«Вторую волну мы увидим гораздо раньше, чем она придет к нам по-настоящему», — заявила сегодня заместитель главного санврача РТ Любовь Авдонина. В ходе ее совместного брифинга с замминистра здравоохранения РТ Владимиром Жаворонковым стало известно о 80 заразившихся медиках, 716 предприятиях, у работников которых был найден коронавирус, и о смертности, которая находится «примерно в тех же эшелонах», что и раньше.
По словам Авдониной, сейчас в республике зарегистрировано 4 114 случаев новой коронавирусной инфекции (плюс 36 за прошедшие сутки)
Роспотребнадзор: в 14 районах РТ уровень заболеваемости выше среднего в 1,5–4 раза
«Ко второй волне коронавируса мы сейчас, наверное, более готовы, чем к началу эпидемии», — успокаивали сегодня на брифинге журналистов заместитель главного санврача РТ Любовь Авдонина и замминистра здравоохранения РТ Владимир Жаворонков. Рассказывая о санитарно-эпидемиологической ситуации в Татарстане, они обобщали факты, которые до этого называли их патроны — министр здравоохранения Марат Садыков и руководитель Роспотребнадзора РТ Марина Патяшина.
По словам Авдониной, сейчас в республике зарегистрировано 4 114 случаев новой коронавирусной инфекции (плюс 36 за прошедшие сутки). Темп прироста за день — 1%, показатель заболеваемости в РТ — 110 человек на 100 тыс. населения. «Отмечается устойчивая тенденция к снижению темпа прироста заболеваемости», — подчеркнула Авдонина. Этот темп замеряется в течение 7 дней: за предыдущую неделю данный показатель составил 1,5%, а за эту — 1,2%. Коэффициент распространенности (показывает, сколько человек в среднем заражает один инфицированный) сегодня — 0,8. Этот показатель, отметила Авдонина, держится уже третий день.
Однако пока в 14 районах РТ уровень заболеваемости превышает среднереспубликанский показатель. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Роспотребнадзора, речь идет об Атнинском, Дрожжановском, Апастовском, Тюлячинском, Лаишевском, Высокогорском, Пестречинском, Арском, Сабинском, Бугульминском, Балтасинском и Тукаевском районах, а также о Казани и Челнах. Уровень среднереспубликанского показателя на этих территориях превышен в 1,5–4 раза. С чем это связано? Причины для каждого района свои, начиная от небольшой численности населения до элементарного несоблюдения мер профилактики и самоизоляции.
Тем не менее по всем показателям Татарстан приблизился ко второму этапу снятия ограничений, этот вопрос сейчас находится на согласовании в Роспотребнадзоре. Но торговые центры, подчеркнула спикер, откроются еще позже — когда наступит третий этап. Для этого коэффициент распространенности должен быть 0,5, свободных коек — не менее 50%, показатель тестирования — 120 на 100 тыс. населения. «Не раньше 1 июля точно», — заверила Авдонина. До этого времени ведомство будет мониторить ситуацию, и уже к этой дате можно будет делать прогнозы о периоде к открытию ТЦ.
Из всех случаев заболевания в республике только 6% завозные — это 247 «ковидов», из которых 186 прибыли из других субъектов РФ, остальные — из-за границы. 2 340 человек (или 58% от всех заболевших) — «контактные», еще у 1 414 заболевших источник и место заражения установить не удалось. Между тем риск завоза инфекции из соседних регионов остается до сих пор, отметила Авдонина. «Но у нас режим самоизоляции сохраняется, и без острой необходимости выезжать куда-то пока не рекомендуется», — добавила она, подчеркнув, что не стоит забывать и о мерах профилактики. И попросила ограничиться в поездках на отдых и к пожилым родственникам.
Владимир Жаворонков: «Если бы мы сказали, что все, у кого температура 37,0–37,1, давайте ложиться в стационар — безусловно, ни одна бы система здравоохранения мира с этим не справилась»
Почему зараженных возят из Казани на Высокую гору и на скольких предприятиях выявили «корону»
«Раз уж у нас в первый раз такая пресс-конференция, возможно, есть смысл рассказать, как в принципе оказывается медицинская помощь», — предложил замминистра здравоохранения РТ. В описании Жаворонкова модель работы с COVID-19 в республике выглядит так: весь Татарстан поделен на пять округов, в каждом из которых есть свои провизорные госпитали. Всего их 34. В эти госпитали поступают пациенты с признаками ОРВИ и пневмонии. Врачи принимают решение, вызвано заболевание «ковидной» инфекцией или нет. После того как будет поставлен диагноз COVID + или COVID -, происходит транспортировка пациента в респираторные госпитали, которые подготовлены как под «плюс», так и под «минус». «Эта модель существует и работает на территории всей республики», — подчеркнул Жаворонков. Те пациенты, у которых болезнь протекает в легкой форме, лечатся на дому — к ним приезжают врачи, оказывают необходимую помощь, назначают лекарства.
