В авиакатастрофе погиб депутат Госдумы России, бизнесмен Айрат Хайруллин В авиакатастрофе погиб депутат Госдумы России, бизнесмен Айрат Хайруллин Фото: ГУ МЧС по РТ

«вертолеты нужны мне для работы. я суммарно летаю больше, чем любой пилот в стране»

Депутат Госдумы, один из крупнейших бизнесменов республики Айрат Хайруллин никогда не скрывал — он фанат малой авиации. «Вертолеты постоянно нужны мне для работы. В год, с апреля по ноябрь, я суммарно налетываю 600 часов, это в 2–3 раза больше, чем у любого летающего в стране пилота», — рассказывал он сам «БИЗНЕС Online».

Оказался на борту своего Bell 407 Хайруллин и в роковую пятницу. Вчера у него протекал обычный рабочий день. Днем он находился на одном из совещаний, а во второй половине дня умчался на облет. В общем, стандартный рабочий график: когда спасатели найдут тело Айрата Назиповича, окажется, что он был в резиновых сапогах.

Связь с вертолетом Хайруллина оборвалась в 16:21. Диспетчер Самарского зонального центра единой системы организации воздушного движения сообщил: борт №01893 не произвел отметку в пункте назначения. Вертолет, вероятно, вез бизнесмена домой: судно следовало из поселка Левашево в Алексеевском районе в Боровое Матюшино под Казанью. Внутри находилось три человека: сам Хайруллин, его 45-летний помощник Рамис Газизов и 61-летний пилот Жаудат Сулейманов.

В это время ясная дневная погода сменилась снегом, начало темнеть. Спасатели нашли Bell 407 спустя час: машина совершила, как принято говорить на языке пилотов, жесткую посадку на льду Камы примерно в 6 км от берега — напротив известного пляжа «Камское море». К слову, именно там эмчээсники и развернут свой лагерь.

Поисковики с Ми-8 сообщили: видят с воздуха, как возле опрокинувшегося на бок вертолета ходит мужчина. Как окажется позже, это был помощник депутата Газизов. В 17:40 его с места аварии забрал первый экипаж спасателей, которые прибыли на судне, оснащенном воздушной подушкой. Вместе с Газизовым увезли на берег и второго выжившего — пилота Сулейманова. Бездыханное тело Хайруллина нашли под машиной — ее левый бок придавил депутата. На кадрах, что сделали спасатели, видно, как из-под вертолета виднеются его обездвиженные ноги. В таких обстоятельствах шансов выжить у Айрата Назиповича не было.

СЛЕДКОМ РАССМАТРИВАЕТ ТРИ ВЕРСИИ: ОШИБКА ПИЛОТА, ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ И ПЛОХАЯ ПОГОДА

Транспортное управление СКР возбудило дело по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека»). Фигурантов пока нет, но есть три версии: ошибка пилотирования, техническая неисправность и неблагоприятные метеоусловия.

Источники «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли склоняются именно к третьему варианту: погода не благоприятствовала полетам из-за высокой вероятности обледенения. Один из наших собеседников рассказал, что многие эксплуатанты вчера отказались от полетов, а один вертолет взлетел, но вернулся — пилот зафиксировал начало обледенения. «Подобное характерно для переходных погодных условий, — объяснил источник. — Пилот это чувствует по управляемости вертолета, видит по состоянию стеклоочистителя — появляется тонкая корка льда. Опасно то, что льдом покрываются лопасти. Подобная Bell 407 импортная техника к таким условиям не приспособлена — антиобледенительные системы есть только на некоторых очень крутых типах. Наши Ми-2 и Ми-8 способны летать в подобного рода условиях, но и то недолго — минут 40».

