За полтора года «мусорная» реформа в Восточной зоне Татарстана, кажется, не дала ничего — нет ни раздельного сбора мусора, ни новых сортировочных станций, ни полигонов. Те же мусоровозы возят те же отходы туда же, но дороже. Региональный оператор «Гринта» отвечает критикам целым списком «объективных трудностей». Например, обязательного по закону договора на вывоз мусора до сих пор нет у 80% юрлиц, а жилищники якобы порой сообщают, что в их доме ноль жильцов.
«Мусорная» реформа проходит по всему Татарстану, однако обращает на себя внимание ситуация именно в восточной части республики, где регоператором стала «Гринта». Компания подверглась критике как местных властей, так и бизнеса
«Гринта»: юрлица не платят, ук химичат с количеством жильцов
Прошло полтора года с того момента, как в РТ стартовала «мусорная» реформа. Все это время звучит жесткая критика новой схемы со стороны как муниципалитетов, так и бизнеса в адрес региональных операторов, которые теперь единолично отвечают за обращение с твердыми коммунальными отходами. Отметим, что реформа проходит по всему Татарстану, однако обращает на себя внимание ситуация именно в восточной части республики, где регоператором стала «Гринта». Здесь компания подверглась открытой критике как местных властей, так и бизнеса, противоречия, которые, возможно, имеют место и в других местах, вышли наружу.
В самой «Гринте» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» перечислили несколько проблем, которые мешают ходу реформы, главная из них — уклонение юрлиц от заключения договоров на вывоз и сортировку мусора. По подсчетам организации, число уклонистов в Восточной зоне Татарстана составляет 80% от общего числа всех действующих юрлиц. Впрочем, надо уточнить, что речь в основном идет о малом и среднем бизнесе, крупные компании все же избегают обязанности заключить договор реже. Что же с уклонистами, то здесь, как считают в «Гринте», может помочь привлечение их к административной ответственности, чем должны заниматься муниципальные власти.
Также есть сложности с управляющими компаниями в ЖКХ, которые якобы зажимают деньги жильцов. На это же много лет жаловались энергетики, что в итоге привело к появлению независимого от УК республиканского расчетного центра. «Гринта» в этом смысле в начале пути — у компании нет данных даже о количестве людей, прописанных в жилых помещениях, поэтому она не всегда может корректно начислить плату. Например, рассказывают в «Гринте», был случай, когда УК в доме с тысячей квартир указала количество проживающих — 0 человек, это обнулило плату за вывоз мусора, который, однако, волшебным образом скапливался в баках. Еще одна головная боль регоператора — нехватка контейнерных площадок и контейнеров, дороги, не приспособленные для грузовиков массой в 30 т, и отсутствие регламента для раздельного накопления мусора.
Гендиректор «Гринты» Светлана Ярлыченко: «Согласно терсхеме, современная инфраструктура обращения с ТКО должна быть запущена в течение трех лет»
ТРИ ГОДА НА РАСКАЧКУ
Напомним, что суть «мусорной» реформы в замене старой «горизонтальной» схемы обращения с отходами на новую «вертикальную». Если раньше отходами занимались муниципалитеты — участвовали в установлении тарифов, разыгрывали тендеры, то сейчас вся власть и ответственность на определенной территории закрепляются за единой компанией. В Татарстане таких операторов два — «Гринта» (восток) и УК «ПЖКХ» (запад). Что изменилось? В первую очередь отменилось перекрестное субсидирование, когда бизнес платил за вывоз мусора намного больше, чем граждане. Плату за вывоз отходов начали высчитывать не с «квадрата», а с человека, тариф теперь дело региона, а не муниципалитета, а два оператора заняли место множества компаний. Эти организации должны вывозить мусор в соответствии с разработанной для региона схемой, строить обозначенные в ней объекты инфраструктуры — межмуниципальные и новые полигоны, станции сортировки отходов и пресловутый МСЗ.
В документации к тендеру, по которому «Гринта» одержала победу без конкурентов, значится, что объекты для обращения с ТКО должны возводиться поэтапно до 2026 года, свой статус регоператора фирма получила на 10 лет до 2028-го.
