Серьезная сделка прошла на рынке радио в столице Татарстана. Московский холдинг «Свежий ветер», который в начале года приобрел в Казани сразу три станции, добавил в свой пул еще две. «Они собираются еще покупать. Сказали, что будут делать все, чтобы доминировать», — отмечает продавец Ильшат Аминов. А в самом «Свежем ветре» говорят, что новых приобретений в Казани не планируют. О том, как станции ушли по «бросовой цене» и почему их нельзя было сделать татароязычными, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильшат Аминов: «Сегодня имеют ценность только радиостанции, у которых есть собственное программирование»
«СВЕЖИЙ ВЕТЕР» УСИЛИЛСЯ В FM-ДИАПАЗОНЕ
Московские игроки все увереннее себя чувствуют на радийном рынке Казани. В подтверждение этого компания «Свежий ветер» сообщила на своем официальном сайте, что с 26 июня в ее состав в столице Татарстана вошли Love Radio (частота вещания в городе 107.8 FM) и Relax FM (105.3 FM). Притом в республике о столичном медиахолдинге многие впервые узнали этой зимой, когда «Свежий ветер» объявил о покупке вещающих в казанском FM-диапазоне «Русского радио», «Милицейской волны» и «Нового радио». Интересно, что зимой холдинг включал 41 станцию, а сегодня уже 49 в 7 городах страны. Самые крупные из них — Новосибирск и Казань.
При этом среди татарстанских активов «Свежего ветра» нет лидеров рынка. Так, «Русское радио» занимает лишь 7-е место в Казани по рейтингу Mediascope за ноябрь – декабрь 2019 года. Свежекупленный Relax FM в этом же списке на 11-й строчке, а Love Radio и вовсе замыкает двадцатку.
Какова же логика новых покупок москвичей в условиях, когда радио, впрочем, как и вся российская экономика, переживает не самые лучшие времена? В самом «Свежем ветре» настаивают на том, что все это вопрос бизнеса, а в компании привыкли зарабатывать на рекламе. И действительно, владелец холдинга, предприниматель Андрей Млейник, давно известен в мире отечественной медиарекламы. Между тем источник «БИЗНЕС Online» из отрасли не исключает, что «Свежий ветер» может быть аффилирован с одним из крупных российских радиовещательных холдингов. А пока в условиях резкого падения рекламного рынка, говорит наш источник, зачастую рекламу продают ниже себестоимости. Что касается цены, за которую приобретены Love Radio и Relax FM, то эксперт называет сумму в 15–16 млн рублей за каждую (якобы так дешево в столице РТ радио еще не продавали), хотя еще четыре года назад стоимость одной FM-частоты в Казани оценивалась от 30 млн и больше.
Вызывает интерес и фигура продавца — обе станции связаны с именем гендиректора ТНВ, депутата Госсовета РТ Ильшата Аминова. Еще в 2016 году мы писали, что директором Love Radio и Relax FM стала его супруга Ольга Аминова. А у Love Radio в Казани и вовсе любопытная судьба, оно начало вещание в 2005 году в составе телерадиокомпании «Татарстан — Новый век», а в 2012-м было продано холдингу «Эфир».
Что касается актуальных данных, то по состоянию на вечер понедельника, согласно базе данных «Контр.Фокус», Love Radio в столице Татарстана еще контролировало ООО «Альтаир-Медиа», 100-процентным учредителем которого является Аминова Ольга Валентиновна. 2019 год ООО «Альтаир-Медиа» закончило с выручкой в 5,4 млн рублей и убытком в 47 тысяч. А единственный учредитель ООО «ТатРекордс Студия» (Relax FM) — Аминов Ильшат Юнусович. В прошлом году у ООО «ТатРекордс Студия» такие экономические результаты: выручка — 5,1 млн, прибыль — 73 тыс. рублей.
