«На каждой машине есть VIN, также может быть номер кузова и номер шасси. По ним идет постановка на учет, но если они не читабельны, регистрационные действия невозможны» «На каждой машине есть VIN, также может быть номер кузова и номер шасси. По ним идет постановка на учет, но, если они не читабельны, регистрационные действия невозможны» Фото предоставлено испытательной лабораторией «Поволжье»

«ПРИМЕРНО 300 ТЫСЯЧ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЕЖЕГОДНО СТАНОВЯТСЯ «ВЕЧНЫМИ»

— Марат Фаритович, недавно вступило в силу постановление правительства РФ №1653 о дополнительной маркировке автотранспортных средств. В чем его суть?

— К сожалению, некоторые автомобилисты не совсем верно поняли смысл нововведения и решили, что оно обязывает всех наносить дополнительную маркировку на свой автомобиль. Но у постановления №1653 совсем другая задача — помочь тем автомобилистам, которые стали заложниками определенных обстоятельств. Дело в том, что на каждой машине есть VIN, также может быть номер кузова и номер шасси. По ним идет постановка на учет, но, если они не читабельны, регистрационные действия невозможны. К сожалению, от подобного никто не застрахован, ведь машины со временем поддаются коррозии или попадают в ДТП. И таких случаев только в Татарстане сотни ежегодно. В народе машины с нечитаемыми VIN'ами, номерами кузовов и шасси прозвали «вечными», потому что владелец не мог его продать. Чтобы положить конец этому недоразумению, законодательно разрешили лабораториям наносить номера повторно.

— Получается, что в вашей лаборатории появилось еще одно направление?

— Верно. Мы вошли в реестр, размещенный на официальном сайте минпромторга РФ. Поскольку лабораторий много, прежде чем доверить им нанесение номера, стоит убедиться, что компания имеет соответствующие полномочия. В противном случае рискуете угодить в лапы мошенников.

— Вы сказали, что тысячи автомобилей стали «вечными». А можно подробнее — насколько проблема масштабна?

— В России примерно 300 тысяч автомобилей ежегодно становятся «вечными». Причин несколько. Во-первых, некоторые автомобильные заводы используют лазерную маркировку, которая может «слинять» уже через полтора-два года. Она быстро поддается коррозии. Во-вторых, на большинство внедорожников номера наносится на раму. В силу погодных условий и эксплуатации маркировка всегда берет на себя удар от непогоды и с годами ржавеет. Аналогичная ситуация с грузовыми транспортными средствами и прицепами к ним. Хороший пример последняя зима — постоянная слякоть, дожди, перепады температуры и реагенты — страшный коктейль для любой маркировки. В-третьих, после серьезных ДТП маркировка также часто не читабельна. А это значит, что ее нужно нанести повторно.

«В России примерно 300 тысяч автомобилей ежегодно становятся «вечными». В силу погодных условий и эксплуатации, маркировка всегда берет на себя удар от непогоды и с годами ржавеет» «В России примерно 300 тысяч автомобилей ежегодно становятся «вечными». В силу погодных условий и эксплуатации маркировка всегда берет на себя удар от непогоды и с годами ржавеет» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Давайте подробнее расскажем про алгоритм действий для тех автовладельцев, которые столкнулись с проблемой целостности VIN'а, номера кузова и шасси.

— Необходимо собрать пакет документов: заявление-обращение гражданина в ГИБДД с отметкой сотрудника, в связи с чем необходимо нанести дополнительную маркировку, паспорт гражданина Российской Федерации, документы на машину. Они изучают машину, пломбируют текущую маркировку и направляют дело в районное отделение внутренних дел (РОВД). Там криминалисты изучают детально все документы и, если все хорошо, выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. С этим пакетом документов водитель приезжает к нам в лабораторию, и мы приступаем к процедуре нанесения.

