Павел Виклейн (слева): «Это автобус из категории „Доступная среда“ — то есть сзади есть низкопольная площадка для перевозки инвалидов или мамочек с колясками» Павел Виклейн (слева): «Это автобус из категории „Доступная среда“ — то есть сзади есть низкопольная площадка для перевозки инвалидов или мамочек с колясками»

«не развалится. Это же Япония»

Презентовать ульяновские автобусы Simaz сегодня должны были конкретно руководству города, как заказчику муниципального транспорта, однако у и. о. руководителя исполкома Набережных Челнов Ильи Зуева неожиданно наметилось совещание. Таким образом, в присутствии корреспондента «БИЗНЕС Online» оценивать ульяновскую технику довелось только самим перевозчикам — гендиректору ООО «Пассажирские перевозки» Николаю Тятюшкину и его партнеру  Ильдару Фахразиеву. Однако, по их словам, впоследствии Зуев все-таки вышел посмотреть на автобусы, которые вполне могут встать на городские маршруты взамен возвращенных «КАМАЗ-Лизингу» газомоторных «НЕФАЗов».

«Это автобус среднего класса длиной 7,7 метра, — о функционале продукта рассказывал делегат завода-изготовителя — замдиректора по маркетингу и продажам ООО „Симаз“ Павел Виклейн. — Это автобус из категории „Доступная среда“ — то есть сзади есть низкопольная площадка для перевозки инвалидов или мамочек с колясками. Посадочных мест 16, дополнительно два откидных сзади. Общая вместимость — 54 человека».

«Посадочных мест 16, дополнительно 2 откидных сзади. Общая вместимость 54 человека» «Посадочных мест 16, дополнительно два откидных сзади. Общая вместимость — 54 человека»

По словам Виклейна, в их автобусах используется агрегатная база Isuzu. Это значит, что двигатель, коробка передач, мосты и вся техническая часть — японские, за исключением задней подвески, которую, как выяснилось, производят в Челнах на ООО «НПО „Ростар“». Подвеска позволяет опустить заднюю часть автобуса, чтобы в салон могли заехать коляски. Сиденья в представленной модели тоже оказались челнинскими, производства ООО «Риат». На данный момент подобная техника эксплуатируется в Сочи, Владивостоке, Твери, Ульяновске, Рязани и на Сахалине. По мнению официального дилера завода «Симаз» — исполнительного директора челнинского ООО «Викинг» Альфреда Гатиятова, отличительная особенность автобусов Simaz заключается в их высокой маневренности. «Если сравнить с аналогами, например с „ПАЗом“ или с теми же „НЕФАЗами“, то этот автобус поуже, — отметил Гатиятов. — Но к недостаткам мы это не отнесем, потому что он становится более маневренным, ему нужен меньший радиус поворота, чем у конкурентов».

Показанный автобус имеет максимальную комплектацию. В таком исполнении он оснащен кондиционером, информационным табло с тремя электронными маршрутоуказателями, видеокамерами в салоне Показанный автобус имеет максимальную комплектацию. В таком исполнении он оснащен кондиционером, информационным табло с тремя электронными маршрутоуказателями, видеокамерами в салоне

Показанный автобус имеет максимальную комплектацию. В таком исполнении он оснащен кондиционером, информационным табло с тремя электронными маршрутоуказателями, видеокамерами в салоне, счетчиками пассажиров над дверьми и USB-портами в салоне. Для водителей установлена система «Антисон», не позволяющая дремать за рулем. Общая стоимость представленной модели — 4,68 млн рублей, но по презентациям производитель гоняет дизельный вариант. Аналогичные автобусы на газу дороже на 1 млн рублей. Впрочем, разницу в цене теоретически должна покрыть федеральная субсидия на газомоторную технику.

— Когда запустим его на маршрут? — в нетерпении уточнил Тятюшкин.

— Мы предполагаем, что с 15 марта, — заявил Виклейн. — Пока этот автобус в Альметьевск уезжает…

— Ну вот, началось, — шутя расстроился Тятюшкин.

— Это не новый автобус, он только что из Архангельска приехал. У него 40 тысяч пробега, — уточнил Виклейн.

— И не развалился?

— Нет, — засмеялись продавцы. — И не развалится. Это же Япония.

Результаты тестирования в Архангельске, по словам Виклейна, показали, что расход топлива с учетом холодной северной зимы составил 28 л на 100 км, в наших же широтах должно выходить 18–20 литров. Ежедневно автобус возил по 600–700 человек, суточный пробег составлял 220 километров. Водителям, по словам Виклейна, автобус в целом понравился, но стоит учитывать, что Архангельск не слишком разборчив, так как привык к «ПАЗам». Представитель завода признался, что пассажиры жаловались на жестковатые сиденья, но их при желании можно поменять.


«Lotos плывет как лебедь, но цена укачивает»

Оценивать комфортность и технические характеристики продукта Тятюшкин не стал — потенциальный эксплуатант тоже сделал признание: для «Пассажирских перевозок» важна прежде всего цена вопроса. «Да нам хоть велосипед. Я, как перевозчик, могу и метлу в аренду у Бабы Яги взять, судить-то пассажирам», — с улыбкой заявил Тятюшкин.

Зато накануне Тятюшкину довелось покататься на челнинско-китайском Lotos`е, и его перевозчик оценить не отказался. Отметим, что корреспондент «БИЗНЕС Online» тоже рассчитывал сегодня поймать Lotos на заявленном 26-м маршруте и лично оценить достоинства автобуса, но за 30 минут ничего, кроме привычных микроавтобусов, не дождался.

«После ремонта у нас очень хорошие проспекты, так что Lotos действительно плывет по ним, как лебедь по воде, но цена… цена укачивает. Если за 9 миллионов рублей можно два таких Simaz'a взять, то там — один, — посчитал Тятюшкин. — Сейчас все видят, что у нас в городе освободилась ниша. Абсолютно все заводы хотят продать нам свои автобусы. Вчера даже Курганский автозавод предложил свою модель 4270 за 8,5 миллиона рублей. Тоже низкопольный автобус, бывший „ПАЗик“, точнее, его преемник. Но при этом все взвинтили цены. Нет у нас денег! Все считают, что мы какие-то субсидии большие получаем. Даже коллеги по работе из других районов, например из Нижнекамска и Альметьевска, думают, что челнинцам отвалили машины бесплатно. Нет такого! Вот сейчас решается вопрос о кредитах в Сбербанке. Сделали лизинговые расчеты на тот „МАЗ“, который мы пытаемся купить, посчитали, и выходит, что за 5 лет я должен 3,5 миллиона рублей переплатить сверху продажной стоимости в 6,3 миллиона». Если Simaz'ы будут одобрены городом, то, вероятно, «Пассажирские перевозки» купят 20–25 таких машин. По словам Тятюшкина, с маршрутами для этих автобусов еще предстоит определиться. «Чтобы окупить данную машину, надо суточный план перевозок выполнять. Ну или стоимость проезда повышать, — заявил Тятюшкин, стоя под архангельской табличкой „Проезд 28 рублей“. — Это неизбежно, хотим мы или не хотим. Иначе не выдержим всего этого».

Напомним в заключение, что пока муниципалитет Набережных Челнов рассматривает на замену сошедшим с дистанции автобусам большой вместимости шесть моделей от разных производителей: «НЕФАЗ», LIAZ, Volgabus, Lotos, «МАЗ» и показанный сегодня Simaz.