Крупнейшая судоходная компания республики снова «приплыла» к процедуре банкротства, но с увеличившимся объемов долгов. Терпение лопнуло у налоговиков, которые выкатили иск на четверть миллиарда рублей, за ней потянулись и другие обиженные. О том, какие слухи об очередной смене собственника собирают сотрудники «Татфлота», — в материале «БИЗНЕС Online».
24 августа Арбитражный суд РТ ввел в АО «Судоходная компания «Татфлот» процедуру наблюдения
«ХОТЕЛИ ЗАБРАТЬ В СЧЕТ ДОЛГА ПЕСОК, НО ДАЖЕ НА ЭТО НЕ ПОШЛО РУКОВОДСТВО»
Неоднократно оттягиваемая процедура банкротства АО «Судоходная компания „Татфлот“» все-таки стартовала. 24 августа Арбитражный суд РТ ввел в компании процедуру наблюдения. Соответствующий иск подала федеральная налоговая служба. В списке требований — задолженность по страховым взносам в пенсионный фонд РФ, НДФЛ на общую сумму 34 млн рублей, задолженность по обязательным платежам — на 201 млн рублей. Сумма требований изначально была выше и составляла больше 280 млн рублей. Мы отправили запрос в налоговую службу, но на момент публикации ответ получен не был.
Этот иск о признании «Татфлота» банкротом ФНС подала еще в июле 2019 года. Впоследствии посыпались и другие заявления кредиторов о вступлении в дело: от «Сагна-НН» (Нижний Новгород), ООО «Лекам» (Альметьевск), ООО «Компания „Ладога“» (Санкт-Петербург). Иски связаны с неоплаченными поставками. Так, компания «Сагна-НН» к заявлению о банкротстве присоединилась 30 июля 2019 года. Объем задолженности относительно небольшой — изначально истец требовал с «Татфлота» 420 тыс. рублей, затем к этой сумме присоединились требования о взыскании еще 49 тыс. (этот иск суд постановил удовлетворить полностью или частично). Однако, по информации нашего издания, свой долг перед нижегородской компанией «Татфлот» так и не погасил, хотя пытался реструктурировать.
Не погашен долг и перед альметьевским ООО «Лекам». Директор компании Юрий Кузьмин в разговоре с «БИЗНЕС Online» в сердцах назвал руководство судоходной компании «мошенниками». По его словам, долг образовался три года назад за поставку стального троса. «Мы им поставили стальной трос — они его закупили через торговую площадку. Изначально долг составлял 3,5 миллиона, потом они по чуть-чуть начали его закрывать. Сейчас размер оставшегося долга — порядка 2,5 миллиона рублей», — рассказал наш собеседник. Несколько месяцев назад «Лекам» пытался выйти с «Татфлотом» на взаимозачет, но сделка так и не состоялась. «Хотели забрать в счет долга песок, но даже на это не пошло руководство [„Татфлота“]», — посетовал Кузьмин. После этого сотрудничать с «Татфлотом» компания перестала. Наш собеседник уверен, что к решению вопроса нужно подключать правительство РТ и государство. «Хочется, чтобы туда влили деньги и мы смогли получить свои долги. Хотя наверняка налоговая найдет общий язык с государством, а нас, скорее всего, кинут», — эмоционально говорит Кузьмин.
Еще один кредитор «Татфлота» — питерская «Компания Ладога». Основной вид ее деятельности — производство резиновых изделий. В рамках дела о банкротстве компания взыскивает с «Татфлота» долг в размере 1 млн рублей. Кстати, судя по данным «Контур.Фокуса», и «Компания Ладога», и «Сагна-НН» уже имеют практику взыскания долгов с «Татфлота» — например в 2018 году.
Арбитражным управляющим в рамках банкротного дела назначен Сергей Щекочихин. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он признался, что только начинает знакомиться с делом: первая, вторая и третья очереди кредиторов еще не определены.
Марс Хамидуллин: «Про банкротство ничего сказать не могу — мы пока никаких уведомлений не получали»
«ДУМАЛИ, ЧТО ИДеМ К МИРОВОМУ»
Гендиректором «Татфлота», по данным «Контур.Фокуса», значится Владимир Веденков. На эту должность он заступил буквально месяц назад — 22 июля, заменив прежнего руководителя Ильдара Тимергалиева, также проработавшего на этом посту около года. О Веденкове известно мало, в базе данных он указан как руководитель трех предприятий: АО «Татфлот», АО «СК „Татфлот“» и «Торговый дом „Татфлот“» (последнюю возглавляет с 2011 года). С ним нам связаться не удалось.
На наши вопросы ответил исполнительный директор «Татфлота» Марс Хамидуллин. В разговоре с «БИЗНЕС Online» в минувший четверг он заметил, что информацией о введении в компании банкротства еще не владеет, а на последнем судебном процессе не присутствовал. «Про банкротство ничего сказать не могу — мы пока никаких уведомлений не получали. Если вы про 2019 год (когда и начали поступать первые иски по делу, которое в итоге вылилось в банкротное, — прим. ред.) — суды все время откладывались, мы думали, что идем к мировому соглашению», — коротко прокомментировал он.
