«Нужно хотя бы сколько-нибудь продать. Соответственно, необходимо снизить цены», — говорят эксперты о влиянии «коронакризиса» на ценники. Больше всего подешевели брендовые шмотки — на 50%. Демпингуют производители бытовой техники и гаджетов. Самое время арендовать «однушки» и присмотреть офисно-торговые площади, подешевевшие почти на треть. О том, что выгодно покупать во время пандемии, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
ТОРГОВЛЯ В РТ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ «КАРАНТИКУЛ» ТЕРЯЛА ПО МИЛЛИАРДУ В ДЕНЬ
Данные Росстата отражают лишь начало «коронавирусной» самоизоляции, однако и они впечатляют. «В юном месяце апреле» товарооборот в целом по России рухнул на 28%. В Татарстане провал оказался глубже — по сравнению с мартом торговцы потеряли 33% оборота. Это минус миллиард рублей в сутки! Львиная доля потерь рынка пришлась на непродовольственные товары — в апреле на них было потрачено на 45% меньше, чем в марте. Но даже и на жизненно необходимые продукты и напитки покупатели в РТ израсходовали на 18% меньше.
Такой глубокий провал продаж, по идее, должен привести к падению цен на весь ассортимент товаров. Звучат прогнозы о грядущих тотальных распродажах не только продуктов питания и ширпотреба, но и таких дорогостоящих вещей, как автомобили, недвижимость и турпутевки. «БИЗНЕС Online» с помощью экспертов выяснил, на чем действительно можно сэкономить в эпоху «коронакризиса». Если, конечно, у вас есть деньги.
Бренд одежды Alga в преддверии открытия своего фирменного магазина в казанском ТЦ «Мега» разметил ценники со скидками в 30–50% на новые мужские и женские модели коллекции «Лето-2020»
1. брендовая ОДЕЖДА: минус 30–50%
По оценкам коммерческого директора UD Group Олега Митюнина, как только торговля полностью выйдет из «COVID-каникул», наступит время акций и скидок. «Стимулов покупателю, безусловно, стоит ожидать», — считает он.
Впрочем, в сегменте одежды и обуви это касается лишь брендированных товаров, продающихся в бутиках и ТЦ. Так, бренд одежды Alga в преддверии открытия своего фирменного магазина в казанском ТЦ «Мега» разметил ценники со скидками в 30–50% на новые мужские и женские модели коллекции «Лето-2020». По словам основателя бренда Тимерхана Зиятдинова, данная акция позволит купить новинки по очень выгодным ценам. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он также отметил, что на время пандемии продажи были переведены на онлайн-площадки, а поскольку весенняя коллекция осталась не до конца распроданной, то на нее сейчас хорошие скидки. «Ограничение торговли сказалось на остатках весенней коллекции, на которую мы установили 50-процентный дисконт на площадках KazanExpress и WildBerries. Максимальные скидки были установлены на утепленные спортивные костюмы и толстовки, демисезонные куртки», — отмечает Зиятдинов.
Но это бренды: в цену таких вещей заложена стоимость марки. Причем, если поначалу торговые центры еще станут манить покупателя скидками, все это кончится довольно быстро. Во-первых, самих брендов уже меньше. Фешен-индустрия в сильнейшей депрессии, какой не было с конца Второй мировой войны! А в Китае, когда 90% магазинов открыли свои двери, объем покупок оказался на 50–60% ниже докризисного, отмечают в Fashion Consulting Group. В России в апреле, по исследованиям Google и Ipsos, люди начали откладывать приобретение одежды и обуви — 26% вообще отказались от таких покупок. Кроме того, пандемия вновь напомнила потребителю, что ему, по сути, не нужно много для жизни. «Как правило, уже есть все необходимое и есть много вещей, которые на самом деле не нужны, — цитируют „Ведомости“ директора по ретейлу Hines Russia Энтони Гаскона. — Поэтому бренды должны, как никогда ранее, понимать, какую ценность они предлагают людям». Тем не менее по мере восстановления потребительского поведения «ценовой маневр» рано или поздно от скидок перейдет к росту цен.
