«Студентам не хватает денег даже на еду, а некоторые вынуждены брать в долг», — рассказывает о бедствиях платников во время самоизоляции председатель всероссийского союза студентов Олег Цапко. Снижение расценок за дистанционное обучение обсуждается в министерстве образования, утверждают эксперты «БИЗНЕС Online». В Татарстане уменьшать стоимость никто не собирается, но могут помочь продуктовым набором.
Дистанционное обучение в разы дешевле очного, а потому стоимость обучения необходимо снизить — с таким обращением к правительству РФ выступил всероссийский студенческий союз
«На текущий момент это самая массовая петиция о поддержке студенчества в стране»
Дистанционное обучение в разы дешевле очного, а потому стоимость обучения необходимо снизить — с таким обращением к правительству РФ выступил всероссийский студенческий союз. В письме (имеется в распоряжении редакции) союз обращает внимание на то, что платники составляют более половины всех студентов страны. Родители многих из них остались без источников доходов, а сами учащиеся лишились возможности подрабатывать. «Ежедневно во всероссийский студенческий союз и к нашим коллегам из студенческих профкомов, студсоветов, деканатов и администраций вузов и ссузов поступают сообщения от обучающихся, что им не хватает денег даже на еду, а некоторые вынуждены брать в долг на эти цели», — говорится в письме.
Петиция с тем же содержанием, опубликованная в соцсети «ВКонтакте», за несколько дней набрала 12,5 тыс. подписей. «На текущий момент это самая массовая петиция о поддержке студенчества в стране», — обращает внимание председатель союза Олег Цапко, подписавший письмо. Требований у студентов два: выплатить материальную помощь всем обучающимся — и бюджетникам, и платникам — и снизить последним стоимость дистанционного обучения. «Дистанционное обучение ≠ очное обучение. „Удаленка“ в разы дешевле. Из-за эпидемии образовательная услуга оказывается не в том формате, как предусмотрено договорами на обучение», — отмечают авторы петиции.
Механизмы перерасчета стоимости, по словам студентов, работали и до эпидемии, а выпадающие доходы вузов предлагается компенсировать за счет государства — студенты убеждены, что в системе образования ресурсы на это есть.
Напомним, во время брифинга 22 апреля пересмотр стоимости обучения называл актуальным вопросом сам министр образования и науки РФ Валерий Фальков. «Я знаю, что все вузы обеспокоены данной ситуацией, сегодня идет поиск ответов на этот непростой вопрос. У нас была встреча с российским союзом ректоров, ассоциацией ведущих университетов России и ассоциацией „Глобальные университеты“, на которой обсуждался пакет мер, направленный на поддержку студентов. Я думаю, в самое ближайшее время этот вопрос будет тщательно проработан, мы обязательно озвучим все решения, которые примут», — завил он тогда. Но никаких решений с тех пор озвучено не было, и письмо союза студентов пока также осталось без ответа, сообщил «БИЗНЕС Online» Цапко.
Валерий Фальков: «Я знаю, что все вузы обеспокоены данной ситуацией, сегодня идет поиск ответов на этот непростой вопрос»
«Несправедливо на плечи студентов перекладывать издержки системы образования»
Всероссийский студенческий союз действует с 2010 года более чем в 50 регионах страны и объединяет в своих рядах более 15 тыс. человек. В первую очередь это старосты и активисты, рассказал Цапко в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Перерасчет стоимости — адекватное решение, ведь „удаленка“ — это же другая форма обучения. Несправедливо на плечи студентов перекладывать издержки системы образования», — говорит председатель союза. Но и вузы не должны пострадать, лишаясь части внебюджетных средств. «Если перерассчитать стоимость обучения и притом не дать вузам поддержку, то их платные отделения просто очень сильно пострадают. И не в наших общих интересах то, чтобы какие-то отделения и программы закрывались. Потому это история про дополнительную нагрузку на бюджет, а не на вузы», — поясняет он.
Также Цапко выложил в своем телеграм-канале скрины переписки со студентами, жалующимися на нехватку денег даже на еду, а не только на оплату за обучение.
«Деканаты и ректораты и вовсе завалены просьбами и мольбами студентов. Сейчас там горячая точка. И никто из них не понимает, как они могут помочь студентам, особенно платникам. Хотя сегодня общался с пятью ректорами и четырьмя проректорами из разных регионов. Позиция одинаковая (на условиях конфиденциальности, конечно же): студентов жалко, надо помогать, но добро на это пока не дали в министерстве», — прокомментировал он жалобы в своем телеграм-канале.
