28 февраля на военном мемориальном кладбище в Мытищах похоронят последнего маршала СССР, экс-министра обороны Советского Союза Дмитрия Язова, скончавшегося сегодня на 96-м году жизни. Он дважды был ранен на Великой Отечественной войне, возглавил военное ведомство после знаменитого полета Матиаса Руста, а потом стал одним из участников провалившегося «августовского путча». Руслан Хасбулатов рассказал «БИЗНЕС Online», что Язов до конца жизни переживал из-за участия в этом «недостойном деле».
Сегодня утром стало известно, что после продолжительной болезни ушел из жизни последний маршал Советского Союза, предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов
ГЕРОЙ ВОЙНЫ И ПРЯМОЙ СВИДЕТЕЛЬ КАРИБСКОГО КРИЗИСА
Високосный 2020 год продолжает пополнять список своих жертв из числа известных людей России и Татарстана. Сегодня утром стало известно, что после продолжительной болезни ушел из жизни последний маршал Советского Союза, предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов. В ноябре ему бы исполнилось 96 лет.
Судя по всему, последнее появление на публике Язова было всего три недели назад, когда военачальника посетил нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу, вручивший ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов». «Хотел бы от всех нас поблагодарить вас и пожелать здоровья, здоровья и еще раз здоровья. Все остальное мы постараемся сделать для вас», — отметил тогда Шойгу, сообщала пресс-служба ведомства. При этом даже на фотографиях видно, что самочувствие 95-летнего маршала СССР оставляло желать лучшего. Язова похоронят 28 февраля на военном мемориальном кладбище в Мытищах — там же, где в конце прошлого года простились с генералом армии Махмутом Гареевым.
Имя Язова, тогда еще генерала армии и зама министра обороны по кадрам, стало широко известно весной 1987 года, когда его, неожиданно для самого военного, назначили главой советского оборонного ведомства после знаменитой посадки легкомоторного самолета немецкого пилота-любителя Матиаса Руста в центре Москвы. Между тем за плечами нашего героя была большая военная биография, которая началась еще во время Великой Отечественной войны.
Выходец из крестьянской семьи, уроженец Омской губернии Язов ушел на войну в 1941 году 17-летним добровольцем, на фронте был дважды ранен, во второй раз во время прорыва блокады Ленинграда в 1943-м. В 1945-м был награжден орденом Красной Звезды. В мирное время продолжил делать военную карьеру. К примеру, в период Карибского кризиса 400-й мотострелковый полк Язова был скрытно переброшен на Кубу и находился там с сентября 1962 по октябрь 1963 года в боевой готовности для отражения вторжения войск США.
В 1967-м окончил Военную академию генерального штаба, после чего уже в генеральском звании занимал различные ответственные должности, скажем, возглавлял Центральную группу войск на территории Чехословакии, войска Среднеазиатского военного округа, войска Дальневосточного военного округа.
Судя по всему, последнее появление на публике Язова было всего три недели назад, когда военачальника посетил нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу
«ЭТО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КГБ КРЮЧКОВ ЕГО УВЛЕК ТОГДА С ЭТИМ ГКЧП»
Период пребывания Язова на посту министра оказался сложным для армии. Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым проводило политику сокращения ядерного вооружения, быстрые темпы которого не нравились военным, затем советские войска стали уходить с территорий целого ряда стран, прежде всего Восточной Европы. В любом случае военный министр Советского Союза не был популярен среди сторонников перестройки.
Так что появление Язова среди членов ГКЧП во время «августовского путча» вряд ли могло сильно удивить. Именно по его приказу 19 августа 1991 года в Москву были введены танки и тяжелая военная техника. Путч провалился, Язов отправился в Форос на встречу с Горбачевым, а по возвращении был арестован в аэропорту Внуково-2 в ночь на 22 августа 1991-го. В аресте лично участвовали министр внутренних дел РСФСР Виктор Баранников и генеральный прокурор РСФСР Валентин Степанков.
Такие события сегодня в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминал Руслан Хасбулатов, который 29 назад был с Язовым по разные стороны баррикад, являясь председателем Верховного Совета РСФСР, и выступал на стороне Бориса Ельцина.
«Это был очень честный человек, грамотный, он прошел Великую Отечественную, знал цену войне. Кстати, потому и не применил оружие против парламентариев в 1991 году, — говорит Хасбулатов. — Зато те, кто потом пришел, — авантюристы и пьяницы, они с удовольствием расстреляли в 1993 году парламентский дворец». По словам собеседника газеты, участие в ГКЧП было большой ошибкой Язова, о которой он впоследствии сожалел. «Председатель КГБ Крючков его увлек тогда с ГКЧП, он участвовал в данном недостойном деле и страшно переживал из-за этого. Когда мы встречались, Дмитрий Тимофеевич каждый раз первым делом вспоминал то событие и говорил, что это самое-самое плохое воспоминание в его долгой армейской жизни. Что сказать, он был честный воин, действительно защитник государства. Таких, к сожалению, мало. Это человек, и имевший сострадание к людям, и понимавший трудное военное ремесло, и не стремившийся к оружию, наоборот, он всеми способами защищал мир», — считает экс-глава Верховного Совета РСФСР.
В середине 1990-х Язов был амнистирован по делу о ГКЧП и с тех пор вел активную общественную работу.
От своих взглядов на жизнь советский маршал не отказался. Так, в одном из интервью он раскритиковал любые попытки принизить роль Иосифа Сталина в нашей победе в Великой Отечественной войне: «Сейчас ерничают, говоря о Сталине: „Отец народов“. А он действительно был для народа кем-то вроде отца. Эту глубинную связь со своим вождем люди чувствуют до сих пор, потому и голосуют за него, рисуют иконы и ставят памятники вопреки колоссальным препятствиям. Люди тоскуют по былому величию страны, одержанным при Сталине победам, уверенности, с которой народ смотрел в свое будущее, справедливости, которая царила тогда в обществе. Кто-то назвал это народное состояние поисками отца во времена безотцовщины. Точнее не скажешь!»