Фешен-индустрия в сильнейшей депрессии, какой не было с конца Второй мировой войны!
Ну а в сегменте дешевой одежды с рынков глубины маневра нет вообще. Если ценители модных принтов и логотипов смогут сэкономить, то посетители рынков вроде «Новой Туры» — нет. «У меня футболка и так 100–150 рублей, трусы — по 50, — удивился вопросу корреспондента „БИЗНЕС Online“ один из продавцов. — Куда дешевле-то! Если только оптом — бери!»
Падения цен на дешевый сегмент одежды и обуви не стоит ожидать еще и потому, что закупаются данные товары в основном в Китае за доллары. Основатель маркетплейса KazanExpress Линар Хуснуллин отмечает: поскольку курс доллара вырос процентов на 10, то и товары рано или поздно примерно на столько же подорожают. «Отставание обычно составляет три месяца. Если с 1 мая товары пошли по новым ценам, то где-то с июля можно будет ожидать повышения цен», — прогнозирует Хуснуллин.
Однако, по его словам, фактор коронавирусного простоя все же диктует снижение цен. Спрос упал, а производителям нужно заработать хоть сколько-то. «Мы только что провели переговоры по упаковке заказов — и фабрика сделала 30-процентную скидку, потому что хотя бы какую-то работу надо получить», — приводит он пример. Таким образом, разница в курсе нивелируется за счет скидок участников товарной цепочки.
Роста цен на высокотехнологичные бренды, такие как Apple и Samsung, в новом сезоне также не ожидается
2. ГАДЖЕТЫ и бытовая техника: МИНУС 10–50%
Перейдем к гаджетам. Вот уж, казалось бы, кому раздолье! Родители школьников, к примеру, были вынуждены покупать планшеты, чтобы их чада могли полноценно учиться на «дистанте» не выходя из дома. Однако и здесь идет большая распродажа.
В пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо» «БИЗНЕС Online» сообщили о беспрецедентном шаге со стороны продавцов электроники: они отказались от торговой наценки и, несмотря на рост курса доллара, зафиксировали цены на уровне января-февраля 2020 года в 10 основных категориях бытовой и иной техники. Такие цены планируют сохранить до конца июня.
«В каждой из 10 категорий техники покупатели „М.Видео“ и „Эльдорадо“ смогут найти несколько моделей по доступной цене. К таким категориям относятся холодильники, встраиваемая техника, телевизоры, электрические чайники, СВЧ-печи, стиральные машины, плиты (газовые/электрические), утюги, пылесосы, смартфоны», — рассказал менеджер по связям с общественностью группы «М.Видео-Эльдорадо» Андрей Петров.
По прогнозам Хуснуллина, роста цен на высокотехнологичные бренды, такие как Apple и Samsung, в новом сезоне также не ожидается. «Да, курс валют поднялся, но, когда топовые производители выведут на рынок новые продукты, они учтут, что рынок меняется, и будут демпинговать. Никто уже не станет думать о прибыли — все будут размышлять о том, чтобы остаться на плаву. А чтобы остаться на плаву, нужно хотя бы сколько-нибудь продать. Соответственно, необходимо снизить цены». Основатель маркетплейса KazanExpress предполагает, что скидки на гаджеты и бытовую технику в среднем окажутся на уровне 10%.
«В отрасли царит повальный демпинг. Цены до пандемии в регионе и так были низкие, сейчас опустились еще, в среднем снижение составило 20–30 процентов»
3. ФИТНЕС: МИНУС 30–40%. ГОДОВОЙ БЕЗЛИМИТ за 9 тыс. рублей — НЕРЕАЛЬНО, НО ФАКТ!
Фитнес-индустрия из-за карантинных ограничений почти целиком потеряла весенний сезон, считающийся самым прибыльным. «В отрасли царит повальный демпинг. Цены до пандемии в регионе и так были низкие, сейчас опустились еще, в среднем снижение составило 20–30 процентов. В „Планете Фитнес“ мы стоимость формально не уменьшали, торговались на уровне наших минимальных цен в докоронавирусный период», — говорит собеседник издания.
