С каждым днем мусульманская умма, надо полагать, будет все чаще сталкиваться с проблемой захоронения умерших в разгар мировой пандемии С каждым днем мусульманская умма, надо полагать, будет все чаще сталкиваться с проблемой захоронения умерших в разгар мировой пандемии Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИНЗДРАВ РОССИИ ПОКА НЕ ВЫРАБОТАЛ НИКАКИХ ОСОБЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ЖЕРТВ COVID-19»

Коронавирус, пришедший вслед за печенегами и половцами, продолжает терзать Россию. Шутки шутками, но количество его жертв в нашей стране уже приближается к сотне человек. Есть среди них и последователи ислама. С каждым днем мусульманская умма, надо полагать, будет все чаще сталкиваться с проблемой захоронения умерших в разгар мировой пандемии. Как быть в такой ситуации, учитывая, что похороны предполагают не только скопления людей во время траурной церемонии, но и проведение обряда омовения усопшего, который подразумевает близкий контакт с зараженным телом? На этой неделе сразу два российских муфтията задались подобными вопросами. Однако их трактовки в понимании норм ислама разошлись между собой.

Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время минздрав России пока не выработал никаких особых правил для захоронения жертв COVID-19. По крайней мере, в его методических рекомендациях, касающихся новой коронавирусной инфекции, об этом не сказано ни слова (при этом документ постоянно обновляется). По телефону горячей линии штаба по борьбе с коронавирусом мне также подтвердили, что никаких особых регламентов по захоронению людей, умерших от заражения коронавирусом, в России не принималось. Впрочем, не исключено, что они появятся позднее. По крайней мере, в соседней Украине их уже разработали и утвердили. В частности, тамошний минздрав рекомендует хоронить жертв вируса в присутствии не более 10 лиц, соблюдая безопасную дистанцию в 1,5 метра и находясь в помещении из расчета не более 1 человека на 10 квадратных метров. Также украинскими властями запрещается целовать тело умершего из-за риска инфицирования и рекомендуется осуществлять захоронение в плотно закрытом гробу. Последний пункт особо чувствителен для мусульман. Однако в России, повторюсь, подобных специальных ограничений пока не вводилось.

Камнем преткновения между ДУМ РФ и ДУМ РТ стала процедура омовения тела усопшего, которое, согласно канонам ислама, должно быть совершено до погребальной молитвыФото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЗИЦИИ ДУМ РФ И ДУМ РТ ВЕСЬМА СУЩЕСТВЕННО РАСХОДЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ»

Пока минздрав остается на передовой в борьбе с инфекцией, ДУМ РФ и ДУМ РТ заочно поспорили о том, как следует хоронить ее жертв. Первый принял богословское заключение совета улемов (председатель — Шамиль хазрат Аляутдинов), а второй разъяснил свою позицию через телеграм-канал муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина, по совместительству возглавляющего и совет улемов ДУМ РТ.

Камнем преткновения между ДУМ РФ и ДУМ РТ стала процедура омовения тела усопшего, которое, согласно канонам ислама, должно быть совершено до погребальной молитвы. Напомню, полное омовение (гусль) тела умершего исламскими богословами признано условием действительности джаназа намаза. Но как быть, если омовение усопшего сопряжено со смертельной опасностью или если государство по соображениям эпидемиологической безопасности запрещает проводить данную процедуру?

Совет улемов ДУМ РФ решает вопрос достаточно просто. «Ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения ей других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, — говорится в богословском заключении № 220, — совет улемов ДУМ РФ считает допустимым захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума (символического очищения песком — прим. Б.Р.), если совершение этого становится невозможным». 

При этом улемы ДУМ РФ напоминают: «Мусульманин, заразившийся инфекционной болезнью и умерший в результате этого заболевания, имеет особый статус пред Богом и получает такую же награду, как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины». Другими словами, жертвы коронавируса приравниваются по статусу к шахидам, тела, которых, согласно правилам ислама, омывать необязательно. Правда, совет улемов ДУМ РФ здесь упускает из внимания один небольшой нюанс: шахиды, погибшие на джихаде, и шахиды, погибшие в результате неких трагических событий, не совсем равны между собой. В исламском праве их различают как шахидов дуньи (в хорошем смысле: как павших воинов) и шахидов ахирата. Последние в потусторонней жизни получат свою награду за страдания, но в этом мире с ними поступают так же, как с обычными покойниками, ибо нет стопроцентной уверенности в том, что они действительно были на пути Аллаха в момент гибели. Поэтому приведенная параллель с «отдавшими жизни в защиту веры или Родины» хоть и преисполнена литературной красоты и пафоса, но лишена в контексте обсуждаемой проблемы какого бы то ни было практического смысла.

