ОБ ИНСАЙДЕРЕ

Нашей героине за 50, кондуктором она работает более 10 лет. У нее высшее образование, около 20 лет она трудилась соцработником — с детьми, пенсионерами, поэтому и речь грамотная, и характер, похоже, спокойный. У нее двое детей. После декретного отпуска ушла в кондукторы, где зарплата выше, да так и осталась. Об особенностях своей профессии транспортный работник рассказала «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности. 

«За день у нас на маршруте бывает от 10 до 12 кругов. Холодно сейчас? Ну мы привыкли, одеваешься же тепло, а сверху жилетка, чтобы пассажиры видели, что ты кондуктор, а не тетка какая-то там» Фото: kzn.ru

О РАБОТЕ: 10–16 часов в день не предел

  • Мы трудимся так: день дома, день на работе. Сколько в городе маршрутов автобуса, столько и графиков. Если это первая смена, я прихожу на работу к половине пятого утра (на службу возит вахта). Обязательна медкомиссия: у нас сидит медик, осмотр полагается и утром, и вечером.
  • Потом идешь в кассу, получаешь свою сумку, под роспись берешь катушки кассовых лент, кассовый аппарат и идешь в автобус. Ленту надо взять с запасом: если кончится, так и станешь до конца кругорейса пассажиров возить бесплатно. Людям, которые без транспортных карт, сказать будет просто нечего. Раньше нам выдавали катушки билетов. 
  • За день у нас на маршруте бывает от 10 до 12 кругов. Холодно сейчас? Ну мы привыкли, одеваешься же тепло, а сверху жилетка, чтобы пассажиры видели, что ты кондуктор, а не тетка какая-то там. В автобусе у нас стоят две дополнительные печки: водители позаботились, поэтому в салоне тепло. Хотя есть и холодные транспортные средства. Я приношу с собой бутерброды, завариваю большой термос, мы с водителем вместе пьем чай. Это естественно, раз мы в коллективе. Два человека — это уже коллектив. Где-нибудь на конечной остановке — раз, быстренько перекусили. Обеды можно тоже купить на конечке, там же имеются биотуалеты. Посреди рейса — ну терпим, это тоже привычка. 
  • Убираюсь в салоне, как правило, вечером. Но если это лето, то и в течение дня. Ситуации бывают разные: люди заходят, приносят песок, пыль. В обед время есть — вымел все, протер поручень. Поэтому я всегда с собой вожу водичку, чтобы чистенько было.
  • Рабочий день продолжается более 10 часов, иногда длится и по 16. Случалось, что я трудилась и по 18 часов. Домой приходишь за полночь — бывает и в час, и в половине второго. Почему так? Пока сдашь выручку, кассу, пока приберешься в автобусе, пока доберешься до дома. Нас, конечно, развозит вахта, но все равно. 
  • Несколько раз я встречала в автобусе Новый год. Ничего романтичного в подобном, конечно, нет, но это работа. Трудились, возили людей. И людям радостно, и нам хорошо. В праздники работу автобусов продлевают — и последний рейс у меня был в два часа ночи. То есть домой я пришла уже сильно после боя курантов. Но домашние меня дождались, конечно! 
  • Бывают водители, которые пристают к кондукторам, особенно молодежь. Да хоть зайдите в соцсеть «ВКонтакте» — есть там жалобы. Ну мне в общем повезло: у меня с водителями складывались рабочие отношения. Их задача — дорога, моя — пассажиры. 

«Мне работа нравится, потому что она подразумевает общение — без этого я не могу. У нас ездят бабулечки, которые очень любят разговаривать: рассказывают про свою жизнь, все последние новости» Фото: «БИЗНЕС Online»

КУДА ОПАЗДЫВАЮТ ПЕНСИОНЕРКИ?

