40-летний Энвер Арпатлы в украинскую эпоху возглавлял Алуштинский меджлис крымских татар, а в 2014 году он и его сторонники приняли осознанное решение созидать и развивать республику в составе России 40-летний Энвер Арпатлы в украинскую эпоху возглавлял Алуштинский меджлис крымских татар, а в 2014 году он и его сторонники приняли осознанное решение созидать и развивать республику в составе России Фото: Андрей Титов

ОТ РЕДАКЦИИ

На прошлой неделе «БИЗНЕС Online» по случаю начала курортного сезона на юге России опубликовал интервью с известным блогером из Крыма Александром Горным. Основная его тема — готовность самого молодого российского региона к приему туристов «ковидным» летом 2020 года. Между тем в разговоре наш собеседник, размышляя о нынешнем внутреннем положении в Крыму, допустил ряд спорных суждений в отношении одного из государствообразующих народов республики — крымских татар, — которые буквально взорвали сеть и вызвали бурную реакцию со стороны крымскотатарского сообщества. В частности, повторив ряд популярных среди части населения, но, безусловно, сомнительных с исторической точки зрения тезисов о массовом коллаборационизме крымских татар в период Великой Отечественной войны, которые и привели в итоге к депортации народа в 1944 году, благодаря чему «Иосиф Сталин спас крымских татар от расстрела».

Оговоримся, что редакция не разделяет подобный взгляд на исторические события нашей недавней истории, при этом, руководствуясь правилами работы СМИ в демократическом обществе, мы решили опубликовать мнение героя нашего интервью по данному вопросу (кстати, для нас это обычная практика — давать слово представителям различных идеологий и публиковать диаметрально противоположные точки зрения). К тому же Горный не раз высказывал такие же тезисы на популярных федеральных площадках, например сайте «Эхо Москвы», где его блоги набирают десятки тысяч просмотров. Давая трибуну для подобных интервью, «БИЗНЕС Online» считает, что тема межнациональных отношений, а также анализа различных непростых исторических событий, безусловно, требует максимальной осторожности, вдумчивости и профессиональности в суждениях, дабы не быть поводом для новых распрей и конфликтов.

Кроме того, мы решили дать слово оппонентам той точке зрения на прошлое и настоящее крымских татар, которая была изложена блогером Горным. И еще одним собеседником «БИЗНЕС Online» стал крымский политический деятель Энвер Арпатлы. 40-летний Арпатлы в украинскую эпоху возглавлял Алуштинский меджлис крымских татар, а в 2014 году он и его сторонники приняли осознанное решение созидать и развивать республику в составе России. Работал заместителем мэра города Алушты, далее переехал в Татарстан, где являлся первым заместителем администрации в Пестречинском районе, а затем был вице-премьером Карачаево-Черкесии. Сегодня Арпатлы живет в Москве и является помощником депутата Госдумы. Арпатлы пользуется большим уважением среди своих земляков, имеет свою независимую точку зрения на многие происходящие события в Крыму и стране и, как нам показалось и что важно подчеркнуть, является патриотом своего народа и России.

«Когда задевается вопрос коллаборационизма, каких-то событий и действий, связанных со Второй Мировой, с депортацией нескольких народов, это высказывание вызывает некую бурю» «Когда задевается вопрос коллаборационизма, каких-то событий и действий, связанных со Второй мировой, с депортацией нескольких народов, это высказывание вызывает некую бурю» Фото: © Антон Круглов, РИА «Новости»

«КОГДА ТЕБЕ ПЫТАЮТСЯ НАДАВИТЬ НА РАНУ, А ОНА ЕЩЕ ДО СИХ ПОР ЕСТЬ…»

— Энвер Алиевич, интервью блогера Александра Горного, вышедшее на «БИЗНЕС Online», а конкретно его тезисы относительно прошлого и настоящего крымских татар — коренных жителей региона, вызвали довольно бурную реакцию. Посты в соцсетях, материалы в СМИ… Почему этот материал создал такой ажиотаж?

— Причем бурная реакция не только среди крымскотатарского общества. В любом многонациональном социуме подобное высказывание или поведение вызывает определенного рода реакцию. Более того, я скажу, что даже Кавказ бурно отреагировал. Потому что в любом случае, когда задевается вопрос коллаборационизма, каких-то событий и действий, связанных со Второй мировой, Великой Отечественной войной, депортацией нескольких народов, в том числе кавказских (под одним указом, под одними формулировками), любое это высказывание вызывает некую бурю. На мой взгляд, таким суждениям не место в федерального уровня СМИ, каковым, безусловно, является «БИЗНЕС Online».

В данном случае человек позволил себе, обладая уже определенным электоральным полем (скажем, «Эхо Москвы» ему помогает в этом активно развиваться), транслировал мысль, которая совершенно не соответствует действительности. Попытался в очередной раз оживить уже давно разбитый миф о каких-то там тысячах, десятках тысяч перешедших куда-то воевать, озвучил открыто… Более того, еще назвал субъектообразующий, обращаю внимание, коренной народ Крыма — крымских татар — «проблемой для Крыма». То есть это однозначно как минимум не говорит о дальности ума данного человека. Я это так вижу. То есть основная реакция вот такая.

