Татарстанские Kama Tyres намерены проехать там, где финские Nokian не прошли. Накануне стало известно о сроках запуска нового шинного проекта, который реализуют совместно с «Татнефтью», — завод будет построен в Казахстане в сотрудничестве с «СарыаркаАвтоПром», казахским аналогом ВАЗа. «Татнефть» обещает вложиться в завод и технологиями, и финансами, а взамен для нее открываются рынки всей Средней Азии. Об очередной попытке «Татнефти» расширить сферу влияния — в материале «БИЗНЕС Online».
Проект предусматривает строительство в Казахстане нового шинного завода. Планируемая мощность — 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в год
ШИННАЯ ЭКСПАНСИЯ В КАЗАХСТАН
Накануне в Нижнекамске высадился представительный правительственный десант из Казахстана: делегация, возглавляемая вице-премьером страны Романом Скляром, посетила ПАО «Нижнекамскшина». Визит оказался весьма продуктивным — по итогам осмотра шинного предприятия стороны договорились создать в Казахстане совместное производство автомобильной обувки. Свои подписи под соглашением о намерениях и дорожной картой поставили генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов и Андрей Лаврентьев — председатель совета директоров группы компаний «Аллюр». Поскольку журналистов на историческое событие, увы, не позвали, реконструировать детали мероприятия корреспонденту «БИЗНЕС Online» пришлось по пресс-релизам.
Проект предусматривает строительство в Казахстане нового шинного завода. Планируемая мощность — 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в год. «Запуск производства ожидается в 2022 году. В рамках проекта будет создано порядка 800 рабочих мест с учетом смежных отраслей», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства РТ. Отмечается, что автомобильные шины будут направляться на первичную комплектацию автомобилей, производимых в Казахстане, на вторичный рынок, а также на экспорт в страны ближнего зарубежья.
В «Татнефти» нам сообщили, что компания как стратегический партнер будет вкладывать в проект не только технические и кадровые, но и финансовые ресурсы. Правда, пока объемы денежных вложений остаются за кадром, в компании такую таинственность объясняют тем, что проект находится на стадии переговоров. Известно лишь, что на развитие всего «покрышечного» бизнеса «Татнефти» на 2020 год было заложено 20,4 млрд рублей. Впрочем, не исключено, что коронавирус вкупе с падением цен на нефть и сделкой ОПЕК+ заставил компанию несколько скорректировать инвестиционные планы.
Китайская компания Doublestar тоже запустит производство шин. Если оба проекта состоятся, то им придется бодаться на одном рынке
Интересно, что на данный момент в Казахстане шины вообще не производят. Единственный шинный завод, который был построен в Шымкенте еще в советские времена, закрыт. За последние пять лет о планах построить завод в Казахстане объявляли финская Nokian Tyres, индонезийская Multistrada Arah Sarana, но проекты так и не были реализованы. По оценкам Nokian, емкость рынка шин в Казахстане в 2014 году составляла 3,5 млн шин в год (более свежих данных, к сожалению, нет). Если сегодняшние цифры с ними сопоставимы, это означает, что покрышки «Татнефти» в перспективе могут претендовать на весь казахстанский рынок.
Впрочем, есть одно но. Буквально месяц назад стало известно, что китайская компания Doublestar тоже запустит производство шин на базе мощностей бывшего завода резинотехнических изделий в городе Сарань Карагандинской области, и тоже к 2022 году. Мощность производства заявлена практически такая же, как и в «татнефтевском» проекте: 3 млн шин для легкового автотранспорта и 500 тыс. шин — для специализированной техники в год. Планируется создать 1 тыс. новых рабочих мест. Известен и объем инвестиций в китайский проект — 75 млрд тенге, или около 13 млрд рублей. Интересные данные, учитывая, что производственные параметры двух проектов схожи, практически как близнецы-братья. Если оба проекта состоятся, им придется бодаться на одном рынке.
экспорт шин — на миллиард рублей
Для самой «Татнефти» запуск нового производства прежде всего означает развитие присутствия на рынках Казахстана, а также расширение сбыта в странах Средней Азии. Целевые показатели по объемам экспорта татарстанских шин после запуска нового завода предсказуемо не раскрываются, но, как подчеркнул сегодня на встрече с зарубежной делегацией премьер-министр РТ Алексей Песошин, только в первом полугодии 2020 года «Татнефть» поставила в Республику Казахстан шинной продукции на сумму более 1 млрд рублей.