Что же должно быть построено? К 2022 году — пять межмуниципальных полигонов, самый крупный из которых под Елабугой. Полигоны также должны появиться в Лениногорском, Верхнеуслонском, Арском и Алексеевском районах. На каждом должен быть мусоросортировочный комплекс (МСК) плюс один МСК на мусоросжигательном заводе. Следом идут более мелкие объекты — 41 мусороперегрузочная станция (МПС) к 2022-му. Важно, что по схеме планируется две «установки для термического обезвреживания отходов» — при Елабужском и Лениногорском полигонах. По сути, это мини-МСЗ. Отметим, что, судя по всему, не все эти объекты должна строить «Гринта», т. к. половина из них находится на территории ответственности другого регоператора.
Схема же работы с отходами такова: мусоровозы собирают груз и направляют его на муниципальные станции перегруза, затем мусор уплотняют и везут на более крупной технике либо на сортировочную станцию «Мехуборки» под Челны, либо на полигон под Елабугой. На местах отходы сортируют и отправляют часть на захоронение, часть — на переработку. Таким образом заявлена серьезная цифра — к 2035 году доля отсортированных отходов должна дойти до 99%. Половина объема должна направляться на вторсырье. Еще один пункт реформы — установка в селах 32 тыс. контейнеров для раздельного сбора и еще 64 тыс. для ежедневного вывоза, пунктов приема вторсырья. Действующие же полигоны ТБО должны быть выведены из эксплуатации к 2033 году.
Почти ничего это пока нет, но и точка, после которой можно будет судить о конкретных итогах в виде работы развитой инфраструктуры, еще не наступила, ближайшая — 2022-й. У «Гринты» есть пара лет в запасе, хотя понятно, что за месяц до часа икс все запланированные объекты появиться не могут. Чтобы успеть, их надо проектировать, проходить слушания и строить в ближайшее время. На примере казанского МСЗ видно, что процесс даже до установки строительного забора небыстрый.
При этом большой временной лаг, который имеется у проекта, вызывает опасения экспертов: а не исчезнут ли операторы, собрав деньги, когда придет время отчитываться? Тем более что сумма набегает хорошая: плата за услуги регоператора за 10 лет, по расчетам в документации тендера, составит 27 млрд рублей. При этом авторы терсхемы оценили расходы «Гринты» на инфраструктуру примерно в 2 млрд рублей. И еще дополнительно 2,9 млрд на рекультивацию отслуживших свое свалок.
На самом старте реформы в «Гринте» поясняли, что первая цель — обеспечить качественный сбор 100% отходов, вторая — обработать ТКО с извлечением вторсырья. Для этого нужны доступные условия для раздельного сбора мусора для населения, а уже потом — сортировочные станции и прочая инфраструктура. То, что не пошло на переработку, должно отправляться на межмуниципальные полигоны. «Согласно терсхеме, современная инфраструктура обращения с ТКО должна быть запущена в течение трех лет», — поясняла летом 2018 года гендиректор «Гринты» Светлана Ярлыченко.
На рынке неофициально считается, что «Гринта» входит в орбиту интересов депутата Госсовета РТ Ирека Салихова — председателя совета директоров АО «Трейд ойл» (ранее «Ядран ойл»)
в альметьевске «мусорный» тариф вырос на 180%!
Но гладко было только на бумаге. Эксперты сразу же связали реформу с увеличением тарифа. Предстоящий рост платы как раз и объясняли тем, что затея требует серьезных вложений для развития инфраструктуры по обращению с ТКО. Единый тариф определил госкомитет по тарифам РТ в декабре 2018 года. Он составил 439,03 рубля за 1 кубометр мусора (с НДС). К слову, «Гринта» просила больше — 538,92 рубля за кубометр, а ПЖКХ — 568,16 рубля. Для сравнения: до этого УК «ПЖКХ» вывозила ТКО от населения за 297 рублей. В итоге, по подсчетам чиновников, тариф на вывоз и утилизацию мусора для населения с 1 января 2019 года вырос в Нижнекамске на 40%, в Челнах — на 30%, а в Альметьевске — на 180%!
О самой «Гринте» на момент старта реформы было известно мало. После объявления результатов тендера посыпались гневные комментарии о том, что, мол, компании от роду пара лет, уставной капитал составляет 10 млн рублей, а по списку работников всего ничего — 18 человек. «Гринта» была зарегистрирована в Челнах в 2016 году, сейчас местом регистрации значится Казань. Собственник — нигде ранее в бизнесе не засвеченный Сайфуддин Нуров, гендиректор — Ярлыченко, в прошлом региональный менеджер ООО «Метро Кэш энд Керри».
