Сергей Когогин: «Очевидно, что в условиях сегодняшней экономики рассчитывать только на собственный рынок невозможно» Сергей Когогин: «Очевидно, что в условиях сегодняшней экономики рассчитывать только на собственный рынок невозможно» Фото: «БИЗНЕС Online»

СЕРГЕЙ КОГОГИН: «ЭТО ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

Другие государства во время «коронакризиса» и падения цен на нефть только увеличили поддержку своего экспорта, у России позиция диаметрально противоположная. Об этом заявили вчера на совещании, посвященном общенациональному плану действий по восстановлению экономики, которое провел Сергей Когогин как сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта. «Очевидно, что в условиях сегодняшней экономики рассчитывать только на собственный рынок невозможно, — заявил гендиректор КАМАЗа. — Весь мир сейчас идет по пути жесткого протекционизма собственных производителей, ограничений свободы рыночных условий на любом рынке, и, конечно, мы не можем стоять в стороне от этого».

Вероника Никишина: «Другие правительства нарастили уровень риска, который государство берет на себя, гарантируя своим экспортерам его покрытие при выходе на внешние рынки, у нас позиция диаметрально противоположная» Вероника Никишина: «Другие правительства нарастили уровень риска, который государство берет на себя, гарантируя своим экспортерам его покрытие при выходе на внешние рынки, у нас позиция диаметрально противоположная» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Так он прокомментировал выступление руководителя российского экспортного центра Вероники Никишиной, которая подчеркнула, что в это сложное время экспортеры не чувствуют поддержки родного правительства, а важнейшие предложения ее центра по исправлению ситуации проигнорированы теми, кто составлял упомянутый общенациональный план. «Другие правительства нарастили уровень риска, который государство берет на себя, гарантируя своим экспортерам его покрытие при выходе на внешние рынки, у нас позиция диаметрально противоположная», — констатировала Никишина. Единственное, что удалось отстоять, — дополнительное финансирование на логистическую субсидию. «Это очень печальная информация», — оценил услышанное Когогин и заверил, что все высказанные предложения передадут на проработку.

Директор департамента регулирования внешней торговли и поддержки экспорта минпромторга РФ Андрей Цемахович попытался отбить атаку, рассказав об имеющихся мерах поддержки. Так, появилась возможность получать субсидирование по процентным ставкам. Он привел в пример выдачу Сбербанком кредита под 0,35%, а ВТБ — под 2,75%. Компенсации подлежат не только траты на логистику, но и на хранение на арендованных складах. Еще один инструмент — субсидия на сертификацию, так как на этот процесс тратятся большие деньги. Но апология минпромторга от Цемаховича, похоже, не произвела ни на кого впечатления.

Когогин отметил, что обещанная постановлением правительства поддержка высокотехнологического производства с потенциалом на экспорт так и не состоялась. Судя по всему, КАМАЗ на нее рассчитывал Когогин отметил, что обещанная постановлением правительства поддержка высокотехнологического производства с потенциалом на экспорт так и не состоялась. Судя по всему, КАМАЗ на нее рассчитывал Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ТОРГПРЕДЫ? ТОЛЬКО ВСТРЕЧАЮТ И ПРОВОЖАЮТ ЧИНОВНИКОВ

Слово взял Когогин, но уже не как модератор, а как автопроизводитель. «Меры, которые обсуждаем, необходимо было включить давным-давно, и мы должны были получить данные инструменты еще в прошлом году, — отметил он. — Все это очень мешает тем компаниям, которые выпускают продукцию с длинным технологическим циклом. Очевидно, что это тормозит сделки». Пример — контракт КАМАЗа с Вьетнамом: если компания не сможет вовремя получить субсидию, то он будет убыточным.

Тут шеф КАМАЗа попытался (по статусу полагается) добавить ложку меда, указав, что «в нашей стране на текущий момент есть нормативно-правовой ландшафт, который соответствует мировым практикам поддержки экспорта», но это ему не удалось. Он сообщил, что обещанная постановлением правительства №191 поддержка высокотехнологического производства с потенциалом на экспорт так и не состоялась. Судя по всему, КАМАЗ на нее рассчитывал. Когогин пояснил, что субсидии могли получить лишь те компании, которые поставляют за рубеж готовые изделия, однако принимающая страна, как правило, ставит условие о локализации, а значит, экспортер вынужден вести не машину, а комплектующие на сборку. Гендиректор считает, что надо предусмотреть и помощь экспортерам запчастей.

Другая проблема — в регулирующих документах, которые то и дело правятся. «А экспорт — это проект с длинными сроками, особенно по такой продукции, как наша, — отметил Когогин. — Нам нужна стабильность условий в его реализации, в противном случае он невозможен».

Затем он раскритиковал торгпредов: «Я 20 лет занимаюсь экспортом. Могу посчитать случаи помощи торгпредом нашей компании — хватит пальцев одной руки… Хотя бы нормативная база должна четко для нас быть доступна, чтобы мы не искали все законы страны, юридические консультации вместе с нами проводить, а не только находиться в стране потенциального присутствия и встречать-провожать чиновников, иногда встречаясь с предпринимателями. Это вопрос ко всем представителям органов госвласти. По-прежнему соглашения о зоне свободной торговли крайне недостаточно».

«Тема экспорта крайне важна для всей промышленности, престижа нашей страны и, конечно, денежных потоков», — резюмировал встречу Когогин, заверив, что по итогам ОНФ сделает обращение на имя президента РФ Владимира Путина.