«Сумма сделки — абсолютно конфиденциальный вопрос. Только Ильшат Юнусович может поделиться как продавец, а мы как покупатели не можем. Но могу заметить, что станции, купленные до кризиса, конечно, были подороже»
«ПО КАЗАНИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПОКУПАТЬ РАДИОСТАНЦИИ ТОЧНО НЕ БУДЕМ»
О логике новых покупок в Казани «БИЗНЕС Online» поинтересовался у генерального директора «Свежего ветра» Ирины Кумачевой.
— Ирина, ваш холдинг собрался монополизировать рынок радио в столице Татарстана?
— Как можно монополизировать рынок пятью станциями? Мы расширяем бизнес, не так просто это сделать. И раньше хотели купить радиостанции в некоторых городах, но мало кто продает, ищем возможности. Когда возможность открывается, то принимаем решение. Мы покупали те станции, которые хотели продаваться. Нам они оказались по карману. Было непросто принимать это решение, но мы уверены, что кризис — явление временное. А сделка прошла достаточно быстро с момента первого звонка и до покупки.
Предвосхищая вопросы, сразу скажу, что сумма сделки — абсолютно конфиденциальный вопрос. Только Ильшат Юнусович может поделиться как продавец, а мы как покупатели не можем. Но могу заметить, что станции, купленные до кризиса, конечно, были подороже. Хотя там надо смотреть отдельно, все зависит от конкретного радио, рейтинга.
— Почему вас заинтересовал именно рынок Казани?
— Это, во-первых, город-миллионник. Достаточно большое количество коммерческих предприятий, которые нуждаются в рекламе. И реклама на радио — одна из самых доступных возможностей для рекламодателя. Сам рынок большой, конечно, он сейчас просел, вся эта кризисная история отразилась. Но если мы приобретаем где-то активы, то рассчитываем, что рынок будет хорошо работать и приносить нам доход. Закончится кризис, пандемия — и все будет нормально. Пока же ситуация как у всех: долгов полно, доходов мало.
Естественно, на рынке и демпинг цен, и большое снижение количества рекламодателей, доходы упали, можно сказать, наполовину точно. И мы как отрасль находимся в очень плачевном положении, и я думаю, что это не последний передел в данной сфере. Еще впереди вы много чего увидите. Возможно, и в Казани, и в целом на рынке в России, потому что радио — сложный бизнес, там не очень высокая рентабельность. Мы просто оптимисты.
— Есть ли какая-то специфика рынка в Казани в отличие от других городов?
— Тут чувствуется конкуренция, как и везде. Борьба за клиента идет. Хотели в столице РТ закрепиться, три станции — это очень мало, а пять уже позволят нам как-то, возможно, улучшить положение на местном рынке и прийти к тому, что доход хотя бы через некоторое время начнет покрывать расходы и мы сможем стабилизироваться. По Казани в ближайшее время покупать радиостанции точно не будем. Хотя все зависит от предложений.
В Казани я недолго побыла, мы только купили станции, потом кризис, и там больше история про то, что все разбежались и сидят дома, а рекламодатели стали бедные… И там уже не до особенностей рынка. Возможно, через год они будут явными для нас, но пока еще для меня это как-то не сформировалось. Город и город, хороший, не хуже, чем другие.
— Среди ваших казанских покупок нет лидеров рейтингов популярности.
— Да, радиостанции, которые куплены, не в первой пятерке. Есть такое понятие, как флагманы, пока еще нас там нет. Но мы профессиональная команда, которая делает очень хорошо радио. Могу сказать так: станет лучше, чем было.
«Новое радио», «Русское радио», «Милицейская волна» между собой имеют некие пересечения в аудитории. Но, как оказалось, в Казани немало поклонников именно иностранной музыки, каких-то различных направлений, течений современных. «Новое радио» сейчас переформатировалось, там уже и иностранные песни звучат, аудитория более молодая и даже более мужская. Так что нам не хватало немного других форматов, потому Love Radio и Relax FM — это удачные варианты.