Первыми учредителями «Гринты» при ее создании были Ильнур Хузин (50%) — нынешний директор и учредитель «Камвторполимера», Дмитрий Серебренников — член совета директоров «Мехуборки», собственно ООО «Мехуборка групп», Нафися Аглямова и Мунавир Гимазетдинов — гендиректор известной в Челнах строительной фирмы «Подряд» и участник нескольких обществ из группы «Мехуборка». И сама «Гринта» два года назад называлась недвусмысленно — ООО «Мехуборка-Прикамье». Однако, как отмечала Ярлыченко еще в 2016 году, корни с федеральной «Мехуборкой» обрублены.
Сейчас на рынке неофициально считается, что «Гринта» входит в орбиту интересов депутата Госсовета РТ Ирека Салихова — председателя совета директоров АО «Трейд ойл» (ранее «Ядран ойл»).
Один из пунктов реформы — это уравнивание в плане оплаты за вывоз мусора юридических и физлиц. Если раньше юрлица отдавали больше, то теперь платят одинаково с жителями многоэтажек (в расчете на человека)
КЛУБ НЕДОВОЛЬНЫХ: БИЗНЕС, ПЕРЕРАБОТЧИКИ, МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ
Один из пунктов реформы — это уравнивание в плане оплаты за вывоз мусора юридических и физлиц. Если раньше юрлица отдавали больше, то теперь платят одинаково с жителями многоэтажек (в расчете на человека). Бизнес должен был выиграть, но по прошествии полутора лет не похоже, что он испытывает радость относительно нововведения. Показательна здесь история с предпринимателем из Нижнекамска Рафисом Мустафиным, которому принадлежит подавляющее количество ТЦ в городе. Бизнесмен недавно написал письмо главе СКР Александру Бастрыкину с жалобой на «Гринту». Предприниматель сообщил, что ему предложили платить за вывоз мусора в 911 раз больше, чем он тратил до этого. Разницу он объясняет тем, что раньше сортировал мусор и зарабатывал на вторсырье, вывозя на свалки лишь часть отходов.
У «Гринты» своя точка зрения на ситуацию. В компании отмечают, что Мустафин не предоставляет документов и не заключает обязательного по закону договора, чем мешает правильным расчетам стоимости услуг. Более того, в организации заявляют, что сотрудники ТЦ якобы вываливают отходы в контейнеры соседних многоквартирных домов, а значит, за мусор Мустафина платят другие люди. «Гринта» предложила предпринимателю организовать изолированные площадки возле ТЦ и платить по факту накопления, но, по словам пресс-службы регоператора, предприниматель на это не согласился. Бизнесмен настаивает, что отходы, которые не пошли во вторсырье, он вывозит сам, т. к. у него есть на это лицензия. В «Гринте» же поясняют, что ни один полигон принимать ТКО от кого-либо, кроме регоператора, не имеет права. Так или иначе, спор зашел в тупик, «Гринта» пытается взыскать с Мустафина более 80 млн рублей за два года.
Как сообщают наши источники в бизнес-сообществе Нижнекамска, недовольных из-за роста тарифа предпринимателей в городе немало, но, кроме Мустафина, никто судиться не планирует из-за скромных сумм — дешевле заплатить. Споров в арбитраже действительно немного. В картотеке за два года можно найти девять исков «Гринты» к УК и расчетным центрам Казани и Альметьевска. Два из девяти — иски к Мустафину.
Переработчики мусора также в числе критиков «Гринты», т. к., по сути, остались не у дел с приходом регионального оператора. Если раньше они самостоятельно собирали отходы с организаций, сейчас те обязаны заключить договор только с регоператором. В итоге первые остались без сырья. Однако некоторые умудряются все же обходить закон, в итоге макулатура или пластик идут к переработчикам в обход регоператора. Главная же претензия компаний к «Гринте» состоит в том, что ценное для них вторсырье поступает без сортировки на свалки.
Мэр Челнов Наиль Магдеев: «Нам не доверяют даже мусор собирать. Горько, смешно, но это так»
Если ссоры с бизнесом ожидаемы, все-таки предприниматели тратят деньги, то конфронтация «Гринты» с главами районов открывает другой пласт проблем. Напомним, что мэр Челнов Наиль Магдеев несколько раз довольно откровенно высказывался по поводу новой схемы. «Нам не доверяют даже мусор собирать. Горько, смешно, но это так. Тема довольно сложная. Мы так с региональным оператором не договаривались. Мы уславливались на уровне руководства республики, что предприятия малого бизнеса, работающие в сфере переработки и сортировки твердых коммунальных отходов, будут трудиться вне зависимости от выбора регионального оператора», — говорил Наиль Гамбарович во время одной из встреч недовольных мусоропереработчиков с «Гринтой».
