«…и под крыльями Его будешь безопасен…» (Пс. 90:4)

Вера — это последнее что остается у человека, самое близкое и сакральное. В обозримой перспективе этноконфессиональный фактор в жизни татарстанского общества, безусловно, будет усиливаться. Мы живем в эпоху, когда идентичность не просто не теряет своей актуальности, но и становится еще более важной составляющей бытия. Кризисы и потрясения заставляют человека обращаться к корням, искать стержень внутри себя. Религия в этом плане выступает важнейшей составляющей, которая позволяет проходить через непростые времена, не потеряв лицо, с надеждой на лучшее будущее.

Татарстан — место, где ислам и православие ввиду двух крупнейших религиозных общин сосуществуют на протяжении почти пяти столетий. За это время на нашей земле сформировалась и поддерживается традиция мирного сосуществования разных культур и взглядов на мир. По некоторым вопросам подходы могут сводиться к разным позициям, в других — совпадать, а в третьих — причудливо переплетаться. В любом случае тема этнических и конфессиональных отношений не потеряет своей актуальности для республики в обозримой перспективе.

Цель всех, кто хочет видеть Татарстан преуспевающим, — сохранить  единство людей. И здесь я отмечу ряд моментов, которые необходимо иметь в виду, когда дело касается конфессиональной политики в Татарстане.

Доминирующие религиозные направления — ислам и православие — имеют разные системы координат. Если православная церковь определяется в основном в рамках русскоговорящего пространства, то ислам охватывает более обширную географию, выходя далеко за пределы границ России и СНГ. Поэтому татарстанская умма в той или иной степени будет нацелена на диалог на глобальном уровне. Выдающиеся татарские богословы XIX–XX веков в лице Шигабутдина Марджани, Ризы Фахретдина, Мусы Бигеева органично были встроены в дискуссии мировой исламской интеллектуальной элиты, являлись ее лицом. Болгарская исламская академия, появление которой вызвано потребностями отечественной уммы в собственных богословах, должна участвовать в дискуссиях, которые выходят далеко за пределы как Республики Татарстан, так и России. Этому, кстати, способствуют и миграционные процессы, в ходе которых этнические мусульмане из стран ближнего зарубежья приезжают в Татарстан и оседают здесь.

В настоящий момент исламский фактор в республике часто рассматривается в контексте внешнеэкономических связей республики. Безусловно, выстраивание взаимовыгодных отношений со странами мусульманского мира — важное направление. Но нужна и мягкая сила, идея, которая будет интересна как соотечественникам, так и представителям других стран. Очевидно, что лишь географическим расположением (тезис о «северном форпосте ислама») не удастся привлечь внимание, потому как исламские общины появляются и активно проявляют себя и в гораздо более высоких широтах. В этом смысле важно определить, какой интеллектуальный продукт будет предоставлен Татарстаном миру, какую идею станет отстаивать республика, и первостепенное — будет ли эта идея воспринята самими татарстанскими мусульманами, представителями других общин и приверженцами светских убеждений.

По моему мнению, существует некоторая проблема ограниченности контактов между двумя большими конфессиональными группами. Их лидеры обычно бывают вместе на официальных мероприятиях, но обычные верующие могут воспринимать представителей другой конфессии сквозь призму стереотипов.

Также светские люди обычно видят новости о конфессиональных общинах республики в исключительно религиозном контексте — здесь открыли мечеть, там собирают средства на строительство храма и т. д. Но деятельность по решению каких-то социальных пороков, которой также занимаются общины, выпадает из поля зрения, не так явно видна. Было бы хорошо это исправить и вовлечь в такую созидательную деятельность и светских людей.

В этой связи рискну озвучить идею, которая могла бы стать связующим звеном. Решение социальных проблем бедности, моральной деградации в виде пьянства и наркомании, ресоциализации осужденных, помощи пожилым и одиноким людям и другие созидательные инициативы способны сплотить людей независимо от их религиозных убеждений. Совместная работа над устранением этих пороков общества станет важной скрепой татарстанского общества. Деятельность в данном направлении отдельных общин, безусловно, заслуживает уважения. Если мы посмотрим на некоторые случаи в Татарстане и зарубежный опыт, то увидим, что церкви, исламские центры и другие организации, объединяющие верующих, уделяют значимое внимание теме благотворительности и созидания. Но, подойдя к этой теме на объединяющей все конфессии основе, мы вместе способны достичь по-настоящему синергетического эффекта.

Такая деятельность полностью соответствует положениям всех авраамических традиций и ценностям светского гуманизма о необходимости творить хорошие дела и способна объединить не только разные общины, но и людей, придерживающихся светских взглядов, ведь «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее…» (Коран, 10:26)

ЯЗЫК КАК ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Языковая политика на протяжении последних 20 лет в республике ознаменовалась провалом. И искать в этой проблеме «руку Москвы», которая пытается исключить этнический фактор в политике и сформировать тем самым общероссийскую идентичность, не нужно. За декларативными лозунгами и решениями в 2000-е годы не было главного — грамотно выстроенной программы обучения татарскому.

В результате мы имеем ситуацию, когда в семьях, где оба родителя — этнические татары, дети не говорят на родном языке, а в школах отношение к изучению татарского характеризовалось до недавних пор откровенным неприятием значительного числа учащихся и их родителей (часто тех же самых этнических татар).

Свою позицию по этому вопросу я уже обозначал ранее. Татарский язык должен быть в учебной программе в качестве обязательной дисциплины, но не в ущерб другим предметам. Методика преподавания должна быть переориентирована на разговорную практику, а не на заучивание грамматических правил, от которых реального толка в жизни немного.

