«Уже раздаются голоса о том, что происходящее не что иное, как скрытая форма гонений, но для них мы все же находимся в слишком комфортных условиях», — говорит игумен Евфимий (Моисеев), комментируя карантинные меры в отношении РПЦ. В своем материале, написанном для «БИЗНЕС Online», бывший ректор Казанской семинарии рассуждает о том, можно ли считать «коронакризис» проявлением божественного промысла и почему перед лицом всеобщей угрозы никому не удастся отсидеться в окопе.
Игумен Евфимий: «Странное ощущение, когда в огромном соборе всего несколько священнослужителей, на клиросе поет немногочисленный хор, а в уголках храма молятся два-три человека»
ПОЧТИ ВСЕ НАШИ ПРИХОЖАНЕ СЛОВНО БЫ ВДРУГ ПОПАЛИ В РАЗРЯД «ОГЛАШЕННЫХ»
С ограничением доступа в храмы верующих меня стали спрашивать: а как это — служить в пустом храме? И в самом деле странное ощущение, когда в огромном соборе всего несколько священнослужителей, на клиросе поет немногочисленный хор, а в уголках храма молятся два-три человека. Все остальное пространство пустое. Для любого священника очень важно осознавать, что, стоя перед престолом Божиим, он возносит молитвы не только от себя, но и от лица всей общины — «о всех и за вся». Однако, когда прихожан нет и там, где обычно стоят люди, гулкая пустота, поневоле закрадывается мысль, что наступили новые времена, что-то изменилось. Но в чем смысл данных перемен?
Нам еще предстоит это осознать. В последние годы было много разговоров о том, что в церковной жизни появилось слишком много наносного и надо возвращаться к истокам христианства, изначальным принципам устройства Церкви — чуть ли не в катакомбы. Так вот, богослужение в пустом храме за закрытыми дверями во многом и напоминает молитву в катакомбах — так, как это описывается в трудах историков древней Церкви. Действительно, в церковных службах участвуют только «верные» — священнослужители, а почти все наши прихожане словно бы вдруг попали в разряд «оглашенных», то есть тех, кому не дозволено присутствовать при совершении таинства евхаристии. Как будто в один момент, следуя литургическому призыву «Оглашенные изыдите, да никто от оглашенных!», они покинули храм и больше не вернулись.
Уже раздаются голоса о том, что происходящее не что иное, как скрытая форма гонений. Но для них мы все же находимся в слишком комфортных условиях: можем заказать еду с доставкой на дом, приятно провести время за любимым делом, в общении с родственниками. Правильнее было бы сказать, что изменен привычный нам темп жизни, чтобы мы вместе с классиком задумались над вопросом «Русь, куда несешься ты?». Его же неплохо было бы адресовать и самим себе. Мы постоянно жалуемся на нехватку времени, стресс и тотальную занятость — и вдруг у нас появляется чудесная возможность побыть наедине с собой, спокойно помолиться Богу, оглянуться вокруг: а все ли я делаю правильно в этой жизни?
Такая возможность выпадает нечасто. Давайте вспомним слова Христа (Мф. 6:6): «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». В такой сокровенной молитве нуждается каждый человек — и не в меньшей степени, чем в молитве соборной! Так что не стоит тратить время на конспирологию в надежде найти, как это теперь модно, некие закулисные центры силы, которые срежиссировали данную ситуацию. Гораздо полезнее в духовном плане будет обратиться от внешних вещей к своей внутренней жизни и подобно древним христианам искать «Единого на потребу» — Христа Распятого и Воскресшего.
«Коронавирус без всякого преувеличения та самая глобальная угроза, и поиск путей ее преодоления может запустить механизмы сближения цивилизаций»
КОРОНАВИРУС — УДОБНЫЙ ВРАГ. ОН НЕ ИМЕЕТ НИ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, НИ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ, НИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
Поскольку как христиане мы веруем, что божественный промысл является благим и всесовершенным, то и «коронакризис» может принести нам немалую пользу в случае, если мы сумеем правильно отнестись к возникшей ситуации, то есть сохраним себя от паники, ропота и осуждения, которые сейчас, к сожалению, проявляются весьма у многих. Так уж повелось на Руси, что, если у нас нет ответа на вопрос «Что делать?», мы начинаем искать ответ на вопрос «Кто виноват?». И в первую очередь, конечно, ищем виновных среди представителей власти — как светской, так и церковной. Но, в конце концов, надо понимать, что в условиях обрушившейся на нас всех пандемии искать адекватные решения приходится буквально на ходу.
