Воспользовавшись визитом Путина на юбилейные торжества автогиганта, руководство компании попросило главу государства об очередной помощи. Выделенных 54 млрд рублей оказалось недостаточно. Звучали просьбы и оборудовать филиал КФУ в Челнах. Что отвечал Путин на просьбы, о чем говорил с рабочими и что общего нашел между автоградом и Санкт-Петербургом — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Специально в аэропорт Бегишево приехал президентский лимузин Aurus
КРАТКИЙ ВИЗИТ НА КАМАЗ
Первое, что указывало на необычный день, — огромное количество сотрудников ГИБДД на дорогах Челнов. Их можно было встретить чуть ли не через каждые 500 метров. Похоже, вахта сотрудников длилась дольше 12 часов — с раннего утра и до позднего вечера. К слову, в соцсетях горожане делились впечатляющими кадрами целой армии людей в форме ДПС, заполонивших собой один из камазовских цехов.
Нервозная обстановка на самом КАМАЗе начала проявляться еще за несколько дней до визита — в честь приезда президента страны на КАМАЗе отменили вторую смену, а тех, кто все же должен был работать, пропускали исключительно по паспорту и через подземный переход-бомбоубежище, а не главный вход. По городу запретили передвигаться бензовозам.
В день икс самолет президента России Владимир Путин приземлился в аэропорту Бегишево в районе 16:00. У трапа главу государства встречали президент Татарстана Рустам Минниханов, министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин и другие. Судя по снимкам, специально в аэропорт приехал президентский лимузин Aurus. Его горожане успели заснять, когда тот следовал по улицам Челнов.
Недолгое пребывание первого лица в Челнах началось с экскурсии по заводу каркасов кабин, которую провели гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и гендиректор Daimler Trucks North America LLC Мартин Даум. Сопровождали Минниханов и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Недолгое пребывание Путина в Челнах началось с экскурсии по заводу каркасов кабин
Следующая точка в маршруте Путина по КАМАЗу — завод двигателей. Здесь же состоялось короткое общение с рабочими. Больше всего их волновала, конечно же, судьба программы поддержки моногородов. «И меня интересует — будет ли сделан в этой программе упор именно на создание и поддержание комфортной, а самое главное, уникальной городской среды?» — с чувством вопрошал Путина наладчик автоматических линий Сергей Голубев.Путин ответил двояко — программу приостановили, но для того, чтобы «сделать более дееспособной». Впрочем, фонд развития моногородов действует, по 5,5 млрд рублей в год выделяется. Однако глава государства напомнил, что вообще-то цель — это создание новых рабочих мест, а не благоустройство, для этого есть другие программы.
В качестве «образа будущего» к Путину вывели Айдара Минеева, чемпиона WorldSkills 2019 по созданию прототипов. И пока Путин разглядывал его медаль, молодой человек пожаловался: «Я работаю в научно-техническом центре КАМАЗа. После технического колледжа все мои друзья и все мои знакомые уезжают из нашего города». Минеев попросил создать в городе инженерный вуз. Президент удивился — в Челнах же есть и филиал КФУ, и КНИТУ-КАИ, а это «реально качественные учебные заведения». Для Челнов, считает Путин, этого вполне достаточно: «Люди ведь едут не потому, что им невозможно получить качественное образование, я думаю. Во-первых, из всего набора всех специальностей Набережных Челнов вряд ли возможно создать, для этого есть Казань, Новосибирск, Петербург, Москва». Тем не менее он пообещал проанализировать вопрос: «Готов поговорить и с руководством республики, и с соответствующими нашими ведомствами». Позже эта тема всплыла и в общении с Когогиным.
Довольно неожиданные ассоциации возникли у президента, когда он увидел внешний облик автограда, который с определенного ракурса очень даже ничего: «Я летел на вертолете над Челнами, это очень красивый город. С высоты он похож на Петербург своими ровными проспектами», — сказал Путин.
На грузовике «КАМАЗ-54901» появился автограф президента
На автомобильном заводе Путина ждала выставка, где представили модельный ряд — от воссозданного первого выпущенного на заводе грузовика до магистрального тягача «КАМАЗ Continent» («КАМАЗ-2020») и беспилотного ШАТЛа. Посидев в кабине Continent, Путин поделился впечатлениями: «Супер!» А на грузовике «КАМАЗ-54901» после недолгой экскурсии появился автограф президента. Напомним, что грузовик пустят в серийное производство в следующем году.
Мартин Даум вышел поздравлять не с пустыми руками: КАМАЗу коллега из Германии преподнес сувенир — миниатюрную кабину со значками КАМАЗа и Mercedes-Benz по бокам
«ЭТО ЖЕ СЕРДЦЕ СГОРЕЛО!»
