Выручка АО «Трансфнеть — Прикамье» в прошлом году сократилась на 12% до 48,4 млрд рублей Выручка АО «Транснефть — Прикамье» в прошлом году сократилась на 12% до 48,4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ И ГРЯЗНАЯ НЕФТЬ

Вслед за нефтяниками смежные отрасли также считают потери. Так, выручка АО «Транснефть — Прикамье» в прошлом году сократилась на 12% до 48,4 млрд рублей в 2019 году. Чистая прибыль рухнула на 81% до 2,5 млрд рублей, следует из опубликованной отчетности акционерного общества.

Напомним, что годом ранее выручка взлетела сразу на 15,4 млрд почти до 55 млрд рублей, установив новый рекорд.

«Уменьшение выручки в 2019 году по сравнению с 2018 годом произошло в основном за счет снижения тарифов на перекачку нефти», — указали в отчете основную причину падения оборотов авторы отчета. Однако на просьбу нашего издания детализировать причины падения выручки пресс-служба компании «Транснефть — Прикамье» фактически ответили отказом. «Планирование деятельности организаций системы „Транснефть“ осуществляется централизованно, и проводить анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности АО „Транснефть — Прикамье“ в отрыве от показателей системы „Транснефть“ нецелесообразно», — говорится в ответе пресс-службы дочернего предприятия на наш запрос.

Что ж, попробуем разобраться самостоятельно. Для начала уточним, что общий тариф на услуги «Транснефти» должен был вырасти в 2019 году на 3,9%, или на 90% от уровня инфляции.

Как известно, один из факторов, существенно влияющих на выручку, — это направление прокачки, перераспределение ее объемов по розе маршрутов. Как менялись приоритетные направления, можно отследить по взаимодействию с другими дочерними структурами «Транснефти». Так, объем сделок с родственным АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» упал с 14,5 млрд рублей до символических 30 млн — вот вам и ответ, где слабое звено. Среди основных видов деятельности компании записаны такие, как «прием нефтепродуктов и осуществление сливо-наливных операций» и «хранение нефтепродуктов». На другой стороне весов оказались те, с кем объем сделок вырос заметнее всего:  ООО «Русэнергоресурс» — на 1,2 млрд до 5 млрд,  ООО «Связьтранснефть» —  на 1,1 млрд до 3 млрд, АО «Транснефть — Верхняя Волга» — на 260 млн до 637 млн, АО «Транснефть — Диаскан» — на 237 млн до 839 млн рублей.

В пользу изменения долей направлений свидетельствуют данные отчетности крупнейшего местного клиента — «Татнефти», у которого поступления от реализации внутри России выросли на 62 млрд, или на 19%, до 396,7 млрд рублей. В тех же документах отмечается, что суммарно транспортные расходы нефтяников выросли на 573 млн до 37,1 млрд рублей (однако без разбивки на трубопроводный и, скажем, железнодорожный транспорт).

В то же время проблем у всех «дочек» «Транснефти» могло добавиться из-за инцидента с загрязненной нефтью в апреле прошлого года, когда Беларусь, Украина и Польша прекратили прокачку российской нефти по причине превышения содержания хлорорганических соединений. Виновных искали несколько месяцев, но в конечном итоге было принято решение, что отвечать за качество нефти на выходе должна «Транснефть», а значит, она же и будет компенсировать убытки производителям в пределах $15 за баррель. К началу текущего года большинство пострадавших поставщиков, в числе которых оказалась «Татнефть», должны были получить свою компенсацию. В отчетности транспортной монополии за прошлый год отмечается, что в 2019 году компанией было получено отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в размере 13,6 млрд вместо положительного сальдо 33,5 млрд в 2018 году. Так вот, в прочие расходы попали 22,7 млрд рублей, которые «Транснефть» приготовила «на возмещение  грузоотправителям имущественных потерь». К слову, такое резервирование свело на нет все производственные усилия, и чистая прибыль «Транснефти» сократилась с 225 млрд до 197 млрд рублей.

Как мы уже говорили, в дочерней компании нас адресовали к отчетности «большой» «Транснефти». Но в консолидированной отчетности ПАО «Транснефть» за 2019 год речь идет о росте совокупной выручки с 980 млрд до 1 064 млрд рублей. Таким образом, падение выручки наблюдалось именно у местного подразделения. У него тоже происходили различные инциденты, но куда меньшего масштаба — например, на НПС «Калейкино» и на нефтепроводе «Холмогоры — Клин» в Пестречинском районе РТ — и вряд ли они сильно повлияли на работу компании.

Самой работы у «Транснефть — Прикамье», похоже, при этом меньше не становилось. Так, себестоимость, несмотря на спад оборота, выросла на 21% до 35,9 млрд рублей по итогам прошлого года.

«Основной вклад в рост расходов вносят увеличение тарифов на потребление энергоресурсов, а также расходы на оплату труда и социальные платежи» «Основной вклад в рост расходов вносят увеличение тарифов на потребление энергоресурсов, а также расходы на оплату труда и социальные платежи» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ СЪЕЛИ ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ

В пользу жесткой посадки маржи говорит падение валовой прибыли компании  сразу на наполовину до 12,5 млрд рублей. Казалось бы, это далеко не самый худший итог, ведь крупнее валовый «навар» был только в 2016–2018 годах, а прошлогодний результат аналогичен достижению 2013 года и чуть выше среднего (12,1 млрд рублей) за последние 11 лет.

Все было бы на твердую четверку по пятибалльной шкале, если бы компании не пришлось оплачивать другие расходы, в первую очередь управленческие, которые за прошлый год выросли на 6,3%, или на 380 млн, до 6,43 млрд рублей — заметим, это больше половины валовой прибыли. Для сравнения: в том же 2013 году на управленческие нужды «Транснефть — Прикамье» потратила вдвое меньше, только 2,95 млрд рублей. Напомним, гулять на широкую ногу в компании решили в 2018-м, когда управленческие расходы подскочили сразу на одну пятую, или 1 млрд рублей.

Собственно, операционная прибыль «Транснефть — Прикамье» упала на 68%: с 19,1 млрд в 2018 году до 6,1 млрд рублей в 2019-м. Вдобавок ухудшился баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 559 млн до 1,47 млрд рублей. Основная причина — снижение на 818 млн до 530 млн рублей поступлений от принятия на учет имущества в результате инвентаризации.

Заметное снижение кредиторской задолженности составители отчета объясняют оказанием авансированных услуг по подключению объектов к системе магистральных нефтепроводов в размере 1,7 млрд рублей по договору с АО «ТАНЕКО», подконтрольным «Татнефти».

Чистая прибыль упала до одного из слабейших за 11 лет уровней — 2,5 млрд рублей, хуже было только по итогам 2009 года с его 1,5 млрд «деревянных» Чистая прибыль упала до одного из слабейших за 11 лет уровней — 2,5 млрд рублей. Хуже было в 2009 году с его 1,5 млрд деревянных Фото: Максим Кимерлинг / ИТАР-ТАСС

«СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОКАЧКА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОСТАВЩИКАМ ПРОВОДИЛАСЬ ПО ЛЬГОТНЫМ ТАРИФАМ»

Чистая прибыль «дочки» транспортного монополиста упала до одного из слабейших за 11 лет уровней — 2,5 млрд рублей. Хуже было только в 2009 году с его 1,5 млрд деревянных. Если же сопоставить результаты в твердой валюте, то прошлый год принес «Транснефть — Прикамье» только $38 против $47 млн в 2009-м. Так что, с точки зрения прибыли, 2019-й можно считать худшим годом за всю историю раскрытия отчетности компании. Наверняка это расстроило минфин Татарстана, ведь и налог на прибыль упал более чем вдвое, на 1,8 млрд до 1,35 млрд рублей, из которых местной казне положено 1,15 миллиарда.

Особое внимание в отчетности «Транснефть — Прикамье» уделяется динамике показателей по нефтепродуктам и связанным с ними операциям. Отметим, что отличные от нуля объемы перекачки нефтепродуктов появились в документации в 2018 году. В прошлом году выручка от перекачки нефтепродуктов выросла на 1,6 млрд (57%) до 4,4 млрд рублей. Для сравнения: поступления от транспортировки нефти упали на 6,5 млрд до 48,4 млрд рублей.

«Компания не дает разъяснений, а из голых цифр отчетности сложно сделать однозначные выводы о причинах снижения показателей выручки АО „Транснефть — Прикамье“ в 2019 году, — говорит аналитик ГК „Финам“ Алексей Калачев. — Подразделения „Транснефти“ осуществляют деятельность на основе регулируемых тарифов. Следовательно, можно предположить, что либо произошло снижение объемов прокачки нефти и нефтепродуктов по системе, либо прокачка по отдельным поставщикам проводилась по льготным тарифам. Скорее всего, второе, поскольку затраты не сокращались вслед за выручкой. Что же касается роста затрат, то они растут от года к году. Основной вклад в рост расходов вносят увеличение тарифов на потребление энергоресурсов, а также расходы на оплату труда и социальные платежи».