Выставка, открытая в рамках фестиваля JadidFest расположилась в ТЦ «Меховой квартал», на первом этаже которого до революции располагался мыловаренный завод, а после — красильный цех меховой фабрики Выставка, открытая в рамках фестиваля Jadidfest, расположилась в ТЦ «Меховой квартал», на первом этаже которого до революции находился мыловаренный завод, а после — красильный цех меховой фабрики

«МОЖНО БЫЛО БЫ ОРГАНИЗОВАТЬ МУЗЕЙ НЕФТИ»

«Здесь жила подруга моей мамы… А этот дом стоял в переулке… Здесь жила Рабига-апа… По этой дороге мы ходили в школу…» — внимательно рассматривая старые фотографии, делились друг с другом накануне воспоминаниями старожилы района «меховушки». Именно с открытия выставки, посвященной Ново-Татарской слободе, начался накануне пятый ежегодный фестиваль современной татарской культуры Jadidfest.

Выставка расположилась в ТЦ «Меховой квартал», на первом этаже которого до революции находился мыловаренный завод Габдуллы Утямышева, а после — красильный цех меховой фабрики. Там, кроме фотографий, развернулась экспозиция картин молодого казанского художника Лены Алексеевой — триптих в технике да Винчи, посвященный татарскому языку, и серия картин, родившаяся после посещения слободы. Здесь и мечети, и Дом мазута, и ставни деревянных домов… «Мы ищем свою идентичность в городе, для нас важно осознать себя в нынешней Казани, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи, организатор фестиваля Айрат Файзрахманов. — Еще одна важная точка — это 270 лет Ново-Татарской слободе. К сожалению, этот юбилей никак не отмечался. 300-летие Адмиралтейской слободы было отпраздновано на государственном уровне, а Ново-Татарская оказалась обделена вниманием. Мы хотели восполнить этот пробел».

Кроме фотографий, на выставке развернулась экспозиция картин молодого казанского художника Лены Алексеевой Кроме фотографий, на выставке развернулась экспозиция картин молодого казанского художника Лены Алексеевой

По его словам, команда форума в рамках Jadidfest каждый год проводит эксперименты, пробует что-то новое, однако в этот раз было решено сосредоточиться на конкретном локальном уровне в рамках Ново-Татарской слободы. «Здесь планируются очень большие изменения. Это весьма перспективная территория, рано или поздно сюда доберутся девелоперы. В рамках данных процессов не хотелось бы, чтобы забылись история, здания, которых и так уже остались единицы. Чтобы это сохранилось и презентовалось в лучшем виде для казанцев, — говорит Файзрахманов. — Даже жители города не очень хорошо знают эту территорию, не говоря уже о гостях столицы. Татарская слобода нам важна еще и тем, что в рамках большого города здесь существовал и процветал татарский язык. Этот опыт тоже уникален — русские, которые жили на территории Ново-Татарской слободы, тоже знали татарский язык, и никто не говорил: „А зачем мне татарский?“ Здесь была языковая среда».

Пришедшие на встречу архитектор Энже Дусаева и социолог Марья Леонтьева попросили старожилов слободы поделиться своими воспоминаниями Пришедшие на встречу культуролог Энже Дусаева и социолог Марья Леонтьева попросили старожилов слободы поделиться своими воспоминаниями

Продолжилась встреча общением с жителями и обсуждением локальных культурных кодов. Пришедшие на встречу культуролог Энже Дусаева и социолог Марья Леонтьева попросили старожилов слободы поделиться своими воспоминаниями. «Ново-Татарской слободе предстоит реновация, мы бы хотели, чтобы это была живая территория со своей осмысленностью, со своими запахами, цветами, звуками», — отметила Дусаева.

«И Тукай здесь жил, и Гаяз Исхаки, и Хусаин Ямашев, Салих Сайдашев посещал слободу, здесь родились художник Харис Якупов, Джавид Таржеманов. Если перечислять, то можно вспомнить много имен. Это все — татарская история… Мы хотим оживить данные воспоминания с помощью медиа и СМИ», — продолжает Файзрахманов. Кстати, он считает, что здесь можно создать музей нефти: «Музей Ново-Татарской слободы есть в гимназии №1, но ограничиваться рамками школьного музея нельзя, к тому же школа — это всегда закрытая территория. Мы предлагаем в Доме мазута, который сейчас находится в плачевном состоянии, организовать музей нефти. Несмотря на то что Татарстан — нефтяная республика, в Казани не очень знают о нефти и нефтяных районах, а здесь находилось нефтехранилище, продавали мазут, керосин. Здесь можно было бы организовать музей нефти и презентовать работу нефтяных компаний в Казани тоже тут».