И в любом случае, когда тебе пытаются надавить на рану, а она еще до сих пор есть… Она заживает, но существует. Высылку, даже если я ее не ощутил на себе как депортированный, то почувствовал ее даже в свои 40 лет как родившийся в депортации. То есть в изгнании фактически. Когда меня спрашивают, где я родился, отвечаю: «В ссылке». И многих это удивляет: как можно родиться в 1980 году в ссылке? А вот так. Потому что если все остальные народы, депортированные в 1943–1944-м (народы Кавказа в 1957 году), в принципе, массово также были возвращены, то крымские татары, основная часть, вернулись гораздо позже. Первый массовый поток — это 1989-й, 1990-й, 1991-й. Фактически 50 лет мы пробыли за пределами своей Родины, вдали от своих домов и так далее. И эта рана в любом случае есть, и трогать ее грубо и как минимум некорректно. А еще если не разбираешься, как в данном случае этот господин Горный, называющий себя блогером и общественником, тут и возникает такая реакция.

— Но, откровенно говоря, Александр Горный не сказал в последнем интервью чего-то принципиально нового. Эти мысли он довольно регулярно излагает на такой популярной коммуникационной площадке, как сайт ведущей разговорной радиостанции страны «Эхо Москвы». И, кстати, его блог там достаточно популярен. Почему же все это время ничего не было слышно о претензиях, скажем, главреду «Эха Москвы» Алексею Венедиктову?

— Знаете, собака лает — караван идет. Восточная мудрость, она всю жизнь существовала. И откликаться на каждого такого лающего тоже иногда много чести. То есть противопоставлять свое самосознание и целую нацию какому-то одному вот такому… Ну слово «ублюдок» я применю, потому что это слово на самом деле такое… Пускай читает значение по словарю Даля.

Что касается господина Венедиктова — да, однозначно будем с ним беседовать на эту тему. Более того, как раз-таки господин Венедиктов в недавнем прошлом обратил внимание на то, что в Крыму происходят странности. Довольно крупные. В одном из сел в Бахчисарайском районе обнаружили, что на плите воинам, ушедшим на Великую Отечественную войну, было всего 7 фамилий на памятной доске. А оказалось, что их там порядка 67, грубо говоря, 60 отсутствуют. Соответственно, местные меценаты скинулись, и к 7 славянским фамилиям дописали всех тех, кто ушел.

— С подачи Венедиктова это и случилось?

— Он данную тему поднял, показал, что подобное несправедливо. Почему я и говорю насчет Алексея Алексеевича Венедиктова, он заметил и дал такую публикацию после того, как какая-то мразь очередная взяла и этот дописанный список, плиту поломала на второй день после установки. Понимаете, насколько эта ситуация непонятная? Настолько люди заражены дезинформацией, в том числе с помощью таких вот псевдообщественников, как Горный, что они выплескивают свой негатив в подобном виде. И, прошу заметить, именно Венедиктов на федеральном уровне данный вопрос озвучил, и он говорил об этом искренне. Я думаю, после более детальной беседы с господином Венедиктовым мы найдем какое-то решение и выход из ситуации.

Тем более, если глубоко изучать этого персонажа Горного, проследить за его публикациями, а к моему сожалению, я действительно, может быть, не следил… Но, когда все проанализировали за последние несколько лет, все его высказывания, оказалось, что это самый настоящий татарофоб, разжигатель межнациональной розни, который постоянно, на удивление просто, позволяет себе оскорблять все и вся. До момента, пока он не столкнется лично, наверное, с нами, я не знаю... Конечно же, мы его, может быть, сейчас призовем к публичному ответу или даже к прямому эфиру совместному. Хочется послушать его. Ну либо второй вариант, сейчас модно: можем его вызвать на ринг, пожалуйста. Можем посоперничать, посмотреть, насколько он силен не только в своих скверных выражениях, но и физически сможет себя показать. Вот как-то так я это вижу.

«Как раз-таки господин Венедиктов (на фото) в недавнем прошлом обратил внимание на то, что в Крыму происходят странности» «Как раз-таки господин Венедиктов (на фото) в недавнем прошлом обратил внимание на то, что в Крыму происходят странности» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТИ ЛЮДИ ПОСТОЯННО ПЫТАЮТСЯ ПРЕПОДНЕСТИ ЛЮБОЕ ЖЕЛАНИЕ ИЛИ ТРЕБОВАНИЕ КРЫМСКОГО ТАТАРИНА КАК ЧТО-ТО СВЕРХ НОРМЫ»

— При этом, если блоги Горного пользуются популярностью, не кажется ли вам, что немало есть тех в Крыму, кто разделяет его точку зрения в отношении крымских татар?

— Мне не просто кажется, я в этом убежден. И не просто убежден, а ситуация такова, что не первый год и десяток лет в Крыму есть силы, которые противопоставляют себя крымскотатарскому народу. Очень часто мы слышим такие выражения, что якобы кто-то из крымских татар или руководителей меджлиса, скажем, в прошлом пытался чем-то манипулировать или на чем-то играть. На самом деле, когда ты глубоко анализируешь ситуацию, оказывается, что еще с 1980-х годов, с начала 1990-х или 2000-х и даже сейчас одни и те же люди сидят и занимаются национальной политикой. И совсем не крымские татары. Эти люди постоянно пытаются преподнести любое желание или требование крымского татарина как что-то сверх нормы, тем самым стараясь преподнести подобное как завышенные требования и так далее. Но зато никто никогда не говорит, мол, ребята, давайте я вам дам свои тапочки, походите в моих туфлях и поймите, что это было. Никто о таком не говорит. Или никто не задумывается, что любое мнение человека, независимо от его национальности, точка зрения ячейки общества. Это такой же член общества, гражданин. И, что бы он ни требовал, он, получается, часть данного общества, социума.

