«В магазин зашел представитель полиции в штатском без маски, а следом — другой представитель полиции. Бизнесмену тут же выписали штраф», — поделился примером из жизни уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев. Экс-министр экономики РТ, в марте перешедший на новый пост, попал под настоящее пекло из-за «коронакризиса». Его наблюдения о переходе МСП в самозанятые и «масочно-перчаточных» проблемах бизнеса выслушал «БИЗНЕС Online».
«Я летал в Петербург, два часа туда и столько же обратно в самолете сидел в маске и перчатках. И ни один человек на борту не спустил маску за это время»
«ЕСЛИ БУДЕМ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ, ДАДИМ МЕДИКАМ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ»
Вчера Фарид Абдулганиев впервые с момента своего назначения на пост уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей провел круглый стол с представителями СМИ. Встреча в Доме предпринимателя в Казани приурочена к 100 дням работы, хотя с этого момента прошло уже 110 дней — задержала командировка в Санкт-Петербург. «Антиковидный» этикет соблюдали: корреспонденты рассажены минимум в метре друг от друга и должны были находиться в масках. Сам Абдулганиев, пришедший не только в маске, но и в белых защитных перчатках, заметил, что эти правила в любом случае придется нарушить во время чаепития.
«Если мы будем соблюдать все требования, то дадим больше времени медикам, чтобы подготовиться. Я летал в Петербург, два часа туда и столько же обратно в самолете сидел в маске и перчатках. И ни один человек на борту не спустил маску за это время», — поделился он.
Первым же делом бизнес-омбудсмен отметил, что ему не пришлось долго привыкать к новой должности, так как его предыдущее место работы — министра экономики РТ — тоже было связано с малым и средним бизнесом. «Этих 100 дней, которые обычно даются людям на новых постах, чтобы привыкнуть и разогнаться, особо и не было из-за известных событий», — отметил Абдулганиев. С 11 марта его аппарату поступило 9,2 тыс. запросов от предпринимателей, причем звонили и писали не только бизнесмены Татарстана, но и из соседних регионов и Москвы. Для сравнения: за весь 2019 год таких запросов омбудсмену РТ поступило всего 1,7 тыс., т. е. более чем в 5 раз меньше.
26 марта открылась горячая линия бизнес-омбудсмена, и здесь предприниматели Татарстана смогли высказать большое количество своих жалоб. Основной пик пришелся, что вполне естественно, на первые две недели апреля: тогда ежедневно за помощью обращались по 650 человек. Сейчас аппарат принимает чуть менее 100 запросов ежедневно. Наибольшее число обращений — почти 65% — пришло из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска и Зеленодольска.
«9 мая позвонил бизнесмен из Москвы, сказал, что банк отказал ему в беспроцентном кредите на зарплаты. Хоть это и не наш регион, мы не могли отказать в помощи и объяснили предпринимателю порядок действий, чтобы все-таки добиться кредита. И ему это удалось, он нам потом звонил и благодарил», — рассказал Абдулганиев. Спустя некоторое время, проанализировав все запросы, аппарат разбил их на 8 категорий. «Прежде всего люди звонили узнать о мерах поддержки, на которые они могут претендовать. Затем не менее распространенные вопросы были связаны с ОКВЭДами — бизнесмены пытались понять, попали ли они в пострадавшие отрасли или нет. В третью категорию вошли предложения от разных ассоциаций предпринимателей и отраслей, которые мы потом обрабатывали и перенаправляли в нужные органы. В-четвертых, бизнесмены хотели узнать, могут ли они работать в нынешних условиях или нет. Пятая категория — это налоговые вопросы», — сказал он.