Основная причина сделки прозаична — резкое падение доходов от рекламы, примерно 90% на протяжении трех последних месяцев
Ильшат Аминов: «надо было продаваться в более благоприятное время…»
Гендиректор ТНВ в свою очередь в разговоре с нашим корреспондентом подтвердил факт продажи, но заметил, что может отвечать только за Relax FM. «Продавцом двух радиостанций меня считать нельзя. Там разные хозяева. Я говорю только о радиостанции Relax FM. А Love Radio — это не моя станция. Я не знаю, чья она», — сказал Аминов.
Основная причина сделки прозаична — резкое падение доходов от рекламы, примерно 90% на протяжении трех последних месяцев: «Дальше будет только хуже». По словам Ильшата Юнусовича, покупатели сами вышли на него: «„Свежий ветер“ давно отличается тем, что скупает активы по всей стране. Ни одна одинокая радиостанция выжить уже не может, все. Только холдинги! У них уже 50 станций, потому что только 50 могут вместе выжить. Они собираются еще покупать станции в Казани. Сказали, что будут делать все, чтобы доминировать на рынке». Он не назвал суммы сделки, но признался, что цена оказалась не слишком внушительной для рынка: «Увы, надо было продаваться в более благоприятное время, сейчас уже не время думать».
В начале 2017 года случился настоящий скандал, когда медиахолдинг «РуМедиа» купил три частоты в Казани у Зуфара Ганеева и Марата Ибляминова (на фото), после чего на месте пропагандирующего татарскую классику «Тәртип FM» зазвучала станция Business FM
«МЫ СО ВСЕМИ РАЗГОВАРИВАЕМ, ЧТОБЫ КУПИТЬ РАДИОСТАНЦИЮ СО СВОБОДНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ПОД «ТӘРТИП»
Между тем у этой сделки есть еще один аспект. Продажа казанскими владельцами радиостанций московским игрокам вновь оживляет в повестке тему татароязычного вещания в FM-диапазоне. Напомним, что в начале 2017 года случился настоящий скандал, когда в результате крупной сделки медиахолдинг «РуМедиа» купил три частоты в Казани у предпринимателя Зуфара Ганеева и медиаменеджера Марата Ибляминова, после чего на месте пропагандирующего татарскую классику «Тәртип FM» зазвучала станция Business FM. Затем татарские общественники и деятели культуры начали пристально отслеживать любые движения на радийном рынке, а также конкурсы на новые частоты, проходящие в Роскомнадзоре. Лишь в сентябре 2019-го пришли радостные новости: на конкурсной комиссии победила концепция радио «Китап», которое представило АО «Татмедиа». Впрочем, пока эта культурно-просветительская станция вещает лишь в интернете, а выход ее в FM ожидается только осенью. Так что пока что по-татарски по-прежнему вещают лишь «Татар радиосы» и «Болгар радиосы».
Почему же Аминов не продал радио, к примеру, тому же «Татмедиа»? Тем более что, по информации «БИЗНЕС Online», уже давно существует поручение президента Татарстана о том, что «Тәртип FM» надо вернуть в эфир на отдельной частоте. По словам Ильшата Юнусовича, такая сделка не имела смысла: «Сетевую радиостанцию невозможно переформатировать. Смысл какой? Она будет всю жизнь с этой московской сетью. Ты хочешь сделать что-то другое — нельзя. Надо получить специальное разрешение, проходить через конкурсную комиссию и получать разрешение сети на переделку формата. Сегодня имеют ценность только радиостанции, у которых есть собственное программирование. Я хотел свои радиостанции перевести под „Тәртип“, но мне сказали, что это невозможно». Притом наш собеседник напомнил, что сегодня «Тәртип» вещает 8 часов в день на волнах «Болгар радиосы» и в интернете.
После чего Аминов и вовсе обнадежил: «Мы со всеми разговариваем, чтобы купить радиостанцию со свободной концепцией под „Тәртип“». Как оказалось, в курсе этих планов и главный редактор «Тәртип FM» Ризаля Исмагилова. «Я пока конкретно никакого ответа вам не могу дать. Я живу с надеждой, больше ничего вам не могу сказать. Да, я сама была у президента. Подробности дать пока не могу, придет время — все расскажу. Сначала сделаем все, что можем, потом поговорим», — сообщила она нашему корреспонденту.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.