«В каком контексте ни посмотреть на процесс развития учебных программ и участия наших партнеров в развитии научных проектов, мы рассуждаем о поступательном движении и постоянном развитии. Поэтому, говоря о критике, остается только улыбаться», — отмечает директор ИМО КФУ Рамиль Хайрутдинов. О вечной классике в образовании, высококлассной языковой системе подготовки и выпускниках, которых ждут все, — в нашем материале.
Рамиль Хайрутдинов: «На сегодня система педагогического образования, уровень, качество подготовки, его научная составляющая являются лучшими в России»
НОСТАЛЬГИЯ НЕ РАВНО РАЗВИТИЕ
«Я внимательно слежу за тем, как в прессе говорится о развитии гуманитарной науки в Казанском федеральном университете. И зачастую не только я, но и мои коллеги по институту и из других подразделений вуза удивлены той оценкой, которая превалирует в комментариях. В них отражена прежде всего ностальгия по тем временам, когда существовал Казанский государственный университет, и приводится ничем не доказуемое утверждение о том, что только тогда развитие науки достигало каких-то особых высот и было продвижение. Сейчас же якобы все это утрачено», — говорит директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. А между тем, полагает он, преподаватели КФУ — плоть от плоти, кровь от крови той эпохи. И они не просто наследники, но и участники всех событий по формированию Казанского федерального университета и дальнейшему развитию тех научных школ, которые существовали и 10, и 20 лет назад. Об этом говорят и цифры, и факты. Необходимо не полениться и заглянуть на сайт КФУ и увидеть существенную разницу, которая произошла в развитии гуманитарных исследований в Казани за последнее десятилетие. Сегодня гуманитарное направление — одна из наиболее динамично развивающихся сфер науки в Казанском университете. Достаточно вспомнить, что в свое время о педагогическом образовании, в том числе национальном, также было пролито в прессе крайне много слез — якобы оно погибло. «Но это никак не соотносится с фактами, свидетельствующими о том, что на сегодняшний день система педагогического образования, уровень, качество подготовки, его научная составляющая являются лучшими в России», — отметил директор ИМО КФУ. Подобное ярко демонстрирует место Казанского федерального университета в данной области не только в российском рейтинге, но и в международных — к примеру, в QS Казанский университет уверенно занимает строчку в сотне лучших университетов мира по этому направлению.
О столь же серьезных успехах и продвижении можно говорить и в контексте Института международных отношений КФУ. Начнем, пожалуй, с лингвистики и соответствующего подразделения в структуре института — Высшей школы иностранных языков и перевода.
По наполненности линейки языков Институт международных отношений КФУ сегодня практически не уступает МГИМО — пока идет обучение 25 языкам, но ежегодно открываются новые направления
КУРС НА СОЗДАНИЕ КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ ПЕРЕВОДА
Здесь собраны специалисты в области языкознания, которые успешно развивают традиции Казанской лингвистической школы. Сейчас сотрудники института на пороге создания собственной Казанской школы перевода.
«Мы знаем, что есть классические Московская, Санкт-Петербургская, Астраханская школы перевода. Сейчас в КФУ сформированы условия для того, чтобы была создана школа перевода, вбирающая в себя не только европейские, но и восточные направления. Это является уникальным среди подобных учебных заведений, — заметил Хайрутдинов. — Здесь дается классическое филологическое образование, и я рад сообщить, что именно тут мы реализуем программу трех языков — два основных в самых различных комбинациях, а также начиная с третьего курса студенты имеют возможность получить дополнительно компетенции еще в третьем языке».
При этом по наполненности линейки языков Институт международных отношений КФУ сегодня практически не уступает МГИМО — пока идет обучение 25 языкам, но ежегодно открываются новые направления. Что немаловажно, это связано не с гонкой за количеством, а с реально существующими потребностями в наличии тех или иных специалистов.
