Накануне Владимир Путин внес в Госдуму проект закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» Накануне Владимир Путин внес в Госдуму проект закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» Фото: kremlin.ru

ПРАВКИ К 22 СТАТЬЯМ КОНСТИТУЦИИ

Накануне Владимир Путин внес в Госдуму проект закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Если он будет принят, поправки могут изменить 22 статьи Конституции. Но удивляет не масштаб изменений, а стремительность, с которой они проводятся в жизнь. Только 15 января президент в послании Федеральному Собранию предложил скорректировать Основной Закон государства — запретить иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране высшим должностным лицам, доверить Госдуме утверждение кандидатуры премьер-министра, а назначения руководителей силовых ведомств проводить после консультаций с Советом Федерации. Буквально в тот же день было подписано распоряжение «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации». Но не успела эта группа и два раза собраться, как поправки оказались готовы и даже внесены в Госдуму. Первое чтение законопроекта запланировано уже на 23 января, второе пройдет в феврале. К чему такая скорость и зачем была нужна группа экспертов, если документ уже сформирован?

Вчера сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников пояснил журналистам, что перед входящими в состав этого органа 75 юристами поставлена задача готовить поправки ко второму чтению законопроекта. После принятия закона обеими палатами парламента голосование пройдет в законодательных собраниях регионов, затем поправки вынесут на общенародное голосование. Если они будут одобрены, закон вступает в силу.

Сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников пояснил журналистам, что перед входящими в состав этого органа 75 юристами поставлена задача готовить поправки ко второму чтению законопроекта Сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников пояснил журналистам, что перед входящими в состав этого органа 75 юристами поставлена задача готовить поправки ко второму чтению законопроекта Фото: duma.gov.ru

Наибольшее внимание комментаторов привлекли корректировки ст. 83, которые утверждают право главы государства формировать Госсовет, создающийся «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Получается, Госсовет необязательно будет состоять из губернаторов, при этом полномочия данного органа выглядят широчайшими — до сих пор такие же функции имелись разве что у президента. В поправках притом отсутствует оговорка о том, что он еще и возглавляет Госсовет, то есть председателем может быть, к примеру, и Путин после отставки. Детально статус и полномочия Госсовета станут определены федеральным законом, который на всенародное голосование выноситься не будет — видимо, еще не время раскрывать все карты.

Полномочия президента, как и говорил Владимир Владимирович в послании, несколько урезаются — теперь с Госдумой надо будет согласовывать не только главу правительства, но и министров. При этом глав силовых ведомств, МИД и МЧС президент станет назначать все-таки самостоятельно, но после консультаций с Советом Федерации. Интересно, что глава государства теперь сможет отправить премьер-министра в отставку, не увольняя одновременно все правительство. Новому премьеру придется работать с прежним кабинетом.

Ряд ограничений касается самого первого лица. Ценз оседлости для кандидатов в президенты увеличивается с 10 до 25 лет. Добавляется требование об отсутствии иностранного гражданства либо вида на жительство когда-либо в прошлом. Один и тот же человек не сможет занимать должность президента более двух сроков: слово «подряд» из данной статьи Конституции вычеркивается.

Поправки также расширяют полномочия местного самоуправления: теперь оно входит в единую систему публичной власти, но, что это значит, пока не совсем ясно. 

Поправки могут изменить 22 статьи Конституции. Но удивляет не масштаб изменений, а стремительность, с которой они проводятся в жизнь Поправки могут изменить 22 статьи Конституции. Но удивляет не масштаб изменений, а стремительность, с которой они проводятся в жизнь Фото: duma.gov.ru

«ГЛАВНАЯ ИНТРИГА СВЯЗАНА не столько С СОДЕРЖАНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ, СКОЛЬКО СО СВЕРХТЕМПАМИ, КОТОРЫЕ ВЗЯТЫ ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, что означает конституционная реформа.