Закон обязывает нас нанести новую маркировку максимально близко к тому месту, где был прежний номер. Но, если такой возможности нет, гравируем на несъемные элементы транспортного средства. На крылья, бампера не наносим. После того, как маркировка выгравирована, регистрируем машину в своей базе и выдаем свидетельство, с которым владелец автомобиля может спокойно ехать в ГИБДД и проводить регистрационные действия.

— Получается, за «чистоту» автомобиля отвечает ГИБДД?

— Да, но и у нас есть персональная ответственность, поскольку в регистрационных документах под нанесенным номером появляется и наш идентификационный номер. У каждой лаборатории, входящей в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, он свой, уникальный. Это сделано для того, чтобы в ГИБДД могли оперативно установить, кто наносил маркировку. В любой момент нам могут позвонить и запросить данные.

«У каждой лаборатории, входящей в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, он свой, уникальный» «У каждой лаборатории, входящей в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, номер свой, уникальный» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРИМИНАЛИСТЫ ЛЕГКО ОТЛИЧАЮТ ПОЧЕРК МОШЕННИКОВ…»

— Вы отметили, что в зоне риска автомобили с лазерной маркировкой. А каким способом наносите дополнительную маркировку вы? И сколько прослужит ваша маркировка?

—  Прежде чем закупить оборудование, детально изучили рынок и пришли к выводу, что остановимся на итальянском производителе, услугами которого пользуются многие автопроизводители. Конечно, многое зависит непосредственно от того, куда набивается номер. Но по нашим прогнозам, средний срок службы составит не менее 10 лет. 

— Сколько занимает по времени вся процедура?

— В нашей лаборатории на все уйдет не более часа: изучить документы, провести осмотр машины, нанести маркировку. Увеличить время процедуры может только особенность автомобиля, например если номер нужно будет нанести на труднодоступную часть кузова и для этого придется снимать и ставить обратно некоторые элементы. Сама маркировка занимает считанные минуты. Еще одно преимущество — у нас используется мобильный маркиратор. А это значит, что можем выехать с ним в любое место. Если появится необходимость, командируемся в любой регион Татарстана. Это возможно, если весь пакет документов уже сформирован  и заказчик готов взять на себя транспортные издержки. На мой взгляд, выгоднее пригласить нас, чем, например, гнать «КАМАЗ» из Елабуги, Набережных Челнов или Бугульмы и тратить тысячи рублей на топливо.

Марат Ярмиев: «Если появится необходимость, командируемся в любой регион Татарстана. Это возможно, если весь пакет документов уже сформирован и заказчик готов взять на себя транспортные издержки»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сколько маркировок вы уже нанесли?

— Пока немного: несколько автомобилей, Ssang Yong, «ЗИЛ» 1971- года, прицеп, а также Toyota RAV4, который был в угоне.

— Можно ли восстановить родную маркировку у угнанных машин?

— Теперь да. Раньше как было: машину угнали, VIN перебили — и все. А сейчас это можно решить по закону. На днях должен приехать автомобиль из соседнего региона для восстановления VIN'а, измененного после угона, который после обнаружения был идентифицирован компетентными органами, и возникла необходимость восстановления первичного VIN'а.

«В нашей лаборатории на все уйдет не более часа: изучить документы, провести осмотр машины, нанести маркировку. Увеличить время процедуры может только особенность автомобиля» «В нашей лаборатории на все уйдет не более часа: изучить документы, провести осмотр машины, нанести маркировку. Увеличить время процедуры может только особенность автомобиля» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А можно ли отличить нанесение маркировки «гаражным» способом от легального?

— Конечно. Подобные вещи криминалисты раскрывают сразу. Они легко отличают почерк мошенников от профессионального оборудования.

— В каких случаях невозможно нанести маркировку повторно?

— Если невозможно идентифицировать транспортное средство.

— Обязывает ли закон наносить дополнительную маркировку тех автовладельцев, у которых VIN не читается, но продавать машину они не собираются?

— Нет, не обязывает. Но если эту проблему выявит сотрудник ГИБДД, то все равно направит к нам. Да и в принципе, я считаю, все должно быть по букве закона — если нарушена маркировка, лучше нанести заново. Так спокойнее.