Именно этой системой Жаворонков объясняет перевозку заболевших пациентов из Казани на Высокую Гору. «Это означает в первую очередь то, что работает система маршрутизации с очень четкой сортировкой пациентов. И наиболее тяжелые больные, безусловно, остаются в самых крупных госпиталях. Все респираторные больницы разделены по типу тяжести пациентов, поэтому да, действительно, на Высокую Гору направляются [пациенты]. Но это те заболевшие, которые идут на долечивание или состояние которых не вызывает у нас никаких опасений», — объяснил замминистра.
По словам Авдониной, пока большинство зараженных переносят болезнь легко и даже бессимптомно — таковых 62% от общего числа заболевших. Пациентов в тяжелой форме всего 1,3%, или 55 человек, из них 52 находятся на ИВЛ. Внебольничная пневмония в структуре коронавирусной инфекции составляет 25%. Удельный вес заболевших среди пенсионеров — 22%, среди лиц старше 65 лет — 15% и детей школьного возраста — 4%. Всего сейчас под наблюдением Роспотребнадзора находятся 1 733 человека, контактировавших с больными. С начала эпидемии всего было организовано наблюдение за 6 тыс. «контактных» людей. На карантине еще остаются 350 человек, прибывших из-за границы, из которых порядка 260 находятся в специально оборудованных обсерваторах.
Жаворонков отметил, что всего в Татарстане с начала пандемии выздоровели 2 969 человек, на лечении в госпиталях сейчас находятся 1 133 пациента. Но последняя цифра вовсе не означает, что у всех инфицированных диагноз COVID-19. «Они все в разной стадии», — объяснил замминистра. То есть фактически это пациенты, которые находятся в провизорных госпиталях, и диагноз у них пока не подтвержден и не опровергнут. «Мы справляемся, нехватки медперсонала не отмечаем, — подчеркнул Жаворонков. — Может быть, какие-то точечные, специальные консультанты». «Коек тоже хватает, — заверил он, — для тех, кто действительно в них нуждается. У нас же нет необходимости класть в стационар любого пациента с температурой 37,1. Иногда говорим о том, что желание лечь в стационар у социума продиктовано самыми различными причинами — это и работа СМИ, и разговоры, и соседи. Я утрирую, прошу правильно понимать. Если бы мы сказали, что все, у кого температура 37,0–37,1, давайте ложиться в стационар — безусловно, ни одна бы система здравоохранения мира с этим не справилась», — пояснил свою мысль Жаворонков.
Что же касается заболевших врачей, то всего подтверждено 80 случаев заражений медработников, связанных с их профессиональной деятельностью. Если говорить в целом о заражениях внутри трудовых коллективов, то, по словам Авдониной, с начала пандемии случаи были зарегистрированы на 716 предприятиях. Но сейчас этот показатель снижается: на прошлой неделе были выявлены заболевания в 119 коллективах, на этой — всего в 76. «На сегодня активных групповых очагов заболеваемости в республике не зарегистрировано», — снизила напряжение Авдонина.
Сейчас в Татарстане ежедневно проводится 5,5 тыс. тестов на коронавирус, охват тестирования составляет 119 человек на 100 тыс. населения
«мы не можем позволить себе брать тесты у всех желающих»
Сейчас в Татарстане ежедневно проводится 5,5 тыс. тестов на коронавирус, охват тестирования составляет 119 человек на 100 тыс. населения. Всего с начала пандемии провели уже 240 тыс. тестов, отметила Авдонина. В республике методом ПЦР тестирование проводят 18 лабораторий, из которых 5 — частные. При этом порядка 50% всех исследований приходится на медорганизации республики, еще 28% — на центр гигиены и эпидемиологии в РТ. В 9 частных лабораториях с недавнего времени можно пройти тестирование на антитела. С момента запуска уже проведено около 6 тыс. исследований, антитела обнаружены лишь у 5% протестированных. Воспользоваться услугой и посмотреть состояние своего иммунитета может любой житель, добавила заместитель главного санврача.