Вторит ему и директор по стратегическому планированию и развитию «Планеты Фитнес» Иван Войтко. По его словам, в отрасли зафиксировалось снижение цен на четверть от докоронавирусного периода.
Также информацию о ценообразовании в отрасли готовы дать предприимчивые работники отдела продаж. Некоторые утверждают, что абонементы необходимо брать прямо сейчас, пока где-то еще действуют цены карантинного периода. «Месяц занятий сейчас можно приобрести за 1,5 тысячи рублей, так как мы продаем абонементы пока еще по карантинной стоимости. А вообще, регулярная цена за такой период — 2,5 тысячи», — рассказывает специалист отдела продаж сети Alfa Gym.
Судя по информации от отделов продаж, скидочные предложения действуют почти во всех крупных клубах Казани. Так, например, Alex Fitnes реализует годовой абонемент за 6 тыс. рублей. В сети «Максимус» за 9 тыс. предлагают годовой безлимит на фитнес и бассейн. Но стоит отметить, что продажа долговременных абонементов с различными скидками — стандартная для отрасли история. И все же такая цена — это просто нереально дешево! Вот уж действительно дешевле только даром.
«Если фитнес для вас многое значит и если у вас истек абонемент, то, конечно, надо брать новый. Но если вы хотите впрок запастись, имея на руках действующий абонемент, но решили приобрести по цене низкого сезона, то все вполне логично. Очевидно, что дешевле точно не будет», — подводит итоги директор тренажерного зала «Наш фитнес» Александр Хайкин.
Коронавирусные ограничения в большинстве регионов отменили — никаких 14-дневных карантинов и спецпропусков, не надо сдавать тесты на COVID-19
4. ТУРИЗМ В РОДНЫХ ПЕНАТАХ: МИНУС 20–30%
Похожая ситуация в сфере туризма и путешествий. Впрочем, пока дальние поездки для массового туриста доступны только в пределах России. В нашей стране туристический сезон уже вступил в свои права. Коронавирусные ограничения в большинстве регионов отменили — никаких 14-дневных карантинов и спецпропусков, не надо сдавать тесты на COVID-19. Насколько это опасно, трудно сказать, но, видимо, иначе, по выражению Александра Лукашенко, встает сакраментальный вопрос: а жрать что будем?
Начнем с отдыха в Татарстане. Посуточные «гнездышки» практически вернули свои цены докризисного периода — владельцы явно ждут туриста и не видят смысла делать скидки летом, но надо учитывать, что это всего лишь «хотелки» арендодателей. Массового заезда в Казань туристов, снимающих частное жилье, не наблюдается. Содержание пустующих квартир не слишком накладно, но вот у гостиничного бизнеса ситуация совсем иная. Казанские отели уже заманивают туристов небывалыми дисконтами. В начале июня госкомитет по туризму РТ объявил программу лояльности: при бронировании двух ночей в отеле подряд третья — в подарок. В качестве бонуса — бесплатное проживание детей до 12 лет с родителями с предоставлением места. Кроме того, всем туристам — двухчасовая бесплатная пешеходная экскурсия по Казани. Бюджетного финансирования у акций нет. Отели сами пошли на летний дисконт. Так, в гостинице «Татарстан» двухместный номер на двоих можно забронировать со скидкой в 19% за 2,6 тыс. рублей за ночь. «Шаляпин Палас Отель» скинул 20% на проживание в июне и июле, стандартный номер с двуспальной кроватью на двоих — 4,2 тыс. рублей. Правда, с программой лояльности эти скидки не суммируются.
Щедрые скидки в РТ предлагают кафе и рестораны, у которых пока открыты только летние веранды и действует продажа блюд на вынос, — 25% на общий чек
Но и это еще не все. Щедрые скидки в РТ предлагают кафе и рестораны, у которых пока открыты только летние веранды и действует продажа блюд на вынос, — 25% на общий чек. Ну и наконец, есть еще еженедельные туры «1001 удовольствие»: за 2,2 тыс. на человека поехать в Болгар, Камское Устье, Елабугу, Чистополь, Рыбную Слободу с ночевками и экскурсиями. Кстати, предложение потихоньку оценивают граждане, еще недавно запросто летавшие на «длинные каникулы» в Париж, Прагу или Хельсинки, но никогда не бывавшие, например, на острове-граде Свияжске.