В ситуации, когда остается еще много непонятного, ясно одно: губительное поветрие, охватившее ныне мир, словно новый Всемирный потоп, — действие особого промысла Божия. Я бы даже назвал это прямым вмешательством Бога в жизнь всего человечества. COVID-19 — общая угроза для человечества, но и чрезвычайно важное божественное послание, обращенное ко всем нам. И хотя мы все теперь должны соблюдать социальное дистанцирование, возникшая ситуация, как ни странно, может стать и стимулом для цивилизационного сближения.
Не секрет, что одним из самых мощных импульсов для объединения людей, принадлежащих разным культурным и духовным традициям, является осознаваемая ими общая угроза. Коронавирус и есть без всякого преувеличения та самая глобальная угроза, и поиск путей ее преодоления может запустить механизмы сближения цивилизаций, существующих в совершенно разных системах координат, ведь этих механизмов сегодня так не хватает! Посмотрите, какую реакцию «у наших западных партнеров» вызвала отправка российской гуманитарной помощи в Италию. В самом деле, какой кошмар — страна НАТО получает помощь от «потенциального противника»! Но разве это не шаг к установлению новых принципов международных отношений — поверх идеологических штампов и стереотипов?
Возможно, это первый случай в мировой истории, когда все без исключения человечество столкнулось с угрозой такого масштаба, от нее сегодня не защищен никто. Даже в войнах, которые вошли в историю как мировые, были страны, которые смотрели на происходившие кровавые битвы со стороны, подсчитывая при этом свою прибыль. Но теперь никому не удастся отсидеться в окопе. И уже понятно, что справиться с данной угрозой мы сможем только сообща.
Известно, что коронавирус — это очень коварный враг, но притом в смысле геостратегическом достаточно удобный. Почему? Да потому что он не имеет ни национальности, ни религиозных убеждений, ни политических взглядов, то есть не способен разделить нас по тем традиционным линиям водораздела, по которым люди обычно отгораживаются друг от друга. Мы ведь все время делимся — то по национальности, то по политическим и религиозным взглядам, то по разным новым типам идентичности, о некоторых из которых даже не хочется упоминать. Борьба с коронавирусом на самом деле большой шанс направить совокупную энергию человечества в конструктивное русло, создать серьезный стимул для преодоления закоренелых противоречий, запустить программу духовного обновления человечества.
Попуская такое серьезное испытание для мира, Господь как бы посылает нам очень важный сигнал: хватит бесконечно враждовать — учитесь договариваться, протягивайте друг другу руку помощи, хотя бы перед лицом общего врага! По крайней мере, именно такая трактовка событий мне представляется наиболее оправданной с религиозной точки зрения.
«Всем жителям любимой мною Казани я желаю встретить праздник Пасхи в духовной радости, несмотря на те испытания, которые сегодня выпали на нашу долю»
SUB SPECIE AETERNITATIS — В ПЕРСПЕКТИВЕ ВЕЧНОСТИ
Еще один вопрос, который особенно часто приходится слышать сейчас, в наиболее важные дни церковного года, — как праздновать Пасху без церковной службы, привычного многим крестного хода и освящения пасхальных яств?
Нужно понимать, что ситуация, в которой мы все оказались, совершенно беспрецедентная и запрет мирянам участвовать в богослужениях — это, конечно, вынужденная мера. Современными христианами невозможность причаститься в день светлого Христова воскресения воспринимается как большая печаль, хотя священнослужители более старшего поколения еще помнят времена, когда причащаться на Пасху было непринято и никто особенно из-за этого не расстраивался. В синодальный период и вовсе причащались один раз в год (главным образом в Великий Четверг) — и ничего, жили так больше двух столетий. Так что времена бывали разные, как и традиции.
