Сегодня для посетителей вновь открыто главное здание Государственного музея изобразительных искусств РТ — его ремонтировали три года. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» прогулялись по обновленным залам и выяснили, почему крышу чинили кровельщики храмов, зачем картинам японская подвесная система и гравюры каких знаменитых художников можно увидеть в экспозиции.
-
Спустя две с половиной недели после сдачи президенту РТ Рустаму Минниханову (именно он в 2015 году поручил провести капремонт) отремонтированного главного здания ГМИИ РТ его смогли оценить и журналисты. Изначально церемонию открытия задумывали провести в парке возле музея, однако проливной дождь помешал этим планам.
-
Нововведения встречают посетителей уже с самого входа — там стоят автоматизированные турникеты, а слева можно найти электронную кассу и мобильный гид. Вестибюль приобрел приятный голубой оттенок, пол — обновленную плитку, имитирующую метлахскую. Для посетителей будет работать небольшой сувенирный магазин. Многие заметили исчезновение старинных зеркал — пока в здании вообще нет ни одного зеркала.
-
В гардеробе дожидался немногочисленных посетителей духовой оркестр — рядом с табличкой, запрещающей играть в музее на музыкальных инструментах. У гардероба располагаются вендинговый автомат и новые туалеты — по словам директора ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой, теперь их в 4 раза больше. Кроме того, появится комната для мам с младенцами, как в Галерее современного искусства.
-
Изменения интерьера почти не бросаются в глаза, настолько плавно он был обновлен — в том числе сохранена лестница с чебаксинской ковкой. Увы, попасть на второй этаж инвалиды-колясочники не смогут — из-за статуса объекта культуры федерального значения в здании не разрешили оборудовать лифт или подъемник, поэтому им придется довольствоваться экспозицией первого этажа.
-
«Архитектоника самого интерьера так великолепна, что все выглядит очень естественно, каждая вещь — на своем месте», — считает Нургалеева. Она обратила внимание на реставрацию изразцовых печей, «которые были в жутчайшем состоянии», на новый свет, климат и систему пожаротушения.
-
Свет действительно обращает на себя внимание — кроме привычных ламп, освещающих каждую картину и витрину, световые блоки расположены и на потолке. «Везде появился музейный, дворцовый потолок — такой есть в Эрмитаже, Русском музее. Когда там включаешь свет, ощущение, что он идет из облаков. А здесь все технологии, провода, коммуникации залетели под потолок», — отметила директор музея.
-
Нургалеева подробнее рассказала и о ремонте кровли, который стал первым этапом преобразования. «В 2017 году была отреставрирована крыша — этим занимались кровельщики, которые работают в храмах. Они знают все эти технологии крепежа, как сделать так, чтобы влага не попадала и в то же время кровля проветривалась, все слуховые окна были открыты, сделали пароизоляцию. Битв со строителями имелось очень много, потому что „это хорошо, а мы хотим лучше“. И хотя финансирование стало довольно серьезным, наши требования — например, поставить немецкое оборудование — были выше, чем нам предлагали», — улыбнулась руководитель ГМИИ РТ.
-
Особую гордость у Нургалеевой вызывает японская подвесная система Arakawa. ГМИИ РТ — в числе первых российских музеев, установивших такую систему. Она способна выдержать нагрузку до 360 кг и оснащена противоугонными крючками — ключ от картин есть только у одной сотрудницы музея. «Запоры практически открыть невозможно. Как в Третьяковке, помните, снимали? Конечно, мы боролись, чтобы у нас такого не было, чтобы самые ценные работы в нашей коллекции находились в безопасности», — сказала директор. Кроме того, безопасность обеспечивает множество датчиков, смотрители.
-
Внутри оснащенных той самой немецкой системой витрин соблюдается особый климат и выставлен правильный свет. Они снабжены датчиками, которые при любом резком движении передают информацию службе охраны, которая отправляет сигнал в Росгвардию.
-
Изразцовые печи наконец-то из увядающих декоративных элементов превратились в самостоятельные произведения искусства и оттеняют красоту живописных полотен в нескольких залах.
