К строящемуся кладбищу вблизи деревни Званки тянут ветку газопровода. Официально — для административного и сервисного зданий, но мощности хватит и на крематорий. Хотя строить его пока не решили, но только так ресурс кладбищенской земли увеличится с 30–40 до 100 лет. О том, сколько стоит кремация в ближайшем крематории, как оценивают идею сожжения тел религиозные деятели и игроки похоронного рынка, — в материале «БИЗНЕС Online».
К СТРОЯЩЕМУСЯ «КУРГАНУ» ПОДТЯНУТ ГАЗ, НЕКРОПОЛЬ подарит вечный покой 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман
Проект планировки и межевания территории сетей газоснабжения для строительства двух общественных кладбищ опубликовали накануне в сборнике документов исполкома: по этому поводу пройдут общественные обсуждения. Как выяснил «БИЗНЕС Online», газопровод строится для административного и сервисного зданий, но его параметры позволяют «обеспечить потребности похоронного дома с одной кремационной печью». Об этом сообщили в управлении по организации ритуальных услуг Казани. Так что, крематорий все-таки будет?
Нет, решения по нему по-прежнему не принято. К примеру, мэр Казани Ильсур Метшин, отвечая «кладбищенский вопрос» на итоговой встрече с журналистами накануне 2020 года, заявил, что крематория пока не будет. Хотя при проектировании некрополя место под крематорий предусматривалось, жители деревни Званки Кощаковского сельского поселения высказались резко против крематория на публичных слушаниях. Есть недовольство по этому поводу и у служителей конфессий: прах к праху, и покойных надо предавать земле. Как говорил «БИЗНЕС Online» начальник управления по организации ритуальных услуг Казани Марат Ишкин, вопрос в итоге свернули, хотя у человека и должно быть право выбора. Но если бы крематорий был, то ресурс кладбища увеличился бы с 30-40 до 100 лет, заявил он на одном из совещаний. Поэтому власти города в целом поддерживают идею строительства, к тому же параметры, участки возможного размещения обсуждаются, заметил Ишкин на площадке выставки «Некрополь — Казань – 2019».
Причем не просто обсуждаются. Исполком Казани подготовил техническое задание на разработку проекта похоронного дома, в котором помимо печи будут два траурных зала для прощания с умершими, помещения для подготовки и хранения тел и другие помещения, которые в общем объеме занимают большую площадь. Техзадание на рассмотрении у минстроя РТ. Эскизный проект не разработан, стоимость строительства не определена. «В случае принятия решения о строительстве похоронного дома с кремационной печью на бюджетные средства, сооружение будет муниципальным», — говорится в ответе на запрос.
Вечный покой «Курган» может обеспечить для 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман. В управлении по организации ритуальных услуг заявляют, что откроется он в ближайшее время
Заказчиком строительства газопровода, как и всего погребального комплекса на границе с Пестречинским районом РТ площадью 86 га, выступает ГКУ «Главинвестстрой РТ». Есть парковка для 593 автомобилей, сформированы участки для строительства часовни и мечети. Православная часть — 39 га, мусульманская — 37. «Несправедливость» объясняется тем, что через дорогу есть мусульманское кладбище.
«Запланированный объем работ выполнен, ведется сбор документации для ввода объекта в эксплуатацию. В дальнейшем будет продолжено поэтапное строительство внутренних проездов», — сообщают в исполкоме. Известно, что на создание комплекса в 2018-м из республиканского бюджета выделили 263 млн рублей, в 2019-м — 98 млн, еще по 20 млн будет в 2020–2021 годах. Впрочем, отрыть новый погребальный комплекс планировали еще осенью 2017 года, но событие откладывалось.
Зато в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» появилось новое название некрополя: «Курган». Вечный покой он может обеспечить для 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман. В управлении по организации ритуальных услуг заявляют, что откроется он в ближайшее время. А пока в Казани есть 33 кладбища общей площадью 319,6 га, но два из них закрыли, остальные переполнены. Ежегодно в Казани умирают 13,5 тыс. человек, причем 70% из них хоронят в городе, остальных — преимущественно в районах РТ.
По словам Камиля Самигуллина, возможно, для буддистов или индуистов сжигание тел после смерти является нормой, но в мусульманской практике такого нет
«У НАС, В РОССИИ, ЗЕМЛЯ, ЧТО ЛИ, КОНЧИЛАСЬ? НЕУЖЕЛИ 2 МЕТРА НЕ НАЙДЕМ…»
«Лично я отношусь критически к кремации», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он напомнил, что в православной церкви никогда не было такой традиции и по христианским канонам следует предавать тело земле. Также владыка обратил внимание на то, что среди мусульман также не принята практика кремирования усопших. «Я не хочу сейчас быть каким-то политическим оппонентом. Но мое мнение, что кремация — это не наша традиция, не традиция наших народов. И речь не только о традиции русской православной церкви, а именно всех наших народов. И если уж так говорить, то да, конечно, где-то и мегаполисы есть, где совсем уже задыхаются люди, земли мало, хоронить надо… Но в Казани я не вижу такой критической ситуации, — подчеркнул митрополит Феофан. — Развевать прах, в реку пускать — это традиции не наши. Да, есть народы, которые и по сей день, например, в Индии, так делают. Но к нам это не относится. Подойдут ко мне и спросят: „Владыка, как лучше — в крематорий или?...“ Я бы ответил так: „Постарайтесь сделать так, как делали наши предки“. Вопрос тут намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Обезличивается род человеческий. Не зря могильные холмики выступают связующим звеном человеческого рода. В коробочку и в стеночку замуровали — и что дальше?»