Наш собеседник добавил, что «Татфлот» продолжает работу, рейсы ходят без задержек и даже в увеличенном объеме. Влияет, судя по всему, погода: сухая, без дождей. «Ничего не сорвалось, рейсы продолжают идти, задержек нет, пассажиропоток увеличенный. Из-за этого введены дополнительные рейсы, вне расписания выпускаем людей. На Болгар два „метеора“ ходило (в обычные дни), в хорошую погоду запускали третий. То же самое — на Свияжск», — отметил он.
Проводился и плановый ремонт: с ним, по словам Хамидуллина, также все в порядке. Отвечая на вопрос о сотрудниках, наш собеседник отметил, что сокращений в компании нет, как и увольнений по вине администрации. «Есть текучка, связанная с сезонностью, — традиционная для флота», — отметил он. В «Контур.Фокусе» указано, что в компании работает 1 161 человек.
Пользуясь случаем, Хамидуллин прокомментировал и появившуюся на днях новость о том, что пассажирским теплоходом «Татфлота» управлял капитан без прав. Она, по словам нашего собеседника, не соответствует действительности. «Это ложь и неправда. Весь экипаж у нас прошел обучение. Все капитаны всю жизнь проработали на данных судах. Конкретно этот капитан (я понял, о кем идет речь) у нас 41 год работает и на этом теплоходе — 30 лет. Причем образование он имеет именно на такие теплоходы», — рассказал представитель «Татфлота». По его словам, инцидент случился из-за пандемии коронавируса: для капитанов ввели дополнительное обучение, а в разгар пандемии пройти аттестацию в Казани не получалось. Выход капитана на рейс, по словам Хамидуллина, был согласован. «Все это было согласовано с начальником контроля Гизатуллиным (судя по всему, речь идет о начальнике казанской инспекции государственного портового контроля ФБУ „Администрация Волжского бассейна“ Олеге Гизатуллине — прим. ред.). Мною лично был задан ему вопрос о том, что мне надо выводить [судно в рейс], он говорит: „Вы имеете право“. Как только это закончится — мы проведем обучение. Но потом (после выписки штрафа — прим. ред.) мы уже не стали ждать казанский участок портконтроля — дали машину тем людям, которые не прошли проверку, они съездили в Нижний Новгород, получили диплом и продолжили работу», — рассказал наш собеседник.
Коронавирус усугубил ситуацию весной 2020 года. Навигация открылась 1 мая, а круизное направление удалось запустить лишь 1 июня. Соответственно, упал и пассажиропоток
проблемы с налогами и зарплатами
Но серьезнее всего претензии к «Татфлоту» со стороны налоговой. В Приволжском следственном управлении на транспорте СК России «БИЗНЕС Online» сообщили, что в июне 2020 года возбудили уголовное дело по факту выявления в действиях руководства «Татфлота» признаков налогового преступления в особо крупном размере. «В действиях руководства предприятия усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 199.2 УК РФ — сокрытие денежных средств, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, в особо крупном размере», — сообщили в управлении. По версии следствия, в 2019 и 2020 годах руководством «Татфлота» совершались «умышленные действия, направленные на вывод из-под механизма принудительного взыскания денежных средств компании, за счет которых должна производиться оплата налогов и сборов, путем осуществления платежей через расчетные счета других организаций, минуя арестованные налоговым органом собственные счета». Всего, по мнению СК, руководством компании были сокрыты денежные средства на общую сумму более 14 млн рублей.
Там же добавили, что сейчас по этому вопросу ведется следствие: выполняется комплекс следственных действий и оперативных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств уголовного дела. «С целью недопущения повторения подобных случаев учредителям АО „Судоходная компания „Татфлот“ будет направлено представление об устранении обстоятельств, способствующих совершению подобных преступлений, и усилении контроля за работой данной коммерческой организации. Расследование уголовного дела находится на контроле руководства управления», — добавили в СК.
Ранее Приволжское следственное управление на транспорте расследовало уголовные дела о невыплате «Татфлотом» заработной платы и все тех же налогов. По ним вынесены судебные решения. Например, в период с 2018 по 2019 год, по данным СК, руководство «Татфлота» скрыло для неуплаты налогов не менее 104 млн рублей, что по закону является особо крупным размером.
Коронавирус усугубил ситуацию весной 2020-го. Навигация открылась 1 мая, а круизное направление удалось запустить лишь 1 июня. Соответственно, упал и пассажиропоток.
В начале лета 2020 года остававшиеся перед сотрудниками долги были выплачены. По данным транспортной прокуратуры, размер долга составлял 24 млн рублей, а накопился он «ввиду сезонного характера работы компании». С налогами же проблема осталась.
«Оклад и отпускные смешные, — на условиях анонимности делится один из сотрудников. — А это ведь какая ответственность — мы людей возим, которые и за борт падают, и откачивать их приходится!»