Лагерь спасателей был развернут на пляже «Камское море», напротив которого и потерпел крушение вертолет Лагерь спасателей был развернут на пляже «Камское море», напротив которого и потерпел крушение вертолет Фото: Амир Сафин

«Увеличивается масса, ухудшается аэродинамика, вертолет становится тяжелым и неуправляемым, падает. В моей практике были случаи обледенения, но на тех же Ми-8 достаточно эффективная противообледенительная система», — отмечает другой эксперт, пожелавший остаться анонимным, — профессиональный вертолетчик с опытом боевых действий. Он же продолжил: «Попытаемся, исходя из имеющихся данных, в частности фото с места падения, смоделировать развитие катастрофической ситуации. Взлет. Обледенение и/или потеря пространственного положения. Потеря высоты. Столкновение. Разрушение рулевого винта. Правое вращение. Непристегнутый пассажир, сидевший слева, выброшен из вертолета и придавлен фюзеляжем. Пилот и второй пассажир, сидевшие справа, живы».

Данная теория коррелирует с данными, которые предоставил высокопоставленный источник «БИЗНЕС Online» в силовых структурах. Якобы пилот Сулейманов рассказал: Хайруллин, сидевший в кресле второго пилота, перед столкновением со льдом пытался выпрыгнуть из машины, что его и погубило. При этом версию о том, что Айрат Назипович, обладающий и навыком, и большим опытом, взял управление на себя, отрывочные показания пилота якобы не подтверждают. Впрочем, это еще предстоит выяснить в ходе расследования.

Первые новости о том, что с вертолетом Хайруллина могла случиться беда, появились примерно в 18 часов Первые новости о том, что с вертолетом Хайруллина могла случиться беда, появились примерно в 6 часов вечера Фото: Амир Сафин

Что известно о потерпевшем катастрофу вертолете?

Необходимо отметить, что если версия с погодными причинами подтвердится, то у нынешней катастрофы будет немало общего с предыдущими крушениями Bell 407 в Татарстане. На сегодня их в республике было больше всего — три из пяти.

Такая же машина разбилась 6 апреля 2012 года в Альметьевском районе при попытке совершить аварийную посадку в условиях сильного тумана. В момент крушения на борту находился 51-летний опытнейший пилот Валерий Майоров. Он погиб. Вертолет обслуживал «Татнефть» и летел за одним из руководителей нефтяников. Согласно заключению экспертов, причиной гибели Майорова стала потеря им контроля над высотой при погодных условиях, не соответствующих минимуму для полетов, что привело к столкновению вертолета с земной поверхностью.

6 ноября 2017 года в Верхнеуслонском районе потерпел катастрофу Bell 407, использовавшийся в интересах генерального директора ООО «ПСО „Казань“» Равиля Зиганшина. Погиб 43-летний пилот Константин Мурин. И тогда почти сразу было высказано предположение, что пилот ошибся, вылетев в плохую погоду.

Хайруллинский Bell 407 с регистрацией RA-01893 не нов — ему как минимум 11 лет. Судя по информации в авиаблогах, его замечали в полетах над Татарстаном. Сообщается, что на момент катастрофы воздушное судно значилось за компанией «Восток Транс». Источники нашего издания утверждают, что бортом владела одна из структур Хайруллина, имеющая сертификат авиации общего назначения, в ее парке также сверхлегкий вертолет Robinson R44.

Bell 407 весьма популярен в России, особенно в Татарстане. Информация по республиканским владельцам в основном закрыта или крайне запутана, но можно предположить, что на Bell 407 летали правительство РТ, Ак Барс Банк, «Татнефть», группа компаний «Профит», ЗАО «Кулон». «407-й» — это легкий однодвигательный вертолет. Прототип совершил первый полет 21 апреля 1994 года. Масса пустого — 1 203 кг, скорость — 259 км/ч, дальность — 611 км, потолок — 6 100 м, экипаж — один-два пилота, пассажировместимость — 6 человек. Цена — $3,8 миллиона. По данным за 2017 год, это самый массовый вертолет иностранного производства в России — 31 борт.

Пилот Сулейманов, по нашим данным, не из Татарстана, но долгое время жил в Казани. Изначально летал на самолете L-410, но переучился на вертолеты и порядка 15 лет пилотировал Ми-8, Robinson 44, Bell 407. У Хайруллина работал более 10 лет, с тех самых пор, как у бизнесмена вообще появились вертолеты.

