Олег Мосеев: «Пострадала вся отрасль и помогать нужно всем, не только малым и средним предприятиям, но и формально большим, хотя зачастую это небольшие предприятия» Олег Мосеев: «Пострадала вся отрасль, помогать нужно всем – не только малым и средним предприятиям, но и формально большим, хотя зачастую это небольшие организации»

итог апреля — минус 92% 

Накануне ТАСС провел пресс-конференцию с крупнейшими автодилерами России. В числе спикеров выступил гендиректор «ТрансТехСервиса» (ТТС) Вячеслав Зубарев. Свое мнение о том, как дальше выживать отрасли, высказывали президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, основатель и гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль, автоэксперт Игорь Моржаретто.

Мосеев представил нынешнюю ситуацию, причем отказался рассказывать об анализе первого квартала года, сославшись на то, что «это другая реальность». Реальность действительно другая по сравнению с апрелем: тогда дилеры фиксировали рекордные продажи. На данный же момент в стране только в 16 регионах позволяют продавать машины. Сервисное обслуживание разрешено почти что повсеместно, за небольшим исключением. Индекс контрактования по апрелю — минус 92%. «Это только контрактование, не выдача машин», — предупредил эксперт.

По словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры», правительство страны не зря внесло автомобильный бизнес в число пострадавших от кризиса, однако есть одно «но»: таковыми признали только малые и средние предприятия. Автобизнес же выпадает из данной категории по формальным признакам оборота. «На наш взгляд, это не совсем справедливо, потому что пострадала вся отрасль и помогать нужно всем — не только малым и средним предприятиям, но и формально большим, хотя зачастую это небольшие организации», — считает Мосеев, поясняя, что авторынок — это все же больше крупняки. К сложностям с поддержкой добавилась и путаница с ОКВЭДами, из-за которой без помощи оказались 70–80% дилеров. Сейчас представители отрасли обратились к правительству с просьбой решить проблему с ОКВЭДами.

Автодилеры предложили правительству меры поддержки, которые помогут в какой-то мере справиться со второй бедой после самоизоляции — падением доходов, а, следовательно, и спросом Автодилеры предложили правительству меры поддержки, которые помогут в какой-то мере справиться со второй бедой после самоизоляции — падением доходов, а следовательно, и спросом

Автодилеры предложили правительству меры поддержки, которые помогут в какой-то мере справиться со второй бедой после самоизоляции — падением доходов, а следовательно, и спросом. Дилеры предлагают возобновить программы субсидирования кредитных ставок с добавлением скидок на отечественные авто стоимостью до 1,8 млн рублей. Мосеев думает, что скидка здесь должна быть на уровне 10%, тогда как государство с лихвой вернет затраты за счет НДС 20%. Также предлагается вернуть программу утилизации. Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считает, что данный проект принес государству больше, чем на него было потрачено.

Целиков сказал, что, в отличие от ряда регионов, Москва попала под тотальные запреты, поэтому там не ведут деятельность ни салоны, ни автосервисы. В регионах же, как говорилось выше, можно работать сервисам, а кое-где и салонам. Однако, как отмечает гендиректор «Автостата», и там, где разрешено трудиться, ситуация не лучше — люди в салоны за машинами сейчас не идут.

Основной же вопрос для аналитиков в настоящее время заключается в том, что случится со спросом после отмены самоизоляции. Ответа на него ни у кого нет, считает Целиков. Спрос будет зависеть от того, как долго станут действовать ограничения и сколько предприятий сократит сотрудников. «Увольнять людей напрямую вроде бы нельзя, но реально это уже пошло», — рассуждает аналитик. Его прогноз на год — падение отрасли на 30–50%. Причем минус 30% — это оптимистичный вариант в случае щедрой господдержки.

Вячеслав Зубарев: «Бюджетные затраты у нас в мирное время 600 млн рублей в месяц для того, чтобы быть безубыточными. 600 млн надо покрыть доходами. Поддержки мы сегодня получаем менее 10 млн рублей» Вячеслав Зубарев: «Бюджетные затраты у нас в мирное время — 600 миллионов рублей в месяц для того, чтобы быть безубыточными. 600 миллионов надо покрыть доходами. Поддержки мы сегодня получаем менее 10 миллионов рублей»

«ОТКРОЮТ АВТОСАЛОНЫ, но ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ПОЙДУТ ПРОДАЖИ»

Моржаретто не стал пытаться сохранять иллюзию благополучия и завил, что впереди тяжелые времена из-за падения спроса. Следовательно, спад продаж неминуем, как и потери части дилерского бизнеса и безработица в отрасли. Спасет же положение, по мнению известного автоэксперта, господдержка. Он отметил, что таковую не стоит воспринимать как благотворительность, т. к. каждый вложенный в отрасль рубль по итогам года дает 2–3 рубля в бюджете, подсчитал Моржаретто.