С 15 июня возобновили свою работу и санатории Татарстана, но здесь о скидках речи не идет. Наоборот, отдыхающим, если такие, конечно, найдутся, придется раскошелиться еще больше. В «Балкыше», например, что в поселке Петровском под Казанью, двухместный номер обойдется в 6,6 тыс. рублей в сутки вместе с лечением. При этом нужно будет еще добавить 1–2 тыс. рублей за анализ на COVID-19, а также предъявить справку об отсутствии контакта с больными в срок не менее 14 дней до даты заезда. «Да, на сегодняшний̆ день это самый̆ неприятный̆, неудобный и спорный̆ пункт, но подобное — требования Роспотребнадзора», — отмечают в «Балкыше».
Неудивительно, что спроса на путевки в санатории не наблюдается, отмечает директор казанского турагентства «Жемчужина мира» Регина Арсланова. По ее словам, манящих скидок санатории пока не предлагают, да и стоимость за неделю выйдет как за отдых у моря.
«Мы ждем, когда правительство России и Турции двусторонним соглашением разрешит рейсы. Если курорты откроют, туры подешевеют. Задача отельеров сейчас хоть как-то их чем-то заполнить»
5. наше МОРе: ИЮНЬСКИЙ ДИСКОНТ достигал 70%!
Что с выездным туризмом? Формально зарубежный отдых не запрещен, а вот продажа путевок за бугор турагентствам пока под запретом. Кроме того, зарубежные авиарейсы отменены с 27 марта, дата их возобновления неизвестна — перелеты возможны по ограниченным причинам, не связанным с туризмом. В ассоциации турагентств РТ рекомендуют не бронировать отдых за рубежом до того момента, пока границы не откроют. И правильно делают — туроператоры уже начали аннулировать туры с вылетом в июле.
«Если вам турагентство предлагает купить путевку на июль или август — не верьте! До того времени, пока правительство РФ официально не заявит, что чартерные рейсы будут запускать, никаких путевок не покупайте, иначе вы окажетесь в такой ситуации, что тур отменят и вы останетесь без денег. Возникнут проблемы с возвратом средств», — предостерег президент ассоциации Рамиль Мифтахов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Активным спросом, по его словам, сейчас пользуются курорты Краснодарского края, но туристы жаждут открытия привычной и бюджетной Турции. «Мы ждем, когда правительство России и Турции двусторонним соглашением разрешит рейсы. Если курорты откроют, туры подешевеют. Задача отельеров сейчас хоть как-то их чем-то заполнить», — отметил Мифтахов. Накануне стало известно, что Турция предложила российским властям возобновить авиасообщение для туристов с 15 июля. При этом индивидуального зарубежного туризма никто не запрещал. Так, в Турцию можно улететь самостоятельно, но только через Москву, на 31 июля билет в Стамбул стоит 12 375 рублей.
Тем не менее добраться до заграничных пляжей массовому туристу пока малореально. 8 июня правительство РФ разрешило выезд за рубеж для посещения родственников, лечения и учебы. Впрочем, законность запрета ездить за границу с другими целями (отдых, туризм и т. д.) правительства вызывает у юристов сомнения. На днях стало известно, что российские авиакомпании готовятся в полном объеме возобновить международные полеты с середины июля. Первыми могут возобновиться полеты в страны Евразийского экономического сообщества и СНГ, затем по мере открытия границ другими государствами «на условиях взаимности будет возобновляться авиасообщения и с ними», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник.