То есть нужно реагировать на это спокойно, без призмы национальности и вероисповедания. Логично? Я так, по крайней мере, подобное понимаю. Когда ко мне обращается армянин или еврей, я же не рассматриваю его как армянина или еврея, а как гражданина с его активной позицией. К сожалению, у нас, повторяю, не крымские татары, а такие личности, как Григорий Иоффе, который просто несменяемый какой-то руководитель Общественной палаты Крыма, и еще ряд других фамилий каких-то так называемых специалистов, Форманчуки (Александр Форманчук — политолог, зампредседателя Общественной палаты Крыма — прим. ред.) и так далее, транслируют одно и то же.

Более того, в последнее время, настолько не разбираясь в тонкостях национальной политики Российской Федерации, забыв, что все-таки у нас аж целых 22 республики и еще несколько различных краев и автономных округов, в которых проживают разного рода национальности, которые являются субъектообразующими, они попробовали прописать такие острые вопросы, как коллаборационизм, сотрудничество с оккупационными войсками и так далее, в учебниках в Крыму. Это был вообще какой-то нонсенс.

— Откровенно говоря, об учебнике «История Крыма», из которого по инициативе крымских татар изъяли главу о коллаборационизме времен Великой Отечественной войны, мы узнали тоже из блога Горного.

— Самое интересное, что вот такие, как Горный (это сейчас он Горный, потому что он с совершено другой фамилией человек и с совсем иным прошлым), на этом паразитируют, набирают себе очки. Всегда есть тот, кто поддержит тебя в таком начинании. Существуют люди узко мыслящие, есть, которые плохо относятся к другим национальностям. И они всегда будут. Вопрос в том, как мы их станем подпитывать. То ли мы их будем учить тому, чтобы они жили в мире и согласии с другими, то ли они начнут подпитываться вот такого рода манипуляциями и жить на противопоставлении друг другу, тем самым создавая конфликтные ситуации.


«КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ — ЭТО СУБЪЕКТООБРАЗУЮЩИЙ НАРОД»

— Получается, политика на местах резко расходится с тем, что декларирует в отношении Крыма федеральный центр?

— Еще как!

— То есть в регионе мы наблюдаем, что не все так однозначно; с чем это связано — с равнодушием, руки не доходят до всего или, к примеру, с попустительством кураторов из Кремля?

— Нет, это не попустительство. Мы знаем, как устроена вся политика в Российской Федерации, подобное не секрет. И очень многие вопросы на самом деле исключительно субъектового уровня.

Есть определенные маркеры, которые показывают, что происходит в республике. И у нас, как правило, к сожалению, повторяю (я же не первый год на госслужбе, поэтому мне эти вопросы известны), реакция поступает тогда, когда уже что-то произошло. Работать на опережение — это второй вопрос. Те, кто сегодня недооценивает возможный накал в связи с такими проявлениями в Крыму, просто потом поплатятся. Но ценой этому будут все-таки какие-то события, при которых кто-то обязательно пострадает. К сожалению, говорю. Я бы этого никогда не хотел, всегда нацелен на то, чтобы все подобное, наоборот, локализовать и предусмотреть. Но у нас почему-то пока такое прокатывает, так это назовем. До момента, когда где-нибудь не даст осечку, чего бы очень не хотелось. Хотя при самом худшем развитии мы можем получить ситуацию по аналогии с тем, что было на Кавказе в 1990-е. Этого ни в коем случае нельзя допустить!

— Но при этом мы не слышим все эти годы о каких-то серьезных столкновениях в Крыму с участием крымских татар.

— Я, по крайней мере, живу там с 1990-х, на моей памяти никогда не было межнациональных конфликтов, никогда не случалось у нас того, чтобы переросло это в массовые какие-то противостояния и так далее. И сейчас их нет только по одной простой причине, что нам не надо ничего доказывать. Крымские татары — это субъектообразующий народ. Нация, которая сформирована на данной территории и живет у себя дома. Нам не надо ни с кем драться и доказывать, что ты здесь свой или нет. Мы всегда рады представителю любой из национальностей, кто готов созидать, развивать Крым. Но, к сожалению, приезжают вот такого рода персонажи, которые пытаются на этой тонкой-тонкой линии играть и еще позволяют себе оскорблять.


—  Но тот же Горный предлагает всем забыть старые национальные обиды и идти вперед в деле созидания в Крыму.

— Но тогда он противоречит сам себе. Чтобы забыть, нужно перестать это упоминать. А именно из уст вот такого непорядочного человека все время звучат ложные цифры о каком-то коллаборационизме массовом и так далее. Хотя самому коллаборационизму уже даны все оценки — раз. Во-вторых, уже отработана масса документов, в том числе немецких архивов. Господа Неменко (Александр Неменко — военный историк, автор книг об обороне Крыма и Севастополя во время Великой Отечественной войны — прим. ред.), Куртсеитов (Рефик Куртсеитов — крымский историк — прим. ред.), допустим, мы уж не говорим о Полякове (Владимир Поляков — крымский историк — прим. ред.) и так далее. Вышли уже труды, изложенные в печатных изданиях, в интернет-СМИ, где популярно, вплоть до каждого человека, расписано, кто кому служил, кого и куда угнали, какие вообще цифры. И на самом деле эти цифры вообще не бьются с той отчетностью, которая вот так грубо вбрасываются в наше общество. Поэтому я надеюсь, что люди просто познакомятся с данными трудами.

«ДЛЯ НИХ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВСЕ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНО, — НЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ»

— Когда Крым вернулся в Россию, тут же появился указ президента Путина, по которому крымские татары были признаны репрессированным народом. Крымскотатарский язык стал одним из государственных языков республики. Вы каких-то еще крупных шагов ждете от Москвы?