«Шестая же категория, как отметил Абдулганиев, до сих пор остается актуальной: люди звонят и пытаются узнать, как они могут перемещаться по городу и республике»
«В МАГАЗИН ЗАШЕЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОЛИЦИИ В ШТАТСКОМ И БЕЗ МАСКИ»
Шестая же категория, как отметил Абдулганиев, до сих пор остается актуальной: люди звонят и пытаются узнать, как они могут перемещаться по городу и республике. Он отметил, что такое незнание со стороны предпринимателей можно объяснить, к примеру, недостаточной осведомленностью, и настойчиво попросил СМИ еще раз объяснить, что же такое перчаточно-масочный режим и зачем тот нужен.
Под седьмой категорией объединены вопросы о возбужденных протоколах в отношении предпринимателей за невыполнение санитарных норм. И таких обращений было множество, в частности, бизнес-омбудсмен привел очень странный пример из Зеленодольска. «В магазин предпринимателя зашел представитель полиции в штатском без маски, а следом — другой представитель полиции. Бизнесмену тут же выписали штраф, но впоследствии суд его отменил, т. к. все меры предосторожности со стороны предпринимателя выполнены: его сотрудники прошли инструктаж, были в масках и так далее. Работники чисто физически не могли не допустить нарушения со стороны пришедшего в магазин», — рассказал он.
Восьмая, последняя категория связана с урегулированием споров между коммерческими структурами, в частности между арендодателями и арендаторами. Здесь, как отметил Фарид Султанович, ситуация двоякая: частные владельцы помещений — такие же бизнесмены, как и владельцы магазинов. В некоторых случаях им удается найти взаимопонимание, а в некоторых — нет. Он привел в пример случай с одним бизнесменом из не названного им ТЦ. Предприниматель не мог выплатить аренду, торговый центр заблокировал ему помещение, невозможно даже было вынести оставшийся товар. «После этого мы позвонили арендодателю, сотруднику прокуратуры, создали Zoom-конференцию — и вопрос сняли», — поделился бизнес-омбудсмен.
Всего же, как отметил он, 75% вопросов предпринимателей решается «тут же» после обращения. «Бизнесмены такого не знают, и нам в основном звонят те, кто потерял веру. Это надо переломить, в том числе и благодаря СМИ», — говорит Абдулганиев.
Одним из главных своих успехов Абдулганиев отметил формирование института общественных представителей в районах. Это было решение Рустама Минниханова
«СТАТУС САМОЗАНЯТОГО СЕБЯ ЕЩЕ НЕ ИСЧЕРПАЛ»
Одним из главных своих успехов первых 100 дней на посту Фарид Султанович отметил формирование института общественных представителей в районах. По его словам, это было решение президента РТ Рустама Минниханова, и сейчас представители омбудсмена действуют в каждом муниципалитете республики. В список вошли 40 наиболее активных и состоявшихся лиц в предпринимательской деятельности, которые теперь налаживают общение между бизнесменами и главами районов. При этом, как отметил Абдулганиев, и высшее руководство республики хочет более детального общения с предпринимателями. Так, Рустам Нургалиевич провел одну из своих онлайн-встреч наедине с общественными представителями и предложил им собираться раз в квартал.
Фарид Султанович отметил, что порядка 70% проблем решается в считанные часы после обращения на горячую линию или прямо в ходе онлайн-встреч. В 30% случаев нужно время на проработку вопроса, изучение дополнительных документов и согласование с другими ведомствами. Особенно бизнес-омбудсмен отметил кейс и по самозанятым, которые в начале режима самоизоляции оказались в очень затруднительной ситуации — они не могли работать и в то же время остались без поддержки. Сейчас это исправляется и многие самозанятые уже смогли вернуться на свою работу, а некоторые участвуют в конкурсе на получение гранта в размере 100 тыс. рублей.
«Данная форма — самозанятые — себя еще не исчерпала. Малый бизнес находится в не самой хорошей ситуации, и кто-то примет решение зарегистрировать себя как самозанятый», — считает Абдулганиев. В этот момент он обернулся и осмотрел конференц-зал, сказав, что именно здесь общался с самозанятыми-парикмахерами через Zoom, которые поинтересовались у экс-министра, стриг ли он когда-либо человека, будучи в перчатках. На данный момент число зарегистрированных самозанятых, по его словам, уже достигло отметки в 70 тыс., хотя в начале мая их было 65 тысяч.