Валентин Бианки — политолог Валентин Бианки политолог
— Ключевой момент в том, что Госсовет в логике всех поправок, заявленных президентом, казался постом для него или под него (и все были удивлены, каким образом можно вводить новый государственный орган, не трогая защищенные статьи Конституции). Теперь видно, что изменения достаточно условны. Так как все определяется решением президента, исчезает вопрос, что руководитель Госсовета — это второй центр власти и так далее. В общем, степень смещения баланса от президента к данному органу власти оказалась сильно переоцененной. Да, Конституционный суд больше будет следить за текущим законотворческим процессом. Есть интересные моменты, связанные и с силовыми органами. Возникает подозрение, что структура правоохранительных органов и в целом силовых будет изменена.
Михаил Виноградов — глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов глава фонда «Петербургская политика»
— В целом логику послания эти поправки продолжают. Часть двусмысленностей разъяснена, в том числе по процедуре утверждения премьера Думой, которая, видимо, слабо будет отличаться от нынешней. Часть вопросов подвешена, например место Госсовета в системе власти. Главная интрига связана не столько с содержанием изменений, хотя некоторые из них имеют значение, сколько с теми сверхтемпами, которые взяты для их реализации, однако, казалось бы, внешне никаких причин для такой скорости нет. Потому поиск причин этого занимает умы не меньше, чем содержание поправок.
Александр Кынев — политолог Александр Кынев политолог
— Очевидно, что первая и вторая главы Конституции остаются нетронутыми и в результате получается двусмысленность, когда в отношении международных договоров новая редакция 79-й статьи и статья 15 будут противоречить друг другу. Это выглядит как бред. Не имея возможности пересмотреть две первые главы, принимают параллельно статьи, говорящие совершенно другое. Я не помню, чтобы в одной Конституции были взаимоисключающие статьи.

Что касается Конституционного суда, все обратили внимание на сокращение членов КС до 11 человек. Но в том, что председатель КС будет назначаться по представлению президента, нет новизны. Еще при Медведеве суд утратил свою самостоятельность и будет терять ее дальше, поскольку появится возможность отстранения членов суда при некоторых обстоятельствах. Также странно про публичную власть, в которую входят органы госвласти и местного самоуправления. Но в принципе это было упомянуто в послании.

Еще можно обратить внимание на ограничение по возрасту для крупных чиновников и губернаторов — не менее 30 лет. Раньше Конституция об этом ничего не говорила. Видимо, избрание Валентина Коновалова (губернатор-коммунист в Хакасииприм. ред.) так ударило по федеральному центру, что он до сих пор не может опомниться. Хотя ему уже 32 года. С политиком ничего сделать нельзя без большого скандала, тем не менее благодаря ему мы получаем одно из изменений в Конституции.
С Госсоветом пока еще не все понятно. Говорится только то, что он определяет основы политики внешней и внутренней. Все остальное будет в содержании закона, которого еще не существует. А формула, когда силовики подотчетны президенту и фактически выводятся из кабинета министров, во многом повторяет украинский сценарий, когда кабинет формируется Верховной радой, но часть чиновников напрямую подчиняются главе государства в рамках его полномочий.

«стратегия войны вокруг газовой трубы американо-китайским договором просто выкинута на помойку»

Максим Шевченко — журналист Максим Шевченко журналист
— Я еще не ознакомился с внесенными Путиным поправками, но вообще всю ситуацию оцениваю как лихорадочную попытку успеть к чему-то, к какому-то часу икс. И для меня вопрос даже не в том, что за поправки вносит президент, а что это за час икс, которого он так боится, что так сильно торопится. Поправки в Конституцию — дело постепенное, во всяком случае во всех нормальных, цивилизованных государствах. А тут идет такая спешка, как будто речь о желании закрепиться на каких-то позициях, окопаться, выставить боевые зоны и сидеть в обороне. Чего же так боится Путин и его команда — вот в чем вопрос.