Пока президент передвигался по заводам КАМАЗа, на автомобильном вовсю шел митинг, перемежавшийся концертными номерами из программы, показанной горожанам на праздновании в Органном зале 5 декабря. Опять выступала арт-группа Soprano Турецкого, певцы татарской эстрады пели песни молодости строителей КАМАЗа, ветераны с первых рядов дружно подпевали: «Команда молодости нашей...»
Действо на сцене оживила сценка по письмам некоего строителя завода, который приехал в Челны из Москвы в 1970-е. «Надо было брать и сапоги, и валенки, и инструменты. Здесь всего не хватает», — зачитывал актер со сцены письма первостроителя. Судя по тем же письмам, молодого человека поселили в хлебосольной татарской семье в одном из сел, рядом с которым и вырастал завод. Драматичные моменты актеры отыграли на позитиве. В частности, приезжий строитель поинтересовался, не жалко ли старикам, что их село занимает КАМАЗ, — те отвечали, что только рады, потому что молодежи станет больше. А то, что по огородам начали ездить «БЕЛАЗы», — не беда, песни Ильхама Шакирова затмевают всю грусть.
После этой зарисовки на сцену вышел первый президент РТ Минтимер Шаймиев. «Знаете, сказать хочется очень много, но больше чувств. Давайте задумаемся: 50 лет тому назад, 13 декабря, был вынут первый ковш грунта и началось строительство автомобильного гиганта на Каме под названием „КАМАЗ“. Давайте подумаем: людям, которые участвовали в закладке камня, сейчас не меньше 70 лет, многим 75 и 80. Они начали! Это были традиции нашего народа — и советского, и в данном случае татарского», — первый президент Татарстана акцентировал внимание на сценке, показанной перед ним, в которой татарский народ встречал многонациональных гостей угощением. «Этот дух сохранялся все годы строительства, а сегодня еще больше укрепился. А для нашего народа самое главное — особенно мы это чувствуем по текущей ситуации — дружба, и нужно духовное единство», — сказал Шаймиев.
Далее последовали воспоминания о пожаре на заводе. «Это же сердце сгорело!» — эмоционально отметил экс-президент республики, вспомнив, как спасали завод, подписывая контракты и восстанавливая кредитную линию.
Затем на сцену вышла депутат Госдумы РФ Альфия Когогина с поздравлением от имени парламента. «Я сейчас слушала выступление Минтимера Шариповича, и мне вспомнились слова, которые некогда украшали одну из многоэтажек нашего города: „Пройдут годы, но все советские люди будут с гордостью вспоминать о великом подвиге на Каме“. Эти слова приписывают Леониду Ильичу Брежневу, именем которого какое-то время был даже назван наш город. Прав оказался Леонид Ильич: прошли годы, и мы сегодня с гордостью вспоминаем о том времени, когда с первого камня с надписью „Камский автомобильный батыр“ началась невиданная по масштабу в Европе стройка автомобильного завода и города. КАМАЗ стал тогда мощным рывком вперед для отечественной промышленности», — сказала Когогина. Супруг же Альфии Гумаровны на сцене в тот день так и не появился — все время сопровождал Путина.
Далее следовали поздравления от иностранных гостей — из Казахстана, Туркменистана. «Вся история вашего завода — это история сильных духом людей. Ваша техника исправно служит на производстве, в сфере грузоперевозок. В Казахстане техника КАМАЗа пользуется огромным спросом. Мне приятно отметить, что первым крупным предприятием машиностроения, пришедшем в нашу страну в 2005 году, стал именно КАМАЗ», — отметил заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр.
Президент и гендиректор Daimler Trucks North America LLC Мартин Даум вышел поздравлять не с пустыми руками — КАМАЗу коллега из Германии преподнес сувенир — миниатюрную кабину со значками КАМАЗа и Mercedes-Benz по бокам. «Многие компании создаются и уходят, но вы показали способность закрепляться на рынке. Вы продолжаете существовать, потому что эффективно работаете. За последние десятилетия вам удалось превратить КАМАЗ в ведущего российского производителя автомобилей», — обратился через переводчика к заводчанам Даум.
«Низкий поклон всем, кто заложил это предприятие, кто вложил в него свою душу. Это рабочие, строители, инженеры, ученые, которые в 1969 году начали этот замечательный, прекрасный проект», — сказал президент страны
НУЖНЫ МИЛЛИАРДЫ
Тем временем на сцену вышли ветераны завода и молодежь. Старожилы вынесли символический ключ — тот самый, который в далеких 1970-х вручили первому директору КАМАЗа Льву Васильеву, и передали его молодым заводчанам. Те в свою очередь, приняв эстафету, пообещали выпускать лучшие в мире грузовики. Затем последовал диалог ведущего с молодым заводчанином по имени Марсель — как оказалось, он познакомился на КАМАЗе со своей будущей супругой. Затем у них родились двое детей. А те, в свою очередь, уже глядя на родителей, мечтают пойти трудиться на автогигант.