«Я горжусь тем, что мы не потеряли ни одно из тех направлений, которые у нас были, и людей»
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕ ПОТЕРЯНО НИ ОДНОЙ ПОЗИЦИИ
Вторая «классика» Института международных отношений — Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия, зародившаяся одновременно с Казанским императорским университетом. Сейчас, как можно заметить из названия, в ее ведении также вопросы изучения культурного наследия.
«На сегодняшний день историческое образование в Казанском университете не только не потерпело фиаско, но и получило невероятно мощный толчок в реализации научных проектов и образовательных программ. Эта высшая школа вобрала в себя сразу несколько исторических подразделений: исторический факультет Казанского университета, отделение исторического образования ТГГПУ. Уже целый ряд гуманитарных проектов реализован в рамках этой школы, — рассказал Хайрутдинов. — Я горжусь тем, что мы не потеряли ни одно из тех направлений, которые у нас были, и людей. Если называть цифры, то сейчас в этой школе более 1,5 тысячи учащихся, уверенный набор новых студентов, большое количество тех, кто хочет изучать как отечественную историю, так и всеобщую, историю культурного наследия, археологию. Здесь же сосредоточены специалисты в области антропологии и этнографии, музеологии и культурологии. Тут же мы реализуем и подготовку учителей в области исторического и обществоведческого образования».
«Помимо МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ, мы единственный университет и институт на гуманитарном пространстве, который имеет собственные базовые кафедры институтов РАН»
В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ С АКАДЕМИКАМИ
Более того, за прошедшее время с момента образования Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ были выстроены тесные отношения и с Академией наук Республики Татарстан, и с Российской академией наук.
«Помимо МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ, мы единственный университет и институт на гуманитарном пространстве, который имеет собственные базовые кафедры институтов РАН. С 1 сентября в стенах КФУ приступают к работе или продолжают ее четыре действительных члена РАН и два члена-корреспондента РАН. Как такой потенциал может свидетельствовать о каком-то разрушении или упадке исторического образования? — недоумевал спикер. — Мы не потеряли ни одной позиции по историческим дисциплинам. Напротив, на сегодняшний день идет новый виток развития. Мы говорим о кардинальном улучшении качества подготовки студентов исторических специальностей».
Огромное внимание на этом направлении уделяется не только образованию как таковому, но и привитию студентам интереса к научной деятельности. В отличие от большого количества даже академических институтов в Институте международных отношений КФУ существуют свои диссертационные советы. На базе института их сегодня действует 6 по 11 направлениям подготовки. Так о каком регрессе можно говорить — непонятно, отметил директор ИМО КФУ.
«Я благодарен руководству университета, которое стимулирует нас находить новые формы деятельности и приглашать крупных специалистов для работы у нас, чтобы они могли передавать свои знания студентам. При этом я открыто могу сказать, что крупные специалисты являются нашими лобби по реализации крупных грантов, проектов по сотрудничеству с институтами РАН. Только за май-июнь мы приступили к участию в двух крупных грантах: подали совместные заявки КФУ, Институт всеобщей истории РАН, РУДН. И нас рассматривают как равноправных партнеров с надеждой на то, что мы не только включимся активно в процесс, но и будем лидерами по целому ряду направлений», — подчеркнул Хайрутдинов.
Если называть конкретные имена тех, с кем в тесном сотрудничестве сегодня работает Институт международных отношений КФУ в области исторического образования, то вот они: научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук Александр Чубарьян, являющийся научным руководителем кафедры исторического и обществоведческого образования КФУ; член правления российской ассоциации антропологов и этнологов РФ, академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН Валерий Тишков, считающий Казанскую школу антропологов и этнологов одной из самых значимых в России; директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Андрей Головнев, в сотрудничестве с которым сегодня в КФУ создается базовая кафедра Кунсткамеры (она начнет свою работу с 1 сентября), и другие.
