Павел Шмаков: «Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя» Павел Шмаков: «Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ — ВОСПИТАНИЕ МАСТЕРА

1 сентября считается Днем знаний. Считался. В ту эпоху, когда и в шахматы, и в го человек играл лучше машины. То время прошло. 26 ноября 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей. Эксперимент стартовал с 1 декабря в Москве и Татарстане.

Так, может быть, 1 сентября — не День бездушных знаний, а День школьника? День живого и любознательного ребенка, который 1 сентября приходит в первый класс, желая учиться и постигать мир, творить, созидать, светить, а не накапливать знания. Так пусть и в следующих классах, постепенно взрослея, ребенок с радостью приходит в школу, к друзьям и увлечениям.

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». (Плутарх)

Национальная идея России — воспитание мастера. В казанской школе № 126, что напротив Октябрьского городка, где я учился, не любили троечников. Тройка являлась клеймом, ее надо было исправить на четверку. В нашей школе «СОлНЦе» важно иметь пятерки! А еще лучше — пятерки с плюсом. И вовсе не обязательно по многим предметам. По-моему, лучше иметь 5 и 3, чем 4 и 4. Надо воспитывать мастера, профессионала. В России всегда ценился левша, который мог блоху подковать. Если в семье есть машина, то не в любую автомастерскую вы направитесь, когда в двигателе зашумит или застучит, а в ту, где авто не испортят и где работает мастер. Он и доктор наук, и талантливый поэт, и сантехник с золотыми руками. Мне думается, что именно в уважении к высокому профессионализму заключается российская национальная идея. Как раз-таки школа может вырастить мастера.

«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». (Михаил Ломоносов)

Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя. Увлеченность притягивает. Совместное творчество преображает ученика и учителя. Педагогу, идущему вместе с учениками своей, никем до них не пройденной дорогой, важно искренне верить в свое высокое призвание. Можно ошибаться, иметь недостатки — стоит по-детски быть искренним в главном. Если не хочешь, чтобы ученики завтра забыли то, во что поверили сегодня, важно самому верить в дело, которое вы делаете вместе. Наше «СОлНЦе» мы называем школой для интеллектуально увлеченных. В этом году, когда у нас появляется первый класс, мы пока говорим о любой увлеченности, будь то математика, или чтение книг, или музыка…

«Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить!» «Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить!» Фото: pixabay.com

КАК ЖАЛЬ, ЧТО ТАК ЧАСТО НЕ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ МЕЧТАМ НЕВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Мне и вам необходимо поддерживать в ребенке то доброе и хорошее, что он сам в себе ценит. Верить в него. В отличие от взрослого, у малыша от «хочу» до «могу» — всегда преодолимое расстояние. Много хвалить за дело и детей, и учителей, восхищаться сверх всякой меры светлыми их качествами и поступками. Недохвалить — плохо, перехвалить — нестрашно. Стоит ли вообще заставлять учиться? Может быть, стремление к познанию является естественной потребностью человека и желание постигать окружающую реальность свойственно всем живым существам? Можно приглашать на путь познания, но нельзя толкать на него. Невозможно запретить учиться. Трава всегда пробьется сквозь асфальт. Участие в археологической или фольклорной экспедиции, строительство вместе с мужчинами дома в деревне, уход за маленькими детьми в семье создают возможности каждому человеку для счастливой встречи с непознанным. И ребенок сам стремится воплотить их в жизнь.

Ценность ученичества. С 9-го класса раза 2 в неделю я приходил на кафедру оптики к Михаилу Салахову, тогда аспиранту (позже ректору КГУ, а сейчас президенту Академии наук Татарстана), заниматься высшей математикой; к Равилю Нигматуллину (сейчас профессору КАИ) — заниматься настоящей физикой; к студенту (ныне профессору КФУ) Наилю Фаткуллину — заниматься математической логикой. На первом-втором курсах МИФИ я несколько раз приходил на кафедру теоретической ядерной физики. Рассказывали, что эта кафедра — одна из важнейших, поскольку инженерно-физический институт создавался во время Великой Отечественной войны для решения именно ядерной проблемы. Я приходил в комнату, где ученые еженедельно собирались на научный семинар, просился в ученики. Я хотел быть рядом с учеными, участвуя в решении настоящих, а не игрушечных задач. Меня вежливо прогоняли, предварительно объяснив, что надо вначале выучить дифференциальное и интегральное исчисление, овладеть методами теоретической механики и теории поля, добавляли еще несколько слов о науках, даже названий которых я тогда не знал. Мне говорили, что только потом, мол, через несколько лет имеет смысл продолжить разговор. А я не желал учиться впрок, не понимая, зачем и во имя чего. Мне и сейчас кажется, что ученичество ценно само по себе. В ученике стоит поддерживать то доброе, что он сам в себе ценит. Если же мы хотим, чтобы ребенок соответствовал нашему представлению о нем, то явно рискуем не разглядеть какое-то из истинных его предназначений и не поддержать нечто, в чем он может стать гениальным. Как жаль, что так часто не придают значения собственным мечтам невзрослого человека.

