В РЕКОНЦЕПЦИЮ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ПЕРВЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ КАЗАНИ «ЭДЕЛЬВЕЙС ГРУПП» ИНВЕСТИРУЕТ 100 МЛН. РУБЛЕЙ

Как стало известно БИЗНЕС
Online, в ноябре в Казани должен открыться обновленный торговый центр ГУМ. По замыслу консалтинговой компании Knight Frank, которую привлек девелопер проекта «Эдельвейс групп», комплекс должен переориентироваться на вузовскую молодежь и позиционироваться как центр модной одежды. Помимо бутиков здесь появится фуд-корд и даже фитнес-центр. Эксперты БИЗНЕС Online согласны, что время для обновления ТЦ настало, но неоднозначно оценили его новую концепцию.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ДО 1000-ЛЕТИЯ

Весной этого года один из первых торговых центров, расположенных в центре Казани, ГУМ объявил о начале реконцепции. Напомним, что ГУМ открылся 28 августа 2002 года, и тогда это было целым событием для города. Открывать торговой комплекс, который расположился в историческом здании городского магистрата, тогда пришли первый президент РТ Минтимер Шаймиев и мэр Казани Камиль Исхаков.

Некоторый период владельцы этого комплекса – известные татарстанские предприниматели, братья Айрат и Илшат Хайруллины позиционировали ГУМ как одну из самых престижных торговых площадок города. На четырех наземных и одном подземном этажах магазина располагалось более 50 салонов и бутиков, предлагающих разнообразные товары. Одним из крупных арендаторов была косметическая сеть "Л`Этуаль", занимавшая первый этаж. Среди других арендаторов были часовой салон "Империя", сеть спортивных магазинов "Скат" (брендовый магазин "Nike"), обувной магазин "Торис", магазины BAON, Staple, La Manshe и другие.

ГУМ закрыт на реконструкцию
ГУМ закрыт на реконструкцию

Правда, последние несколько лет молл переживал не самый лучший этап. Трафик падал, покупатели уходили в открывшиеся после 1000-летия Казани новые торговые центры. Сама за себя говорит заполняемость площадей ТЦ в последние годы – в районе 70-80% от коммерческих площадей.

НОВЫЙ СМЫСЛ СПУСТЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

«С момента открытия ТЦ «ГУМ» прошло уже почти 10 лет. За это время наш город стал насыщен торговыми площадями. Потребности покупателей и арендаторов очень сильно изменились. В Казань пришли известные зарубежные игроки. В области девелопмента к торговым площадям теперь предъявляются совершенно новые требования, к сожалению, до реконцепции ГУМ не мог их удовлетворить», - объясняет причину преобразований корреспонденту БИЗНЕС Online пресс-секретарь «Эдельвейс групп» Гульнара Постнова.

К работе по реконцепции ТЦ его владельцы в лице «Эдельвейс Групп» (девелопер проекта) решили привлечь одну из ведущих мировых консалтинговых компаний Knight Frank. Весной 2011 года ГУМ заключил с ней договор. В ходе работы Knight Frank провела исследования по выявлению необходимых и актуальных направлений для нового торгового центра. Консалтинговая компания также назначена эксклюзивным консультантом по реконцепции и сдаче в аренду площадей в торговом центре.

«Спустя 9 лет с момента открытия желание девелопера что-нибудь поменять в ТЦ выглядит вполне естественным. Рынок с тех пор ушел далеко вперед: конкуренция усилилась, форматы розничных операторов изменились, приходят новые бренды, -рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по развитию бизнеса, департамент торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский. - Была поставлена задача наполнить объект новым смыслом, разместить в рамках существующего здания современный торговый центр моды, в котором будут успешно функционировать магазины международных операторов.

В ГУМЕ ЖДУТ ВУЗОВСКУЮ МОЛОДЕЖЬ

Как рассказали представители Knight Frank, концепция обновленного ГУМ предполагает, что ТЦ будет переориентирован на молодежную аудиторию, а существующие магазины при этом будут заменены на другие.

«После открытия осенью 2011 года торговый центр станет культовым местом среди молодой аудитории Казани – этому будет способствовать наличие в этом районе около десяти ВУЗов. В новой концепции преимущества уникального месторасположения ТЦ используются наиболее полно, предусмотрено открытие кофеен, магазина мультимедийных товаров, а одним из якорных арендаторов выступит магазин молодежной одежды. Благодаря реконцепции торговый центр будет успешен на насыщенном конкурентами рынке Казани», - считает Анна Щапова, старший консультант департамента торговой недвижимости Knight Frank.

