КОНЦЕРТЫ


1. Шоу «Уральские пельмени» в «Пирамиде»

16 марта


В концерт «Лучшее», с которым приедут «Уральские пельмени» в Казань, вошли, как понятно из названия, самые-самые номера из репертуара команды за 20 лет ее существования. И хотя с подобной программой «пельмени» уже приезжали несколько лет назад, посмеяться с ними можно всегда. В нем примут участие: Дмитрий Брекоткин, Дмитрий Соколов, Сергей Ершов, Сергей Исаев, Максим Ярица, Сергей Калугин, Роман Постовалов, Ксения Корнева и Илана Юрьева. Веселое настроение, заряд бодрости, колкая правда и немного ностальгии — все это вы получите в шоу. Неутомимые шутники подарят заряд отличного настроения всей семье.

16+

Стоимость билетов: 2400–5200 рублей.

КРК «Пирамида» (ул. Московская, 3), начало — в 19:00


2. «Сурганова и оркестр» в филармонии им. Тукая

18 марта


Новая программа «Сургановой и оркестра» «На контрасте» включает композиции из мини-альбомов «Фурия» и «Мир-лабиринт», а также старые хиты питерской группы.

Кумиры эстетов и хедлайнеры рок-фестивалей, ребята продолжают экспериментировать. Фронтвумен коллектива Светлана Сурганова за несколько лет покорила сцену прославленного БДТ с собственным поэтическим спектаклем на стихи классиков, сыграла главную роль в питерской постановке Бодлера, вместе с группой устроила перформанс со скрипками, виолончелью и конферансом в масштабах всей страны.

12+

Стоимость билетов: 1800–2600 рублей.

Филармония им. Тукая (ул. Павлюхина, 73), начало — в 19:00


3. Открытие международного фестиваля Larte del arco в ГБКЗ

16 марта

Фото: «БИЗНЕС Online»

Музыкальный фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка»), учрежденный художественным руководителем и главным дирижером казанского камерного оркестра La Primavera Рустемом Абязовым, откроют в этом году скрипачи Разван Стойка (Румыния – Голландия) и Шломо Минц (Израиль). В программе прозвучат произведения Мендельсона (Концерт для скрипки и струнного оркестра d-moll), Паганини (вариации La Molinara для скрипки соло и Каприс №24 (оркестровка Стойки), Шора (Seascapes/первое исполнение в Татарстане) и Сарасате (Баскское каприччио, ор. 24 (оркестровка Абязова) и концертная фантазия на темы оперы Бизе «Кармен», ор. 25).    

6+

Стоимость билетов: 400–1000 рублей.

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало — в 18:30


#АДИЛЯПРОКИНО

Как обычно, о том, на какой фильм сходить в кино, какой ни в коем случае нельзя пропускать, а какой не стоит вашего внимания, рассказывает на «БИЗНЕС Online» казанский киновед и педагог Адиля Хайбуллина.


1. «Тайная жизнь» (реж. Терренс Малик)

С 19 марта


Последние несколько лет один из главных режиссеров-визионеров XXI века Терренс Малик («Дни жатвы», «Тонкая красная линия», «Древо жизни», «Рыцарь кубков» и др.) снимал очень живописное, но практически бессюжетное кино. А в своем новом фильме он возвращается к более привычной для зрителя форме повествования. Вероятно, во многом благодаря тому, что имеет в своей основе реальные события.

«Тайная жизнь» — история символа австрийского сопротивления Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Когда Егерштеттер сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности ее избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи.

Фильм прекрасен тем, что режиссер не ограничивается одним лишь душевным конфликтом главного героя — более того, значительная часть фильма посвящена быту жителей Санкт-Радегунда, жизни семейства Егерштеттер и отношениям Франца с супругой. Их трепетная привязанность друг к другу показана с какой-то щемящей интимностью, придающей каждому кадру особую эмоциональную глубину, на которую, кажется, способен только Малик.

