«Агрегаторы не задумываются о наступлении опасных последствий, способствуют формированию теневого сектора», — это только одна претензия к такси из списка, который накануне озвучил Артем Хохорин. Придрался министр и к каршеринговым авто, заявив, что на них возят наркотики, и призвал чаще арестовывать неплательщиков автоштрафов. О том, как Рустам Минниханов сравнил пьяного водителя с преступником, берущим в руки пистолет, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне главы районов, министерств и ведомств Татарстана заслушали доклады о мерах по повышению безопасности дорожного движения в республике
«С поверхностными знаниями идут в автошколу, учатся ЧЕТЫРЕ месяца и получают допуск к управлению ТС!»
«Культура должна быть на дорогах!» — объяснял президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании кабмина РТ и МВД РТ. Накануне главы районов, министерств и ведомств Татарстана заслушали доклады о мерах по повышению безопасности дорожного движения в республике, а закончилось это неожиданной отставкой, о которой объявил сам президент РТ.
По традиции совещание началось с показательного фильма о мероприятиях по безопасности дорожного движения (БДД), проведенных с начала 2019 года. Затем слово взял премьер-министр РТ Алексей Песошин, напомнив, что в прошлом году в республике была принята стратегия БДД до 2024 года. Ее цель уже провозглашалась неоднократно — снизить смертность в ДТП в 3,5 раза, а к 2030 году стремиться к нулевой смертности. Об успехах в реализации этой стратегии пригласили рассказать министра внутренних дел РТ Артема Хохорина.
По данным, приведенным министром внутренних дел по РТ Артемом Хохориным, за последние 7 лет число погибших в ДТП в республике сократилось в два раза — это один из самых высоких показателей в России и ПФО
Согласно статистике, за последние 7 лет число погибших в ДТП в республике сократилось в два раза, рассказал генерал-лейтенант, — это один из самых высоких показателей в России и ПФО. Постепенно снижается число аварий по вине пьяных водителей и «лишенников», а также сокращается число погибших по вине пассажирского и грузового транспорта. К 2024 году количество жертв на дорогах должно еще больше сократиться — до целевого показателя 3,14 погибших на 100 тыс. населения. Это соотношение называют «социальный риск». То есть он должен снизиться более чем в два раза: на сегодняшний день данный показатель в Татарстане — 8,23. И он один из самых низких по всей России, подчеркнул министр. Но это только средние цифры, по факту же в Казани и 13 районах (Нижнекамский, Елабужский, Тукаевский, Чистопольский, Алексеевский, Верхнеуслонский, Менделеевский, Буинский, Актанышский, Рыбно-Слободский, Арский, Мамадышский, Алькеевский) показатель смертности на дорогах превышен.
Однако число погибших на федеральных трассах в Татарстане продолжает расти — в этом году погибли на 14 человек больше, чем в прошлом. Самые проблемные дороги — это Казань — Оренбург, Казань — Ульяновск и Йошкар-Ола — Зеленодольск. Решать проблему «лобовых» ДТП можно двумя путями: это изменение категории дороги и установка ограждений. Первое требует много денег — поэтому можно продолжить практику попеременного трехполосного движения по принципу «2+1», как это выполнено, например, от поворота на аэропорт «Казань» до села Сокуры. Второй путь требует много времени, и здесь Хохорин пожурил ФКУ «Волговятскуправдор», который мог бы вести работы «интенсивнее».
К 2024 году количество жертв на дорогах должно сократиться до 3,14 погибших на 100 тыс. населения. На сегодняшний день этот показатель в Татарстане — 8,23
В этом году на дорогах Татарстана погибли 15 детей, всего же по неосторожности самих несовершеннолетних произошло 142 аварии. Большинство из этих ДТП стали возможны из-за отсутствия у детей элементарных знаний правил безопасного поведения на дороге, убежден министр. По его словам, в школах сейчас ПДД изучается только в рамках окружающего мира, ОБЖ, а отдельного предмета не предусмотрено. «С такими поверхностными знаниями юноша или девушка идут в автошколу, учатся всего четыре месяца и получают допуск к управлению транспортным средством!» — возмутился Хохорин. По его мнению, министерству образования Татарстана необходимо выйти на федеральный уровень с инициативой изменить обязательную программу обучения в школах — включить в нее изучение правил безопасного поведения на дорогах. «Такое обучение необходимо начинать с детского сада и продолжать в школе. Только в этом случае вчерашний школьник станет грамотным участником дорожного движения», — подытожил Хохорин. Он также отметил, что один из действенных методов воспитания будущих водителей сегодня — это участие детей в отрядах ЮИД (юные инспекторы движения). Пока это распространено не во всех районах, сетует Хохорин, а проверки показали, что в некоторых школах отряды ЮИД формальные. Чтобы это исправить, министр предложил минобразования вместе с исполкомами районов подумать о финансовом поощрении для руководителей отрядов, которые сегодня делают это бесплатно. «Пройдет совсем немного времени, и сегодняшние школьники сядут за руль. От того, как мы с вами подготовим будущее поколение, будет зависеть ситуация на дорогах», — подчеркнул он.