Впрочем, по ее словам, эти результаты ведомство использовать не собирается, важны они только тому человеку, который сдавал тест. «Это говорит о том, что они в какой-то степени когда-то уже повстречались с вирусом и перенесли инфекцию. То есть наличие антител считается хорошим показателем и говорит о том, что у человека выработался иммунитет», — отметила заместитель санврача. Жаворонков дополнил коллегу: для пополнения банка плазмы работу с пациентами ведет республиканский центр крови.
Таким образом, масштабного тестирования на антитела в РТ не предполагается, заключила Авдонина. Но уже в этом месяце в республике начнут изучать коллективный иммунитет к «короне». Такие проекты будут запущены еще в 21 регионе РФ, отметила она. Для исследования отберут 3 тыс. человек пяти разных возрастов в 16 муниципальных образованиях — как переболевших, так и здоровых. По результатам тестирования можно будет сделать выводы о наличии иммунитета к инфекции.
Массового тестирования на коронавирус тоже не предвидится. Сейчас тесты проходят жители республики, у которых есть к подобному показания. Кто это будет, определяет врач, которого вызывают на дом. «То есть само по себе желание сдать тест не является показанием для сдачи, хотя у нас население действительно очень хочет это сделать. Но очевидно, что если вся республика решит сдавать тесты, здесь опять-таки вопрос пропускной способности. К сожалению, мы не можем позволить себе брать тесты у всех желающих», — отметил Жаворонков.
Замминистра прокомментировал и животрепещущий вопрос о показателях смертности. По его словам, если сравнивать смертность по итогам первых четырех месяцев этого года с показателями января – апреля 2018-го и 2019-го, то значения остаются «примерно в тех же эшелонах». «Мы не видим значительного увеличения смертности, и это можно подтвердить в любых доступных источниках. Это и есть один из основных показателей того, что борьба с „ковидной“ инфекцией идет успешно», — заключил он.
«В части проведения Сабантуев вопрос пока на рассмотрении, и решение будет приниматься при благоприятной эпидемиологической ситуации»
«Мы уже понимаем, что за враг перед нами»: готов ли Татарстан ко второй волне?
Один из вопросов журналистов касался будущей сдачи ЕГЭ в школах. По словам Авдониной, сейчас уже сформирован список школ, в которых будет проводиться экзамен. «Со среды мы вместе с минобрнауки объезжаем эти школы и смотрим на предмет готовности к ЕГЭ», — отметила она. Так, должно быть просторное помещение, разметка, соответствующая рассадка школьников, а также бактерицидный облучатель, антисептики и замер температуры. Проверки должны завершить на следующей неделе. Авдонина отметила, что если у школьника будет температура выше 37,5 градуса, то на экзамен его не пустят. Дополнительные справки об отсутствии коронавируса не понадобятся.
Журналистов интересовали и грядущие Сабантуи. «Сегодня массовые мероприятия запрещены, — отметила Авдонина. — В части проведения Сабантуев вопрос пока на рассмотрении, и решение будет приниматься при благоприятной эпидемиологической ситуации». Впрочем, в тех самых 14 «неблагополучных районах», возможно, проводить их и не стоит.
Одна из самых острых тем — возможная вторая волна инфекции, которая, вероятно, уже наблюдается в Китае. «Для нас эти три-четыре месяца стали очень серьезной проверкой системы здравоохранения: насколько быстро мы можем мобилизоваться и эффективно работать, насколько мы способны решать вопросы пандемии комплексно и вместе с другими министерствами», — отметил Жаворонков. По его мнению, были приняты эффективные решения, которые показали, что ко второй волне вполне можно подготовиться. «Мы уже понимаем, что за враг перед нами, какие у него особенности и как с ним надо бороться. Безусловно, опыт, накопленный нашими сотрудниками, неоценим, огромен, и думаю, что в случае возникновения второй волны на основании этого опыта мы будем еще более эффективны», — заключил спикер.
Авдонина с ним согласилась. «Ко второй волне мы сейчас, наверное, более готовы, чем к началу эпидемии, когда мы были на истоках, в феврале. Большой опыт накоплен, багаж знаний есть, — оптимистично ответила она. — Я думаю, что эту вторую волну мы увидим гораздо раньше, чем она придет к нам по-настоящему, как это было в феврале. Тогда, понятно, это стало неожиданно. Но сегодня мы ситуацию мониторим, и любое ухудшение нам уже видно. Думаю, на сегодня мы в полном вооружении».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.