Самым же резким высказыванием градоначальника были слова по поводу прошедших полутора лет с начала реформы. «Если рассматривать, что изменилось за полтора года, могу сказать, что, кроме тарифа, ничего. Какой был полигон, такой и остался, как и мусоровоз в „Челныкоммунхозе“. Нам обещали золотые горы, что придут, начнут строить. Ничего этого нет. Говорили о проектах, а получили прожекты. Тем, кто обещал, кто схему утверждал, задавайте вопросы. К 2037 году можно много чего обещать, а деньги сегодня собираем», — заявил Магдеев во время недавнего выездного заседания комитетов Госсовета РТ в Челнах. Еще жестче обвинял «Гринту» на том же собрании депутат и руководитель УК «Уютный дом» Марат Нуриев: «Вы взялись за данную работу, выгнали с этого рынка всех частных ребят, которые трудились и не спрашивали ничего ни у Магдеева, ни у Тыгина. А вы пришли: „Дайте нам вот это, дайте нам вот то!“».
«Практически все полигоны Восточной зоны Татарстана оснащены системой весового контроля, полигоны в Набережных Челнах и Азнакаево признаны лучшими в республике»
«ГРИНТА» отказалась от сжигания мусора
В итоге по прошествии полутора лет к «мусорному» регоператору накопилось много вопросов. «БИЗНЕС Online» попросил компанию «Гринта» ответить на них. Надо отдать должное, в восточном регоператоре не стали заниматься отписками и довольно подробно изложили свое видение хода «мусорной» реформы.
По поводу роста расценок в «Гринте» отметили, что тариф, помимо захоронения мусора, стал включать в себя транспортирование, обработку и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Раньше этого не было, отсюда и рост.
Также в «Гринте» отмечают, что в Татарстане один из самых низких тарифов в России. Например, в Нижегородской области с 1 июля тариф составляет 636 рублей, в Кировской — 775, в Московской — 893. «Любые новые меры экологической безопасности всегда приносят дополнительные затраты, которые отражаются в тарифе. Конечно, дешевле всего закопать мусор на полигонах, но подобное недопустимо, если мы заботимся о природе, здоровье наших детей и всех будущих поколений. Причем будет неправильно все эти затраты переложить на плечи граждан. Мы допускаем возможность, например, государственного софинансирования», — поясняют в компании.
Что касается оценки промежуточных результатов реформы, то в «Гринте» полагают, что у таковой все-таки имеются важные достижения. В компании объясняют, что одна из целей реформы — налаживание учета ТКО, исключение — появления несанкционированных свалок. Для этого регоператор заключил договоры с 13 транспортными компаниями, с двумя мусоросортировочными комплексами и 20 полигонами. «Сегодня транспортные компании — это надежные перевозчики, имеющие лицензию, парк спецтехники, штат высококвалифицированного персонала, которым невыгодно сваливать отходы в ближайший лес или овраг. Благодаря наличию управленческого звена в лице регионального оператора они получают расчет за оказанные услуги только после приемки их отходов и предоставления всех необходимых форм отчетности, включая данные системы „ГЛОНАСС“», — пояснили в пресс-службе «Гринты».
Обновляются мусорные контейнеры. В прошлом году в Восточной зоне Татарстана установили 3,5 тыс. новых евроконтейнеров, сейчас закупают еще 1,7 тыс. штук. Но этого недостаточно, считают в компании. По разным оценкам, потребность на востоке республики — 9,5 тыс. штук, а 1,7 тыс. контейнеров надо ежегодно обновлять, поэтому сначала заменяют наиболее ветхие.
«Практически все полигоны Восточной зоны Татарстана оснащены системой весового контроля, полигоны в Набережных Челнах и Азнакаево признаны лучшими в республике. Три города Восточной зоны республики — Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск — попали в рейтинг 200 городов России по чистоте и своевременности вывоза отходов», — утверждают в «Гринте».
По версии регоператора, еще одно достижение реформы — доступность услуги по вывозу мусора отдаленным сельским районам (понятно, почему этого не ценят мэры крупных городов). «Сейчас даже самые отдаленные и труднодоступные населенные пункты Восточной зоны Татарстана получают услугу. В этом направлении „Гринта“ совместно с муниципалитетами проделала огромную работу. Мы фактически вручную анализировали кадастровую карту, делали запросы в Росреестр», — отмечают в пресс-службе регоператора. Заключено порядка 22 тыс. договоров с юрлицами на вывоз мусор. Другие прописанные в территориальной схеме объекты остаются в планах.