— Указ, прошу заметить, касается реабилитации сразу крымских татар, армян, болгар, греков. Когда некоторые непорядочные люди, как тот персонаж, который явился началом нашего диалога, говорят о том, что кто-то и какую-то проблему грекам создал, кто-то там еще кому-то прислуживал, то прошу обратить внимание — выслали всех: греков, армян, болгар, крымских татар, немцев чуть ранее и так далее из Крыма. По логике таких людей получается, что греки, армяне, болгары, проживающие на территории Крыма, были пособниками оккупантов. Логично? У меня вопрос к таким персонажам: вы соображаете, когда пытаетесь из этого ряда выделить одну этническую группу? Тогда объясните мне, почему высланы были все остальные? Для нормального человека, думающего это должно создавать поле для размышлений. Почему определенная масса людей или конкретная национальность была выселена? Кому мешала, зачем, с какой целью и так далее. Это должно вызывать вопросы, а не быть клеймом, которое кто-то пытается навесить для того, чтобы получить дивиденды, паразитируя на таком. В указе Путина уже было всем объявлено и показано, что нет понятия крымскотатарского коллаборационизма. Нет его! Имелась ошибка чудовищная на тот момент. Она была обусловлена различного рода совершенно другими вводными. Там существовала и возможность открытия турецкого фронта, потому и тюркские народы, и многие кавказские были депортированы. Там много всего. Там и одна из очень удивительных историй —  якобы создание еще одной этнической республики. Но она должна была быть еврейской, но и такого не случилось. Но это другая история.

Теперь к экономике. Что такое указ? Указ президента — это скелет, который потом наращивается с помощью различных принятых программ, финансирования соответствующего: федерального, республиканского и так далее. И, соответственно, качество выполнения этих программ. Где-то, наверное, я все-таки со стороны критика в данном случае буду говорить. Для меня, допустим, не все так, как хотелось бы. Может быть, просто я это вижу так или у меня завышенные оценки. Но можно было бы дорабатывать гораздо глубже и больше сделать по данному направлению.

— Что конкретно вы имеете в виду?

— К сожалению, на сегодняшний день, и это просто удивительно, но не один, подчеркиваю, не один (это информация открытая, она в доступе) проект федерального финансирования не завершен, так называемая ФЦП законсервирована. Это нонсенс. Не достроен культурный центр крымских татар, недоделан комплекс «Сирень» — там, где проходят все наши мероприятия. И много еще чего: детские сады и так далее.

— Соборная мечеть?

— Соборная мечеть — не федеральное финансирование, а больше меценатов. Но все эти объекты можно просто объединить тем, что одни и те же люди курируют данное направление, пусть и финансирование разное.

И все это при 100-процентном финансировании из федерального центра в Крыму по данному направлению. Но почему-то они консервируются. То есть, когда мы возвращаемся в бытность Украины, да, я такое встречал. Были долгострои по причине, что вдруг из тогдашнего центра Киева переставала финансироваться та или иная стройка. Она, соответственно, останавливалась. Но в данном случае я четко знаю, что в цифрах это все финансируется, но на месте происходят различного рода странности: вдруг оказывается, что неправильно посчитали, но уже при этом профинансировали и часть построили. Не хватило якобы. Вдруг выясняется, что подрядчик был хорошим и не хватило чуть-чуть ему, чтобы достроить, а он пропал и так далее.

— И какова причина всех этих странностей?

— Финансы. На мой взгляд, это элементарная возможность нажиться. И причем ну совершенно не брезгуют ничем. Для них указ президента сделать так, чтобы все чувствовали себя максимально комфортно, — не руководство к действию. Это мы говорим только о таких крупных федеральных целевых проектах или программах, которые финансируют большие проекты.

Но еще же есть другая сторона. Да, понятно, что бо́льшая часть крымских татар живут в местах компактного проживания, хотя сегодня уже дисперсия. То есть поначалу еще какая-то была кучность, а сейчас уже и в квартирах живут, и покупают дома, и строят в других местах. Но многие чиновники стараются натянуть себе медаль, проведя на какую-нибудь центральную улицу асфальтирование или освещение. И при этом они пытаются это представить как помощь крымским татарам: «Россия делает для крымских татар».

Совершенно не согласен с этим тезисом, потому что по данной улице не ездит крымский татарин или армянин, по ней ездит каждый гражданин. Нет тупиковой улицы для крымского татарина или света, который пришел в дом только к крымскому татарину. Энергия, вода для всех, асфальт тоже. Но на самом деле это обычная работа, это федеральный закон №131, который регламентирует работу органов местного самоуправления.

«Почему определенная масса людей или определенная национальность была выселена?» «Почему определенная масса людей или конкретная национальность была выселена?» Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«НЕТ НИ ОДНОГО УПРАВЛЕНЦА – КРЫМСКОГО ТАТАРИНА, КОТОРЫЙ МОГ БЫ ВООБЩЕ ЯВЛЯТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ФИГУРОЙ»

— А в части языковой политики насколько крымские татары имеют возможность обучаться родному языку, развивать культуру и так далее? Вы ощущаете, что крымскотатарский язык — один из государственных в Крыму?

— Значит, что касается Конституции Крыма, конечно же, он там прописан. Но я бы назвал эту пропись не более чем декларацией. Потому что закона, который бы четко регламентировал использование, изучение в обиходе, делопроизводстве и так далее, в том виде, в каком необходимо, нет. Мы прекрасно помним, как Татарстан болезненно переживал изменения. Но на уровне РТ, такого опыта у нас, к сожалению, нет. Это даже не претензия к местным властям. В школах же крымскотатарский язык — факультативный, только по заявлению.

— А вообще, есть некоторое количество крымскотатарских школ?

— Есть некоторое количество, конечно же, они все сохранились в бытность Украины.