  • Мне работа нравится, потому что она подразумевает общение — без этого я не могу. У нас ездят бабулечки, которые очень любят разговаривать: рассказывают про свою жизнь, все последние новости. Иногда кажется, что человек уже как родной — за столько-то лет! Они же ездят одним маршрутом, в курсе про меня, я знаю про их внуков. Конфетами меня закармливают. Последний случай был такой: бабушка сказала, что я очень долго работаю, а у нее были с собой манты, она их достала и угостила меня. Сказала: «Дочка, покушай, надо!»
  • Летом пенсионеров мало — они все на дачах. У них выходные, у нас тоже, а сейчас они все в городе. Т. к. у них льготные проездные, они могут сесть с тобой, одну остановку проехать и тут же перейти в другой автобус. Час пик у пенсионеров любимое время: они на рынок опаздывают! Я им всегда говорю: «Давайте следующим рейсом, там народа столько не будет, освободятся сидячие места». Отвечают: «Нет, дочка, надо сейчас!» Мне кажется, что это уже психология. Они же рано встают. Видать, уже привычка выработалась: едут в магазины, на рынок, еще куда-то.
  • Все жалуются на молодежь, а я не могу такого сказать — молодые люди у нас очень воспитанные. Они (пусть не все, но большинство) встают, уступают место и бабушкам, и детям, и мамам. Бывают, конечно, и обратные случаи, но можно подойти, попросить. У нас пассажиры заходят и думают, что если сидит молодой человек или девушка, то те не устали, но они так же утомляются, как и все. Просто когда к ним подходят с таким гонором и начинают: «Ну-ка быстро встань, совести нет, стыда нет!» — естественно, у людей идет обратная реакция. А когда по-человечески просят: «Сынок, ты мне место не уступишь?» — всё, они встают. И я, если подхожу и вижу, что человек сидит в телефоне или в книжке и не видит, просто говорю: «Ребята, тут женщина с ребенком, может, посадите?» Обычно сами встают — я не могу сказать, что каждого надо тыкать. Совсем уж хамы попадаются крайне редко.

«Как-то раз со мной ехал мужчина, он забыл кошелек на работе и честно об этом сказал. Конечно, его не выгнала — все мы люди, я тоже могу забыть» Фото: «БИЗНЕС Online»

О БЕЗБИЛЕТНИКАХ

  • Зайцы (я имею в виду принципиальных) — обычная наша рабочая проблема, но встречаются они не так часто: бывает один-два человека в день. Они или начинают сразу грубить, или просто говорят: «Я не буду платить». В таком случае я предлагаю или оплатить проезд, или просто покинуть автобус. Естественно, это не касается детей. Т. к. я сама мама нескольких малышей, дети для меня — это святое. У меня, например, на маршруте один мальчик два года ездил бесплатно, потому что мама ему сказала: «Когда тебя будут спрашивать, скажи, что ты будешь ездить бесплатно». Ребенок-то ведь не виноват, он же не отвечает за родителей. Его на улицу не выгонишь, потому что мало ли что с ним может случиться. Он едет в школу, оттуда, на тренировки. Детей трогать нельзя. Хотя я тоже не понимаю таких родителей: мы ведь работаем, автобус ездит — без денег ничего не бывает. 
  • Многое зависит и от поведения. Если человек не ругается и не хамит, а спокойно объясняет… Как-то раз со мной ехал мужчина, он забыл кошелек на работе и честно об этом сказал.  Конечно, его не выгнала — все мы люди, я тоже могу забыть. Через три-четыре дня моих смен вспомнил про меня — купил два билета сразу. Сказал, что специально ждал моего автобуса — у нас же бортовые номера, отличить можно. И с девочкой-студенткой похожий случай был: она опаздывала на учебу, денег с собой не имелось. Потом тоже специально ждала мой автобус, чтобы вернуть эти средства, — пропустила несколько других транспортных средств. Спасибо им! Когда к людям с пониманием относишься, большинство граждан откликаются по-человечески. 
  • Бывает, что у пассажира карта попадает в черный список: одно время очень часто так бывало. И если налички у него с собой нет — ну не выгонишь же ты человека, хотя по правилам надо бы. 
  • Еще одна наша проблема связана с льготными проездными. По одному проездному ездят чуть ли не всей семьей! Из-за этого бывает очень много споров. Ты людям объясняешь: «Вы не имеете права ездить по данному проездному, он именной, выдан определенному человеку». Там фотография, фамилия, имя, отчество. Очень много мужчин ездят не по своим проездным — якобы это жена. Супруга или нет — неважно, человек должен оплатить свой проезд. Почему-то стало много льготных проездных у детей. Насколько я знаю, ездить по ним могут только те, кто потерял кормильца, и многодетные семьи. 

«Процент приезжих среди кондукторов — 50 на 50, хотя в последнее время, говорят, становится больше местных. Много людей из Средней Азии: Таджикистан, Узбекистан. Много украинцев из Донбасса» Фото: «БИЗНЕС Online»