-
Замминистра культуры РТ Дамир Натфуллин назвал открытие обновленного здания музея историческим событием: «Я безмерно рад за коллектив и руководителя, что наконец у людей есть возможность работать в хороших условиях. В конечном итоге это влияет на посетителей — сама обстановка будет способствовать желанию прийти сюда».
-
Его непосредственная начальница, министр культуры РТ Ирада Аюпова, не смогла прийти на открытие, но высказала свои впечатления от реновации днем на встрече с журналистами. Она подтвердила, что на ремонт ушло почти полмиллиарда рублей. «Для меня это во всех смыслах животрепещущая тема. С какой любовью там сделана реставрация! Сегодня в музее созданы все условия. С 1924 года там было уничтожено практически все. А сейчас это действительно дворец, у нас получился очень красивый особняк, где воссозданы камины, а печи снова выложены изразцами. Кроме того, там созданы замечательные условия для экспонирования. Приведен в хорошее состояние парк, и я надеюсь, там все-таки вновь пройдет „Джаз в усадьбе Сандецкого“», — сказала Аюпова.
-
Зато на открытии был замечен ее предшественник — ныне директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Айрат Сибагатуллин.
-
Среди прочих гостей оценил итоги реставрации и директор театра им. Камала Ильфир Якупов. Возможно, нам стоит ждать театрально-музейной коллаборации, как уже делают крупные музеи Москвы.
-
После официального открытия для всех желающих провели небольшую экскурсию по музею. На первом этаже расположились три зала древнерусского искусства с самым древним списком иконы Божией Матери «Умиление» и образами Казанской иконы Божией Матери, а также произведения отечественного искусства XVIII – начала XX веков.
-
На втором этаже можно увидеть западноевропейское искусство XV–XIX веков и западноевропейскую гравюру XV–XVIII веков, например оттиски ранних ксилографий Альбрехта Дюрера 1497–1498 годов.
-
60% работ в экспозиции — из коллекции археолога, нумизмата, библиофила и коллекционера Андрея Лихачева, представителя казанской ветви дворянского рода Лихачевых. В музее сделали акцент на семье Лихачевых и выделили специальный зал с его портретом, чтобы отдать дань собирателю и ученому.
Нургалеева подчеркивает, что нельзя на этом ограничиваться: «Дом, в котором жил Лихачев, — в плачевном состоянии; Полянки, где проживал Николай Петрович Лихачев, — в ужасном состоянии. У отеческих гробов у Успенского храма в Свияжске, где была похоронена мать Андрея Федоровича, нет крестов и других обозначений. Иван Федорович Лихачев завещал, чтобы его похоронили рядом с матерью — а сейчас там нет данной могилы. Это неправильно».
-
Один из любопытных экспонатов — единственный лист Рембрандта из коллекции Лихачева, оттиск одного из его поздних офортов «Петр и Иоанн у врат храма».
-
Несмотря на то что дождь помешал осмотру парка, даже за воротами были видны изменения. По словам директора музея, «ландшафтники очень деликатно подошли к оформлению, убрали падающие деревья, положили правильным „слоеным пирогом“ травяной ковер. Он появился осенью и живет до сих пор в соответствии со всеми технологиями. Модернизирован и возвращен старый образ фонтана, чье дно выложено булыжниками. Это было сделано очень трепетно».
-
А насколько безопасно находиться в обновленном музее во время пандемии? Нургалеева по-прежнему настаивает, что музеи — это самое безопасное место в городе: поверхности обрабатываются, все сотрудники ходят в масках и перчатках, у входящих измеряют температуру, а на стенах установлены диспенсеры с дезинфицирующим средством.
-
«В главном здании ГМИИ РТ мы можем одновременно принять только 100 человек: это историческое здание, и расстояние между стенами небольшое», — говорила ранее директор музея в интервью «БИЗНЕС Online». Так что сегодня здание примет первую сотню зрителей после реставрации. Для них предусмотрели единый билет, который позволяет посетить все здания музея и не стоять в кассе каждого. Сотрудники призывают посетителей иметь при себе маски и перчатки и соблюдать нормы социальной дистанции.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.