— В целом из 25-летнего украинского опыта взаимоотношений власти и крымских татар можно что-то использовать сейчас в России?

— Тут бы я по-другому посмотрел. Очень большая странность. Что касается изменений юридического статуса Крыма, оно произошло. Мы все стали гражданами Российской Федерации, субъектом РФ. Законодательство, понятно, изменилось, и все мы теперь следуем российскому законодательству.

Но вопрос в людях, которые принимали решение, жили с определенным взглядом, устоями. Они не поменялись. Это те же люди, взгляды. Что может поменяться, если человек всю жизнь исповедовал какую-то неприязнь, которую он пытался проявить тем или иным образом? Ничего не изменилось.

Что стало хуже? Тоже нонсенс, потому что совершенно не соответствует тому, о чем говорил президент России на встречах и что он поручал в том числе региональной власти. Это количество участников и работников государственной сферы, муниципальной и так далее. Могу сказать, что мы потеряли практически все позиции.

— То есть на Украине была какая-то негласная квота на крымских татар во власти?

— Негласная квота есть везде, на территории всей Российской Федерации, это мы все знаем, во всех субъектах подобного придерживаются. Никто официально квоты не прописывает, однако приблизительное соотношение всегда сохраняется. Это держит баланс. К сожалению, в Крыму данный баланс нарушен даже в том виде, который был при Украине. Нет ни одного управленца – крымского татарина, который мог бы вообще являться политически значимой фигурой. Его нет. Не существует ни одного главы администрации, муниципального образования, ни одного министра, вице-премьера. Их просто нет.

— На раннем этапе вхождения в состав России они были.

— Был вице-премьер. А потом уехал в Госдуму и за собой сжег все мосты.

— Руслан Бальбек?

— Да, и все. Как будто, кроме Бальбека, нет людей.

«Сергей Аксенов (на фото) достаточно умный. И даже Горный говорит в своем интервью, что он из-за окружения потерял с ними определенный контакт» «Сергей Аксенов (на фото) — достаточно умный. И даже Горный говорит в своем интервью, что он из-за окружения потерял с ними определенный контакт» Фото: kremlin.ru

«СЕРГЕЙ АКСЕНОВ — ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРЕКРАСНО ВСЕ ВИДИТ, ПОНИМАЕТ»

— Это целенаправленная политика крымских властей?

— Я не могу назвать подобное целенаправленной политикой, потому что никто ее не озвучивает. Опираюсь исключительно на цифры, которые вижу. У нас крымский татарин — только руководитель государственного комитета по делам национальностей, а им можно было бы стать кому угодно. Я вообще считаю, что это должен быть не крымский татарин, чтобы не политизировать данное направление. Все, больше никого нет. Ну это как-то даже обидно. Но имеем то, что имеем.

— Может, дело в том, что самые яркие лидеры крымских татар в 2014 году предпочли остаться с Украиной?

— Ни в коем случае. Самое интересное, что как раз на Украине остались те, кто никогда не занимал государственных должностей. Это были больше общественные и общественно-политические деятели. Поэтому говорить о том, что вдруг в одночасье не стало людей, которые могут замещать вакантные политически значимые должности, — это абсурд: их очень много, они существуют. Есть старшего поколения, среднего. Более того, за последние пять лет была попытка обучить на территории Республики Татарстан определенное количество людей, готовых этим заниматься.

— Вы ведь как раз один из них.

— Я организатор этого всего в прошлом. К великому сожалению, юрисдикция сменилась, а люди остались те же. Если спрашивать меня, в чем проблема, я ее вижу только в этом. То есть люди настроены негативно по отношению к одной из наций. На сегодняшний день в органах власти существуют те, чья непосредственная задача — формировать мнение, при котором складывается впечатление, что крымские татары самоустранились, не хотят участвовать, не могут или вообще не достойны и так далее. Вот причина, которую я вижу.

— А глава Крыма Сергей Аксенов как к этой ситуации относится?

— Назвать руководителя республики тем, кто не понимает, что происходит, было бы глупо. Сергей Аксенов — всесторонне развитый человек и прекрасно все видит, понимает. Знаю его лично — он очень часто руководствуются мнением тех, кто его окружает. Я со 100-процентной уверенностью могу сказать, что среди тех, кто его окружает достаточно близко, есть, во-первых, люди со взглядами конкретной нелюбви к крымским татарам, которые выражали это неоднократно, а во-вторых, имеются крымские татары, которые пытаются сформировать определенный образ, конкретные мнения, тем самым пытаясь руководить точкой зрения крымских татар.

Но Сергей Аксенов — достаточно умный. И даже Горный говорит в своем интервью, что он из-за окружения потерял с ними определенный контакт. Я думаю, что в данном случае, конечно, окружение сработало верно. Полагаю, что на каком-то этапе ему подсказали, мол, этот человек тебя пытается использовать. То есть руководствуется своей псевдоприближенностью, транслирует определенные мысли, в том числе, кстати, что касается межнациональной политики.

И я думаю, что в данном случае происходят изменения. Потому что совсем недавно трансформировалась определенная политика. Как это стало заметно? У нас сменилось руководство телеканала «Миллет» (крымско-татарский российский телеканал, вещающий в Крыму, — прим. ред.), очень громко изменилось. Это не просто смена руководителя, а скандал внутри телекомпании «Миллет» — совершенно неожиданный руководитель, который не ассоциируется с тем окружением, которое все время лоббирует свои интересы. А там бюджет 240 миллионов. Это показывает, что все-таки до господина Аксенова доходит информация определенная, что не все так гладко или так, как ему пытаются преподнести. Поэтому я думаю, что в ближайшее время, это мой прогноз, по крайней мере, все-таки появятся изменения. И будет некоторое, я не назову потепление, а, скажем, изменение курса в отношении крымских татар и вообще политики.