В «Гринте» признают, что нерешенной остается проблема с опасными отходами. «Действительно, региональные операторы по обращению с ТКО не отвечают за отходы других классов опасности. Этим занимаются другие компании. В некоторых городах Татарстана возле наших контейнеров стоят специальные емкости для батареек и прочих опасных отходов. Мы только приветствуем подобное соседство», — пояснили в компании.
В Челнах на сортировку попадает 100% «смешанного» ТКО. Это примерно 190 тыс. т отходов. Во вторичное использование идет около 8% от объема ТКО
Аналогична и ситуация со сбором вторсырья. В «Гринте» поясняют, что раздельный сбор практикуется вместе с партнерами — чаще всего с «Мехуборкой» — в ряде городов. О полномасштабном сборе вторсырья, отмечают в регоператоре, пока говорить рано, т. к. раздельное накопление отходов до сих пор не закреплено в законодательстве. Право регулирования взаимоотношений в данной сфере преимущественно делегировано субъектам РФ, говорят в «Гринте», в результате для работы нужны совместные решения регоператора, региональных властей, управляющих компаний, тарифного комитета и самих потребителей услуги.
«Несмотря на упоминание регионального оператора в качестве участника организации раздельного накопления отходов, четкая формулировка того, что он должен делать, отсутствует. Посудите сами: ответственность за оборудование контейнерных площадок не закреплена за регоператором, покупка контейнеров ограничена 1 процентом от валовой выручки, раздельное накопление отходов непосредственно связано с увеличением расходов. Появится необходимость использования большего количества мусоровозов, контейнеров, увеличения штатной численности сотрудников, особое внимание потребуется уделить внедрению технических решений по контролю за процессом накопления отходов, например установке камер видеонаблюдения и фиксации нарушений с последующим решением всех вытекающих вопросов», — перечисляют причины сложностей с раздельным сбором мусора в РТ в «Гринте».
Впрочем, как заверяют в компании, в Челнах на сортировку попадает 100% «смешанного» ТКО. Это примерно 190 тыс. т отходов. Во вторичное использование идет около 8% от объема ТКО, потому на свалки не попадает, например, пластик. «Однако вторсырье нужно не просто собирать и продавать. Необходимо налаживать грамотное производство полезных и востребованных товаров с высокой добавленной стоимостью», — указывают в «Гринте».
«Что мешает раздельному сбору мусора? Нежелание регионального оператора заниматься этим, потому что он не является переработчиком»
«РЕГОПЕРАТОРЫ ПРИШЛИ И ОТОБРАЛИ ЧАСТЬ РАБОТ У КОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ вели деятельность РАНЬШЕ»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов отрасли и непосредственных потребителей услуги — власти на местах — подвести промежуточные итоги «мусорной» реформы.
Азат Хамаев — председатель комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ:
— С приходом регоператоров по ТКО работа не улучшилась, что было озвучено главами муниципальных образований. Сегодня регоператоры отобрали часть бизнеса у тех компаний, которые вели деятельность на этом рынке раньше. У регоператоров в тарифах не учтены переработка и утилизация отходов — только сбор, транспортировка на полигон и хранение. Без переработки и сортировки ситуация не улучшится.
Как справляется «Гринта»? Она оказывает те услуги, которые прописаны в регламентах, — собирает у управляющих компаний мусор и отправляет на захоронение. То, что раньше делали разные компании, сегодня осуществляет один регоператор.
По проблемам раздельного сбора мусора есть обращения к нам в комитет. В этом плане есть разные вопросы и по Восточной зоне, и по Западной. У «Гринты» вообще нет раздельного сбора мусора.
Никаких улучшений от реформы нет, изменений в лучшую сторону население не почувствовало. Чтобы подобное изменить, регоператору надо сесть за стол переговоров с теми организациями, которые до этого работали на рынке.
Фарид Башаров — генеральный директор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов:
— Тариф вырос, но, по-моему, схема по факту осталась прежней. Тех операторов, которые были, переподчинили региональному оператору. Я как руководитель Торгово-промышленной палаты, который тоже вывоз твердых коммунальных отходов оплачивает, знаю одно: у нас затраты выросли. Не в разы, конечно, но на значимые проценты. Прямых обращений и жалоб на действия регионального оператора в ТПП не поступало, но, естественно, бизнес недоволен тем, что за одно и то же количество мусора, а может быть, и меньшее, так как люди стали относиться разумнее, поскольку тарифы выросли, приходится платить больше. Тем более что в пандемию офисы и предприятия не генерировали отходы, а плата за вывоз мусора не изменилась. Как же можно этому радоваться?!