АГРЕССИЯ ПАССАЖИРОВ

  • Текучка кадров, конечно же, есть. Не все выдерживают целый день на ногах, иногда тяжело морально. Люди стали злее.
  • Когда я только пришла на эту работу, мне сначала было дико, невыносимо оттого, что меня могут обозвать матом и т. д. В первое время в конце рабочего дня я заезжала в гараж и плакала — настолько было обидно! Но со временем становишься мудрее, понимаешь: чем больше с человеком пререкаешься, тем хуже для тебя. «Ладно, я не права, извините», — и всё. У меня даже был случай, что женщина на меня начала кричать, потому что я ей со 100 рублей дала сдачу 10-рублевками. Я честно открыла сумку, показала, что 50-рублевых купюр у меня нет, потом отошла, а она продолжала ругаться. И там уже все бабульки за меня вступились. В этом плане все хорошо: бабульки и дедульки защищают, мужчины — тоже.
  • Однажды меня хотели ударить. Мужчина только что освободился из тюрьмы, был выпивший, начал показывать мне какие-то справки. Я просто сказала: «Выходите из автобуса». Отвернулась, собиралась отойти, а он пошел за мной, уже занес руку — я сама не видела, мне люди рассказали. Но один из пассажиров схватил его за руку и выкинул из автобуса. 
  • Пьяных в последнее время стало больше: заходят и грубят, хамят. Бывает, что начинают распивать в автобусе спиртное. Таких однозначно надо высаживать — это вообще-то нарушение закона. Один такой товарищ недавно ударил кондуктора. Первого, по-моему, сразу задержали.
  • Процент приезжих среди кондукторов — 50 на 50, хотя в последнее время, говорят, становится больше местных. Много людей из Средней Азии: Таджикистан, Узбекистан. Много украинцев из Донбасса. Их разве что по говору можно определить. Иногда они устраиваются целыми семьями.

«В салоне есть видеокамеры, так что мы все время под ними. Там же видно: если я грублю пассажиру, мимика все равно другая. Флешки снимают практически каждый день, проверяют, кто и как работает» Фото: kzn.ru

про зарплату и требования

  • Требования к кондуктору стандартные: честность, вежливость. За грубость нас наказывают — это проверяется, все жалобы пассажиров рассматривают, нас спрашивают, что и как было. Но мне самой не доводилось с таким сталкиваться, слава богу.  
  • В салоне есть видеокамеры, так что мы все время под ними. Там же видно: если я грублю пассажиру, мимика все равно другая. Флешки снимают практически каждый день, проверяют, кто и как работает.
  • В комитете по транспорту каждую неделю собирается комиссия. Приглашаются все заинтересованные стороны, делается полный обзор всех происшествий, в том числе и ДТП. Там обычно присутствует руководство предприятия, кто-то от комитета по транспорту, а также две конфликтующие стороны. Сама я ни разу на такие комиссии не попадала, но рассказывали. 
  • Поэтому люди, нечестные на руку, долго не задерживаются. Фальшивые билеты, левые, невыданные чеки, проданные потом за наличку, — все бывает! Если попадаются, то их депремируют, увольняют — сокращения десятками человек. В последнее время контроль за нами стал гораздо строже. Вы, наверное, слышали историю, как в результате проверки у одной женщины нашли левые деньги в нижнем белье? Ее уволили, конечно. 
  • Зарплата у нас в последнее время стала выше: бывает, выходит более 30–35 тысяч. Дирекция как-то старается. Можно и больше заработать — это зависит от того, сколько часов отработаешь, сколько выручки привезешь. Ты всегда можешь выйти дополнительно и подработать, я сама так же делаю: и по три дня подряд могу трудиться, и по четыре. Привыкаешь.
  • Не буду говорить, какой у нас план, но он есть по выручке в целом: и наличными, и безналичными. Чаще платят карточками.
  • Руководство всегда знает, сколько можно выручить с маршрута. План высокий. На месте не посидишь, иначе план не выполнишь и без премии останешься. Но раньше, до введения вот этих кассовых аппаратов, ситуация оказывалась иной: зарплата была ниже, а многие кондукторы (особенно у частников, не в МУПах) вообще официально не устраивались. Имелись же отрывные билеты! Просто доплачивали водителю — без кондуктора же работаешь, обилечиваешь сам, значит, премия какая-то. Шофер уже мог кого-то из родни привлечь или надежного кондуктора найти — все неофициально, главное, чтобы обмана не было. И договаривались с руководством: вот тебе план по выручке, все, что сделаешь сверх, можешь себе забрать.
  • Много все равно не заберешь, план высокий — просто будет как нормальная зарплата. Сейчас все иначе: теперь не отрывные билеты, а кассы. Меньше 20 тыс. кондуктор, как говорят, уже не получает, но это мало за такую работу. Потому тоже договариваются с руководством: нужно сделать выручку, 700–1000 рублей в день сверх нее идет кондуктору, водителю. Иначе люди работать не будут, ведь жить на что-то надо. 
  • Как делают выручку сверх плана? Способов хватает: могут «забывать» вручать чеки, провозить, не пробивая чека. Разные истории рассказывают. Но риск попасться есть, стало строже — и потом могут больше не взять кондуктором, информация-то расходится («БИЗНЕС Online» также писал про черные списки кондукторов — прим. ред.).  Я сама так не делала никогда, работаю без обмана. Если хочется получить больше, можно просто выйти лишнюю смену. 