Фарид Султанович отметил, что предпринимателям, помимо непосредственно писем и звонков на горячую линию, помогают и созданные YouTube- и телеграм-каналы, а также разработанные сотрудниками аппарата блок-схемы. Т. е. людям достаточно найти нужную запись, видео или картинку, чтобы хотя бы на базовом уровне понять, как им надо действовать. Сейчас на телеграм-канал подписаны 2,7 тыс. человек, а видео на YouTube-канале набрали 11 тыс. просмотров.
При этом, как вспоминал Абдулганиев, «коронакризис» определенно показал, что даже в самое сложное время люди готовы кооперироваться и помогать нуждающимся. Он привел в пример историю с байкальскими нерпами, застрявшими из-за самоизоляции в Бугульме. Им быстро нашли приют у одного из местных торговых центров, но руководителю шоу пришлось пойти работать таксистом, чтобы прокормить животных. В итоге в порыве отчаяния он позвонил на горячую линию, после чего аппарат бизнес-омбудсмена написал об этой истории в «Телеграме». И в итоге неожиданно и для самого Фарида Султановича татарстанские бизнесмены помогли и привезли нерпам 800 кг рыбы. «Это очень смешная, но показательная история», — умилился он.
«Год назад мы проводили встречу с крупными интернет-ретейлерами — WildBerries, Ozon, и они решили, что Татарстан как-то незаслуженно обойден стороной»
«ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ МИР, НО НЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАТАРСТАНА НА КАРТЕ»
Во второй половине своего выступления Абдулганиев раскрыл собравшимся удивительный факт: его работа не ограничивается только помощью татарстанским предпринимателям. Он, как выяснилось, также ответственен за создание бизнес-инфраструктуры и привлечение новых инвестиций в регион. Не очень понятно, зачем ему дублировать функции минэкономики под руководством Мидхата Шагиахметова и АИР Талии Миннулиной, однако же. Именно поэтому Фарид Султанович на прошлой неделе и отправился в Санкт-Петербург — общался с представителями крупных онлайн-ретейлеров, которые еще пока не раздумывали о расширении в Татарстане. В Санкт-Петербурге он разговаривал с представителями компаний ABC, которые приняли решение о строительстве в РТ небольшого хаба на 5 тыс. кв. метров. «Год назад мы проводили встречу с крупными интернет-ретейлерами — WildBerries, Ozon, и они решили, что Татарстан как-то незаслуженно обойден стороной. У нас интернет везде ловит, дороги хорошие, газ уже 2005 году был в каждом доме, а вот интернет-ретейл к нам еще пока так и не зашел. Складской недвижимости у нас меньше, чем в Самарской и Нижегородской областях. Когда мы это проанализировали, то крупные игроки сразу же откликнулись», — увлеченно рассказал бизнес-омбудсмен.
Он общался и с представителями компании «Петрович», которые продают оборудования для ремонта, и признал, что, познакомившись с ней, сам захотел купить дрель или шуруповерт. Но в итоге заказал лишь кисточку за 25 рублей, которую ему привезли в отель за 45 минут. «Такой онлайн-сервис может подкорректировать и ускорить строительную отрасль в целом. Я как экономист могу сказать: у строителей склады занимают серьезный процент бюджета, а тут их может и не быть. Этот оператор также после проведенной встречи заинтересовался рынком Татарстана», — рассказал Абдулганиев.
Следующий же этап после того, как в регион зайдут данные инвесторы, — создание в Татарстане бондовых складов (склад, приписанный к определенной таможне, на котором можно хранить импортные товары, не оплачивая пошлин, — прим. ред.). «Трансформируется мир, но не местонахождение Татарстана на карте земного шара. В любом случае поток Китай — Европа и Европа — Китай проходит через нас, и надо этим воспользоваться», — подытожил бизнес-омбудсмен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.