Кстати, после сегодняшнего ухода Язова в живых остался лишь один из восьми членов ГКЧП — экс-заместитель председателя совета обороны СССР Олег Бакланов.
Период пребывания Язова (слева) на посту министра оказался сложным для армии. Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым (справа) проводило политику сокращения ядерного вооружения
«СКАЗАЛ: «ОПУБЛИКУЕШЬ ПОСЛЕ МОЕЙ СМЕРТИ». ВОТ Я СЕЙЧАС ЕДУ В РЕДАКЦИЮ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали о личности маршала Язова и его вкладе в развитие армии.
Виктор Баранец — военный эксперт, обозреватель газеты «Комсомольская правда»:
— Я много раз встречался с Дмитрием Тимофеевичем, последний раз в день его рождения, 8 ноября. Роль Язова в нашей истории драматична и трагична. Человек, приписавший себе год, чтобы уйти на фронт, кровью защищавший Родину и получивший много наград, новой российской властью был признан врагом народа, несправедливо сидел в тюрьме за то, что, как положено военному, выполнял приказы власти, а последняя перед ним даже не извинилась. Маршал Язов принадлежит к когорте выдающихся военачальников советской гвардии, до последней капли своей крови он был советским человеком, верным присяге. Когда я спросил у него: «Что вас побудило в августе 1991 года отдать приказ на ввод войск в столицу, ведь вас признают преступником?» — он сказал: «То была моя попытка защитить Советский Союз, которому я однажды дал присягу и который защищал на фронтах Великой Отечественной войны». Во время нашей последней встречи Дмитрий Тимофеевич сказал: «Если что-то и случится, я уйду на тот свет с чистой совестью».
Маршал дал мне огромное последнее интервью, которое он правил, выбрасывал целые абзацы, самые сенсационные, откровенные наблюдения. Сказал: «Это опубликуешь после моей смерти». Вот я сейчас еду в редакцию и это интервью буду публиковать.
Меня как журналиста связал с министром обороны Язовым следующий эпизод. Однажды я опубликовал малюсенькую, со спичечный коробок, заметку «Кто поможет прапорщику». Там была трагическая история: у прапорщика родился третий ребенок, но, когда он вез его регистрировать, случилась трагедия — его жена погибла. Он остался с тремя детьми на руках. Прапорщик прислал в «Комсомолку» жалобу, что и хоронил за свой счет, и на детей ему положены определенные льготы, которых нет. Не просил ничего лишнего, а только положенное по закону. И вот в полшестого утра раздается звонок из министерства обороны от помощника министра обороны Михаила Земскова. Он говорит: «Вы отвечаете за свои слова?» Я отмечаю: «Могу письмо привезти». Земсков сказал: «Быстро приезжайте». Привез. И что вы думаете? Через два дня возле подъезда «Комсомолки» стояли три или четыре пунцовых генерала, которые привезли приказ министра обороны Язова: командира дивизии снять с должности и понизить в звании, начальника финансовой службы уволить, начальнику финансовой службы Дальневосточного военного округа объявить неполное служебное соответствие. Вот такой была реакция министра обороны на крохотную заметку. История на этом не закончилась. Прапорщик потом позвонил, поблагодарил и сказал: «Я хотел назвать этого третьего крохотного сына Ваней, но теперь назову его Димой». И вы догадываетесь почему.
Николай Сванидзе — журналист, историк:
— Роль Язова в нашей истории непростая: с одной стороны, очень заслуженный человек, участник Великой Отечественной войны, последний маршал и министр обороны СССР, с другой — принимал участие в незаконной попытке государственного переворота. Но главную роль в ГКЧП играл Крючков, руководитель КГБ. Тем не менее Язов в этом участвовал. Есть свидетельства, что потом он себя за подобное осудил. Позднее, когда изменились времена и факт участия в ГКЧП стал многими восприниматься как плюс в биографии, как то, что люди хотели сохранить Советский Союз, его начали за это хвалить. Но он не очень велся на такую похвалу. По факту своего участия в войне, собственной биографии он прожил жизнь славную. Я думаю, что другого о нем сейчас говорить и нельзя, и не нужно.
Ахат Юлашев — председатель республиканской общественной организации ветеранов (инвалидов) «Союз ветеранов Республики Татарстан»:
— Это было давно, когда Язов еще являлся командующим Среднеазиатским военным округом, вот там нам приходилось встречаться, я служил там. Это такие служебные встречи, ничего особенного, личного общения не имелось, мы присутствовали на всех совещаниях с участием командующего. Был очень грамотный специалист. Уже тогда чувствовалось, что он из числа полководцев, все-таки войну прошел, не просто маршал. И вот этот период, когда его снимали с должности, после ГКЧП, он переживал очень, мы чувствовали. А так у меня он оставил очень высокое впечатление именно как фронтовик, как боевой маршал. Единственный раз после службы я встречался с ним, когда проходил пленум союза ветеранов России, я с ним сидел в президиуме. Уже тогда был нездоров, знаете, чувствовалось.
Борис Кузнецов — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза:
— Прежде всего это был очень скромный, порядочный маршал Советского Союза. С прекрасными деловыми качествами, в послевоенные годы восстанавливал нашу всю систему обороны. Он пользовался огромным авторитетом. Мы часто встречались в Кремле, в основном там, разговаривали о всех нуждах нашего государства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 148
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.