МАГАЗИНЫ СТАНУТ БОЛЬШЕ

Что же касается самого архитектурного облика комплекса, то, по словам Александра Обуховского, фасады значительно обновятся, и будут выглядеть более привлекательно. Гульнара Постнова добавляет, что сейчас в ГУМе ведутся работы по переносу эскалаторов и лестничных маршей, замена вентиляции, установка новых витрин и входных групп. «Инвестиции в проект не превысят 100 млн. рублей», - сообщает представитель «Эдельвейс групп».

Что касается новых арендаторов, то ни консалтинговая компания, ни девелопер не раскрывают их названий, но обещают, что будут размещены магазины известных мировых брендов одежды, обуви, магазины косметики, а также фитнес-центр площадью 2 тыс. кв.м. Фуд-корд будет представлен известными сетями быстрого питания.

«Появится также место для универсального магазина одежды. Универмаг займет площадь 2200 кв.м.», - добавляет Обуховский. В рамках концепции торгового центра модной одежды собственника увеличит средний размер магазина – с 40 до 150 кв.м. – вместо бутиков с небольшим ассортиментом появятся полноформатные магазины международных сетей. Магазины одежды и обуви будут иметь площадь от 100 до 500 кв.м.

Отсутствие якорей из сегмента продуктового ритэйла и бытовой техники объясняется просто: концепция обновленного ГУМа будет дополнять находящийся напротив ТК «Кольцо», где уже есть подобные магазины.

СКОЛЬКО ГУМОВ В ПРИРОДЕ

Надо отметить, что юридически площади казанского ГУМ разделены между двумя отдельными юрлицами - ОАО «ГУМ» и ОАО «ГУМ-3», но, как пояснили в «Эдельвейс групп», реконцепция ведется на площадях обоих акционерных обществ.

ОАО «ГУМ», владеющий львиной долей площадей ТЦ (общая площадь 9515,4 кв.м и коммерческая площадь 5652,50 кв.м), практически полностью контролируется бизнес-империей Хайруллиных. Основные акционеры ОАО «ГУМ», согласно отчетности за 2 квартал 2011 г., ОАО «Гипермаркет «Кольцо» (34,54%) и ЗАО «Эдельвейс Корпорейшн» (53,62%).

Несколько иная ситуация с ОАО «ГУМ-3». На нее приходится 3956,6 кв.м общей и 3164,9 кв.м коммерческих площадей. Среди ее акционеров хайруллинские ОАО «ГУМ» (53,22%) и ЗАО "Эдельвейс Корпорейшн" (16,76%), а блокирующий пакет (25%) у ООО «Чингисхан». Последняя, как известно, контролируется известной в республике семьей Миннахметовых. Ее интересы представляет Ирек Миннахметов, входящий в совет директоров ОАО.

Комментарии

Мурат Ахмеров – управляющий торгово-офисным комплексом «Караван»:

- Реконструкцию ГУМа, на мой взгляд, нужно было делать давно, так как он стоял как минимум на треть, если не наполовину пустой. Изначально ГУМ сдавался в несколько очередей, и его планировка была довольно бестолковой и глупой. Арендаторы там были небрэндовые, я бы условно назвал такого арендатора местным. Несмотря на свое крайне выгодное расположение (пересечение дорог Пушкина и Баумана, метро, огромное количество институтов, офисов), ГУМ ориентировался на класс средний и ниже среднего.

После реконцепции, уверен, в ГУМ придут новые известные игроки, а заполняемость повысится процентов на 90. Возможно, в ГУМе появится развлекательная зона, зона, где можно с комфортом поесть. В «Кольце» вот даже есть негде, приходиться ждать, когда место освободиться

Конечно, центр Казани сам по себе перегружен. Но у ГУМа есть все шансы выбиться в лидеры. Конкурировать с «Кольцом» они вряд ли будут, думаю, что просто как МЕГА-Казань и «Южный», разделят поток клиентов.

Леонид Рахимов – генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (Дисконт центр XL):

- У ГУМа и «Кольца» – лучшие места в городе для ритэйла. Но по факту лидирующие позиции сегодня у Тандема (удачное месторасположение) и МЕГА-Казань (огромный размер центра).

Если ГУМу удастся перетащить кусок МЕГА-Казань или «Тандема» в центр, у них будет успех. А шансы высоки, так как брэндовые марки с удовольствием к ним придут. Например, ZARA, холдинг, с оборот больше «Татнефти», могла бы занять аж весь торговый центр. У ГУМа позиции однозначно лучше, чем у «Парк Хауса», а ведь брэндовые марки сегодня идут туда.

Надеюсь, что с ГУМа наконец-то начнется история хорошего ритэйла на улице Баумана.