«Очень часто тот, кто пытается натянуть майку лидера, начинает противопоставлять себя  или сравнивать с Мустафой Джемилевым (на фото)» «Очень часто тот, кто пытается натянуть майку лидера, начинает противопоставлять себя или сравнивать с Мустафой Джемилевым (на фото)» Фото: Катаржина Червиньска, commons.wikimedia.org (CC-BY-SA 3.0 Poland)

«ЕСЛИ У КОГО-ТО ЕСТЬ ДОВЕРИЕ К ТАКИМ ЛЮДЯМ, ПУСТЬ ОНИ С ЭТИМ ЖИВУТ»

— А что за люди, о которых вы сказали выше, — кто пытается говорить с Аксеновым от имени крымских татар, не имея на то особого мандата народа?

— Первая группа — старая советская украинская номенклатура, я бы ее так назвал. Это старые политические деятели, в основном все взрослые, которые еще при Советском Союзе начинали свой путь и при каждой смене власти совершенно спокойно меняли политический окрас. На Украине с каждым новым президентом они совершенно спокойно меняли убеждения, взгляды и партийные билеты. И, самое интересное, с приходом России они стали единороссами и приверженцами действий Кремля, большими любителями Владимира Владимировича Путина.

Если у кого-то есть доверие к таким людям, пусть они с этим живут. Я считаю, что эпоха таких людей заканчивается. Давно пора уже ее завершить. И, в принципе, это уже потихоньку начинает просматриваться. И думаю, Сергей Аксенов тоже начинает понимать, что иногда его просто системно и красиво пытаются ввести в заблуждение.

Ну и вторая группа — это сегодняшний депутат Государственной Думы Бальбек, который пытается натянуть майку лидера, и его немногочисленная группа сторонников. Вы знаете, чтобы надеть желтую майку лидера, надо сначала победить в «Тур де Франс». А на детском велосипеде его не выиграешь!

— Все же спрошу о тех, кто остался с Украиной. Ведь, откровенно говоря, сложно поверить, что тот же Мустафа Джемилев, который 15 лет отсидел в советских лагерях, перестал быть огромным авторитетом для крымских татар, даже не приняв возвращение Крыма в Россию.

— Очень часто тот, кто пытается натянуть майку лидера, начинает противопоставлять себя или сравнивать с Мустафой Джемилевым. Давайте для начала разберемся, кто такой Джемилев. Самое главное и самое первое, что я понимаю в нем, — это слово «диссидент». Он боролся еще с советским режимом. Он признанный мировым сообществом диссидент. То есть, когда кто-то пытается с ним сравниться, это все равно что сопоставлять трехлетнего мальчика и профессора. Вот приблизительно так я подобное понимаю.

Поэтому, какой бы путь ни выбрал для себя Мустафа Джемилев, он всегда будет олицетворением борьбы с системой. И я точно так же к нему отношусь. В данной части однозначно к нему уважение, и он этого достоин. Что дальше человек делает на протяжении своей жизни, какие принимает решения, может ли он быть эффективным руководителем или бизнесменом при этом, уже не относится к его основному стержню, амплуа или характеристикам. И так же его представляют себе многие крымские татары. То есть что бы он для себя ни выбрал — ну выбрал он для себя этот путь, вот он боролся. Ассоциируется ли для него Российская Федерация с СССР? Да. Надо же понимать: человек родился в Крыму, его в младенчестве маленьким, только что родившимся, выслали, ему мать с молоком это впитала, как и мне, он с подобным жил и боролся. Меняются опять границы, он оказывается в СССР в его понимании, и он будет с этим бороться. Надо такое понимать и принимать. Все. Есть ли другой выход или по-иному можно было бы поступить — уже вопрос дискуссии, площадок, мнений и так далее. Это все, что касается Джемилева. Те, кто с ним соревнуется, для меня потерянные личности. Не вижу в этом никакого смысла, просто принимаем дедушку таким, какой он есть.

Во всех остальных случаях люди сами сделали свой выбор. Я точно таким же выбором обладал.

— Вы знаете, что касается Джемилева, то его позиция все равно непонятна. Если ты любишь свой народ, то как можно было не сесть за стол переговоров, когда тебе руку дружбы публично предлагает президент страны и обещает, что все будет хорошо. Там же к переговорам подключали даже Шаймиева… Путь конфронтации в данном случае выглядел как очень недальновидный ход, если, опять же повторюсь, для тебя выше интересы твоего народа, а не амбиции или политические игры. Но эту тему продолжать не будем. Ваша точка зрения прозвучала.

«Мы бы свой генофонд просто затормозили бы опять на несколько десятков лет. Допустить мы этого не могли никаким образом» «Мы свой генофонд просто затормозили бы опять на несколько десятков лет. Допустить мы этого не могли никаким образом» Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«МЫ БЫ ПРОСТО УНИЧТОЖИЛИ СВОЮ ДРАГОЦЕННУЮ ЗЕМЛЮ, ПОХОРОНИЛИ БЫ ОЧЕНЬ МНОГО МОЛОДЫХ РЕБЯТ»

— Скажите честно, когда вы принимали решение в 2014 году для себя, то выбирали между Украиной и Россией или решали, что будет лучше, по-вашему, для крымскотатарского народа?