Официальная позиция русской православной церкви изложена в решении священного синода от 5 мая 2015 года. «В том случае, когда [захоронение почивших христиан в земле] не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле», — говорится в документе.
Идею строительства крематория также негативно встретил и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. По его словам, возможно, для буддистов или индуистов сжигание тел после смерти является нормой, но в мусульманской практике такого нет. «Сжигать тела нельзя, мы должны предавать их земле, то есть мы пришли из земли и в землю возвращаемся. Второй вопрос возникает — у нас, в России, земля, что ли, кончилась? Для человека ведь можно ее найти, неужели 2 метра не найдем? Что касается религии, то кремацию нельзя делать категорически, по исламу трупы не сжигаются, нужно предавать земле, — отметил Камиль хазрат. — Более того, по сунне (мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина — прим. ред.) пророка Мухаммада даже постриженные ногти, волосы принято закапывать, а не сжигать».
Феофан: «Лично я отношусь критически к кремации»
«ЕСЛИ НЕ БУДЕТ КРЕМАТОРИЕВ, У НАС ВСЕ ГОРОДА ПОЛУЧАТ КЛАДБИЩЕНСКИЙ ПОЯС»
Игроки похоронного рынка в целом приветствовали бы появление крематория: слишком много земли требуется на захоронение, так что мысли вроде «страна большая» и «по два метра-то найдем» упираются в практику. Вы только представьте себе (не дай бог) такой момент, что, имея на руках тело родственника, вам просто негде будет найти для него последнего пристанища…
«Моя позиция — это очень положительное решение, — говорит директор ООО „Похоронный дом“ Радик Мустафин. — Если в настоящий момент крематории не будут введены в действие, то у нас все города будут опоясаны одними кладбищами. А на них земли не напасешься. Существует федеральный закон, который определяет порядок захоронений и все эти вещи… Моя позиция — я только за. Потому что это важно, это нужно».
А в бюро ритуальных услуг предпринимателя Фирдаусы Мухаметгалеевой пока не задумывались, будет ли эта услуга пользоваться спросом в наших условиях. «Как-то жутко даже, если сожгут, — заметила Мухаметгалеева. — Хоронить-то мы уже привыкли!» И, кстати, еще не факт, что прогрессивная молодежь предпочтет именно такой способ прощания с покойными и непременно выберет его для самих себя, считает она.
Владелец похоронного бюро Роман Павлов говорит, что у него отношение к кремации двоякое. «Во-первых, это связано с вероисповеданием. У нас же большая часть населения — мусульмане. Христиане тоже не знаю, как к этому отнесутся… В принципе, наверное, ничего плохого в кремации нет, у людей будет определенный выбор». При этом Павлов полагает, что выбор в пользу «огненных похорон», конечно, будет зависеть во многом и от цены. «Вот сами посчитайте: гроб, крест и тому подобное… Сейчас обычные похороны обходятся примерно в 20 тысяч рублей. И если кремация будет дешевле, тогда появится смысл хоронить именно так. Я думаю, что в любом случае люди будут интересоваться», — пояснил Павлов.
Вы только представьте себе (не дай бог) такой момент, что, имея на руках тело родственника, вам просто негде будет найти для него последнего пристанища…
«ОГНЕННЫЕ ПОХОРОНЫ» — ОТ 10 ТЫСЯЧ
Самый первый крематорий в России появился еще до революции, в 1917 году, во Владивостоке, и его основными клиентами были граждане Японии. А в СССР крематорий впервые заработал в декабре 1920 года в Петрограде, но тогда его печи погасли уже через три месяца: не было дров. Окончательно же кремация «прописалась» в Москве в 1927 году, а в 1972-м в столице СССР появился крупнейший в Европе крематорий на Николо-Архангельском кладбище. Теперь же в Москве работают четыре крематория, и в столице «огненные похороны» организуются в более чем 60% случаев. В России же всего 24 крематория, примерно половина из них частные.
Судя по карте крематориев, ближайший к Казани находится в Сормовском районе Нижнего Новгорода, и он обслуживает не только столицу Поволжского федерального округа, но и ближайшие регионы. Сюда, к слову, часто везут тела своих покойных и казанцы, которые по каким-то причинам выбирают именно такой способ захоронения. Крематорий введен в эксплуатацию в 2017 году — примерно тогда же, когда собирались ввести и казанский некрополь. В Нижнем стоят две газовые печи знаменитой чешской фирмы TABO-CS суммарной максимальной мощностью 16 кремаций в сутки. Кроме того, имеется колумбарий на 4 гектара. Собственно кремация длится от часа до двух при температуре от 872 до 1 092 градусов, под воздействием температуры тело разрушается на мелкие фрагменты — так описывает процесс производитель оборудования. Ну а после завершения кремации прах механически перемещается в урну до тех пор, пока родственники не примут решения о том, как быть дальше.
Сколько стоит кремация? Нижегородский крематорий предлагает свои услуги от 12,4 тыс. рублей. При этом крематорий готов предоставить также услуги колумбария за 19 тыс. на первые три года, и затем ежегодно за 3,3 тыс. поддерживать в лучшем виде место захоронения урны с прахом. Самые доступные варианты — в Туле и Волгограде: от 10 тыс., самые дорогие — в Хабаровске и Новокузнецке (34–35 тысяч).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.