В зрительном плане «Тайная жизнь» покоряет новую вершину визуального мастерства, хотя, казалось бы, после «Древа жизни» это сделать очень сложно. Австрийские пейзажи пьянят своей естественной красотой, а от полетов камеры оператора Йорга Видмера буквально кружится голова. Окончательно усугубляет атмосферу повествования (в хорошем смысле) музыка композитора Джеймса Ньютона Ховарда («Знаки», «Темный рыцарь»), доходящая до самого сердца. Буквально все художественные решения в этом фильме настораживают и восхищают своей нетипичностью!

Очевидно, что философская поэма «Тайная жизнь» ознаменовала собой новый этап в творчестве Малика, который уже получил за эту работу приз экуменического (христианского) жюри и приз Франсуа Шале на Каннском кинофестивале прошлого года.

16+


2. «Белый, белый день» (реж. Хлинюр Палмасон)

С 19 марта


Хлинюр Палмасон
 — яркая фигура современного скандинавского кино: сначала он прославился как видеохудожник, а затем привлек внимание кинокритиков и зрителей дебютным фильмом «Зимние братья» на фестивале в Локарно в 2017 году.

Его новый фильм «Белый, белый день» — это суровый скандинавский триллер и эмоциональная история о горе, мести и безусловной любви. Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 2019 году.

Овдовевший начальник полиции из провинциального исландского городка начинает подозревать, что погибшая в автомобильной катастрофе жена была ему неверна. Постепенно навязчивая идея узнать правду все сильнее овладевает мужчиной, и он неизбежно подвергает опасности себя и своих близких.

«Белый, белый день» — фильм, в котором режиссер создает напряженный драматический сюжет, экспериментируя с цветом, композицией и ритмом.

Палмасон рассказывает историю создания фильма так: «Я начал работать над серией фотографий под названием „Белый день“ в 2007 году, когда делал снимки людей и пейзажей во время метели. Изображения были почти полностью белыми, и из-за экспозиции, и из-за того, как я проявлял пленку. Мне хотелось, чтобы негатив был почти полностью белым, а затем попытаться при проявке извлечь из него информацию. Во время работы над этой серией и начал появляться нарратив, принявший в итоге форму художественного фильма. Также я был вдохновлен исландской поговоркой „В такие дни, когда кругом белым-бело и нет больше различий между землей и небом, мертвые могут говорить с нами, еще живущими“».

По словам режиссера, он добавил второе слово «белый» в название картины и оно стало звучать как «Белый, белый день». Он постепенно стал влюбляться в это название, так как повторение в нем перекликается с ощущением бесконечного белого дня в самом фильме.

«Во время съемок коллега, который занимался закадровыми съемками, спросил меня, является ли название отсылкой к Тарковскому или его отцу, написавшему стихотворение „Белый день“, — вспоминает Палмасон. — Я не был знаком с этим стихотворением, но являюсь большим поклонником Тарковского, ставшего для меня одним из тех режиссеров, из-за которых я по-настоящему заинтересовался кино. Так что, возможно, неосознанно меня вдохновило именно это название, и тогда фильм можно считать своеобразной данью уважения Андрею Тарковскому».

Картина уже отмечена наградами на нескольких престижных кинофестивалях, выдвигалась на премию «Оскар» от Исландии, а также может похвастаться 100-процентным рейтингом на сайте Rotten Tomatoes.

18+


3. «Мой друг мистер Персиваль» (реж. Шон Сит)

С 19 марта


Семейная картина «Мой друг мистер Персиваль» является современным переложением классического австралийского произведения, повести Колина Тиле «Штормик и мистер Персиваль».

Сюжет: Майкл Кингли — успешный бизнесмен и счастливый отец семейства. Но однажды его настигают образы из детства, которое он провел на спрятанном от всего мира побережье океана. Он должен рассказать своей внучке необыкновенную историю мальчика по прозвищу Штормик и осиротевшего пеликана — мистера Персиваля. Историю опасных приключений и удивительной дружбы, которая повлияла на всю его жизнь.

Это красивая, очень добрая и невероятно эмоциональная картина о прощении и непростых человеческих взаимоотношениях, которая учит любить и заботиться о своих близких. К тому же у фильма захватывающий сюжет и совершенно непредсказуемый финал. Особыми украшениями в «Мой друг мистер Персиваль» служат великолепная природная натура и роскошные пеликаны (живые, а не нарисованные). Как дополнительный бонус — замечательная игра актера Джеффри Раша (Капитан Барбосса из серии фильмов «Пираты Карибского моря»).