В ИМО ведется подготовка учителей-предметников. И студенческая пора для того и существует — 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры позволяют не просто выровнять общую подготовку, но и дать серьезные глубокие знания
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ — ИЗЛЕЧИМАЯ БОЛЕЗНЬ
Зачастую современные дети выходят из школ с очень некачественными историческими знаниями. Почему же так происходит и что сегодня можно предпринять для изменения ситуации?
«Эта проблема вызвана информационным взрывом и, как следствие, клиповым мышлением современных детей, а также несистемностью исторического образования в школах. Если раньше мы могли в учебных программах сосредоточиться и достаточно уверенно пройти большой этап, то сейчас объем предметов, дисциплин, к большому сожалению, сужает поле исторического понимания. Мы озабочены этой проблемой. Для меня ЕГЭ не самый лучший вариант. Я отношусь с ностальгией к тем временам, когда учитель истории был гуру, когда имелось живое общение и мы оценивали интеллект ученика, его возможности, способности путем дополнительных вопросов, прямого общения. И, как нам тогда казалось, уровень знаний у школьников был выше. Но все излечимо, для этого и существуют университеты, специализированные кафедры педагогические», — убежден Хайрутдинов.
Так, в ИМО ведется подготовка учителей-предметников. И студенческая пора для того и существует — 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры позволяют не просто выровнять общую подготовку, но и дать серьезные глубокие знания. И наши студенты — желанные гости школ. Кроме того, есть школы, курируемые непосредственно университетом. Для Института международных отношений КФУ это гимназия №3. В них преподают иностранные языки, историю, обществознание педагоги КФУ.
«Кроме того, на протяжении трех последних лет мы проводим съезды учителей истории и обществознания Республики Татарстан. Во время них мы обмениваемся всеми новыми подходами, методиками, технологиями, рассматриваем материалы ЕГЭ, конкурсные задания — благодаря нашим контактам с педагогическими коллективами, историками республики удается менять это. И если в целом говорить по стране, историю в Татарстане преподают неплохо», — заметил спикер.
Есть специализированная программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов для работы в международных организациях по сохранению культурного наследия
РАБОТА В СИСТЕМЕ ЮНЕСКО
Говоря о еще одном крупном блоке работы этой высшей школы — всемирном культурном наследии, — нужно отметить, что в Казанском университете сейчас сложился коллектив исследователей, профессионалов, который, по мнению ЮНЕСКО, является лучшим в России. Он решает задачи, связанные с сохранением, популяризацией, продвижением объектов культурного наследия лучше всех в России, и, естественно, заканчивать работу никто не собирался. В КФУ — одном из немногих университетов РФ и Европы в целом — осуществляется подготовка управленцев в области сохранения культурного наследия. Есть специализированная программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов для работы в международных организациях по сохранению культурного наследия. Деятельность над проектами в области науки также не прекращается.
«Весной завершился первый этап подготовки новой номинации, мы надеемся, что на карте появится новый объект ЮНЕСКО. Это астрономические обсерватории Казанского университета. Предварительная заявка от Российской Федерации уже переслана в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. Сейчас наступает ответственная пора: ЮНЕСКО должна принять решение, и мы ожидаем, что в течение этого или начале следующего года последует техническая миссия, когда приедут эксперты изучать вместе с нами данный объект и давать свою характеристику и рекомендации по дальнейшему продвижению. Мы планируем, что в ближайшие несколько лет эта работа будет успешно завершена и очень рассчитываем на то, что объект войдет в список всемирного наследия ЮНЕСКО», — обозначил Хайрутдинов.
Еще один федеральный проект, инициатором которого является Казанский университет, — глобальный проект Российского исторического общества, который носит название «Засечные линии России». Это система сторожевых укреплений, которыми гордилось Российское государство, постепенно расширяя свою территорию, обозначил спикер. Сейчас засечные линии расположены от границы с Украиной и доходят до Средней Азии и Дальнего Востока.