«Уволился, потому что стало совсем печально»
Информацию нам подтвердил и один из действующих сотрудников «Татфлота»: на условиях анонимности он рассказал, что зарплату за июнь он получил — сейчас ждет за июль и август. Такие же задержки — по 1–2 месяца — наблюдались, по его словам, и в прошлом году. В целом же положением дел в судоходной сфере наш собеседник возмущен. «Оклад у нас — 7,3 тысячи. Вычитаем НДФЛ — получаем 6 с копейками. Хотя в целом, конечно, сумма набегает побольше — плюс ночные и на еду. Но сам оклад и отпускные смешные, — на условиях анонимности делится один из сотрудников. — А это ведь какая ответственность — мы людей возим, которые и за борт падают, и откачивать их приходится!» На такую зарплату идут очень мало людей, в основном работают пенсионеры. Как итог сотрудников не хватает, теплоходы стоят, пассажиры возмущаются большим интервалом между рейсами.
Наш собеседник считает, что все упирается в управление. В начале 2000-х, по его словам, ситуация в «Татфлоте» была не такой печальной, имелись и запчасти, и средства на ремонт судов. На фоне происходящего среди сотрудников ходят слухи, что собственник «Татфлота» может смениться, но поставить у руля, по словам нашего собеседника, вновь хотят «какого-то родственника Равиля Зиганшина».
Еще один наш собеседник ушел из «Татфлота» два года назад. «Уволился, потому что стало совсем печально. Зарплату перестали платить. Проработал 13 лет. Многие ушли вместе со мной», — рассказал он, добавив, что «дело, конечно, в управленчестве». Тем не менее с нашим собеседником в компании при увольнении рассчитались, так что зла на бывшего работодателя он не держит.
В 2019 году «Татфлот» вновь оказался на грани финансового краха. Вахитовский районный суд Казани был завален сотнями исков от не получавших зарплату работников
Национализировать обратно?
Напомним, ранее принадлежавший минземимущества Татарстана «Татфлот» инициировал свое банкротство в марте 2004 года — на тот момент его кредиторская задолженность (121,5 млн рублей) превышала стоимость оборотных активов. Эпопея с задержками зарплаты сотрудникам происходила и тогда: чтобы расплатиться, «Татфлоту» приходилось продавать свои плавучие краны. Спустя два года «Татфлот» вошел в процедуру банкротства и некоторое время не осуществлял свою деятельность. А осенью 2010-го стало известно, что «Татфлот» планирует вернуться на рынок речных перевозок. У компании появился инвестор — казанское ООО «Итиль-Транс», принадлежащее через цепочку юрлиц Револю Исмагилову — менеджеру, который считается аффилированным с владельцем ПСО «Казань» Равилем Зиганшиным.
Инвестор согласился погасить долги «Татфлота» на сумму 205 млн рублей, а арбитраж утвердил мировое соглашение с кредиторами и закрыл дело о банкротстве компании, начатое 6 лет назад. Сейчас СК «Татфлот» принадлежит АО «Татфлот», 75% акций этой компании владеет ООО «Итиль-транс», 25% остается за минземимущества РТ.
В 2019 году «Татфлот» вновь оказался на грани финансового краха. Вахитовский районный суд Казани был завален сотнями исков от не получавших зарплату работников. Каждый иск — на сумму от 70 тыс. до 200 тыс. рублей. По подсчетам татарской транспортной прокуратуры, «Татфлот» не выплатил зарплату 1 тыс. сотрудников. Чтобы кормить семьи, многие речники вынуждены были таксовать. Люди массово писали заявления на увольнение, их поддержал даже гендиректор предприятия Алексей Кривоносов. Перед самым Новым годом он покинул этот большой «тонущий корабль» и вернулся на старое место работы — в «Трансгидромеханизацию». Текучка руководства здесь наблюдается постоянно: с 2010 года сменились 10 генеральных директоров.
В апреле 2019-го приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков заявил, что Татарстан может национализировать «Татфлот» после окончания навигационного периода 2019 года. «Для нас важно, чтобы предприятие стабильно функционировало, и могу сказать вам по секрету, что мы ведем переговоры с руководством республики, чтобы оно забрало предприятие под себя. Руководство республики у вас ответственное и не допустит подобных случаев задержки зарплат», — сказал Кебеков в ходе видеоконференции с представителями общественности. Хамидуллин тоже не исключал такого варианта. «По этой ситуации пока вопрос открытый. <…> В течение навигации смена владельца нецелесообразна — она будет только во вред самому предприятию», — отмечал он.
Как теперь государство будет вытаскивать «Татфлот» из банкротной передряги, неясно — в пресс-службе минтранса на момент публикации на наш запрос не ответили. Тем не менее «Татфлот» является одним из самых крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на водных просторах Республики Татарстан, в акватории Волги и Камы. Он охватывает практически все направления, связанные с водным транспортом: перевозка пассажиров, буксировка судов, переработка грузов, бурение скважин, производство продукции. Имеет филиалы и обособленные подразделения: Казанский пассажирский порт, Чистопольский пассажирский порт, пристань «Тетюши», производственное объединение «Нерудные материалы». На 2019 год выручка СК «Татфлот» составила 690,3 млн рублей (упав на 37% по сравнению с 2018-м), чистая прибыль — 145,2 млн рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.