Я считаю, что в год юбилея Ленина мы должны по-ленински понимать, что происходит внутри России. А политическая ситуация внутри РФ вообще непонятна без общемирового расклада конфликта и конкуренции капиталистических государств. Смена правительства в России произошла на фоне американо-китайского стратегического торгового договора на ближайшие 20 лет. Согласно ему, китайский рынок открывается для американского сжиженного газа. Такой газ, главным производителем которого в мире начинают выступать американские компании, становится доминирующим энергетическим ресурсом XXI века. Потому я думаю, что отставка правительства Медведева связана вовсе не с протестами народа, не с омерзительными реформами типа пенсионной, которые он проводил, а именно с тем, что вся стратегия последних 20 лет, которая была фундаментом путинского режима, стратегия войны вокруг газовой трубы этим американо-китайским договором просто выкинута на помойку. Получается, что все страдания вокруг Украины, кавказская война — все это обесценивается, потому что если американский сжиженный газ становится доминантой, приобретает статус на китайском рынке, то очевидно, что европейцы примут такое же решение и откажутся от проблемной для них, связанной с американским давлением зависимостью от российских труб. Подобное ослабляет ту часть путинского режима, которая опиралась на данную трубу как на какой-то фундамент, выстраивая новую газовую империю.
Плюс ко всему в сенате США, как вы знаете, проходят слушания по импичменту. Скорее всего, он не состоится, но то, что на фоне этого говорится, очень серьезно и тревожно для Америки. Потому США просто закрепляют свою позицию, поэтому такая лихорадочная «торопыжесть». Они точно не знают, чем кончится импичмент, как поведет себя Китай. Потому первым человеком, с которым Путин встретился после американо-китайского соглашения, был представитель Японии. Почему? Потому что в этой ситуации Россия становится даже не периферией китайской экономики, а просто обочиной. И США надо искать альтернативные решения. И вот сразу побежали договариваться с японцами. Я думаю, кризис гораздо более всеобъемлющий, чем мы все себе представляем. Что это не просто какое-то пихание «за власть» между Кириенко, Володиным, Чемезовым, Шойгу и борьба за какие-то кресла. А просто вся конструкция выдуманного российского государства в свете перераспределения акцентов мировой экономики рушится и ломается.
Виктор Минин — политолог, политтехнолог Виктор Минин политолог, политтехнолог
— Чтобы понять, что происходит в России, надо осознавать, что за ситуация на планетарном уровне. Мир делится на три части, в центре которых США, Китай и Россия. Она должна юридически оформлять свою роль и место. Юридически идет становление РФ как мирового центра сил. Вот этот приоритет законов России над мировыми как раз об этом и говорит. И замена элит с иностранным гражданством на элиту без такого гражданства. Данный процесс решает задачу демократизации страны, имперские полномочия у первого лица частично распределяются между Госдумой и Советом Федерации, но они носят скорее согласовательный, чем решающий характер. Россия остается президентской республикой с перераспределением полномочий, достаточно опасным, потому что возникновение Госсовета как нового центра власти очень ослабляет систему управления.
Через Госсовет Путин остается во власти, не нарушая Конституции, продляет свое пребывание за счет нового центра сил и перераспределения полномочий. Он должен закончить вывод страны на новый этап, для этого ему потребовалась такая не совсем обычная трансформация. Более сильным решением был бы референдум о продлении полномочий Владимира Владимировича на новый срок. Тогда он мог бы спокойно дальше осуществлять этот сложный перевод России на новую идеологию и стратегию. РФ оформляется как мировой центр сил и вынашивает новые правила жизни в интересах большинства. Вся трансформация власти связана с этим. И уже тогда будет новый президент, данную задачу станет решать Путин через вот такие трансформации.