«Это все связано с историей формирования России, экономического и политического освоения, заселения страны, образования этнического состава целого ряда регионов. Значение проекта подчеркивает и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, который взял кураторство над ним. Мы рассчитываем в течение нескольких лет проект реализовать. К нему было привлечено внимание и президента России Владимира Путина, который дал соответствующее поручение по одному из самых крупных сегментов — Белгородской черте. В этом году уже состоятся крупные мероприятия, начнется строительство музейных комплексов», — поделился директор ИМО КФУ.
В контексте азиатского направления востоковедения также реализуется огромное количество проектов и программ — как в области науки, так и образования
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ ТЕРПИТ КРИЗИС?
Если говорить о Высшей школе международных отношений и востоковедения КФУ, то прежде всего стоит отметить, что это основа основ деятельности института. И, помимо богатейших традиций, есть и серьезные прорывы в настоящем времени.
«Довелось прочесть в СМИ о том, с каким трудом в советские, нулевые и последующие годы формировалась востоковедная школа в Казанском университете. Важно то, что на сегодняшний день это поступательное движение, как бы и кем не оспаривалось, есть и приобрело мощные импульсы. В Высшей школе международных отношений и востоковедения обучаются более тысячи студентов самых различных востоковедных специальностей. Почему ностальгируют по каким-то группам, которые занимались лишь исламской экономикой или изучением арабского языка? — задался вопросом Хайрутдинов. — В последние годы появились и бакалаврские, и магистерские программы, которые позволяют привлечь талантливых абитуриентов на традиционные языки в области востоковедения — количество изучающих арабский и персидский языки кратно увеличилось. Однако не стоит забывать, что востоковедение представляет собой синтез наук, включающий в себя значительное количество направлений — не только Ближний и Средний Восток, но и азиатский мир. И все это представлено огромным количеством языков, которые сейчас в Казанском университете набирают популярность. Проходит большое количество языковых конкурсов и олимпиад по всем ним, чего ранее в вузе никогда не было».
Что немаловажно, в контексте этого направления речь идет отнюдь не только о высококлассной языковой системе подготовки, но о классическом востоковедном образовании. Сотрудники института целенаправленно работают над созданием мощного востоковедного центра, в котором появляются те самые направления, благодаря которым советская и российская школа востоковедения была широко известна во всем мире. Это глубокое изучение региона, его истории и культуры, политической системы. Кроме того, много усилий было приложено для создания кафедры международных экономических отношений, которая в первую очередь работает в сфере восточных стран, восточного блока интересов России.
«У нас есть специализированные бакалаврские и магистерские программы на направлении „Востоковедение и африканистика“, которые вызывают ажиотажный спрос. Это „Экономика и международные отношения Китая“, „Экономика и международные отношений стран Ближнего Востока“. Более того, впервые в 2020 году мы проводим набор на направление подготовки „Экономика“ по профилю „Мировая экономика и международные отношения“. Это то, о чем мечтают лучшие востоковедные школы России, мы в КФУ данную позицию уже реализуем, — обозначил Хайрутдинов. — Внешнеполитическая отрасль сейчас испытывает острую необходимость в подготовке таких кадров».
Стоит также отметить, что к процессу преподавания подключаются все новые и новые высококвалифицированные кадры. Так, если ранее две профильные кафедры — кафедра регионоведения и исламоведения и кафедры восточных языков — в сумме насчитывали чуть более полутора десятков человек, то сейчас на объединенной кафедре востоковедения, африканистики и исламоведения более 25 исследователей. Среди них как молодые таланты, так и опытные профессора, а также большое количество приглашенных профессоров из лучших востоковедных учреждений России.
«Для наших коллег из Москвы и Санкт-Петербурга, признанных востоковедных школ, — директора Института востоковедения РАН, руководителя сети координационных центров Islamica в Казани и Москве Виталия Наумкина, известнейшего историка-востоковеда, арабиста, исламоведа, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского — Казанский университет сейчас является одним из важных центров развития востоковедения России, это признанный факт. И подобное совсем не соотносится с утверждением о том, что казанское востоковедение терпит кризис», — отметил спикер.