Зубарев охарактеризовал ситуацию в своей компании как «тревожную и интересную». Гендиректор ТТС напомнил, что его организация не попадает под категорию малых предприятий, а значит, рассчитывать на поддержку не может. «В автобизнесе у нас немногие предприятия попадают под категорию, которая соответствует малому и среднему бизнесу. Для понимания: годовой оборот нашего холдинга составляет порядка 100 миллиардов. Естественно, мы не попадаем под поддержку. Бюджетные затраты у нас в мирное время — 600 миллионов рублей в месяц для того, чтобы быть безубыточными. 600 миллионов надо покрыть доходами. Поддержки мы сегодня получаем менее 10 миллионов рублей», — рассказал Вячеслав Викторович.

Однако компания пока выплывала за счет тучного первого квартала, когда удалось нарастить запас. «Как и в семейном бюджете, запасы очень быстро кончаются. Увы, если их не пополнять, то приходится дальше уходить. Хорошо занимать, если дают взаймы, а когда перестают давать — это уже совсем печальный исход», — отметил Зубарев.

Сейчас же ТТС идет по пути сокращения затрат. «Мы честно поговорили со своими работниками, обрисовали перспективу. Увы, я думаю, что прогноз падения на 50 процентов ближе к истине. Действительно, такое количество участников автомобильного рынка, сотрудников, видимо, не будет востребовано, поэтому неизбежно станут снижаться доходы и количество людей, работающих в отрасли», — прогнозирует автодилер.

Что касается желаний, то оно у компании одно — чтобы поскорее закончился карантин и можно было работать, но опять же есть нюансы. «Завтра откроют автосалоны, но это не значит, что сразу пойдут продажи», — посетовал Зубарев. Здесь эксперт согласен с коллегами, что вся надежда на поддержку государства.

В плане онлайн-продаж подержанных машин все проще, здесь салонам правила никто не диктует. Но есть другая сложность — не все компании справятся, потому что эта работа требует повышения компетенций В плане онлайн-продаж подержанных машин все проще, здесь салонам правила никто не диктует, но есть другая сложность — не все компании справятся, потому что данная работа требует повышения компетенций

К слову, у автодилеров есть и еще одна беда после кризиса и падения спроса — это затоваривание рынка. По мнению Зубарева, после самоизоляции возобновят деятельность автопроизводители, которые сейчас тоже под грузом долгов и обязательств, а значит, работать они будут в полную меру. Затоваривание приведет, по мнению гендиректора ТТС, к волне демпинга и продаж в убыток, следовательно, ряд компаний уйдет с рынка. Вывод один — нужна поддержка. «Если нам помочь, мы и сами выживем, и рабочие места сохраним», — подытожил спикер. Прогноз же от «ТрансТехСервиса» таков: спад продаж в 5–6 раз.

На вопрос о ценах Зубарев заявил, что дилеры редко бывают драйверами повышения стоимости, вся же реакция идет от «старших партнеров дистрибьютеров», а они в свою очередь зависят от курса рубля. Следовательно, все же стоит ожидать увеличения цен, считает Вячеслав Викторович. «Нам бы не хотелось повышать стоимость, потому что мы понимаем, что клиенты богаче не стали, мало того, их покупательная способность заметно снизилась. Осознают это и дистрибьютеры. Насколько хватит запаса прочности держать цены — это вопрос», — отметил Зубарев.

Зашла речь и о том, как себя чувствует автобизнес в онлайн-продажах. Мигаль поделился своим опытом перехода в онлайн. По его словам, компания шла к этому пять лет, потому диджитал-стресс последнего месяца, когда организации были вынуждены кое-как переходить на удаленные продажи, перенесла стойко. Как итог — фирма вышла на 35% от докризисных продаж, но это не означает, что есть доходность, отметил владелец сети Fresh Auto.

Что касается перспектив, то, с точки зрения дилера, в сфере онлайн-продаж новых автомобилей стоит ожидать запретов в будущем. По его мнению, производители не отдадут такой канал дилерской сети, а вот в плане онлайн-продаж подержанных машин все проще, здесь салонам правила никто не диктует, но есть другая сложность — не все компании справятся, потому что данная работа требует повышения компетенций.

Зубарев же ответил на это рассуждением о перспективах продаж по старинке. «Я предпочитаю пить хорошее вино на дегустации, когда мне его помогают прочувствовать и попробовать. Потому что когда пьешь, тем более один, то никакого удовольствия нет. Что такое, должен же кто-то рассказать, это же эмоции! Потому, пока автомобиль доставляет нам эмоции, нам не обойтись без офлайна», — завершил выступление гендиректор «ТрансТехСервиса».