«ЭТО ВЫГЛЯДИТ КАК ПОПЫТКА ВОЗРОЖДЕНИЯ АРХАИЧНОГО ИНСТИТУТА»

Илья Шаблинский — доктор юридических наук, эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Илья Шаблинский доктор юридических наук, эксперт совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
— Вы, может, помните, что в XIX веке у нас в России уже существовал орган с таким названием — Государственный совет. Он был весь XIX век и в начале XX века и почти полностью назначался императором. К началу XX века часть членов Госсовета избирались, но по очень сложной формуле, по сословному признаку. В общем, он назначался. Потому я скажу, что эта схема, конечно же, архаична, как и сама идея. Естественно, интересно, что она связана с определенной традицией в истории нашего государства, но сейчас подобное, к сожалению, выглядит совсем устаревшим. Как попытка возрождения архаичного института. И второе: совершенно непонятна его компетенция. Так или иначе, данный совет должен будет фрагменты своей компетенции получать от других государственных органов. Так что это, конечно, искусственная конструкция. Потому я уверен, что подобное — сугубо временный институт и конструкция, которые нужны нынешнему президенту для того, чтобы сохранить всю полноту власти.

Но есть и действительно сложные моменты. Ведь если нынешний глава государства собирается стать председателем данного совета и покинуть пост президента, как мы это предполагаем, то можно говорить и о том, что возникнут сложные отношения между председателем этого совета Путиным и каким-то новым лидером страны. Только представьте: ведь они же будут заседать в одном совете, притом там окажется еще председатель правительства. Конечно, это будет более сложная схема, при которой, очевидно, Владимир Владимирович хочет стать первым лицом, но в новом контексте. Конечно, все выглядит искусственно, странновато и временно. Хотя в России временное часто и бывает достаточно постоянным.
Константин Калачев — политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев политолог, руководитель политической экспертной группы
— С внесенными поправками я еще не познакомился. Но мы счастливы в любом случае! (Смеется.) Рады, что наконец-то появилась конкретика. Очень хорошо, что вместо общих слов о том, какими должны быть преобразования, появилась детализация.

То, что именно президент будет формировать Госсовет, — это, конечно, очень важная вещь. Концепция Госсовета меняется на глазах. До того предполагалось, что он совещательный орган, вырабатывающий стратегию, но в котором новый президент не играет ключевую роль. С другой стороны, возможно, что вся эта система идет от человека, то есть новый глава государства формирует Госсовет, в котором старый президент занимает ключевую роль. Здесь не хватает только одного — завершенности концепции. То есть в принципе нужно больше смотреть на опыт Казахстана и сделать как там. Да, этот орган можно назвать как советом безопасности, так и Госсоветом, где бывший президент возглавляет его. Но для того, чтобы у экс-лидера страны были рычаги влияния, в Казахстане, например, он возглавляет правящую партию. Вот если бы Владимир Владимирович согласился на ребрендинг и перезагрузку «Единой России», если он ее возглавит и прочая, прочая… и руководил бы правящей партией, тогда Госсовет был бы действительно аналогом Политбюро, которое принимает все решения, потому что есть системообразующий фактор — партия, на которой все держится. А пока конструкция не выглядит завершенной.
Олег Морозов — член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Олег Морозов член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
— Все эти поправки президент изложил в своем послании. Их смысл в том, чтобы сбалансировать полномочия федеральных органов власти, Думы, правительства, Совета Федерации и такого института, как губернаторы, что должно сделать систему более устойчивой. Данные поправки — реализация послания Путина, и они ни на миллиметр от него не отклоняются. Удивительно, что все это происходит с такой скоростью — решения принимаются буквально каждый день. Подобное говорит о том, что президент реально преобразовывает страну.

То, что он будет формировать Госсовет, показывает, что мы впервые по-настоящему осознаем себя как федеративное государство и главы субъектов Федерации обязаны участвовать в управлении страной. Мне кажется, роль Госсовета именно в этом — чтобы федеративное начало было усилено.