А к какому мнению склоняются в ДУМ РТ? Отвечая на заданный вопрос, Камиль хазрат цитирует в «Телеграме» энциклопедию фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия», в которой сказано:  «По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности».

Так неужели ДУМ РТ считает, что жертв коронавируса следует оставить совсем без похоронной молитвы? Нет. Татарстанский муфтий в этом вопросе предлагает руководствоваться мнением известных авторитетов ханафитского мазхаба. Так, он приводит слова Ибн Абидина (умер в 1836 году), который писал: «Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного <…>, то намаз должен быть прочитан перед могилой». Признанный классик ханафитской школы аль-Кархи (умер в 1022 году), который также цитируется в ответе муфтия, разъясняет богословский смысл такой позиции: «Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения) возможность осуществить полное омовение отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется». Из всего сказанного муфтий ДУМ РТ делает следующий вывод: «В случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека будет безвозвратно утрачена, намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника».

Как видим, позиции ДУМ РФ и ДУМ РТ весьма существенно расходятся между собой. Однако, несмотря на расхождение, оба муфтията в контексте эпидемиологической безопасности занимают вполне благоразумную позицию: они озвучивают подходы, которые призваны обезопасить людей от заражения. А в нынешней ситуации это самое главное.

«КАКОВЫ БУДУТ В ДАННОЙ СВЯЗИ ГРЯДУЩИЕ КОНТУРЫ УММЫ?»

Удивительно, но данная дискуссия двух муфтиятов развернулась на фоне полной тишины со стороны других коллег по цеху. Некоторые исламские религиозные организации целиком самоизолировались в публичном пространстве от главного вызова сегодняшнего дня. И хотя большинство российских муфтиятов все же сделали определенные наставления верующим в части профилактических мер, которых в эти дни стоит придерживаться, кажется, только ДУМ РФ и ДУМ РТ пошли дальше, задавшись вопросами богословского характера, невольно возникающими на фоне COVID-19. Получается, в стране существует только два мусульманских богословских центра, способных оперативно реагировать на запросы текущей повестки дня.

Впрочем, механика похорон хоть и важный, но на самом деле далеко не главный вопрос, который требует сегодня осмысления в контексте исламского богословия. Все дело в том, что, как указывают аналитики, коронавирус вывел мир на порог грандиозных тектонических изменений или, точнее, ускорил их приход. Эксперты сейчас ожидают возрастания роли эпидемиологической угрозы как постоянно действующего социального фактора. Не исключено, что за COVID-19 последует COVID-20, 21, 22 и так далее. Самоизоляция в той или иной форме станет привычным делом. В результате общество ждет колоссальная трансформация. Увеличится наше присутствие в виртуальном мире: офисы по большей части будут переведены на удаленный режим работы, возрастет роль интернет-торговли, дистанционного обучения и оказания медицинских услуг, значительно переформатируется индустрия развлечений под режим онлайн и т. д. Все эти изменения коснутся и мусульман.

Возникает вопрос: каковы будут в данной связи грядущие контуры уммы? Захотят ли мусульмане будущего строить свою религиозную практику в древних формах, посыпанных слоем нафталина и пыли? Или ныне появившиеся совместные онлайн-богослужения смогут превратиться из временной вынужденной меры, как сейчас, в нечто само собой разумеющееся и постоянное? Будущим поколениям мусульман отмахнуться от этих вопросов, пока нам еще кажущихся диковинными, вряд ли получится. Впрочем, можно и не ломать себе голову лишний раз, а уйти в интеллектуальную самоизоляцию, заперевшись за закрытыми дверями иджтихада. Только так есть опасность превратиться в печенегов и половцев, навсегда канувших в Лету на задворках истории…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции