1. «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски, 2012 год)


История о Чарли, ученике старшей школы в Питтсбурге, стеснительном и непопулярном. На наших глазах герой взрослеет, меняется круг его общения и его мнение о мире.

Режиссер и писатель Стивен Чбоски рассуждает на тему «Тихони тоже люди». Его фильм определенно не стандартная подростковая история о проблемах пубертатного периода. С тонкими материями одиночества, дружбы, любви, поиска себя и чувства вины Чбоски обращается аккуратно и с уважением. Искренности и светлой меланхолии в картине предостаточно, поэтому ее просмотр — прекрасный способ зарядиться таким настроением. «Хорошо быть тихоней» — авторский взгляд на подростковый мир с широким спектром затрагиваемых вопросов, запутанной жанровой структурой и замечательными актерскими работами.

16+


2. «Повелитель мух» (Питер Брук, 1963 год)

Океан без конца и без края. Необитаемый островок. Жара, пальмы, бананы, кабаны, родник чистой пресной воды и таинственная пещера… Именно на этот островок попадает отряд мальчишек, оставшихся в живых после авиакатастрофы. Неожиданный поворот судьбы подталкивает многих из них забыть обо всем: сначала — о дисциплине и порядке, затем — о дружбе и порядочности, а в конце концов — и о самой природе человеческой.

«Повелитель мух» — экзистенциальная притча по одноименному роману Уильяма Голдинга в авторской версии великого режиссера Питера Брука. Именно эта черно-белая, завораживающая и жутковатая экранизация романа на примере группы подростков идеально и точно демонстрирует, где проходит та тонкая линия между цивилизацией и дикарями. Помимо прочих достоинств картины, невероятной заслугой Брука, безусловно, является абсолютно естественная и органичная игра детей в этом фильме (к слову, выбирая состав актеров, режиссер отсмотрел более чем 3 тыс. мальчиков). Именно их взрослые и зрелые актерские работы в детском обличье производят мощнейшее воздействие на зрителя.

16+


3. «Середина 90-х»  (Джона Хилл, 2018 год)


Калифорния, середина 90-х. Компакт-диски еще не вытеснили аудиокассеты, скейтбордисты еще не засветились на MTV, а малыша Стиви все еще держат за ребенка и мама, и старший брат. Все меняется, когда Стиви принимают во взрослую тусовку скейтеров-отщепенцев и, чтобы доказать свою крутость, он совершает одно смешное безумие за другим. Мальчуган сам не замечает, как в череде прогулок, хип-хоп-посиделок и вечеринок развлечения перестают быть невинными.

Режиссерский дебют актера Джоны Хилла, хит фестивалей в Торонто и Берлине, фильм «Середина 90-х» повествует о вневременной истории взросления. Прелесть данного кино в том, что зритель будто бы допускается в какое-то очень интимное пространство автора, листает его личный альбом с неидеальными любительскими фотокарточками, где сквозь это несовершенство сильно ощущается дух времени. Главным для Хилла было не столько рассказать какую-то «настоящую» историю подростковых проблем, которых в фильме много, сколько «написать» авторский портрет ускользающей эпохи. И подобное у него получилось очень точно и проникновенно.

18+


4. «Королевство полной луны» (Уэс Андерсон, 2012 год)


60-е годы XX века. Пара влюбленных подростков, живущих на острове в Новой Англии, убегает из-под присмотра взрослых: Сэм Шакаски — бойскаут, сирота, от которого отказались приемные родители и который из-за своего непростого характера стал изгоем среди других бойскаутов, и Сьюзи Бишоп — замкнутая 12-летняя неуравновешенная девочка, живущая мечтами о волшебных мирах. После обнаружения пропажи местный шериф начинает расследование, а вожатый лагеря бойскаутов организует поисковый отряд.

Фильм о похождениях юных бойскаутов, а также взрослых, пытающихся разобраться в детских и собственных проблемах, у Уэса Андерсона получился настолько хорошим, что о нем сложно писать. Здесь радует все: и замечательный актерский состав (Билл Мюррей, Брюс Уиллис, Фрэнсис Макдорманд, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон и др.), и то, как Андерсон выстраивает кадр и внимателен к деталям, и остроумные диалоги, и продуманное, атмосферное музыкальное оформление.

По мнению режиссера, детство — это очень серьезно. Несмотря на то что порой происходящее на экране приобретает нарочито мультяшный характер, за подобным скрываются настоящие страсти. Фильм как бы транслирует нам, что, да, детство — период непростой, но очень интересный, так что расстраиваться не стоит.

12+


5. «Как прогулять школу с пользой» (Николя Ванье, 2017 год)

Фото на анонсе: © Нина Зотина, РИА «Новости»

Вслед за городским мальчиком Полем зрителям предстоит узнать то, чему в школе не учат, а именно: как жить в реальном мире. По крайней мере, если это мир леса. Здесь есть хозяин — мрачный граф, есть власть — добродушный, но строгий лесничий Борель, и имеется браконьер Тотош — человек, решивший быть вне закона, да и вообще подозрительный и неприятный тип. Чью сторону выберет Поль: добропорядочного лесничего Бореля или браконьера Тотоша? А может, юный сорванец и вовсе станет лучшим другом надменному графу?