Пока же остается родной юг страны. Активно бронируют туры сейчас в Краснодарский край — не только на июль, но и на август и даже сентябрь
Пока же остается родной юг страны. Активно бронируют туры сейчас в Краснодарский край — не только на июль, но и на август и даже сентябрь. С 21 июня там сняли карантинные ограничения, можно ехать без справок. «Когда только объявили, что Краснодарский край откроют, до 25 июня имелись хорошие скидки. Человека можно было за 15 тысяч с перелетом, завтраком в хороший сочинский отель отправить на неделю. Сейчас на июль уже 25 тысяч, чем дальше — тем дороже», — говорит Арсланова. Впрочем, и это очень дешево. В минувшем году недельный тур в Сочи стоил примерно 40–50 тыс. рублей. Таким образом, в июне цены упали на 70%, в июле — на 50%. Новая распродажа отдыха на курортах Черного моря, по мнению директора казанского турагентства «Жемчужина мира», ожидается с конца августа, к завершению сезона.
Крым также открыл двери для туристов: с 15 июня гостей уже не отправляют на двухнедельный обсерватор, однако полноценный курортный сезон там стартует только с 1 июля — с этой даты можно продавать путевки. Туры из Казани туда также бронируют вплоть до сентября. Цены чуть выше, чем в Краснодарский край. Самостоятельно же улететь из Казани в Симферополь в первых числах июля стоит 7,9 тыс. рублей (авиакомпания «Нордавиа»), билет в Сочи — 5,9 тыс. рублей (авиакомпания «Победа»). К середине июля цены снизятся — на сайтах бронирования они на тысячу дешевле.
Рынок отдыха вяло оживает, но из-за страха заразиться люди пока будут выбирать места на базах отдыха и снимать домики в «домашнем» регионе или по соседству, считает директор турагентства «Компаньон СП» Сергей Пасечник. Туристы же уже отсиделись дома, и те, у кого есть деньги и кто сохранил работу, готовы ехать хоть куда. Вопрос только в качестве обслуживания, питании и медицинской безопасности. «Самое надежное — сесть в свою машину, в микроавтобус, поехать на удобное расстояние на базу, где отдельно стоящие коттеджи, где могут обслуживать рестораны. Это может быть горный массив в Сочи, Алтайском крае или Карелии. Есть базы хорошего уровня и в Татарстане, Марий Эл, — говорит Пасечник. — Средняя цена за домик составляет от 3 тысяч до 10 тысяч рублей в день, включая полный пансион. Если мы говорим про Красную Поляну, там коттеджи могут быть и дороже».
Ряд российских регионов еще не снял ограничений. К примеру, в Карелии с 15 июня введен масочный режим, в том числе для туристов. По прибытии они должны сообщать свои данные на горячую линию местного минздрава. Здравницы же Кавказских Минеральных Вод принимают отдыхающих только со справкой об отсутствии COVID-19, посещение процедур — в маске. До начала июля в Кавминводах забронировано всего лишь чуть более тысячи туров, однако там ожидают, что загрузка с сентября и до конца 2020-го превысит показатели соответствующего периода прошлого года.
На 5–10 тыс. с начала года подорожали модели АвтоВАЗа
6. АВТОМОБИЛИ: с учетом валютного курса минус 10%
Стоимость новых автомобилей формально никак не реагирует на кризис, но речь идет про рублевые цены, которые абсолютно не отражают себестоимости машин. Даже модели, собираемые в России (включая LADA), состоят во многом из импортных комплектующих.
Рублевые цены на авто во время «коронакризиса» даже растут в соответствии с графиком выхода новых моделей. К примеру, на 5–10 тыс. с начала года подорожали модели АвтоВАЗа, на 40–50 тыс. относительно прошлогодней стоимости — Renault, на 20 тыс. — седаны Rio, на 80 тыс. — Toyota Camry и т. д.
«Процесс повышения цен не останавливался. Каждый раз, как только выходит новая модель, она дороже. Рост, по ощущениям, составляет 2–3 процента по некоторым моделям — с начала пандемии, с марта», — говорит владелец «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев.