Илшат Хайруллин не произнес ни слова. Он лишь не отрываясь смотрел вдаль — на огонь, освещавший спасательную операцию в нескольких километрах от берега Илшат Хайруллин не произнес ни слова. Он лишь не отрываясь смотрел вдаль — на огонь, освещавший спасательную операцию в нескольких километрах от берега Фото: Амир Сафин

«стоял сильный грохот. Было слышно, что вертолет низко пролетел»

Первые новости о том, что с вертолетом Хайруллина могла случиться беда, появились примерно в 18:00, через час корреспонденты нашей газеты были на месте трагедии. На пляже уже собралась толпа зевак, которые окружили сбитый наспех лагерь МЧС. В это же время подъехал Илшат Хайруллин. Брат депутата не произнес ни слова. Он лишь не отрываясь смотрел вдаль — на огонь, освещавший спасательную операцию в нескольких километрах от берега. Точной информации о выживших и погибших не было, на лед никого не пускали…

«Тетка моя звонила, испугалась. Говорила, что низко летел вертолет, боялась, что на дом упадет», — рассказывал тем временем нашим корреспондентам один из местных жителей.

«Было слышно, что вертолет низко пролетел. Я думал сначала, что бульдозер проехал, который снег убирал, потому что грохот сильный стоял, а потом сидим попозже (часов в 5 вечера чай пили) — и опять вертолет пролетел. Я думаю: что-то не то. Это уже поисковый вертолет», — вторил ему другой мужчина.

На место катастрофы прибывали сотрудники МЧС, следственного комитета, родственники и друзья Айрата Хайруллина На место катастрофы прибывали сотрудники МЧС, следственного комитета, родственники и друзья Айрата Хайруллина Фото: Амир Сафин

В это время на берег один за другим прибывали судна на воздушной подушке и снегоходы — использовать другие средства передвижения было опасно. Спасателей встречала толпа, которая ловила каждую фразу.

«Выжившие очень сильно пострадали. Сам корпус вертолета целый практически. Сама часть, в которой находятся люди, не настолько [повреждена], не всмятку, но хвост отломан, все лопасти поломаны, стекла ни одного нет, удар был очень приличный. Двое смогли выбраться, а один просто зажат вертолетом сверху. И я так думаю, что если негуманно поступить с телом, то можно [было бы] просто подушкой зацепить и оттащить, но это негуманное отношение», — рассказывал сошедший с судна спасатель МЧС Константин Кузнецов. В следующий рейс он повез на место крушения сотрудников следственного комитета.

Через полчаса подъехал сын Илшата Хайруллина, Булат, вместе с ним и другие родственники, многочисленные друзья депутата, коллеги. Примерно в эти минуты и стало известно, что единственная жертва авиакатастрофы — именно Айрат Назипович. Друзья, родственники, коллеги еле сдерживали эмоции.

«Это человек, который делает из ничего что-то... Удивительный человек», — делился с нашим корреспондентом один из друзей Хайруллина, пряча слезы под медицинскую маску «Это человек, который делает из ничего что-то... Удивительный», — делился с нашим корреспондентом один из друзей Хайруллина, пряча слезы под медицинской маской Фото: Амир Сафин

«Мы знакомы с ним 30 лет. Вместе жили в этой республике. Я его еще помню директором „Красного Востока“. Это человек, который делает из ничего что-то. В то время (90-е годы — прим. ред.) это было вообще удивительно. А потом он взял и решил развивать сельское хозяйство. Удивительный», — делился с нашим корреспондентом один из друзей Хайруллина, пряча слезы под медицинской маской.

«Каждый день он взлетал на вертолете и облетал свои поля — на протяжении уже 15 лет. Каждый день он сам садился за руль и летел. Не знаю, что случилось сегодня. Очень плохая погода. Туман. Погода — непредсказуемая вещь, особенно когда летишь на маленьком вертолете. У него огромное количество… 6 тысяч налетов! Он вообще классный пилот! Я не в курсе, что [произошло]. Знаю, что он летел домой…» — закончил он свою эмоциональную речь.