«Как прогулять школу с пользой» — кино абсолютно детское, где-то слишком наивное, где-то слишком прямолинейное, впрочем, как и другие кинокартины у Николя Ванье («Бель и Себастьян», «Последний зверолов», «Расправь крылья»).

Главная прелесть ленты, на мой взгляд, даже не приключения 10-летнего Поля, а чудесный лес, в котором разворачиваются события. Поль осваивает тайное знание, сегодня, увы, почти утерянное, — науку общения с природой и с обитателями леса. С этой точки зрения картина очень выигрышно смотрится на фоне остальных фильмов, порой чрезмерно проблемных подростковых.

6+


6. «Заплати другому» (Мими Ледер, 2000 год)


Представьте себе: вы оказываете кому-либо существенную услугу и просите этого человека отблагодарить не вас, а трех других людей, которые в свою очередь отблагодарят еще троих, и так далее, распространяя тепло и доброту в мировом масштабе. Насколько действенной может оказаться подобная сердечная идея? Ученик 7-го класса Тревор МакКинни решил это проверить, начав цепочку добра.

Идея романа Кэтрин Райан Хайд «Заплати другому» и одноименного фильма Мими Ледер была воплощена в жизнь благотворительным фондом Pay it Forward Foundation, а также через деятельность британской общественной активистки Джейн Тьюсон и ее благотворительной организации Timebank. Со времени выхода фильма на экраны в 2000 году сотни учителей, целых школ и университетов в Америке и за ее пределами организовывали кампании «Заплати другому» среди учащихся и достигали ощутимых результатов.

Казалось бы, лента достаточно банально повествует о простых и понятных материях и не обладает особой глубиной замысла, но иногда именно такое кино нужно и важно смотреть, чтобы воспитывать себя и своих детей. Доля обезоруживающей доброты и искренности вам гарантирована!

12+


7. «Война пуговиц» (Джон Робертс, 1994 год)

Ни одного камня в рогатке, никаких перестрелок в неурочное время — таковы правила ведения войны между мальчишками двух соседствующих ирландских деревень. Дети есть дети, но иногда они на свой забавный манер ведут себя как взрослые.

«Война пуговиц» — очень популярная в свое время приключенческая картина о двух соперничающих бандах мальчиков в Ирландии. Эта замечательная лента, поставленная по одноименному роману Луи Перго, переполнена энергией, задором и бунтарским духом. Нет лучше фильма, чтобы захотеть вернуться в хулиганское детство, где есть место таким понятиям, как дружба, мужество, честность, отвага, благородство. Захватывающий сюжет, хорошее чувство юмора, красивые съемочные места и убедительные актерские работы — все это присуще данной необходимой к просмотру в любом возрасте картине.

0+ 


8. «ЦАРЬ ГОРЫ» (СТИВЕН СОДЕРБЕРГ, 1993 ГОД)

Детство Эрона пришлось на 30-е годы прошлого столетия, годы Великой американской депрессии. Выпавшие на его долю несчастья не сломили характера главного героя, а, напротив, закалили его. Благодаря смекалке и находчивости Эрону удается не только преодолеть трудности, но и во многом преуспеть и многое понять об окружающем мире.

Лента «Царь горы» основана на воспоминаниях писателя и драматурга Аарона Эдварда Хочнера о своем детстве в Сент-Луисе в 1933 году во времена Великой депрессии. Жизнь в фильме воспринимается как большая игра, в которой юный герой может представить себя кем угодно, даже «царем горы». Таким образом, картина Стивена Содерберга превращается в поэтический рассказ о счастливой поре детства, хотя, казалось бы, по внешним приметам ее трудно назвать радостной в эти годы. Однако режиссер всячески подчеркивает, что жизнь продолжается в любом случае, а окружающие всегда будут стараться не замечать чужих горестей и каждый станет играть в своего «царя горы».

0+


9. «Субмарина» (Ричард Айоаде, 2010 год)


Познакомьтесь с Оливером Тейтом — не по годам развитым тинейджером, неисправимым романтиком и сентиментальным мечтателем, которого никто не воспринимает всерьез. Главные цели Оливера: сохранить разваливающийся брак своих родителей и лишиться девственности до наступления 16 лет в объятиях девушки мечты.

Для режиссерского дебюта в большом кино актер Ричард Айоаде выбрал одноименную книгу Джо Данторна. Экранизация напоминает оживший дневник: закадровый голос Оливера (Крейг Робертс) сопровождает зрителя на протяжении всего фильма, а реальность смешивается с желаниями и иллюзиями мальчика. Лента Айоаде демонстрирует сложный конфликт молодого человека со всем окружающим миром. Только Тейт вовсе не бунтарь, как это часто бывает, а безнадежный мечтатель. Стилистика дневника придает картине кинематографичности и особой атмосферы. «Субмарина» — понятная и честная история 15-летнего подростка, который просто хочет найти себя в этом сложном и непостоянном мире.

16+