— Я как раз выбирал, что лучше для моего народа. Могу пояснить. Я неоднократно в своих интервью говорил о том, каким образом свое решение принял, и его не скрываю. Действительно, первое, что на тот момент мною руководило, — то, что, поступив иначе, взяв оружие в руки либо вступив на путь вооруженного сопротивления, мы потеряем очень много своих людей. Итога у этого не было бы, конфликт бы затянулся, мы бы просто уничтожили свою драгоценную землю, похоронили бы очень много молодых ребят. Мы свой генофонд просто затормозили бы опять на несколько десятков лет. Допустить мы этого не могли никаким образом.

Второе, при благоприятном исходе мы однозначно оставались у себя дома, мы у себя на Родине. Третье — семьи. Зачем мне куда-то уезжать, когда у меня есть род? Я не могу вывезти свой род и не желаю этого делать, потому что нас всех перевозили домой. Я не жил на съемной квартире, чтобы с нее съехать только потому, что шумные соседи. Приехал в свой дом, я живу в нем. И мой шумный сосед — это для меня брат, с которым надо сесть и просто поговорить так, чтобы он не шумел. Найти с ним компромисс. Другого выхода не было.

Но повлияло на все это и поведение со стороны Украины, не со стороны украинцев, чтобы не путать, а со стороны власти украинской, которая была на тот момент. Я все-таки имел возможность много с ними общаться. Находился в таком политическом статусе на тот момент, что обладал возможностью выезда, общения с достаточно высокого уровня людьми, в том числе и со спецслужбами, с руководством. И не перестану это повторять. Подобное не имеет никакого отношения к сегодняшней Украине и нынешним украинцам. Но власти нас в тот момент предали! А могли вести себя иначе…

Надо признать: для той Украины, кстати, мы всегда были опасностью — это факт. Не допускали в спецслужбы, на высшие уровни и так далее. Всегда сторонились, и постоянно все было направлено на подавление возможного сопротивления крымских татар, которого в принципе никогда и не было. Люди просто боролись за элементарные права свои как граждане. Вне зависимости от того, это Украина или Российская Федерация. Вот моя характеристика данному факту. Другого выбора на тот момент не было.

Что касается меня сегодняшнего, то я развиваюсь. Езжу по всей стране, разным субъектам РФ, работаю, получаю разнообразный опыт, который, надеюсь, когда-нибудь пригодится в Крыму.

«Все, что нужно крымскому татарину сегодня — это стабильность» «Все, что нужно крымскому татарину сегодня, — это стабильность» Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

«Я НЕ СТОРОННИК ЛАЯТЬ В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ»

— Меджлис крымских татар запрещен в России, против его лидера Рефата Чубарова действуют санкции правительства нашей страны. Но правильно ли мы понимаем, что заменить эту структуру в нынешнем Крыму некем и нечем?

— Очень многие пишут: «Запрещенная организация». Но меджлис не относится к террористическим организациям, надо понимать, это же разные вещи. А запрещенных организаций в Российской Федерации иного толка очень много. Это политика государства. Оно таким образом пытается регулировать внутреннюю политику и так далее. Поэтому ничего такого вообще здесь не вижу. Это раз.

Во-вторых, сам был свидетелем, как по линии МИД проходили государственного уровня встречи, допустим, с запрещенными организациями Афганистана. Ну бывало? Да. Поэтому говорить о том, что меджлис сегодня запрещен… А вот может так получиться, что пройдет короткое время и кто-то сядет за какие-то переговоры? Может быть? Да. Это террористическая организация? Нет! И я перед вами сижу — один из руководителей когда-то Алуштинского регионального меджлиса. Меня туда кто-то назначал? Нет. Я туда избирался. Мне мандат давали люди, они приходили и просто голосовали: дают мне возможность говорить от их имени или нет. Я это вот так вижу. Как любая структура, она формировалась, какие-то свои мнения транслировала от имени народа, говорила о каких-то проблемах и так далее. Назвать систему плохой или той, которая направлена на дестабилизацию, у меня не поворачивается язык и не повернется никогда. Выехали из страны несколько десятков человек, членов меджлиса, 2 тысячи с лишним остались в Крыму. Понимаете разницу?

— Нужно налаживать контакт с теми, кто остался на украинской стороне?

— А контакты не потеряны. Вопрос у меня возникает: кому мешает то, что говорит меджлис? К этому нужно относиться как к хорошей конструктивной оппозиции. Когда ты видишь, что человек по-другому мыслит, критикует твою работу, говорит о твоих слабых местах, на мой взгляд, его нужно не душить, а дать возможность еще больше показать, что тебе надо исправить. Но кто-то выбирает другие методы, кто-то считает, что лучше одеть кого-то в желтую майку лидера, дать ему микрофон и сказать: «Лай в обратную сторону». Вот я не сторонник лаять в обратную сторону.

На самом деле те, кто посоветовал упразднить или запретить саму структуру меджлиса, — это люди, которые не умеют думать вперед. Структура была рабочая, имела возможность и делать, и думать, и говорить.

— Как вы думаете, почему все-таки России не удалось договориться со всеми лидерами крымских татар, ведь до последнего говорили и с Джемилевым, и с Чубаровым?

— Так не бывает. Где вы видели единое мнение? Даже сегодня у нас яркий пример — Конституция России. Мы все любим Родину, но все по-своему воспринимают изменения. И не менее 25–30 процентов населения выразили свое отрицательное мнение. Что мы должны сделать? Как президент России сказал, «нет» — тоже наш житель, но мы сделаем так, чтобы он поверил, что это было правильно.

Кто-то для себя решил, что крымские татары — это небольшая группа людей, объединенных по каким-то интересам, которых можно просто физически или идеологически сейчас склонить, и все они должны прийти и поклониться. Не будет такого. Не было и не будет. Все, что нужно крымскому татарину сегодня, — это стабильность. Ему необходимо понимать, что его ребенок ходит в школу, изучает свой родной язык, что у него есть социальные гарантии, что ничего ему не грозит, что он может спокойно по асфальту зайти домой, включить свет, потому что есть электричество, открыть кран, потому что есть вода.