Такие фильмы — редкость в прокате. Поэтому их необходимо посещать всей семьей, чтобы получить важную дозу настоящих ценностей, которые еще и очень благородно и искренне поданы на экране.

6+


ИЗ РЕПЕРТУАРА КИНОТЕАТРОВ


1. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» в «Мире»

16 марта


Фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» был дипломной работой начинающего режиссера Элема Климова. Студента ВГИКа пригласили снимать на «Мосфильм», хотя ректор института был против самой идеи этого фильма, считая ее «вредной». Несмотря на его заявления, Климов все же приступил к съемкам комедии о пионерском лагере, хотя сам никогда там не отдыхал. Съемки фильма могли быть прекращены в любой момент, и каждые три дня Элем Климов интересовался у директора ленты, сколько денег уже потратили, и говорил, что надо тратить больше, чтобы фильм труднее было закрыть. Однажды работу все-таки попытались прервать: на адрес съемочной группы в Туапсе пришла телеграмма из «Мосфильма» с требованием вернуться в Москву. Директор картины ее прочитал, разорвал на клочки и сказал режиссеру: «А мы этой телеграммы не получали». На роль товарища Дынина режиссер с самого начала хотел взять актера театра «Современник» Евгения Евстигнеева, но против его кандидатуры выступало руководство «Мосфильма». Климову настойчиво предлагали взять Михаила Пуговкина — его бы худсовет утвердил без вопросов. От своей идеи Климов готов был отступить только ради Леонида Куравлева, но тот был занят на съемках и от работы отказался. Тогда режиссер поставил руководству ультиматум: «Не хотите утверждать Евстигнеева, тогда снимайте сами!» Руководство киностудии удивилось такому нахальству вчерашнего студента, но Евстигнеева утвердили.

Кстати, на готовую картину сразу же навесили ярлыки: «антисоветская» и «антихрущевская». Сначала режиссер думал, что обвиняют его из-за темы кукурузы, проскальзывающей в картине, а оказалось, что причиной обвинений стал эпизод с «похоронами» бабушки и выносом ее увеличенного портрета. «Это они Хрущева хоронят!» — решили строгие цензоры. Ситуацию спасло вмешательство Сергея Герасимова, который в то время был главной фигурой во ВГИКе. По его настоянию фильм отослали на дачу Хрущеву. Он посмотрел и резюмировал: «А чего вы его держите? Пусть идет! Это смешно!» Через несколько дней после премьеры пленум ЦК КПСС принял решение о снятии Хрущева, и фильм стали показывать только на утренних сеансах.

12+

Вход свободный.

Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30), начало — в 11:00


2. Best Comedy Shorts в «Мире»

С 19 марта

Фестиваль короткометражных комедий покажет 7 самых смешных и откровенных фильмов. Итак, в программе: эротическая короткометражка «Любовь слепа» о том, куда, кроме шкафа, прятать любовника; черная комедия «Пила в офисе», которая заставит вас немного меньше ненавидеть своих коллег; авантюрная комедия «Парковка»; еще одно эротичное кино «Бюро потерянных яиц»; «Обслуживание номеров» — о попытке суицида; вестерн «Стрелец»; комедия «До Рождества Христова», в которой римский центурион Тит, вернувшись из похода, сообщает своей жене во время оргии, что хочет стать моногамным; а в короткометражке «Граффити» кто-то оставил провокационную надпись на исторической достопримечательности о мэре города.

18+

Вход свободный.

Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30), начало — в 11:00


3. «В 6 часов вечера после войны» в ДК Ленина

17 марта


Показ фильма, снятого Иваном Пырьевым в 1944-м. В том году все герои картины — Василий (Евгений Самойлов) и Варя (Мария Ладынина) — стали символом веры в скорое окончание войны и мирное будущее. Название «В 6 часов вечера после войны» было позаимствовано из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», в котором главный герой и его друг сапер Водичка назначают встречу в трактире «У чаши» в 6 часов вечера после войны.