Тема утилизации отходов важна. Мы генерируем все больше и больше мусора, негативно воздействуя на окружающую среду. Требования по обязательной упаковке товаров, возложение обязанностей по утилизации на самих производителей упаковки — все необходимо делать. Но подобное в конечном итоге отражается на покупателе, это добавляется в стоимость. Потом еще тариф переработчика отходов добавляется. Итого все ведет только к повышению цены на продукцию.
Искандер Гиниятуллин — заместитель руководителя исполкома Казани:
— В Казани на этом этапе важным результатом стало увеличение числа договоров с «производителями» отходов, выявление неплательщиков, их легализация, а значит, сокращение серого рынка обращения с отходами. Региональным оператором, надзорными органами, исполнительным комитетом проведена большая работа по «инвентаризации» мусорообразователей. С ними заключены договоры, организован сбор и вывоз мусора. Итогом стало сокращение числа несанкционированных свалок в столице РТ, на ликвидацию которых ежегодно расходуются немалые бюджетные средства.
Что касается иных итогов, то в Казани основные инфраструктурные мероприятия реформы были выполнены более 10 лет назад, когда заработала новая муниципальная схема обращения с отходами, в городе был организован их сбор и установлены современные контейнеры, появились мусоросортировочные и перегрузочные станции (МПС), реализована двухстадийная схема вывоза мусора, когда небольшие мусоровозы собирают отходы на МПС, где происходит отделение и измельчение крупных и сортировка перерабатываемых фракций с последующим вывозом так называемых хвостов на вновь построенные современные полигоны крупнотоннажными машинами по объездной дороге без перегрузки улично-дорожной сети.
Опять же мы сами, не дожидаясь федеральных реформ, начали внедрение раздельного сбора отходов сначала в одном из районов города, а потом и во всей столице Татарстана. Регоператор Западной зоны республики, куда входит и Казань, ПЖКХ, в целом справляется со своей работой. Имеющиеся замечания мы разбираем на еженедельных штабах по вопросам ЖКХ.
Я считаю, что недостаточно внимания уделено вопросам переработки вторичного сырья. В настоящее время перерабатывающая отрасль не развита, предприятий мало, многие виды вторичного сырья на переработку просто не принимаются ввиду либо отсутствия технологий, либо низкой рентабельности. Необходимо формировать платежеспособный спрос на вторичное сырье, предусмотреть меры финансовой поддержки переработчиков вторичного сырья.
Территориальные схемы обращения с отходами подразумевают создание комплексных экотехнопарков, включающих переработку вторсырья, однако федеральная реформа не предусматривает целевого финансирования этих проектов, рассматривается возможность субсидирования части расходов, в то время как на их реализацию во многих субъектах РФ нет денег, а значит, регоператору приходится рассчитывать на собственные средства, источником которых является тариф, рост которого строго ограничен законодательством.
Больше внимания стоит уделить вопросу сокращения объемов отходов — запрету одноразовой упаковки, замещению неперерабатываемых видов сырья более экологичной продукцией. Эффективным решением может стать введение залоговой стоимости для отдельных видов тары, как это успешно работало в недавнем прошлом в отношении, например, стеклопосуды.
Система разрушена не в результате реформы. Реформа позволяет ее возродить, как это мы, например, делаем в Казани. Но для полного успеха необходимо выполнение многих условий, и в числе первых, как я уже говорил, — возрождение перерабатывающей отрасли, причем именно в промышленных масштабах. Известны цифры образования отходов в Казани — это более 1,6 тысячи тонн ежедневно! Да, мы знаем о наличии в городе ряда небольших производств продукции из вторичного сырья, но при всем к ним уважении они просто не в состоянии переработать эти тысячи и тысячи тонн.
Я уже говорил, что в Казани значительная часть инфраструктуры была построена еще до реформы. Тем не менее ее планомерное развитие продолжается — в прошлом году заработала вторая карта полигона ТКО на улице Химической, в городе строятся удобные контейнерные площадки, завершена рекультивация Самосыровской свалки, готовится проект рекультивации полигона ЗАО «КЭК». По плану идет реализация проекта строительства завода по термической переработке отходов в энергию, который является составной частью системы цивилизованного обращения с отходами — раздельного накопления, сортировки и переработки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 156
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.