— А со стороны кажется, что все крымские татары предельно политизированы.

— Если это станет муссироваться постоянно, то продолжит казаться. Если не будут раздувать — не станет подобного. Если правильно вести внутреннюю политику на уровне субъекта и решать все вопросы, которые возникают по комфортному проживанию внутри этого субъекта, то скажите мне, кому будет некомфортно? Разве мы не обладаем государственностью фактически? Имея Конституцию в виде республики, государства, которое на договорных началах является субъектом Российской Федерации. Какие проблемы? Значит, все-таки вопрос не в крымских татарах, а в подходе, который реализуется.

«Когда касается интересов общества, интересов моего народа, конечно же, будешь предпринимать шаги или действовать, работать» «Когда касается интересов общества, моего народа, конечно же, будешь предпринимать шаги или действовать, работать» Фото: Андрей Титов

«А ТО ГОВОРЯТ: «ВСЕ ДАЛИ». Я ЧАСТО ЭТО СЛЫШУ»

— Земельные вопросы, которые будоражили Крым с конца 1980-х, хотя бы частично решены?

— Процесс этот бесконечный. Проблема данного вопроса в одночасье, конечно же, не решится, но природа же у нее есть. Никто не задавался вопросом: почему татарин — крымский? Он требует дать ему кусок земли, ему нужно где-то жить. У него есть дети. Это раз. Второе, он вернулся домой. Где-то продал, где-то вообще отдал Средней Азии или еще кому-то свое имущество. И не по специальному указу, и не по возмещению всех этих потерь, которые были, а просто сам на голую землю приехал и хочет жить. Ну простая же логика? Значит, все-таки нужно подойти к этому вопросу таким образом, чтобы людям предоставить такую возможность, либо обеспечить их жильем, либо профинансировать на определенных этапах. Эту возможность дайте людям, и вопрос закроется. Постоянно этого не будет, но существовало поколение, которое просто необходимо было этим всем обеспечить.

А то говорят: «Все дали». Я часто это слышу. Что такое «все дали»? Вот давайте просто подумаем, что это такое. Я как жил в своем доме у родителей, так и живу. Никто мне ничего не давал. Как ходили дети в школу, так и ходят. Что такое «все дали»? Мечеть построена? Когда кто-то рассказывает мне про мечеть, я хочу всем напомнить: «Ребята, мечети строятся по всей России. Сотнями, тысячами. Они строятся на деньги меценатов». Кто все дал? Государство? Или государство в лице региональной власти считает: если они дали разрешение на постройку — это «все дали»? То есть тогда получается, можно построить церковь и сказать христианам: «Все дали». Это глупость полная. А про качество выполнения федеральных целевых проектов мы с вами уже поговорили.

— Вы ждете, что вас позовут во власть в Крыму? Все-таки у вас серьезный управленческий опыт, включая вице-премьерскую должность в Карачаево-Черкесии. Или у вас на родине слишком сложные отношения на личном уровне?

— Любые личные отношения дают свой эффект, положительный или отрицательный. К сожалению, договориться за пределами Крыма мне гораздо легче и получить опыт намного проще. Не потому что в Крыму все сложно, а потому что там люди делятся по ситуации «ты вот только с тем» или «ты под тем» и т. д. Я не привык себя ассоциировать «под кем-то» или «с кем-то». Могу только быть полезным обществу, работать как чиновник, могу воспринимать своего руководителя как руководителя, а не как национальность или вероисповедание. У меня другие взгляды.

Да, меня пытаются подвести под то, что или я с кем-то, или вот моя граница. Она ровно там, как это прописано в моем трудовом договоре или в законе Российской Федерации. Других границ для меня не существует. Мы уже не говорим про то, что есть и законы Всевышнего.

А работать в Крыму… Ну будет такая возможность… Сегодня есть Сергей Аксенов — руководитель, принимающий решения, завтра будет кто-то другой. Если такая возможность появится, конечно же, стану работать на благо республики. Это однозначно.

— Как думаете, все-таки вы можете со своими оппонентами вроде Горного встретиться не в суде, не на ринге, а где-то за чашкой чая, чтобы обсудить накопившиеся претензии?

— Знаете, давно уже убежден, и старшие товарищи всегда так подсказывали, что не менять свое мнение может только дурак. Ты понимаешь, что на определенном этапе всегда появляются новые мысли, ты что-то мог не понимать, тебе могут старшие товарищи подсказать или иногда даже младшие, разницы нет. Поэтому теоретически для себя, конечно же, допускаю. С кем угодно могу сесть и беседовать.

Есть, правда, определенные жизненные принципы или шаги, которые действительно по складу своего характера или по своему отношению к жизни я просто не могу принять. Это касается лично меня. Но когда речь идет об интересах общества, моего народа, конечно же, будешь предпринимать шаги или действовать, работать.

— Ваш прогноз как человека, знающего ситуацию изнутри. Допустим, пройдет какой-то период — три-пять лет. Опять будет повод для такого же разговора, как наш сегодняшний, или что-то должно поменяться в Крыму?

— Не исключено. Еще раз: вся проблема, я обозначил ее ранее, в тех элитах и обществе, которое в Крыму сформировалось за несколько десятков лет до того, как Российская Федерация присоединила регион… Сергей Аксенов как управленец, как кризис-менеджер эффективен. Но не надо забывать, что еще есть целый пул тех, кто был до него и, возможно, будет после него. Они есть, и, к сожалению, некоторые из них меняться просто не хотят.