Сегодня шинный бизнес ПАО «Татнефть», работающий под брендом Kama Tyres, обеспечивает около 20% рыночного спроса в РФ
Всего же, по словам премьера, сегодня шинный бизнес ПАО «Татнефть», работающий под брендом Kama Tyres, обеспечивает около 20% рыночного спроса в РФ. В 2019 году шинными предприятиями ПАО «Татнефть» было произведено более 10 млн шин, поставки татарстанской продукции осуществляются почти в 50 стран мира, при этом на внутренний рынок направляется 54% продукции.
Сегодня шинные активы «Татнефти» объединены под брендом Kama Tyres, ими управляет ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“». В бизнес-направление входят ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», АО «Нижнекамский механический завод», АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль), ООО «Энергошинсервис», ООО «Научно-технический центр „Кама“», ООО «Торговый дом „Кама“».
Как пояснили «БИЗНЕС Online» в нефтяной компании, виды шин, которые будут производиться на зарубежном заводе, еще не определены: продуктовая линейка прорабатывается с учетом особенностей рынка Казахстана и экспортного потенциала. Непонятен и бренд, под которым будет налажен выпуск шин, — он также будет определяться совместно с партнерами. Вопросы поставок сырья «предстоит проработать».
Компания «Аллюр» является акционером ТОО «СарыаркаАвтоПром». Это для жителей России название малоизвестное, однако в своей стране «СарыаркаАвтоПром» — крупнейший автопроизводитель и автодилер. Как сообщают казахстанские СМИ со ссылкой на пресс-службу министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, на долю ТОО в 2019 году пришлась половина всей произведенной в стране автотранспортной техники — 25,8 тыс. единиц. В 2020 году предприятие планирует увеличить объем производства до 51,4 тыс. штук.
«СарыаркаАвтоПром» было образовано в 2010 году российским предприятием Sollers (51%) и казахстанской СПК «Сарыарка» (49%). В 2012 году долю Sollers выкупило ТОО «Аллюр Авто». Автозавод, расположенный в Костанае, производит автомобили брендов JAC, Peugeot, IVECO, ANKAI, Hyundai, Ravon, Chevrolet Niva. По данным казахстанского Forbes, учредителями компании являются ТОО «Аллюр Авто» (88%) и АО НК «СПК «Тобол» (12%). «Аллюр Авто», в свою очередь, принадлежит Юрию Цхаю — 52,22%, Андрею Лаврентьеву (№45 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) — 22,38%, АО Baiterek Venture Fund — 15,50% и АО «Банк развития Казахстана» — 9,90%.
В 2019 году шинными предприятиями ПАО «Татнефть» было произведено более 10 млн шин, поставки татарстанской продукции осуществляются почти в 50 стран мира, при этом на внутренний рынок направляется 54% продукции
Давняя мечта «татнефти»
Совершить шинную экспансию за пределами России — давняя мечта «Татнефти». Так, в четвертом квартале прошлого года компания объявляла о вхождении в шинный бизнес Узбекистана, а точнее, в ООО «Биринчи резинотехника заводи» («Первый резинотехнический завод»), в котором нефтяники Альметьевска хотели получить 51% акций. Маганов сообщал тогда, что инвестиции в предприятие могут составить не менее полумиллиарда долларов. Ожидалось, что стороны создадут совместное предприятие на базе БРЗ в следующих долях: ПАО «Татнефть» — 51%, АО «Узкимёсаноат» — 49%. Гендиректор «Татнефти» отмечал, что узбекская сторона планирует участвовать в СП активами (там-то производство было уже построено), а российская компания — деньгами. Однако пока проект поставлен на паузу. Официальная позиция руководства «Татнефти» по этому вопросу — «идет переговорный процесс».
В истории татарстано-казахстанских отношений немало славных страниц, и «Татнефть» в них играет не последнюю роль. Так, в 2012 году был подписан меморандум, по которому специалисты казахстанской нефтяной компании «Озенмунайгаз» и «Татнефти» внедряли в производство новые технологии. В ноябре прошлого года Маганов и председатель правления «КазМунайГаза» Алик Айдарбаев подписали дорожную карту о сотрудничестве. Документ предполагает использование опыта добычи татарстанской нефти в нефтегазовой отрасли Казахстана и даже создание совместного предприятия по нефтедобыче. Будем надеяться, что давний опыт сотрудничества будет учтен и после строительства нового шинного предприятия татарстанские покрышки станут пользоваться повышенным спросом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.