«Перерасчет стоимости — адекватное решение, ведь «удаленка» — это же другая форма обучения. Несправедливо на плечи студентов перекладывать издержки системы образования»
«Произвести перерасчет в связи с тем, что их материальное положение ухудшилось»
В Лиге студентов РТ на запрос «БИЗНЕС Online» ответили, что не участвовали в составлении письма всероссийского студенческого союза. Но со своей стороны лига уже проводила мониторинг отношения 4,5 тыс. студентов республики к дистанционному образованию, а также мониторинг их социально-экономического положения. По итогам в адрес руководства вузов и республики уже было направлено предложение «снизить или произвести перерасчет стоимости образовательных услуг у обучающихся контрактных форм обучения во время пандемии коронавирусной инфекции в связи с тем, что их материальное положение значительно ухудшилось» и «предоставить возможность получения нуждающимся студентам необходимых ресурсов для материальной помощи в онлайн-формате».
В лиге напомнили, что в республике уже действуют и другие меры поддержки студентов. Например, в КФУ отменили плату за проживание и коммунальные услуги во всех общежитиях, а также подготовили бесплатные наборы необходимых продуктов и средств гигиены. В КГМУ плата за проживание была снижена на треть, в КГЭУ — вдвое, а также оплачено питание иногородних и иностранных студентов.
Председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ Юрий Прохоров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил, что, по его информации, вопрос снижения стоимости обучения прорабатывается в министерстве образования и науки РФ. «Вариантов, как это сделать, много, дискуссия по данному поводу идет, но на сегодняшний день нет даже проекта. Я лишь точно знаю, что из-за всей этой ситуации в экономике будет установлена верхняя граница, потолок, выше которого российские вузы не смогут устанавливать плату за обучение», — сказал он.
В министерстве образования РТ на запрос «БИЗНЕС Online» ответили, что образовательные организации самостоятельно утверждают плату на оказываемые ими платные услуги, но ее размер не может быть ниже нормативов, устанавливаемых министерством образования и науки РФ. Что касается предложений РМОО «Лига студентов Республики Татарстан» «по улучшению социального самочувствия студентов в режиме самоизоляции и на дистанционном обучении», то они сейчас находятся на рассмотрении в ведомстве, сообщила руководитель пресс-службы минобрнауки РТ Алсу Мухаметова.
Ильшат Гафуров: «И стоимость программ, и трудоемкость остается, здесь не надо путать с заочным образованием»
«Не произошло никаких изменений. Стоимость программы определяют ее трудозатраты»
А вот у ректоров татарстанских вузов идея снизить плату популярности не сыскала. Напомним, ректор КФУ Ильшат Гафуров высказался на эту тему еще перед майскими праздниками. «У нас ведь не произошло никаких изменений. Стоимость программы определяют ее трудозатраты, трудоемкость. В программе есть так называемые академически единицы, и мы выполняем все в полном объеме. Разговор идет только о форме реализации образовательной программы. Она сегодня вынужденно [проходит] в таком режиме. Многие вещи окажутся перенесены в будущее, когда карантин снимут, — ответил он на вопросы зрителей во время прямой связи. — И стоимость программ, и трудоемкость остается, здесь не надо путать с заочным образованием. Это обычное очное, и в дипломах тоже будет написано, что студенты окончили очное образование в стенах нашего университета».
В КИУ им. Тимирясова за время самоизоляции просьб о пересмотре стоимости обучения не поступало, сообщил начальник управления внешнего продвижения КИУ Фанис Габидуллин. Тем не менее в вузе заверили, что всегда шли навстречу студентам в тяжелой жизненной ситуации независимо от экономического положения в стране. Средняя стоимость обучения здесь составляет 94,5 тыс. рублей на очной и 58,9 тыс. на заочной форме. В КИУ также не видят основания для снижения стоимости обучения из-за перехода на дистанционный режим. «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не влечет изменения формы обучения. Университет все свои обязательства исполнял и будет продолжать. Образовательный процесс реализуется согласно учебному графику. Нагрузка преподавателей не изменилась, все они получают заработную плату в полном объеме. В связи с этим оснований для изменения стоимости образовательных услуг не имеется», — пояснил Габидуллин. Отметим, что потенциально для вуза вопрос может иметь большое значение, так как за счет бюджета здесь обучаются менее 1% студентов.
В Университете управления «ТИСБИ» на платной основе 70% очников и все заочники. Стоимость обучения варьируется от 50 тыс. на заочном отделении до 105 тыс. рублей в год на очном. В пресс-службе сообщили, что в заявительном порядке уже предоставляют отсрочку по оплате и рассрочку по ежемесячным платежам. Что касается просьбы пересмотреть стоимость, то за время самоизоляции она пока поступила только от одного студента. Здесь также отмечают, что в связи с переходом на дистанционное обучение расходы вуза не только не сократились, но и, наоборот, увеличились, поэтому оснований для пересмотра стоимости обучения в сторону уменьшения нет. «В данной ситуации на преподавателей ложится еще большая задача по подготовке к контактной работе в форме лекций, семинаров, проведению приема зачетов и экзаменов, руководству и защите курсовых работ и практик. Расходы университета на организацию удаленного обучения существенно увеличиваются», — поясняется в ответе вуза. Вместо скидок за обучение он уже обратился к президенту РТ за финансовой поддержкой для обучения студентов, попавших из-за самоизоляции «в сложную финансовую ситуацию».