Есть и хорошие новости — министр заметил, что аварийность по вине водителей автобусов снижена. Но другие проблемы в организации контроля за пассажирскими перевозками не исчезли. Например, в этом году выявили 26 водителей–«лишенников». Это связано с недостаточным контролем руководства, считает Хохорин. Кроме того, зачастую за руль садятся люди, прошедшие предрейсовый осмотр формально. Один такой водитель в Заинском районе в ноябре этого года отвлекся, выехал на встречку и попал в ДТП. Халатность должностных лиц привела к гибели и утрате здоровья пяти человек, подчеркнул Хохорин. Еще одно частое нарушение — выпуск в рейс неисправных автобусов. В большинстве случаев техосмотр таких автобусов проводят в других регионах (даже на Камчатке) день в день с датой автофиксации автобуса на дорогах Татарстана, что в принципе невозможно. За оформление карт без прохождения ТО в этом году возбуждено 10 административных дел, к уголовной ответственности привлечены два страховых агента, приостановлена деятельность 13 операторов ТО. При этом, подчеркнул министр, даже не во всех районах РТ есть пункты техосмотра автобусов — это упущение надо исправить.
Крайне недоволен Хохорин оказался службами такси и каршерингом: в этом году к ответственности были привлечены более 300 водителей такси. Зафиксированы случаи перевозки наркотиков в Казани на автомобилях каршеринга
Удар по агрегаторам такси и каршерингу
Крайне недоволен Хохорин оказался службами такси и каршерингом. В этом году к ответственности были привлечены более 300 водителей такси, перешел к цифрам министр. Но главная напасть — это агрегаторы, которые по факту только раздают заказы водителям, но ответственности перед пассажирами не несут — то есть деятельность их по факту не регулируется, сделал вывод министр. В МВД даже провели «следственный эксперимент», чтобы проверить, как агрегаторы принимают на работу водителей. Сотрудник управления ГИБДД через приложение легко трудоустроился водителем такси, хотя у него не было прав, а у заявленной машины не было разрешения на перевозку пассажиров. Личного присутствия водителя даже не понадобилось, и машину никто не проверял. «Агрегаторы не задумываются о наступлении с их помощью общественно опасных последствий, способствуют формированию теневого сектора», — заключил Хохорин. Он отметил, что минтранс РФ разработал дорожную карту по внедрению пилотного проекта электронных путевых листов для такси. Тестировать его будут в 2020 году в РТ, Белгородской и Калужской областях. Суть этих листов в том, что в них будут фиксироваться результаты контроля технического состояния авто, медосвидетельствования водителей и факт выпуска машины в рейс. При этом доступ в реестр электронных листов в онлайн-режиме будут иметь контрольно-надзорные органы. «Предлагаю минтрансу республики проработать вопрос заключения соглашения с агрегаторами такси и с самими перевозчиками», — посоветовал Хохорин.
Что до каршеринга, то сегодня в Татарстане зарегистрировано более 49 тыс. аккаунтов, причем пик регистрации произошел в октябре – ноябре, подчеркнул он. С момента начала работы сервиса в Казани произошло 255 ДТП с участием машин каршеринга, в которых погиб один человек, еще 13 получили травмы. Зафиксированы случаи перевозки наркотиков в Казани на автомобилях каршеринга (в том числе через чужие аккаунты). Хохорин назвал это следствием отсутствия нормативно-правого регулирования этой сферы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что 152 зарегистрированных аккаунта принадлежат «лишенникам», еще 12 — третьим лицам, три зарегистрированы по подложным документам. «Необходимо рассмотреть вопрос правовой регуляции предоставления услуг каршеринга на федеральном уровне. Надо законодательно обязать агрегаторы согласовывать выдачу аккаунтов компетентными на это органами», — предложил министр.
Главная напасть — это агрегаторы, которые по факту только раздают заказы водителям, но ответственности перед пассажирами не несут — то есть деятельность их по факту не регулируется
«Эффективной профилактикой любого нарушения остается принцип неотвратимости наказания», — напомнил Хохорин, подходя к теме наказания злостных нарушителей ПДД. В этом году было возбуждено более 26 тыс. дел по статье 20.25 КоАП за неуплату штрафов. Санкция этой статьи предусматривает удвоение штрафа, административные работы, либо арест. Самый распространенный вид наказания, который выбирают судьи — первый, но по факту эффективнее третий, подчеркнул Хохорин. Например, в Альметьевском районе в начале года судья по двум протоколам в отношении водителя-нарушителя вынесла наказание — очередной штраф, и ни один из них он не выплатил. Пристав составил протокол, который остался без оплаты, и судья снова выписал штраф. Такое бывает и в Казани, в Челнах, Нижнекамском районе, перечислил министр. и привел в пример Агрыз, где количество арестов по таким делам высокое, и, как следствие — злостных неплательщиков меньше. Обязательные работы как наказание тоже применяются редко, а приставы их исполнение не контролируют, ограничиваясь отправкой уведомления. Здесь нужен контроль, призвал министр, заметив, что за счет уже проведенной работы количество злостных неплательщиков штрафов в РТ сократилось до 6,3 тыс человек.