Основную часть советского фильма снимали в Ташкенте — вся Москва была картонной, построенной в павильоне Ташкентской киностудии. По замыслу сценариста Виктора Гусева фильм должен был заканчиваться трагически, но для Пырьева было важно снять не пронзительную драму, а фильм-заклинание. Ради этого он готов был пожертвовать сценарием, реальностью и чем угодно еще, но снять то, о чем мечтали зрители. Премьера состоялась за полгода до 9 мая 1945 года, и фильм, предсказавший будущий конец войны и победный салют, конечно, стал лидером проката.

 6+  

Вход свободный.

Кинотеатр КДК им. Ленина (ул. Копылова, 2а), начало — в 18:00


ЛЕКЦИИ, ВЫСТАВКИ, ФЕСТИВАЛИ, ВСТРЕЧИ


1. Выставка Дмитрия Каварги «Передняя стенка удалена» в галерее «БИЗON» 

С 31 января


Галерея современного искусства «БИЗON» открыла новую площадку на улице Баумана экспозицией «Передняя стенка удалена» известного московского художника Дмитрия Каварги, который впервые выставляется в Казани. Выставка включает в себя биоморфные скульптуры, масштабные интерактивные инсталляции и ассамбляжи из серий «Токсикоз антропоцентризма», «На самом дне черные окуни», «Катастрофизм» и других произведений последних лет.

По мнению художника, в новом периоде цивилизации человек не венец творения, а лишь скромная часть всего сущего. Предрекая «необратимую мутацию человеческого тела и полный отказ от него», Каварга архивирует не только следы человеческой деятельности в виде разнообразных артефактов, окаменевших останков цивилизации, но и события, героев истории.

Гостей при входе в галерею встречает скульптура высотой в 3 метра. Биоморфный радикализм — так художник называет направление, в котором работает. Многие арт-объекты созданы в сотрудничестве с учеными, программистами и инженерами и представляют собой синтез искусства и технологий.

Выставку можно будет посетить до 31 марта.  

Генеральный информационный партнер выставки — «БИМ-радио».

16+

Стоимость билетов: 150 рублей, студенческий — 100 рублей, для детей и пенсионеров вход свободный.

Галерея современного искусства «БИЗON» (КРК «Родина», ул. Баумана, 44/8), время работы — с 12:00 до 20:00. Выходные дни: понедельник и вторник


2. Образовательные лекции Европейского университета Санкт-Петербурга в «Смене»

17 и 18 марта

Во вторник (17 марта в 19:30) состоится лекция «Беспилотные автомобили и их культурные двойники» кандидата социологических наук, научного сотрудника центра STS (центра исследований науки и технологий) Николая Руденко.

На данный момент развития технологии беспилотных автомобилей разработчики, регуляторы, пользователи говорят прежде всего о технических, экономических, политических, социальных факторах, которые обуславливают создание и использование (в будущем) беспилотного транспорта. На этом фоне культурные факторы (такие как национальные ценности, локальные культуры вождения, образы технологии и т. д.) встречаются довольно редко. Важное исключение из этой тенденции составляет, возможно, только эксперимент Moral Machine, который показывает глобальные культурные различия в отношении принятия этических решений автомобилем.

Однако в связи с тем, что технология беспилотного транспорта продолжает совершенствоваться и все больше стран стремятся принять законопроекты в отношении этой технологии, культурные факторы в итоге начнут оказывать важное влияние на то, как видится, продвигается и используется данная технология. Эту гипотезу подтверждают исследования различных технологий из направления STS (science and technology studies, исследования науки и технологий), которые демонстрируют то, какую большую роль играют культурные представления в продвижении той или иной технологии на рынке и в общественном сознании. Вход свободный, регистрация по ссылке.

А в среду (18 марта в 19:30) пройдет мастер-класс «Извлечение ключевых слов и именованных сущностей из русскоязычных текстовых корпусов и их сетевой анализ». Мы рассмотрим методы автоматизированного извлечения ключевых слов, а также именованных сущностей (NER) на примере большого массива русскоязычных документов. Кроме того, будут представлены способы визуализации полученных данных методом сетевых графов и их интерпретации. Ведущий: младший научный сотрудник центра STS Европейского университета Роман Малюшкин. Вход свободный, регистрация по ссылке.