Однако такое повышение рублевых цен на автомобили, по сути, означает их снижение. С начала года курс доллара к рублю вырос примерно на 13%. Подобное значит, что иномарки в РФ на самом деле подешевели где-то на 10%, но российского покупателя с его рублевыми доходами это, конечно, не греет. Обвал спроса диктует уже и снижение рублевых ценников.
«В апреле продажи в среднем по РФ упали на 72 процента. В мае, предположительно, падение будет на 50 процентов. В июне идет оживление. Мы наблюдаем отложенный спрос, но это не рост к прошлому году, а некоторая компенсация падения. Результаты второго квартала будут отрицательными», — прогнозирует Зубарев.
По его словам, сейчас ситуацию на авторынке можно охарактеризовать как «вроде бы беда, но не катастрофа». «Но в перспективе мы ожидаем падения доходов населения. Прогнозируется вторая волна коронавируса. И очевидно, что будет падение продаж по итогам года», — полагает владелец «ТрансТехСервиса».
Скидок на новые автомобили ждать не стоит вплоть до осени, уверен гендиректор ООО «Арена Авто» Евгений Замулин. «Производство было сокращено. Заводы останавливались. Сейчас тот запас, который есть, оптимальный, дилеры пережили не один кризис, уже научены и перестраховываются меньше», — рассказал он нашему изданию. Более того, по словам Замулина, возможен даже незначительный рост цен.
Сейчас ситуацию на авторынке можно охарактеризовать как «вроде бы беда, но не катастрофа»
Но на этом фоне даже АвтоВАЗ предлагает ограниченную серию машин со скидками до 168 тысяч! Само собой, по-прежнему манят акциями типа Trade-in, а также банковскими сказками про «первые» и «семейные» автомобили в кредит, но со скидкой в 10%. Если осмотреть акции, которыми заманивают покупателя, то приличные скидки дают на «новые-старые» машины — без пробега, но 2018–2019 года выпуска. Но если есть вариант лизинга, то можно купить Mercedes-Benz Е-класса с неким «преимуществом» в 630 тыс. рублей. Если не вникать в детали, то выглядит вроде симпатично.
С подержанными авто ситуация интереснее. Машин в автосалонах попросту не хватает. «Мы хорошо отработали май, июнь и сейчас испытываем потребность в б/у автомобилях, но на свободном рынке их очень мало. Если у нас склад машин упал на 25 процентов, соответственно, смысл нам давать скидки и демпинговать... вопрос пополняемости складов уже стоит!» — отметил Замулин.
Тем не менее, если поискать на вторичном рынке, можно найти и «сладкие предложения» в духе «Семью кормить надо, поэтому пока можно и пешком». Но пока, как показал обзор «БИЗНЕС Online», таких ненамного больше, чем в докоронавирусные времена. Аналитики Avito согласны с оценками Замулина: предложение на рынке не растет! По сравнению с прошлым годом желающих продать машину стало на 10% меньше, а вот спрос в период с 23 мая по 25 июня вырос на 23% по сравнению с 2019-м. В целом же спрос на авторынке в республике восстанавливается: в мае – июне он стал аж на 82% больше, чем в апреле. При этом средняя стоимость подержанного авто выросла по сравнению с прошлым годом на 5% и составляет 550 тыс. рублей — видимо, торговцы «автостарушками» тоже хотят компенсировать рост курса доллара. Отдельно по просьбе «БИЗНЕС Onine» эксперты Avito проанализировали и состояние авторынка Казани. Динамика практически та же, что и по региону, а вот цены еще выше! Средняя стоимость б/у машины, по данным на 23 июня, за год выросла на 6% и составляет 610 тыс. рублей. Так что увы: сэкономить при покупке транспортного средства «с рук» не получится.