В контексте азиатского направления востоковедения также реализуется огромное количество проектов и программ — как в области науки, так и образования. Так, совместно с Институтом Конфуция, партнерами среди китайских вузов в КФУ активно работает одна из самых масштабных в России программ стажировок для студентов. А центр корееведения КФУ стал одним из знаковых для развития отрасли в стране благодаря имеющим вес научным исследованиям — завершенным и ведущимся сегодня. Не меньший прорыв можно наблюдать и в японистике.
ПЛАТФОРМА ДЛЯ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
«В каком контексте ни посмотреть на процесс развития учебных программ и участия наших партнеров в развитии научных проектах, мы рассуждаем о поступательном движении и постоянном развитии. Поэтому, говоря о критике, остается только улыбаться. Ведь самоотверженный труд наших преподавателей вызывает искреннее уважение. Мы все понимаем, каков объем нагрузки, тем не менее они реализуют себя не только в образовательном процессе, но и в науке. Когда такое было, чтобы в Казанском университете появлялось такое количество новых и при этом уже востребованных научных журналов, которые прошли свой путь становления и готовы войти в базы данных ВАК, Scopus, Web of Science, „Тюркологические исследования“, „Арабистика Евразии“, „Современные востоковедческие исследования“, „Казанский вестник молодых ученых“ и так далее», — перечислил собеседник.
«На сегодняшний день каждый пятый учащийся ИМО — студент-иностранец (таковые прибывают более чем из 40 стран). Это прямо свидетельствует о том, что Институт международных отношений дает качественное образование»
КАЗАНСКИЕ ДИПЛОМАТЫ ВОСТРЕБОВАНЫ
И, разумеется, одним из ключевых направлений подготовки института являются международные отношения. Несмотря на то что на карте России существует целый ряд центров, где готовят специалистов в самых различных областях (МГИМО, Дипломатическая академия МИД России, МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ), Казанский университет с традициями 25-летней работы на этом направлении смог не только отвоевать свое место под солнцем, но и добиться серьезных результатов.
«И география, и уровень участия наших выпускников в современной дипломатической системе вызывают уважение. В одном только Центральном аппарате МИД РФ в роли ведущих экспертов-исследователей и даже помощника министра иностранных дел России выступают выпускники КФУ. У нас есть специфика, и наши выпускники очень хорошо реализуют себя в целом ряде регионов — это Азия, Африка, Средний и Ближний Восток, страны СНГ, тюркский мир. Потому регулярно тот же МГИМО приглашает наших выпускников бакалавриата в магистратуру МГИМО — это говорит лишь о том, что качество подготовки не просто соответствует уровню, а является одним из лучших в стране. Поступают к нам талантливые ребята, которые затем проходят не только академическую подготовку, но и множество стажировок. Наши студенты не теоретики, а практики, блестяще владеющие языками. Благодаря своим навыкам они быстро адаптируются в сложной бюрократической системе МИД РФ. Сейчас выпускник ИМО — это тот специалист, который является желанным для всех», — обозначил спикер.
В завершение отметим, что в Институте международных отношений КФУ реализуется 12 направлений подготовки: «Международные отношения», «Востоковедение и африканистика», «Зарубежное регионоведение», «Антропология и этнология», «История», «Лингвистика», «Туризм», «Педагогическое образование», «Регионоведение России», «Культурология», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «Экономика».
«Эти специальности привлекательны не только для абитуриентов России, но и для зарубежных. На сегодняшний день каждый пятый учащийся ИМО — студент-иностранец (таковые прибывают более чем из 40 стран). Это прямо свидетельствует о том, что Институт международных отношений дает качественное образование. Сегодня в семье ИМО 5,5 тысячи замечательных студентов — будущее Татарстана, России и мира», — резюмировал Хайрутдинов.
E-mail: priemkfu@yandex.ru
«ВКонтакте»: imo_kfu_abiturientu
«Телеграм»: t.me/priemimo
«Инстаграм»: @askimo