12+

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 19:00


3. Лекция «Как казанцу стать туристом в своем городе» в «Маяковском»

16 марта  

Вспышка вируса многим не дает улететь за пределы Казани и сменить локацию за окном, но в столице РТ есть на что смотреть даже местным. О некоторых из таких мест вы наверняка услышите впервые. А расскажет о них, секретных маршрутах и о том, как самостоятельно изучать город, экскурсовод и историк Лилия Калимуллина.

6+

Вход свободный.

Творческое пространство «Маяковский» (ул. Маяковского, 24а), начало — в 19:00


4. «Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве» в «Хазинэ»

С 14 марта

Фото: «БИЗНЕС Online»

Выставка представляет коллекцию Ольги Затеевой, на примере которой можно проследить историю трактовки аллегорических сюжетов вокруг темы «Времена года» на протяжении XVI–XX веков. Зрители увидят несколько полных серий крупнейших нидерландских граверов XVI–XVII веков: «Времена года» и «Двенадцать месяцев» Филиппа Галле, Яна Саделера, Адриана Колларта, Криспина де Пасса, Хендрика Гольциуса, серию итальянского мастера Антонио Темпесты, живописный цикл «Времена года» Жюля Шере, предметы из слоновой кости, фарфор Мейсенской, Берлинской, Неаполитанской и Венской фарфоровых мануфактур.

6+

Стоимость билетов: 130–250 рублей.

Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 16:00


5. «Световая и фарфоровая природа женщины» в ГСИ

С 12 марта

Фото: «БИЗНЕС Online»

Константин и Марина Худяковы изучали в МАРХИ архитектуру под руководством профессоров-конструктивистов, учились живописи и графике у реалистов, сюрреалистов и футуристов, «дышали воздухом архитектурного авангарда» знаменитого общежития, николаевского дома-коммуны, были художниками инновационного дизайна множества экспозиций крупнейших исторических музеев, в том числе музеев Ленина в стране и за рубежом. В конце 1990-х они полностью перешли в своем творчестве на цифровые технологии.

Авторы проекта «Световая природа женщины» превращают его в оружие против засилья в мультимедийном пространстве непрофессионализма. Художники создают свои и бьют кэрроловы зеркала, извлекая из них отрефлексированные из реалий и художнически оцифрованные персонажи, объекты и сюжеты. Это новое цифровое зазеркалье отражает причудливые и умудренные большим жизненным опытом понятия добра и зла, красивого и безобразного, возможного и невозможного, свободы и вседозволенности, правды и лжи в изобразительном искусстве. Художники предлагают зрелищный проект, в котором устраивают столкновение между правдой и ложью в инновационном искусстве.

16+

Стоимость билетов: 130–250 рублей.

Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 18:00


ТЕАТР


1. Юбилейный вечер Рузии Мотыйгуллиной в Камаловском театре

18 марта

3 марта актрисе Камаловского театра Рузие Мотыгуллиной исполнилось 70 лет. По такому случаю в Камаловском театре на этой неделе состоится юбилейный вечер артистки. В книге «Артисты театра им. Г. Камала» про Мотыгуллину написано: «Ведущая, многогранная актриса, обладающая мягким, лирическим дарованием. Героини отличаются искренностью, глубиной переживаний, правдой чувств». Наряду со знаменитыми трагическими ролями особое место в репертуаре занимает одно из последних по времени созданий актрисы — знаменитая Ханума в одноименной грузинской комедии Авксентия Цагарели. Персонаж комедийный, авантюрный, ловкий. Вообще, все героини Мотыгуллиной отличаются поэтичностью, искренностью и глубиной переживаний, правдой чувств.

12+

Стоимость билетов: 210–680 рублей.

Театр им. Камала (ул. Татарстан, 1), начало — в 19:00


Если вы узнали об интересном событии в мире культуры, о нем можно сообщить по эл. почте: nigmatullin_a@mail.ru и maldad@mail.ru