В мае по сравнению с апрелем цена «квадрата» опустилась с 80 тыс. до 79,5 тыс. рублей — это менее 1%. В то же время в годовом выражении наблюдался рост цен на новостройки — примерно на 8%
7. НЕДВИЖИМОСТЬ: жилье В ИЮНЕ ДОРОЖАЕТ НА 0,5–1%, ЗАТО ДЕШЕВЕЕТ АРЕНДА. А КОММЕРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДИ РУХНУЛИ в цене НА 30%
«Коронакризис» смог приостановить рост цен на недвижимость. Заметного падения стоимости квадратного метра, на которое рассчитывали многие потенциальные покупатели, не наблюдается, но все же. В мае портал Domofond.ru даже зафиксировал снижение стоимости «квадрата» в казанских новостройках. Вот только это снижение оказалось в пределах погрешности. В мае по сравнению с апрелем цена «квадрата» опустилась с 80 тыс. до 79,5 тыс. рублей — это менее 1%. В то же время в годовом выражении наблюдался рост цен на новостройки — примерно на 8%.
Число сделок на первичном рынке остается достаточно высоким: спрос не падает, а раз так, то нет и смысла снижать цены. «Вторичка» и вовсе за май подорожала более чем на 3%. Цена 1 кв. м вторичных квартир сравнялась с новостройками.
В пресс-службе Avito в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что на рынке недвижимости явного демпинга со стороны застройщиков и владельцев вторичных квартир пока не наблюдают. Так, по состоянию на июнь средняя стоимость 1 кв. м новостройки в Казани составила 75 466 рублей, что на 0,9% выше, чем в мае. Вторичная недвижимость тоже выросла в цене: сегодня квадратный метр вторичного жилья в среднем по РТ обойдется в 56 496 рублей — это плюс 0,5% к майскому значению.
Застройщики прогнозируют дальнейший рост стоимости нового жилья. «В июне цены на всех наших объектах выросли в среднем на 3–5 процентов, — рассказал генеральный директор компании „СМУ-88“ Илья Вольфсон. — Стоит отметить, что это повышение никак не связано с ситуацией с коронавирусом — оно плановое и зависит от степени готовности домов».
Илья Вольфсон: «В июне цены на всех наших объектах выросли в среднем на 3–5 процентов. Стоит отметить, что это повышение никак не связано с ситуацией с коронавирусом — оно плановое и зависит от степени готовности домов»
В целом, что касается продаж жилой недвижимости, сейчас мы наблюдаем период шаткого равновесия. С одной стороны, у покупателей денег больше не стало, но с другой — инвесторы продолжают верить в надежность «квадрата». Можно мечтать о том, что девелоперы, вложившись в стройку и потеряв продажи, ринутся демпинговать, но себестоимость строительства растет — дорожают и материалы, и забугорная инженерия, и даже рабочая сила на стройке. По цифрам продаж май 2020-го всего-то на 10% хуже, чем май 2019-го, а в июне, по ощущениям девелоперов, рынок снова ожил, особых причин для сброса «неликвида» нет.
А вот на рынке долгосрочной аренды жилья наблюдается существенное снижение цен. Если в мае на сайте Avito.ru было около 3,7 тыс. предложений, то в июне — уже 4,4 тысячи. Более половины из них — однокомнатные. Основные клиенты — гастарбайтеры и студенты — разъехались по домам, массово освободив арендное жилье. По данным экспертов Avito, в мае средняя цена аренды на однокомнатные квартиры снизилась на 7% до 13 тыс. рублей в месяц, на двухкомнатные — на 6% до 16 тыс. рублей. Стоимость аренды «трешки» не изменилась и сейчас составляет в среднем 20 тыс. рублей в месяц.
Цены на коммерческую недвижимость в мае (по сравнению с апрелем) и вовсе обвалились. В сегменте продаж помещения свободного назначения потеряли 30% в стоимости (38 462 рубля за квадратный метр). Средняя цена аренды на них снизилась незначительно — на 1,3% до 671 рубля за квадратный метр, а на производственные помещения — на 1,1% до 267 рублей за «квадрат». По мнению главы агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасии Гизатовой, падение цен не связано с «короной». «Помещения свободного назначения изначально оказались неинтересные и продавались не по объективной стоимости. На них в любом случае было бы снижение, как есть сейчас, — уверена она. — Цены на коммерческую недвижимость станут уменьшать, чтобы получить какую-то потребительскую привлекательность».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 137
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.