Олеся Балтусова: «Мы хотим провести встречу со старожилами Татарской слободы — хранителями души этой слободы» Олеся Балтусова: «Мы хотим провести встречу со старожилами Татарской слободы — хранителями души этого места»

Помощник президента Татарстана Олеся Балтусова также призвала жителей Ново-Татарской слободы подключиться к работе по сохранению истории своего района: «Мы хотим провести встречу со старожилами Татарской слободы — хранителями души этого места. Когда-то в 1980-е годы вся разработка концепции Татарской слободы обществом охраны памятников начиналась именно со встреч со старожилами. Именно с них пошли все обсуждения развития, сохранения наследия, экскурсионных маршрутов, как раз они стали основой движения в защиту наследия, благодаря которым удалось очень многое сохранить… В новом формате, на ином уровне снова начинаем изучать и обсуждать Ново-Татарскую слободу. Она пережила очень много всяких проектных семинаров, концепций, но все они нуждаются в доработке, прежде всего во внимании к особенностям территории. Все иностранные архитекторы воспринимают это место как какую-то площадку для застройки, хотя у него есть свои ограничения, якоря, места силы, которые нельзя трогать».

«300 лет Адмиралтейской слободы был отмечен на государственном уровне, а Ново-Татарская оказалась обделена вниманием. Мы хотели восполнить этот пробел», — рассказал Айрат Файзрахманов «300-летие Адмиралтейской слободы было отмечено на государственном уровне, а Ново-Татарская оказалась обделена вниманием. Мы хотели восполнить этот пробел», — рассказал Айрат Файзрахманов

«НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЙТИ ВО ДВОР И ОТ ДУШИ ПОПЛАКАТЬ»

После этого на протяжении почти двух часов старожилы один за другим подходили к микрофону и возвращались в прошлое.

«По сей день я часто прихожу к своему дому на улице Меховщиков, где родилась и росла. Там уже давно закрыты ворота и нет возможности зайти во двор и от души поплакать. Ворота при ДОСААФ были открыты, я ходила по двору, стояла у порога дома, которого нет, и плакала. Все-все вспоминается, и так трогательно, нет силы все пересказать. Подальше от нас, в 72-м доме, двор назывался „Исмагыйл доктор ишек алды“. Там жил наш министр культуры Булат-абый Гиззатуллин на втором этаже», — поделилась воспоминаниями 79-летняя Луиза Гиззатуллина.

«Я коренная жительница двора, который назывался „Кәҗә Якуб ишек алды“. Это бывшая Малая Ямашева, переименованная в Меховщиков. „Яңа бистә“ для меня — родная земля. В 1945 году я пошла в первый класс 7-летней женской школы №35. Обучение в ней было на татарском языке, потом школу сделали средней, и мы стали ее первыми выпускниками. Во время войны в нашем доме жила семья из блокадного Ленинграда. На нашей улице в основном проживали татары, но даже в одном доме, где были русские, все разговаривали на татарском языке. Культурным центром в нашем районе стал ДК имени Калинина. Был у нас один промтоварный магазин, один продуктовый, аптека, книжный магазин, продавали керосин, потому что мы готовили еду на керогазах. Мама до 80 лет проработала в этой школе. Она говорила, что туда часто приходил Муса Джалиль, ее ровесник, часто бывала артистка Камаловского театра Асия Галеева. Потом эта школа стала вечерней школой рабочей молодежи, позже — школой ДОССАФ», — говорит 82-летняя Нажия Гадельшина.

Внимательно рассматривая старые фотографии, делились друг с другом  воспоминаниями старожилы района «меховушки» Внимательно рассматривая старые фотографии, делились друг с другом  воспоминаниями старожилы района «меховушки»

«Якуб Козлов был крупным меценатом, на него работала бабушка нашей соседки по дому, а две его дочери впоследствии умерли в нищете. До сих пор школу называли „Кәҗә мәктәбе“. Мы учились в 40-й школе, здание все еще сохранилось, оно заброшено, в свое время там была и школа картинга. Близкий сосед работал врачом, его назвали Исмагыйл-доктор. По рассказам его дочери, которая умерла всего три-четыре года назад, к нему приезжали пациенты со всей Казани и всем он помогал безвозмездно, к нему приходили и знатные люди. Зельфа-апа, дочь Исмагыйл-доктора, была женой бывшего министра культуры Булата Гиззатуллина. Я пришла, чтобы возродили как памятник 40-ю школу. У президента есть две помощницы, молодые девушки Бекмамбетова и Балтусова, почему другие здания восстанавливают, а Ново-Татарскую слободу бросили? Директор 40-й школы Розалия Бареевна все еще жива! Я, как переехала, очень долго скучала. С одной стороны, вроде бы и скучать-то не по чему, тут и запахи от меховушки…» — поделилась воспоминаниями уже с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Халида Апаканова.      

