обременение с 7 арестованных грузовиков, чтобы владельцы смогли продать их. Это дело привело к условным наказаниями для Маннанова и четверых его соучастников в августе 2018-го.

Осенью того же года выяснилось, что аналогичную аферу еще до Маннанова решили провернуть и другие интересанты, чьи фамилии так и не были названы: узнав о проверках на производстве РБА, некто Ильшат и Руслан за 15 млн рублей готовы были посодействовать в их прекращении. В итоге мозг операции получил 3 года колонии за мошенничество в особо крупном размере, а его сообщник — 1 год и 2 месяца за покушение на мошенничество.

Тем временем в контексте основного дела в регионах началась нервозная суета — покупатели нелегальных «КАМАЗов» стали закидывать дилеров исками, опасаясь банкротств после планируемого изъятия нелегальной техники. Одновременно иски о компенсации убытков поступали в адрес РБА и компании Саитова ТД «Авто». Кроме того, владельцы машин пытались судиться и с ГИБДД, требуя восстановить регистрацию машин.

В октябре этого года дело РБА окончательно превратилось в своего рода уголовный «бренд» — поиграть с почти миллиардным бюджетом махинации решили новые злоумышленники. Когда следователи решили осмотреть арестованную технику, то не досчитались 36 из 99 грузовиков. Их пропажа и инкриминируется в настоящее время Ильнару Габелхакову. Автомобили к этому времени хранились на стоянке РБА под ответственным хранением Рената Габделхакова, причем оказались они там по ходатайству самих владельцев компании, ожидающих результатов суда под домашним арестом. Стоимость пропавших «КАМАЗов» следствием оценена в 56 млн рублей, при этом 25 штук из них принадлежали не Габделхаковым, а Саитову.