Роберт Хайруллин - генеральный директор ЗАО УК АС Менеджмент (инвестиционная группа компаний ASG):

- В Казани действительно много торговых центров, но есть районы, где качественной торговой недвижимости не достаточно. При проектировании новых торговых центров сегодня мы скрупулезно работаем над их концепцией, привлекая к этому консультантов с мировым именем. Так, по одному из проектов строительства торгового центра на ул. Московской мы сотрудничаем с компанией GVA Sawyer, которая разрабатывает концепцию будущего комплекса.
Новый ГУМ, насколько я понимаю, будет больше ориентирован на «молодежную тематику» и будет дополнять уже успешно работающий торговый центр «Кольцо», позиционирующий себя как «семейный торговый центр». Какое место займет ТЦ и насколько будет успешна выбранная концепция, можно будет судить только после открытия. Площадь ГУМа 13 000 кв.м., поэтому большого влияния на рынок торговой недвижимости открытие центра не будет.

Справка

ТЦ ГУМ («Городской универсальный магазин») – казанский торговый центр открыт в августе 2002. Общая площадь - 13 472 кв. м, торговая площадь - 9 700 кв. м. Отличает выгодное расположение - рядом проходит одна из самых загруженных транспортных артерий города - улица Пушкина. Дополнительный трафик обеспечивает пешеходная улица Баумана и центральная площадь. Рядом расположена станция метро «Площадь Тукая».

Собственниками площадей ТЦ ГУМ являются ОАО «ГУМ» и ОАО «ГУМ-3».

По итогам 2010 года выручка от аренды ОАО «ГУМ» – 48 млн. рублей, чистая прибыль - 6 млн. рублей.

По итогам 2010 года выручка от аренды ОАО «ГУМ-3» - 10,9 млн. рублей, чистый убыток – 1,29 млн. рублей. В 2009 году общество имело чистую прибыль в размере – 2,51 млн. рублей.

Компания Knight Frank (основана в Лондоне более 115 лет назад) - один из лидеров лидером на международном рынке недвижимости. Вместе со своим стратегическим партнером, компанией Newmark, Knight Frank сегодня - это сеть из 209 офисов в 47 странах мира. За 15 лет работы в России Knight Frank стала ведущей компанией на рынках офисной, складской, торговой и жилой недвижимости: в России её услугами воспользовались более 500 крупных российских и международных компаний.

Таблица 1. Общая сумма арендной платы от сдачи площадей ОАО «ГУМ» в аренду за 2010 год, руб.
ПериодПлощадь, сданная в арендуСредняя цена за 1кв.мСумма аренды% от коммерческой площади
январь 4373.9 1052.27 4602513.28 77.38
февраль 4367.9 1071.43 4679909.99 77.27
март 4404.1 1052.14 4633710.6 77.91
Итого за 1 квартал 4381.77 1058.61 13916133.87 -
апрель 4444.5 1000.52 4446828.86 78.63
май 4531.5 1001.84 4539834.86 80.17
июнь 4554.8 964.36 4392472.17 80.58
Итого за 2 квартал 4510.27 988.91 13379135.89 -
июль 4479.4 946.55 4239969.52 79.25
август 4461.2 976.24 4355180.71 78.92
сентябрь 4467.9 1005.72 4493474.46 79.04
Итого за 3 квартал 4469.5 976.17 13088624.69 -
октябрь 4368.2 1025.8 4480890.16 77.28
ноябрь 4363.01 1005.91 4388772.05 77.19
декабрь 4389.51 1001.82 4394698.77 77.66
Итого за 4 квартал 13120.72 1011.18 13264360.98 -
Всего за год - - 53648215.43 -
Рисунок 1. Величина сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ» в 2010г.
Рисунок 1. Величина сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ» в 2010г.
Рисунок 2. Размер арендной платы сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ» в 2010г.
Рисунок 2. Размер арендной платы сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ» в 2010г.
Таблица 2. Общая сумма арендной платы от сдачи площадей ОАО «ГУМ-3» в аренду за 2010 год
ПериодПлощадь, сданная в аренду, кв.м.Сумма аренды, руб.
январь 2160.6 1251954
февраль 2188.6 1087032
март 1974.6 943627
Итого за 1 квартал 2107.93 3282613
апрель 1974.6 943627
май 1974.6 883752
июнь 1974.6 875072
Итого за 2 квартал 1974.6 2702451
июль 1746 827407
август 1709.2 821810
сентябрь 1640.6 788447
Итого за 3 квартал 1698.6 2437664
октябрь 1615.16 748386
ноябрь 1828.8 811733
декабрь 1828.8 960250
Итого за 4 квартал 1757.59 2520368
Всего за год 1884.68 10943095
Рисунок 3. Величина сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ-3» в 2010г.
Рисунок 3. Величина сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ-3» в 2010г.
Рисунок 4. Размер арендной платы сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ-3» в 2010г.
Рисунок 4. Размер арендной платы сданных в аренду площадей ОАО «ГУМ-3» в 2010г.