Всем жителям любимой мною Казани я желаю встретить праздник Пасхи в духовной радости, несмотря на те испытания, которые сегодня выпали на нашу долю. За православных татарстанцев можно быть совершенно спокойным, поскольку они находятся под духовным водительством митрополита Феофана — очень мудрого и опытного архипастыря. Кстати, интернет-трансляцию литургии Василия Великого, которую владыка возглавил в Петропавловском соборе Казани на минувшую Великую Субботу, посмотрели более 11 тыс. человек! А если учесть, что перед экранами и мониторами наверняка собирались целыми семьями, то эту цифру смело можно умножать на 2 и 3. Разве столько верующих сможет вместить Петропавловский собор, да и любой другой храм в Казани? Нет, конечно, ведь даже вместимость храма Христа Спасителя в Москве — не более 10 тысяч. Значит, живая связь Церкви с ее прихожанами не потеряна, и при первой возможности она будет восстановлена во всей полноте и значимости.
«За православных татарстанцев можно быть совершенно спокойным, поскольку они находятся под духовным водительством митрополита Феофана»
Мы сегодня говорили о коронавирусе как общем вызове для всего человечества, и в этой связи я хотел бы сказать, что и русских, и татар, и другие народы нашей страны сплотило прежде всего противостояние общим угрозам. Иными словами, в какой-то момент мы поняли, что вместе жить надежнее и, как сегодня сказали бы, безопаснее.
Это вообще уникальная особенность нашей цивилизации, в рамках которой разные этносы и последователи разных конфессий способны не просто сосуществовать, а творчески взаимодействовать и жить вместе по формуле Халкидонского собора: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» — с одной стороны, сохраняя свою идентичность, а с другой — оставаясь едиными в рамках той духовно-исторической общности, к которой мы все принадлежим. Это настоящая милость Божия!
Хорошо запомнил, как владыка Феофан не раз говорил: мол, мы (христиане и мусульмане) по-разному исповедуем Бога, но важно то, что мы в Него верим. Ведь человек, имеющий перед глазами духовную вертикаль, устремлен в вечность. Каждый из нас по-разному представляет, что его ждет за пределами земной жизни, но если он рассматривает ее sub specie aeternitatis (в перспективе вечности), то понимает, что есть вещи более важные и глубокие, чем сиюминутная повседневность, в том числе и коронавирус, который рано или поздно станет достоянием истории точно так же, как и другие напасти, терзавшие мир в прежние века, но так и не одолевшие человечество.
Христос воскресе!
Игумен Евфимий
Игумен Евфимий (Моисеев) родился 30 августа 1972 года в Калининграде (ныне Королеве) Московской области. Клирик Московской городской епархии русской православной церкви, игумен, кандидат богословия.
В 1994 году окончил филологический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова, в 1997-м — Московскую духовную семинарию, а в 2001-м — Московскую православную духовную академию.
4 апреля 2001 года пострижен в монашество и 12 апреля 2001-го рукоположен в сан иеродиакона.
В 2001 году окончил курс углубленного обучения в Бернском университете в Швейцарии. С 2001-го преподавал немецкий язык в Московской духовной семинарии и исполнял должность референта ректора Московской духовной академии, а также заведовал издательским отделом учебного комитета и Московской духовной академии.
2 июня 2002 года ему была присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Миссионерская деятельность святого Бонифация, просветителя германских народов».
4 декабря 2003-го рукоположен в сан иеромонаха. 25 апреля 2010 года в Покровском академическом храме архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) был возведен в сан игумена.
26 июля 2010-го решением священного синода назначен заместителем председателя издательского совета русской православной церкви.
19 марта 2014 года решением священного синода назначен ректором Казанской духовной семинарии. В связи с назначением 22 октября 2015-го ректором Казанской духовной семинарии митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) переведен на должность первого проректора.
К празднику Пасхи 2016 года по представлению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана святейшим патриархом Кириллом удостоен права ношения креста с украшениями.
4 апреля 2019-го решением священного синода назначен ректором Тульской духовной семинарии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.