После этого неожиданно и без всяких пауз на сцене появился Путин и произнес короткую речь. «У нас сегодня замечательный, прекрасный праздник, юбилей, 50 лет КАМАЗу. Поздравляю вас! И, конечно, я думаю, что уже говорили об этом, но не грех еще раз повторить. Низкий поклон всем, кто заложил это предприятие, кто вложил в него свою душу. Это рабочие, строители, инженеры, ученые, которые в 1969 году начали этот замечательный, прекрасный проект. Сюда приехали люди со всего Советского Союза, здесь сложился уникальный по своему составу коллектив. Конечно, все вы любите и свой родной город, и свою республику родную — Татарстан, и все вы с душой относитесь к нашей большой общей Родине — России», — сказал президент страны.
Как и предыдущие ораторы, Путин затронул национальную тему. «Здесь работали и работают люди самых разных национальностей и вероисповеданий, возрастов. Такой замечательный сплав получился, очень энергичный, устремленный вперед. Замечательная молодежь! Вот мы сейчас прошли по цехам — люди думают о будущем. А какие вы создаете современные замечательные продукты, какие машины! Разумеется, мы гордимся вашим брендом в стране, но КАМАЗ стал и международным брендом. В том числе — а может быть, и прежде всего — благодаря вашим и нашим замечательным спортсменам, которые из года в год показывают уникальные результаты. Мы все, вся страна, гордимся вашими результатами!» — завершил выступление глава страны.
Президент покинул сцену, а паузу перед следующим выступлением решили занять небольшой перебивкой. Ведущий предложил гостям в зале посоревноваться улыбками. «Победителю — годовой отпуск за свой счет», — послышалась импровизированная шутка, которая в реалиях КАМАЗа прозвучала более чем остро. Далее сцену заняли казаки. К слову, именно их выступление и стало гвоздем программы. Хедлайнера концерта скрывали до последнего, и выбор, прямо скажем, удивил. Казачий хор выступал около получаса, а тем временем на заводе каркасов кабин состоялись переговоры Путина, Когогина и Чемезова.
Гендиректор автогиганта рассказал Путину о проблемах филиала Казанского федерального университета в Набережных Челнах. «Здесь хороший институт автомобильных инженеров, это филиал Казанского федерального университета. Но, откровенно, университету недостаточно средств на создание серьезной исследовательско-материальной базы, также необходимо строительство общежития», — вторил Когогин молодому чемпиону WorldSkills. Руководитель КАМАЗа заверил Путина, что без хорошей материально-технической базы автогиганту будет непросто готовить специалистов. Чемезов же предложил создать в Челнах филиал МВТУ им. Баумана, но был остановлен Путиным: «Можно, но Сергей [Когогин] говорит, что нужно этих поддержать — действующий, федеральный университет». В итоге, кажется, уговорили. «Надо подумать, как помочь», — ответил глава государства.
Гвоздем программы стала просьба от Чемезова о дополнительных деньгах для самого завода. По его словам, выделенных за последние три года 54 млрд рублей недостаточно. «Нам необходимо строить еще вторую очередь на заводе двигателей, модернизировать литейное производство, завод мостов. Но все средства и финансовые возможности, которые у нас были, мы выдали. Поэтому мы, наверное, будем обращаться к вам с просьбой [о помощи в получении финансирования]», — попросил Чемезов. Нужно «где-то 50 миллиардов», деньги можно выделять поэтапно, уточнил гендиректор «Ростеха» — по 13 млрд рублей в год. Путин задал неожиданный вопрос: « У вас сейчас сколько процентов в компании?» Чемезов ответил: «47 процентов. Три процента — у республики». «То есть 50 процентов как бы у государства…» — начал размышлять Путин. На этом стенограмма обрывается. Дадут ли автогиганту очередной транш, так и осталось за кадром.
Путин встретился и с Миннихановым, который вручил президенту страны медаль в честь 100-летия ТАССР и доложил об успехах. Глава государства заинтересованно слушал, но главное содержание беседы так и останется между ними
Под самый конец визита Путин встретился и с Миннихановым, который вручил президенту страны медаль в честь 100-летия ТАССР и доложил об успехах: WorldSkills, реализация нацпроектов, решение проблем дольщиков и отдельно — «поручение в части группы стратегического видения [„Россия – исламский мир“]»… Глава государства заинтересованно слушал, но главное содержание беседы так и останется между ними.
Пока на заводе каркасов шли переговоры, а на сцене вытанцовывали казаки, на КАМАЗе постепенно восстанавливался рабочий ритм. Уже в районе 7 вечера на проходных были очереди — заводчане торопились на работу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.