«Хамматов Алмаз! Наверное, ты не соответствуешь этой должности. Тебе надо подобрать работу, которая тебе по душе»
В районах с реализацией мер по безопасности движения немало способствуют муниципальные комиссии, отметил Хохорин. Например, в Бавлинском районе на мероприятия по БДД изыскали 20 млн рублей — там показатели аварийности снизились. Но есть и не очень удачные примеры — это Елабужский, Агрызский, Тетюшский и другие районы. Отдельного внимания министра заслужил Менделеевский район: там, по словам Хохорина, выявлено «рекордное количество недостатков». «По итогам 7 месяцев в районе было зафиксировано превышение годового — подчеркну, годового — показателя по числу погибших в ДТП!» — взывал Хохорин. Он отметил, что это следствие плохой работы муниципальной комиссии — план ее работы с темами заседаний не стыкуется, показатели нацпроекта не выполняются, с докладами выступал только начальник ГИБДД района. В Мамадышском и Елабужском районах, например, руководители ОВД не всегда участвовали в заседаниях муниципальных комиссий, хотя должны.
К критике присоединился Минниханов. «[Руководитель исполкома Менделеевского района] Хамматов Алмаз! Глава здесь? Наверное, ты не соответствуешь этой должности. Понимаешь? — сказал президент РТ. — Тебе надо подобрать работу, которая тебе по душе. Ты эту работу не любишь. Записать [в протокол] о несоответствии руководителю исполкома. Извини, пожалуйста, но по-другому нельзя». Видимо, дни 42-летнего чиновника на посту, который он занял только в феврале 2019 года, сочтены.
Критики по следам доклада Хохорина удостоился и глава Черемшанского района Фердинат Давлетшин, но в этот раз все обошлось «желтой карточкой». «Что это такое? Поручение правительственной комиссии есть. Деньги есть. Мероприятия не выполнены. Вы опытный у нас руководитель, если бы работали, то первыми были бы. Это все ваше наплевательское отношение. Указать [в протоколе заседания] — наказать и срезать ему премию в первый раз, а потом посмотрим», — сказал Минниханов.
«В ближайшем году нам будет крайне непросто укладываться в параметры программы», — завершил свой спич Хохорин.
По словам главы минтранса РТ Сафина, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» работы ведутся по трем крупным агломерациям — казанской, набережночелнинской и нижнекамской — общей протяженностью более 2,5 тыс. километров
«Все, что мы быстро могли достигнуть, прошло. Сейчас по каждому миллиметру нужно двигаться»
Глава минтранса РТ Ленар Сафин рассказал о целях к 2024 году: к этому времени в республике число дорог, соответствующих нормативам, должно увеличиться с 46,3% до 50%, в городах — с 80,4% до 85%. Места концентрации ДТП должны снизиться в два раза. Сейчас, по словам министра, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» работы ведутся по трем крупным агломерациям — это казанская, набережночелнинская и нижнекамская (общей протяженностью более 2,5 тыс. км); проект при этом затрагивает всю региональную сеть. В этом году в проект вошло 175 объектов, отремонтировано 108 км региональных дорог, 5 улиц в Набережночелнинской агломерации (40,9 км) и 88 улиц — в казанской (47,3 км). На работы было выделено 6,06 млрд рублей, из них 3,3 млрд из федерального бюджета. Один из самых капиталоемких объектов в Казани — реконструкция Большого казанского кольца, отметил Сафин: на него выделено 1 млрд из федерального бюджета. Работы были начаты в прошлом году, окончание первого этапа строительства запланировано на 30 августа 2020 года.
Минниханов отметил, что сегодня в транспортную инфраструктуру направляются большие деньги, но нужно еще больше. «В ближайшие два-три года, Ленар Ринатович, надо в наших проектах по всем болевым точкам принять решения», — призвал он.