«У меня желание, чтобы осталось в памяти хотя бы название „Меховая фабрика“. У предприятия очень большая история! Только с 1941 по 1946 год оно выпустило 15 миллионов единиц одежды для фронта. За это в 1946-м Казанская меховая фабрика, единственная из всех меховых предприятий СССР, была награждена орденом Ленина. Когда-то здесь работали 9 тысяч человек», — говорит уже Науфаль Рахимов, многие годы возглавлявший предприятие. К слову, музей Казанской меховой фабрики можно будет посетить во все дни работы фестиваля.

Когда-то здесь работало 9 тысяч человек, сегодня — всего 150, и то половина из них занимается сдачей зданий завода в аренду», — говорит Науфаль Рахимов, многие годы возглавлявший Казанскую меховую фабрику «Когда-то здесь работали 9 тысяч человек», — говорит Науфаль Рахимов, многие годы возглавлявший Казанскую меховую фабрику

«Жителей Ново-Татарской слободы называли гнездом спекулянтов. И также нас воспринимали. Когда мы росли, нам так и говорили: „Ой, Ново-Татарские…“ Даже в нашем переулке, где было всего несколько домов, каждый чем-нибудь занимался: кто-то шил одежду, кто-то — обувь, одна соседка на полоске земли шириной в 40 сантиметров за своим домом выращивала чеснок и потом его продавала. У нее был большой участок при доме, но выращивать там что-либо было нельзя, кто-то, прячась от милиции, разводил кур… И все это были люди, которые отработали 8–10-часовую смену на фабрике! Из-за того, что каждый старался, выживал как мог, нас называли спекулянтами. На глаза слезы даже наворачиваются… Мой дед был одним из тех, кто открывал меховую фабрику, в год ее 10-летия его наградили орденом», — рассказала еще одна из старожилов слободы. Фотографию своего деда и сопутствующие документы она пообещала передать в музей Казанской меховой фабрики.


ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ПЛЕТЕНЕВСКОЙ ТЮРЬМЫ И ЛЕКЦИЯ ОТ ЭКС-ПРОКУРОРА КАФИЛЯ АМИРОВА

Фестиваль современной татарской культуры Jadidfest продлится пять дней. Основные события фестиваля развернутся в торговом центре «Меховой квартал», где организована выставка о прошлом, настоящем и будущем слободы, пройдут лекции, концерт, маркет, мастер-классы для детей и подростков, перформанс, воркшоп. Также во время фестиваля можно будет посетить экскурсии и мероприятия, организованные резидентами слободы — от мечетей до вузов. Впервые Jadidfest станет настоящим праздником слободы: в частности, 14 декабря в основном здании фестиваля пройдут дизайн-маркет, серия мастер-классов для детей, акустический концерт, а в самые крупные объекты Ново-Татарской откроют двери для всех желающих.

Будет постоянно действовать и Музей меховой фабрики, где представлено более тысячи редких фото 1920–1980-х годов, личные дела работников, подшивки газет «Мехчы», уникальные меховые изделия, в том числе предметы искусства и др. Самое главное — это хранитель музея Науфаль Салихович Рахимов, работавший на заводе с 1956 года и возглавлявший его в 1970–1980-е годы. Также на фестивале планируется провести сбор воспоминаний о слободе с помощью совместного медиапроекта с министерством культуры, посвященного 100-летию ТАССР.

Выставка, открывшаяся накануне, будет работать на протяжении всего фестиваля Выставка, открывшаяся накануне, будет работать на протяжении всего фестиваля

Сегодня в рамках фестиваля пройдет обзорная экскурсия по Ново-Татарской слободе, перформанс «Архитектура биетә». В четверг состоятся экскурсия по Старо-Татарскому кладбищу, посещение музея Розовой мечети и медресе им. 1000-летия принятия ислама, семинар по 100-летию ТАССР. В пятницу планируется посещение Азимовской мечети и музея Плетеневской тюрьмы, вечером пройдет лекторий. В субботу участников фестиваля, кроме экскурсии по Старо-Татарскому кладбищу, меховой фабрике и Ново-Татарской слободе, ждут дизайн-маркет, фуд-корт, детская площадка, площадка от татарского научпопа «Гыйлем». Вечером пройдет акустический концерт с участием Taraf, Бәллүр, Зулейхи КамаловойАдили Ахметовой, Радифа Кашапова, Дильбар Шариповой, Илюсы Хузиной и других. Завершится фестиваль в воскресенье экскурсией по Старо-Татарскому кладбищу и посещением мечети Иске. В этот же день пройдут закрытие выставки и подведение итогов.

Всю неделю в «Меховом квартале» — доклады от историков. Например, Бахтияр Измайлов прочтет лекцию «Казанская татарская ратуша», где ответит на вопросы, как управлялись татарские слободы, каким было татарское самоуправление в Казани и кто они, «татарские мэры». А экс-прокурор Татарстана Кафиль Амиров, который также известен как фотограф и краевед, расскажет об истории казанских улиц.