Ильдус Зарипов тоже вспомнил погибшего: «Энергичный, активный! В 1992 году я был начальником налоговой инспекции, молодые ребята приехали, открыли у нас компанию…» Ильдус Зарипов тоже вспомнил погибшего: «Энергичный, активный! В 1992-м я был начальником налоговой инспекции, молодые ребята приехали, открыли у нас компанию…» Фото: Амир Сафин

В 9 вечера на место приехал глава Лаишевского муниципального района РТ Ильдус Зарипов. Администрация к тому моменту подвезла на место горячее питание — на улице уже окончательно стемнело и сильно похолодало.

Ильдус Фатихович весь в суете, пытаясь помочь в организации спасательной операции, заметил корреспондента нашей газеты и тоже вспомнил погибшего. «Энергичный, активный! В 1992-м я был начальником налоговой инспекции, молодые ребята приехали, открыли у нас компанию. Первая их фирма была зарегистрирована в Тюлячах. Ему 22 года было. Они год проработали, но потом сказали, что уезжают в Казань. Я говорю: „Зачем, Айрат?“ Речь шла про „Эдельвейс“ и „Красный Восток“. Яркая личность! Летел домой, видимо…» — вдавался Зарипов в воспоминания ушедшей юности.

Лишь около 10 вечера тело Хайруллина наконец-то достали из-под корпуса вертолета и повезли в Казань. 

Пока под Лаишево шла спасательная операция, в РКБ уже готовились принять пострадавших. На месте был уже и министра здравоохранения РТ Марат Садыков Пока под Лаишево шла спасательная операция, в РКБ готовились принять пострадавших. На месте был уже и министр здравоохранения РТ Марат Садыков Фото: Анастасия Гусева

«У НЕГО ПОЗВОНОЧНИК ПОВРЕЖДЕН В ТРЕХ МЕСТАХ, НО ПОСЛЕ ЧП ОН ХОДИЛ!»

Пока под Лаишево шла спасательная операция, в РКБ уже готовились принять пострадавших. Корреспондент нашей газеты вошел в приемное отделение центра медицинских катастроф в 19:15. Напротив входа в ожидании уже стояли около 10 врачей, они заметно беспокоились, переговариваясь друг с другом полушепотом. На месте был уже и министр здравоохранения РТ Марат Садыков. Он все время говорил с кем-то по телефону и — то медленно, то ускоряясь — ходил по коридору, заметно нервничая. На вопрос журналиста о состоянии пострадавших Садыков отвечал: «Сейчас привезут — точно скажем». Он, как и все, хотел верить в лучшее.

«Дверь разблокируй! — в какой-то момент крикнул один из врачей, нарушив и без того еле сдерживавшееся спокойствие. — Почему она еще не разблокирована?!»

Подъехала машина скорой, к которой и ринулся медперсонал. Привезли пилота Сулейманова. Его на каталке быстро доставили в зону интенсивной терапии. Тело пилота накрыли теплым одеялом, не было видно даже лица. Министр тоже скрылся за дверью. Все стихло.

Между тем в холле становилось все больше людей. Приходили многочисленные родственники и друзья Рамиса Газизова, помощника депутата, но никто не знал, привезут ли его вообще. Это добавляло нервозности. В суматохе в холл вошла высокая женщина с платком на голове и села поодаль. Она брала в руки то телефон, то платок, который сняла с головы, периодически смотрела вдаль. Это была гражданская супруга пилота Гульнара.

«Мне ничего не говорили о нем», — тихо сказала она корреспонденту нашей газеты. От безысходности и бессилия женщина сама пыталась выведать хоть толику информации. «Вы что-то знаете? Кто второй человек? Помощник? Рамис… А какое у него состояние?» — дрожащим голосом спрашивала она.

Гульнара рассказала, что ее супруг летал с Хайруллиным очень давно, опыт полетов у Сулейманова был большой. Версию о том, что управлять вертолетом мог сам Хайруллин, резко опровергла: «Мой супруг всегда был за штурвалом!»

