На прошлой неделе правительство Татарстана официально разрешило работу театров, но при определенных ограничениях. Первыми открыли свои двери для зрителей Тинчуринский, Камаловский и «Сдвиг». Корреспондент «БИЗНЕС Online» увидела, как рассаживают зрителей после пандемии, сколько стоят брендированные маски и кто поменял стулья на кресла.
Еще в июле министр культуры Татарстана Ирада Аюпова анонсировала возвращение спектаклей Камаловского театра в конце лета — оставалось только дождаться регламента Роспотребнадзора
АЮПОВА-КАРАБАС И КАШЛЯЮЩИЙ АКТЕР
Несмотря на то, что традиционно театральный сезон начинается в сентябре, из-за пропущенных четырех месяцев карантина некоторые театры поторопились открыться в последнюю декаду августа. Еще в июле министр культуры Татарстана Ирада Аюпова анонсировала возвращение спектаклей Камаловского театра в конце лета — оставалось только дождаться регламента Роспотребнадзора. Разрешение вышло, и на радостях министр с актерами казанских гостеатров снялась в забавном ролике для соцсетей: словно Карабас-Барабас (но добрый), Аюпова открывает двери пыльной кладовки, где томятся персонажи различных спектаклей, и со словами: «Граждане, отдохнули? Давайте работать», — выпускает их на волю.
Согласно постановлению правительства, основанному на тех самых рекомендациях, работа театров разрешается при заполнении зрительного зала не более чем на 50% и равномерной рассадке гостей. Кроме того, государственные и коммерческие организации должны надеть на сотрудников маски, дезинфицировать и проветривать помещения, установить антисептики и не пускать никого без средств защиты.
Согласно постановлению правительства, основанному на тех самых рекомендациях, работа театров разрешается при заполнении зрительного зала не более чем на 50% и равномерной рассадке гостей
Первым открыл сезон Тинчуринский — до этого труппа играла свои хиты на открытой сцене во дворе театра, где были расставлены стулья с соблюдением социальной дистанции, а роль кулис играли огромные баннеры. Разрешение показывать спектакли на закрытой площадке оказалось очень своевременным, потому что погода в августе стала по-осеннему холодной и не всякий театрал выдержал бы два часа на улице. 87-й сезон в театре начался с мартовской премьеры «Карурман» — первого татарского фэнтези режиссера Резеды Гариповой по пьесе, написанной ею совместно с Луизой Янсуар. Как и в марте, спектакль приняли на ура. Единственной забавной деталью стала инстинктивная реакция первых рядов на кашель отравленного Даяна би. Исполнительница главной роли Джайран Гузель Галиуллина праздновала тогда свой день рождения, и поздравить ее корзиной цветов пришла режиссер Диана Сафарова, так что, возможно, актриса получит важную роль в будущем спектакле Сафаровой в Тинчуринском.
Первым открыл сезон Тинчуринский. Все сотрудники театра постоянно были в масках. Работники измеряли гостям температуру, проверяли наличие средств защиты, обрабатывали антисептиком руки
Все сотрудники театра постоянно были в масках. Работники измеряли гостям температуру, проверяли наличие средств защиты, обрабатывали антисептиком руки и выдавали продезинфицированные приемники для перевода на русский язык. На скамейках и в буфете можно было заметить таблички с просьбой соблюдать дистанцию в 1,5 м, однако в антракте оголодавшие зрители не сильно к ней прислушивались. При этом в зале они оказались более дисциплинированными — большинство не снимали своих масок в помещении. Чтобы удовлетворить требования Роспотребнадзора, театр выбрал способ рассадки через ряд — такую схему можно наглядно увидеть на сайте Тинчуринского и в самом зале, где проход к половине рядов закрыт. Самое приятное в такой системе — уменьшение телефонных звонков: если раньше подобное происходило постоянно, то в этот раз рингтон прозвучал всего однажды. Любопытно, что на сентябрьские спектакли оптимистично продаются билеты на все места в зале.
На скамейках и в буфете можно было заметить просьбу соблюдать дистанцию в 1,5 м, однако в антракте оголодавшие зрители не сильно к ней прислушивались
БИКЧАНТАЕВ-ПИЛОТ И БРЕНДИРОВАННЫЕ МАСКИ
В следующий вечер открыл уже 115-й сезон Камаловский театр. Для этого он тоже выбрал предпандемийную премьеру — «Угасшие звезды» Фарида Бикчантаева по пьесе Карима Тинчурина. Здесь также сотрудники в масках на входе измеряли температуру и дезинфицировали руки, а также выдавали средства защиты тем, кто пришел без них. За 120 рублей даже можно было приобрести брендированную маску — такие появились рядом с футболками с символикой театра. На полу фойе наклеили разметку для соблюдения дистанции, а сотрудников буфета скрыли за прозрачными экранами. Все пирожки там упаковали в пленку, и даже одноразовые чашки накрыли крышками.