Мой учитель, создатель Школы самоопределения Александр Тубельский, однажды сказал мне, что в конфликте взрослого и ребенка он всегда будет на стороне последнего. «А если ребенок не прав?» — спрашиваю Александра Наумовича. — «Так он же маленький…»

Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить! Ставить честные оценки, быть честным и справедливым в оценивании результатов по-настоящему, по-взрослому, при этом серьезно не ругая детей. Ребенка надо любить любым, в том числе в неудачах и проигрышах.

«Оставьте-Мне-Мои-Заблуждения, Ибо-Они-Ложны С точки-Зрения-Ваших-Заблуждений». (Александр Сафт)

Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы ребенок переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому. «Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому» Фото: pixabay.com

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ПРИГЛАШЕНЫ НА НАШИ ПЕДСОВЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБСУЖДАЮТСЯ ОТКРЫТО

Надо быть хорошо знакомым с родителями ребенка. Нужно предусматривать ситуацию, что делать, если у родителей и школы — разная педагогическая позиция. Нельзя рвать ребенка в разные стороны. К примеру, я считаю важным, чтобы все дети в республике хотя бы в небольшой мере, но обязательно учили татарский язык. А если родители считают иначе? Мы не обязываем ребенка делать это. Мы создаем условия, когда учить татарский приятно — без домашних заданий, с пением татарских песен, приготовлением чак-чака. Когда ребенок сам захочет на урок татарского — это хорошо! А для чутких родителей обычно счастье их ребенка важнее, чем его взрослая умная точка зрения.

Можно долго искать своего: друга, любимую, ученика… Но, найдя, нельзя его бросать. Ученика нельзя отчислять из школы. Мама всегда любит своего ребенка, что бы он ни совершил. Мне верится, что настоящая любовь — это навсегда. С ребенком нельзя «развестись», как с нелюбимым супругом. Развод означает, по-моему, то, что любви не было. А я люблю своих детей. И наша школа «СОлНЦе» любит своих учеников. С ребенком можно не соглашаться, но не стоит напрямую бороться с неправильными, с нашей точки зрения, его привычками. Важно дать альтернативу.

В 2011–2013 годах я был директором лицея им. Лобачевского. Когда узнал, что многие дети курят, я поставил в холле первого этажа 10 больших и красивых шахматных столиков. Все входили через этот интеллектуальный клуб и выходили. И если раньше сбегали с уроков курить, то теперь стали с нелюбимых уроков сбегать играть в шахматы. Это лучше, но подобное и повод задуматься о качестве некоторых учебных занятий. Когда, уже будучи директором школы «СОлНЦе», обнаружил, что дети в сетях много разговаривают матом, попросил талантливую школьницу сделать на эту тему исследование. Девочка посчитала, сколько в ее бывшей школе за 15 минут перемены дети скажут слово на букву «х», сколько — на другие, сколько — там и сколько — у нас. Проанализировала, сделала выводы. Интерес к ее докладу на научной конференции школьников был большим. Прошло еще два года, интерес к мату уменьшился. Сегодня девочка — среди победителей региона по биологии.

«Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они ни накуролесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн…» (Александр Солженицын)

Так же, как мы имеем право выбирать врача, надо обладать правом на выбор учителя. Ученикам нужно давать право выбора уровня изучения предмета. Дети должны выбирать, в чем ходить в школу. При этом важно не оскорблять своим видом других, не мешать им учиться. К примеру, слишком короткая юбочка отвлекает одноклассников, нестираная одежда мешает сосредоточиться на учебе, дорогие украшения способны породить зависть…

Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому. Чтобы не курил — не курить самому. Чтобы не опаздывал — не допускать и опозданий учителей. Чтобы не боялся говорить правду — не наказывать за высказывание собственного мнения, даже если оно мне неприятно. Дети и родители приглашены на наши педсоветы, проблемы обсуждаются открыто. Я критикую, значит, и меня можно, разумеется, в корректной форме. Свобода — это когда может вырасти и хорошее, и плохое. И я ошибаюсь, и у детей есть право на ошибку.

И если мы струсим, то «к чему стадам дары свободы? … Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич». (Александр Пушкин)

Павел Шмаков