Надо учить применять язык в жизни: «Как познакомиться с девушкой», «Как заправить автомобиль», «Как поспорить с соседом о смысле жизни», «Как рассказать бабушке, что такое интернет» и море других тем, вот что позволит языку жить!

Живой язык — это тот язык, на котором вы говорите, а не тот, что можно разложить на подлежащие и сказуемые — то, чему меня учат в школе несколько лет. И, безусловно, тот, кому потребуются более глубокие знания, найдет способ продолжить обучение самостоятельно, в том числе на соответствующей кафедре филфака.

Сейчас у Татарстана есть хороший шанс наверстать упущенное в языковой сфере. Как я уже отметил, проблемы идентичности становятся более явными, люди интересуются собственной историей, культурой. Глобализирующийся мир, который, казалось бы, должен был всех причесать под одну гребенку, наоборот, заставил многих задуматься о своих корнях.

В этой связи считаю также необходимым организовать бесплатные государственные курсы по изучению татарского и русского языков. Изучать языки полезно в любом возрасте. Чем больше мы знаем, тем богаче на положительные впечатления становится наша жизнь.

РАСИЗМ — ЭТО НЕ ПРО ЦВЕТ КОЖИ

В контексте этнонациональных отношений нельзя обойти вниманием миграционные процессы, которые носят объективный характер. В последние месяцы СМИ, обращаясь к происходящим на Западе событиям, много пишут про проблему расизма. Эта тема в контексте нашего государства не менее актуальна, пусть и со свойственной России спецификой.

Я уверен, что расизм — это прежде всего социальное отношение, вопрос власти одного над другим, а не просто собрание предубеждений на основе цвета кожи. Расизм проявляется в зависимости от того, какое социально-экономическое положение занимает человек, каким образом он встроен в юридическое поле государства. Отношение, например, к разнорабочему или кондуктору в автобусе родом из Средней Азии будет совершенно иным, чем к этническому узбеку – владельцу одной из крупнейших интернет-компаний России. Получается так, что расовая стигматизация привязывается к изначально шаткому социальному положению человека.

Очевидно, что такая ситуация имеет взрывоопасный потенциал. Во-первых, это отрицательно сказывается на единстве страны. Например, в Москве часто встречается ситуация, когда людям с неславянскими именами отказывают в сдаче квартиры в аренду. И неважно, что потенциальными арендаторами являются, например, татары, граждане России. Подобная ситуация способна внести серьезный раскол в этноконфессиональные отношения. Во-вторых, возвращаясь к важности идентичности в современном мире, отмечу, что нельзя исключать возможности коллективного действия со стороны тех, кто оказывается в положении дискриминируемых. Такие прецеденты в разных регионах России уже были. Нельзя допускать стигматизации, образования ложных стереотипов о «других», образования гетто.

Решением этой проблемы мне видится просвещение. Зачастую бытовые инциденты, из которых проистекают этнические конфликты, возникают на основе предубеждений людей, а предубеждения в свою очередь имеют базисом недостаток знаний и социального опыта. Как сделать так, чтобы такая задача по просвещению людей была эффективно решена, — этот вопрос требует детальной проработки. Первостепенную роль в этом играет семья, где воспитываются установки на добрососедские отношения, а также дошкольные и школьные образовательные учреждения. При этом у Татарстана здесь есть хороший задел, коим выступает традиция мирного сосуществования народов на одной территории.

Однако у обозначенной ситуации есть и другая грань. В приемную нашей партии поступают обращения о несправедливых трудовых отношениях на предприятиях. Зачастую согласные работать за более низкую оплату труда мигранты вытесняют местных жителей, рассчитывающих на иное вознаграждение за свой труд.

Как результат растет озлобленность, которая приводит к конфликтным ситуациям, в том числе и на основе этнических предубеждений.

И выход из этой ситуации может быть только в правовом русле. Даже если предприниматели имеют «рычаги воздействия» на отдельных чиновников, позволяющие им обходить законодательство (или чиновники создают такие «рычаги»), то необходимо добиваться справедливости через правозащитную деятельность в области трудового права и заставлять имеющиеся институты работать.

Проблема интеграции мигрантов — важнейшая из проблем ближайшего будущего для Татарстана, ведь межнациональные конфликты чреваты дестабилизацией социальной и политической обстановки в обществе. Только успешная адаптация мигрантов приводит к их ассимиляции и интегрированию в принимающее общество, в свою очередь адаптация невозможна в условиях растущей нетолерантности как следствия экономически-трудовых споров.

Этноязыковая и конфессиональная политики, как и любой другой курс, проводимый правительствами, — перманентный процесс. Даже достижение какой-то изначально заданной цели не означает того, что государство как минимум не должно реагировать на происходящие события.

Поэтому необходимо, чтобы затронутые проблемы решались государством и обществом последовательно, системно и совместно.

Возвращаясь к сформулированному в самом начале вопросу о том, как сделать многообразие максимально полезным для нас всех, отмечу исключительную важность созидательной совместной деятельности разных этноконфессиональных групп.

Все мы хотим жить в преуспевающей республике, в которой каждый чувствовал бы себя в безопасности и имел в своем распоряжении максимальные возможности для развития.

Только через познание друг друга, открытость новому и взаимодействие мы можем выстроить прочный базис для успешного развития Татарстана.

Альмир Михеев, кандидат на должность президента Республики Татарстан.