В следующий вечер открыл уже 115-й сезон Камаловский театр
В пресс-службе Камаловского уточнили, что в помещении происходит регулярная уборка с применением специальных дезинфицирующих средств и установлены системы обеззараживания воздуха. Рассадку в театре организовали по-другому: там поделили ряды на две части и продавали либо левую, либо правую, так что можно было прийти компанией и сесть рядом. Стало довольно непривычно видеть полупустым большой зал Камаловского, обычно забитый под завязку. Зрители оказались менее терпеливы, чем в Тинчуринском, — многие во время спектакля и в антракте приспустили маски, а в гардеробе не особенно заботились о дистанции.
Здесь тоже сотрудники в масках на входе измеряли температуру и дезинфицировали руки, а также выдавали средства защиты тем, кто пришел без них
В преддверии сезона камаловцы сняли сразу два ролика для соцсетей: в одном из них они влетают в новый сезон на самолете под управлением главрежа Бикчантаева и директора Ильфира Якупова, а в другом вбегают под хит 1980-х Jump (For My Love). Перед показом актеры Фанис Зиганшин и Алсу Каюмова наградили победителей флешмоба в «Инстаграме» и постоянных зрителей театра — им вручили абонемент VIP-зрителей, который позволяет бесплатно прийти на все премьеры. Пресс-служба обещает продолжить онлайн-активности — теперь онлайн-спектакли будут проходить раз в неделю, а также зрителей ждут показы видеозаписей пьес на большом экране, флешмобы, челленджи и многое другое. Интересно, что и билеты в театр теперь активнее продаются в онлайне — если раньше через сайт покупали 40%, то теперь таким образом продано 70%.
23 августа принял зрителей в доме Софьи Аксаковой камерный театр «Сдвиг». Он открыл сезон без излишней помпезности романтической комедией «Шестое чувство»
«НАС ОСВОБОДИЛИ ОТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, НО И ЕЕ НЕ БЫЛО»
23 августа принял зрителей в доме Софьи Аксаковой камерный театр «Сдвиг». Он открыл сезон без излишней помпезности романтической комедией «Шестое чувство». Поскольку в театре билеты проверяют не на входе, то температуру измеряли в гардеробе, а всем зрителям первого спектакля в сезоне выдали брендированные маски. На стенах висели санитайзеры и памятки о профилактике коронавируса. Необходимой рассадки в театре добились, поменяв стулья на кресла и поставив их на расстоянии друг от друга. «Очень ощутимым для нас стало требование о заполняемости зала не более чем на 50 процентов. У нас камерный зал с максимальной посадкой в 91 человека, и мы можем позволить себе поместить только 46 — это очень существенная проблема, — призналась „БИЗНЕС Online“ директор театра Алсу Сунгатова. — Но мы попытались ее решить, немного подняв цены на билеты и улучшив комфорт в зале, заменив стулья на мягкие кресла». По словам собеседницы издания, повышение стоимости может сохраниться, если его позитивно воспримет зритель, но не исключено и просто появление более дорогих удобных мест.
Всем зрителям первого спектакля в сезоне выдали брендированные маски. На стенах висели санитайзеры и памятки о профилактике коронавируса
Пока что зрители встречают открытие сезона в «Сдвиге» очень позитивно — зал был полон. «Вы вселяете надежду, что мы постепенно возвращаемся к нормальной жизни, которая называется искусством», — сказал перед спектаклем режиссер Александр Фельман. С ним солидарна и Сунгатова: «Мы убеждены, что театр — такой вид искусства, который не должен умереть, ведь это живое общение, возможность взглянуть внутрь себя, психотерапия для зрителя. Хочется надеяться, что ситуация с коронавирусом не убьет театральное искусство — мы искренне в такой исход верим».
«Очень ощутимым для нас стало требование о заполняемости зала не более 50 процентов. У нас камерный зал с максимальной посадкой в 91 человека, и мы можем позволить себе поместить только 46 — это очень существенная проблема»
Однако директор добавляет, что требования Роспотребнадзора нелегки для коммерческого театра, особенно в условиях отсутствия поддержки от государства. «Нам пришлось закупить антисептические средства, установить санитайзеры, в планах установить бактерицидные лампы. Это достаточно затратно, тем более для нас — театра, у которого нет бюджета. Мы оказались за бортом, потому что наша юридическая структура — автономная НКО — не позволила воспользоваться никакими социальными льготами и выплатами. Нас освободили от налога на прибыль, но и ее не было», — говорит Сунгатова. При этом для студентов, школьников, многодетных родителей и корпоративов скидки сохранятся. «Если раньше они работали только на верхние ряды, то сейчас мы будем их распространять на весь зал», — отмечает директор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.