Министр дополнил выступление предыдущего спикера по теме такси. Сегодня в Татарстане 6 645 автомобилей зарегистрированы как такси, а многие перевозчики (то есть агрегаторы — прим. ред.) используют для работы «кол-центры». Соглашаясь с Хохориным, Сафин отметил, что сегодня статус подобных структур законодательно не определен, а заказы отдаются водителям, которые могли не пройти медосмотр и не получить разрешения на перевозку. «Пробел в законодательстве создает условия для роста серых перевозчиков», — обозначил проблему Сафин. Он отметил, что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект «О такси», который вводит нормы, регламентирующие деятельность таких агрегаторов. Ну как, рассматривается — в декабре прошлого года прошел первое чтение и благополучно завис... «Считаем целесообразным, чтобы депутатский корпус Республики Татарстан, активизировал работу по принятию данного законопроекта», — сказал министр транспорта РТ.
Сегодня в Татарстане 6 645 автомобилей зарегистрированы как такси, а многие перевозчики (то есть агрегаторы) используют для работы «кол-центры»
Также чиновник затронул тему автобусных перевозок: в этом году на нелегальных заказных перевозчиков составлено 56 материалов, в том числе 3 — на должностные лица. Один случай особо примечателен: в ходе рейда была пресечена работа нелегального перевозчика по маршруту Тетюши — Казань. Тот, не растерявшись, вместо больших автобусов начал использовать микроавтобусы, зарегистрировав их как такси. Чтобы бороться с такими нарушениями, Сафин предложил обратить внимание на опыт других регионов, например арест транспорта у нелегальных перевозчиков за нарушения транспортного законодательства. По примеру Башкортостана в Татарстане определили места для штрафстоянок, утвердили перечень эвакуаторщиков. А вот, например, в Краснодарском крае, Амурской и Ростовской областях такой транспорт эвакуируют и хранят бесплатно. «Этот опыт мы изучили и в ближайшее время внесем в правительство ряд предложений», — отметил Сафин.
Президент Татарстана добавил, что одной из основных причин ДТП сейчас все же является недостаточное инженерное оборудование дорог. «Хотя Ленар Ринатович красиво рассказал, самые красивые дороги показал, шоу-рум, но много нам еще надо работать!» — сказал Минниханов, оценивая выступление министра. «Все, что мы быстро могли достигнуть, — все это прошло. Сейчас по каждому миллиметру нужно двигаться. Нужны мероприятия: разделительные полосы, автоматизированные системы управления, светофоры, перекрестки… Вы показали, как должно быть. Но, к сожалению, устройства эти не везде. Поэтому нам надо идти», — дал наставления глава республики. Чтобы развивать успехи республики в сокращении числа ДТП и снижении тяжести их последствий, «нужны более серьезные и финансовые, и организационные действия». «Задача, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным о сокращении смертности на дорогах в 3,5 раза, должна быть выполнена, — призвал Минниханов. — Она очень сложная. Но поэтому мы и есть».
Президент Татарстана добавил, что одной из основных причин ДТП сейчас все же является недостаточное инженерное оборудование дорог
«В Европе руку поднял — и все друг друга пропускают»
Подводя итоги совещания, президент РТ назвал главные причины аварий: нарушения скоростного режима, неуважительное отношение к окружающим, в том числе разговоры за рулем по телефону. По его словам, сегодня в республике появилось много камер, которые приучили водителей медленнее ездить. Но помимо этого нарушений очень много, особенно в местах скопления людей. «Нам необходимо создать такие условия, чтобы нарушать было просто некомфортно, а соблюдение правил чтобы стало делом совершенно естественным!» — добавил Минниханов.
Он вспомнил несколько резонансных ДТП, в том числе с автобусом в Забайкальском крае, где погибли 19 человек. «К сожалению, никто не застрахован от таких случаев», — констатировал президент РТ. Но самое страшное — это пьяный человек за рулем, считает Минниханов. МВД вышло с инициативой конфисковать у таких людей авто, и эту идею президент РТ поддерживает. «Пьяный за рулем — преступник! Что автомат или ружье дай — или вот пьяный сел за руль. Может быть, он из пистолета меньше вреда принесет, чем на автомобиле», — рассуждал Минниханов.
Президент республики призвал министра Хохорина принимать кадровые решения, если его подчиненные не справляются
«Ну и культура, конечно. Культура должна быть на дорогах. Мы должны и через медиа, и нормы дружелюбного поведения… Посмотрите: [в Европе] руку поднял, и раз — друг друга пропускают. Конечно, у нас вот так (показывает кулак)… Вот в Европе эта культура уже есть», — сравнил президент РТ.
Он призвал министра Хохорина принимать кадровые решения, если его подчиненные не справляются. «Никого мы заставлять не будем. Без работы не оставляйте, конечно, дайте работу. Но если нет результата, то у нас другого пути нет. Не обижайтесь, — добавил он и тут же продолжил: — Но не все так плохо. Есть те, кто не дорабатывает. Но проделана огромная работа, огромная поддержка МВД России. И задачи, которые поставлены, должны быть решены. Решать будем вместе с вами».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.