«Вот говорят, дескать, давайте уберем кондукторов, поставим валидаторы, будет выгоднее. Но кондуктор — не только про деньги, это еще и просто живой человек в салоне автобуса» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕСЛИ ВДРУГ ЧП, ИЛИ ЗАЧЕМ КОНДУКТОР В АВТОБУСЕ?

  • Вот говорят, дескать, давайте уберем кондукторов, поставим валидаторы, будет выгоднее. Но кондуктор — не только про деньги, это еще и просто живой человек в салоне автобуса, ведь всякое бывает. Иногда пассажиру становится плохо на маршруте. В этом случае ты останавливаешься, пересаживаешь граждан на следующий автобус, вызываешь скорую. Ждешь, иногда даже сопровождаешь до больницы. Правилами подобное не предусмотрено, но иногда такое случается.  
  • Прошлой зимой был случай: ко мне сел молодой человек с синдромом дауна. Я вижу, что он просто заблудился. Подошла, попросила у него телефон. Аппарат был уже очень старенький. Единственное — там были контакты мамы записаны. Я стала звонить, а номер недоступен. Оказывается, мама у него полгода назад умерла, а он начал бродяжничать. Дозвонилась до сестры. Она говорит: «Вы только его никуда не отпускайте!» Молодой человек оказался с Высокой Горы: то есть в мороз ночью он бы просто не дошел. Никто ведь не подвезет, скажут, что бомж. А тот и сказать-то ничего не мог — разговаривал очень плохо! И вот я его два круга с собой возила. Сестра с мужем приехали на конечную остановку, забрали его. Сестра потом звонила и благодарила.
  • Бывают и падения в автобусе. В таких случаях мы останавливаем транспортное средство, вызываем скорую и ГИБДД. Если не такое сильное падение, я обычно беру расписку, чтобы ко мне потом претензий не имелось, потому что люди разные. Кто-то придет домой и скажет «А! Надо было вызвать скорую, можно денег поиметь с водителя». Поэтому, чтобы никаких недоразумений не возникало, скорая, полиция — только так. Не рискуем. Помогают и камеры в салоне. 

О ТУРИСТАХ И БИТКОМ НАБИТЫХ АВТОБУСАХ

  • Туристов в последнее время стало заметно больше. Конечно, массовый наплыв был — футбольный чемпионат, Универсиада. Иностранцев много: со мной ездили и испанцы, и португальцы, и африканцы. Платить они предпочитают или банковскими, или транспортными картами. Очень редко рассчитываются наличкой. Если им что-то нужно, они спрашивают где, как. Мы им фактически на пальцах объясняем. С собой у них обычно есть карты — они показывают, куда им надо. Смотришь по карте и говоришь, где им выходить и куда сесть. Их направить только надо, а так они ориентируются. 
  • Сейчас туристов меньше, но в день все равно четыре-пять человек, тоже часто иностранцы. 
  • Бывают, конечно, и забавные ситуации. Во время чемпионата ко мне сел немец. Он говорил на ломаном английском языке. Немцы, как правило, хорошо знают свой язык, а к остальным относятся несколько снисходительно. И я чувствую — он не понимает, куда едет. Рядом стоял молодой человек, я к нему подошла, говорю: «Английский знаете? Спросите, пожалуйста, куда ему надо». И немец отвечает: «Я не знаю улицу. Помню: вот так дорога, деревья, не знаю номер дома». Я вам серьезно говорю: он выходил, вот так шел-шел, вот здесь поворот, тут остановка. У нас собрался консилиум: бабульки, все, кто был в автобусе. И мы пришли к выводу, что ему надо будет выйти на следующей остановке и вот так прямо идти.  Женщина одна вышла, говорит: «Я его провожу, покажу». Она с ним на русском, он — на немецком, уж не знаю, довела его или нет. Это чисто наше предположение было. Он не запомнил ни дома, ни улицы, решил ориентироваться интуитивно, но район примерно знал, как и то, что на этом же автобусе и приехал.
  • Южные народы более открытые. Мексиканцы мне сомбреро подарили. Они ехали на моем автобусе на игру — и так получилось, что со мной же возвращались обратно. Они кричат «Россия!» Я кричу «Мексика!» Обнимались тут, руки пожимали. 
  • В целом работа не такая сложная, если привыкнуть. Тем более сейчас в автобусах нет такой толпы. Многие пересели на метро, кто-то — на машины. Даже в час пик сейчас народа меньше, чем лет десять, да даже пять лет назад. Меньше всего людей бывает на первом рейсе, в половину шестого утра. Потом уже народа много, свободно становится где-то в обед, с четырех снова полно людей. Вечером, на последних рейсах, тоже уже мало пассажиров, бывает, едем просто пустыми — обилечивать некого.