В Университете управления «ТИСБИ» на платной основе 70% очников и все заочники. Стоимость обучения варьируется от 50 тыс. на заочном отделении до 105 тыс. рублей в год на очном
В КГЭУ платников и бюджетников почти поровну. Самое дорогое направление здесь стоит 160 тыс. рублей в год, самое недорогое — 113 тысяч. Там отсрочки по оплате также предусмотрены вне зависимости от нынешней экономической ситуации. Среди дополнительных мер сейчас обсуждаются варианты поквартальной и помесячной оплаты, а также «расширение практики предоставления студентам оплачиваемой работы в вузе». Но снижение оплаты здесь также не обсуждается: нагрузка на преподавателей только возросла, а вуз несет еще большие издержки из-за закупки оборудования и лицензий «для групповой работы в цифровой среде». Кроме того, «майские указы» Владимира Путина по зарплате преподавателей никто не отменял, а их будет трудно выполнить, если снизить оплату за обучение, напомнили в пресс-службе вуза.
Из опрошенных «БИЗНЕС Online» татарстанских вузов КНИТУ-КАИ оказался единственным, где успели ознакомиться с письмом всероссийского студенческого союза. Здесь считают, что обращение не учитывает затраты и обязательства университетов. «В случае снижения стоимости обучения университеты не смогут самостоятельно компенсировать выпадающие доходы от основного вида деятельности самостоятельно. Это решение может повлечь за собой очень неоднозначные последствия как для сотрудников каждого университета в отдельности, так и для всей системы высшего образования РФ. У меня сложилось ощущение, что уважаемые авторы этого обращения даже и не рассматривали такой аспект», — говорит проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. Пока официально ни один студент КАИ не обратился с просьбой о снижении стоимости обучения, и проректор находит тему излишне «политизированной»: вуз и так предоставляет отсрочку или дробит оплату студентам в сложных и непредвиденных обстоятельствах. Контрактников здесь всего 39%, стоимость обучения в среднем 140 тыс. рублей.
Лопатин также отмечает, что применение дистанционного формата прописано в ФГОС, «не меняет структуру программы и тем более не снижает затраты образовательных организаций». Он ссылается на экспертную оценку специалистов НИУ ВШЭ, согласно которой одномоментный переход на «дистант» повысил затраты на реализацию образовательных программ на 15–20% от нормативных затрат. Так что объективных предпосылок для снижения стоимости обучения нет.
КАИ оказался единственным, где успели ознакомиться с письмом всероссийского студенческого союза. Здесь считают, что обращение не учитывает затраты и обязательства университетов
Так или иначе, вуз мониторит ситуацию и в случае неблагоприятного развития событий будет рассматривать все варианты помощи, включая рассрочку платежей. Что касается материальной поддержки, то здесь университет совместно с профкомом уже организовал раздачу более тысячи продуктовых наборов для иногородних и иностранных студентов. Свою помощь также направили ДУМ РТ, союз арабских студентов, союз китайских учащихся, вьетнамская диаспора. Комбинат питания КАИ готовит и формирует ежедневные обеденные ланч-боксы для общежитий, университет на 60% субсидирует эту работу. Кроме того, иностранным студентам, у которых закончились медицинские страховки, КАИ оказывает финансовую поддержку в их продлении. «Как говорим мы у себя в университете: КАИ своих не бросает!» — заключает проректор.
Депутат Госдумы РФ, действительный член президиума Российской академии образования Лидия Антонова согласна с позицией вузов. «Да, есть такая распространенная точка зрения, что если дистанционно, то это как заочно: посылаешь задание и получаешь ответ. Конечно, если преподаватель работает в таком ключе, то цена вопроса совсем другая, — говорит она. — Но если занятия ведутся полноценно, как, я знаю, подобное происходит сейчас, то это еще большая нагрузка и дороже по затратам». По ее словам, сейчас преподавателям приходится готовиться к занятиям еще дольше, чем обычно.
Возможно, студенты, написавшие письмо, столкнулись с некачественным предоставлением услуг, предполагает депутат. «Я со многими говорила, обсуждала этот вопрос. К сожалению, качественное онлайн-обучение на сегодняшний день требует больше усилий. Поэтому ставить вопрос, что за такие занятия надо снизить плату, нельзя», — заключает член Российской академии образования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 233
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.