К родственникам и журналистам вышел заместитель главного врача РКБ Марсель Миннуллин К родственникам и журналистам вышел заместитель главного врача РКБ Марсель Миннуллин Фото: Анастасия Гусева

Через несколько минут к родственникам и журналистам вышел заместитель главного врача РКБ Марсель Миннуллин. «Состояние тяжелое, но пациент стабильный, находится в сознании», — дал он краткий комментарий журналистам. По нашим данным, врачи диагностировали у пилота перелом ребра, ушибы мягких тканей головы, туловища, левой кисти. Операция ему не потребовалась.

Спустя буквально пять минут к больнице подъехала еще одна скорая — привезли второго пострадавшего, Газизова. К его родственникам и друзьям вышел Садыков. Он о чем-то поговорил с ними полушепотом и вновь скрылся в дверях. Те, значительно успокоившись, присели на стулья. Все держались стойко, только иногда слышалось негромкое всхлипывание. Жена Рамиса, тоже Гульнара, не отходила от двери, за которую увезли ее мужа.

Оттуда спустя 40 минут вышел заместитель главврача РКБ. «У него перелом трех позвонков, но угрозы жизни нет», — кратко сказал он и снова скрылся в отделении зоны интенсивной терапии.

Супруги пострадавших не покидали холла: они дежурили около двери, то и дело пытались заглянуть внутрь, узнать, что же происходит с мужьями. «Мне сказали, можно будет зайти», — поделилась одна с другой.

«Он вообще ходил после ЧП! Но ему было очень больно. У него позвоночник поврежден в трех местах, сейчас будут делать операцию. Он разговаривает, двигает руками и ногами. Как авария произошла, не спрашивали, только супругу его туда пустили», — пересказала нашему корреспонденту сестра Газизова — Резеда. Жена помощника депутата была не в силах разговаривать сама.

«Пойдемте!» — снова раздался крик врача из длинного коридора. Это звали супругу Сулейманова. Она провела вместе с гражданским мужем практически час и вышла почти в полночь, после чего стремительно покинула здание больницы. Холл медучреждения опустел.

Супруги пострадавших помощника депутата и пилота не покидали холла: они дежурили около двери Супруги пострадавших помощника депутата и пилота не покидали холла: они дежурили около двери Фото: Анастасия Гусева

«ХОРОНИМ МЫ ТОЛЬКО ПО МУСУЛЬМАНСКИМ ОБРЯДАМ»

Прощание с Хайруллиным состоится сегодня в 11:00 в Татарской государственной филармонии им. Тукая. Казалось бы, к чему такая спешка? В церемонии наверняка захотели принять участие многочисленные гости, которые просто не успеют прилететь в Казань. Возможно, ответ в отношении Айрата Назиповича и его семьи к религии. Вот как об этом говорил сам депутат: «Я мусульманин по рождению. Насколько я верующий человек? В Саудовской Аравии меня назвали бы или безбожником, или атеистом. Все как сравнивать. Есть некоторые принципы, которые я стараюсь в жизни соблюдать. И они не противоречат никакой другой религии. Хороним мы только по мусульманским обрядам. Когда рождаются дети, то обязательно приглашаем муллу. Когда женились, то у меня и у моего брата обязательно был никах. Но заповедь пять раз в день читать намаз — я этого не делаю. Может быть, пока. И пока с братом считаем, что мы путники. В пути еще. На данный момент мы не такие люди, которые ушли в веру, но при этом каких-то базисных вещей стараюсь придерживаться. Ко всем видам религии отношусь ровно, спокойно и считаю, что верующий человек совершит меньше проступков, чем неверующий. Когда у человека есть в голове Бог — имеется страх за последствия. Все религии учат, что потом придет время расплаты», — говорил Айрат Назипович в беседе с нашими читателями.

У Хайруллина осталась жена и трое детей. До 50-летнего юбилея он не дожил чуть менее 7 месяцев.