Рекламный рынок Елабуги пострадал от принципиальности местных властей. Не дожидаясь аукциона, на котором должны были разыграть 86 рекламных конструкций, исполком распорядился убрать всю наружную рекламу. Как утверждают предприниматели – собственники рекламных щитов, заранее их об этом никто не предупредил. Пострадали как минимум три компании и их клиенты.
Почти все баннеры на щитах вдруг стали незаконными, и их просто сорвали — без предупреждений и какого-либо оповещения
«МНЕ НАЧАЛИ ЗВОНИТЬ КЛИЕНТЫ С ЖАЛОБОЙ НА ТО, ЧТО У НИХ ПРОПАЛИ БАННЕРЫ»
В Елабуге за месяц до аукциона, на котором должны были разыграть все рекламные конструкции города, представители исполкома прошлись рейдом по рекламным щитам. Как утверждают обратившиеся в издание директора рекламных компаний города, почти все баннеры на щитах вдруг стали незаконными и их просто сорвали — без предупреждений и какого-либо оповещения.
«В пятницу мне начали звонить клиенты с жалобой на то, что у них пропали баннеры, — рассказал учредитель ООО „Рекламный центр“ из Челнов, имеющего 14 конструкций в Елабуге, Виктор Мороз. — Погодные условия были нормальными, стало понятно, что их не ветром унесло. Потом выяснилось уже от коллег, что какой-то автомобиль-вышка ездит по Елабуге и снимает баннеры. Вот тут я удивился. Во-первых, конструкция хоть и стоит на муниципальной земле, но является нашей собственностью. Мы на все конструкции получали разрешения за подписью администрации города. Возможно, какие-то истекли, какие-то — нет. Мы неоднократно обращались в администрацию о проведении аукциона либо конкурсов. Но шло время, а со стороны администрации реакции не было».
По словам рекламщика, в октябре наконец должны были провести торги. Однако, видимо, ждать их в исполкоме не стали. Как утверждает Мороз, в пятницу было произведено несколько демонтажей, в понедельник он сам поехал в Елабугу, присутствовал при демонтаже. Пытался воспрепятствовать ему, но ничего не получилось.
«Мы вызывали наряды полиции — как минимум три владельца рекламных конструкций! Но у нас просто произвели хищение нашей собственности! Мы об этом написали заявления в полицию. Но самое интересное, что приехавший на место сотрудник все это видел, зафиксировал, но никак не отреагировал. На твоих глазах похищают твою собственность, ты это видишь, фиксируешь на видео. Приезжает сотрудник полиции и не может все остановить — вот что меня поразило, конечно!» — рассказал челнинец.
Рекламщик предоставил «БИЗНЕС Online» несколько видеосъемок, на которых видно, как автогидроподъемник под управлением неизвестных людей стоит возле одного из рекламных щитов. В машине уже лежит несколько срезанных баннеров. Автор видео пытается добиться от «монтажников» ответа, есть ли у них какие-то документы на демонтаж и где находятся баннеры, которые были срезаны в пятницу. Однако рабочие отвечают, что «сейчас приедут высокопоставленные люди», которые их наняли и которым и следует задавать все эти вопросы.
«Высокопоставленным человеком» оказался представитель исполкома, который ответил, что все демонтированные в пятницу баннеры находятся в МУПе, и потребовал от Мороза предоставить разрешительные документы. Все происходящее он объяснил тем, что «это незаконная реклама».
«Этому представителю исполкома мы неоднократно говорили, что мы готовы к диалогу. До конкурса осталось ждать немного. Все можно было решить цивилизованно. Все города через это проходили, но никто так себя не вел. Но представитель сказал, что глава не хочет с нами общаться. Нельзя же так нашу собственность уничтожать! Она нашим трудом заработана. Да, у каких-то конструкций истек срок разрешений, но это не причина таких действий. Ни нам, ни полиции не смогли предъявить никаких документов [на демонтаж]. Варварским способом снимали, повреждали имущество — просто рвали его на части, не разбираясь — полезный он или нет. Восстановлению баннеры не подлежат. Я все это подробно указал в заявлении в полицию. Его приняли, мне выдали талончик. У меня за два дня ободрали четыре конструкции. А в понедельник они сказали, что мы их раззадорили и вчера уже три экипажа выехали баннеры снимать», — возмущался Мороз.
По словам одного из владельцев елабужской рекламной фирмы — индивидуального предпринимателя Руслана, первые позывы разобраться с рекламными щитами были у чиновников еще в начале сентября. Однако помешали выборы — на щитах красовались кандидаты в депутаты местного горсовета и сам президент республики. После выборов же исполком пошел в наступление. «Сдирают все рекламные баннеры, несмотря на то что и конкурс объявили. Все это произошло без всяких предупреждений, объявлений. Весь город они содрали. Не просто сняли, а порвали. Висят сейчас ошметки. Приезжали по нашему вызову сотрудники полиции, запрашивали разрешительные документы. Мы их показали и попросили остановить это бесчинство, но в тот же момент подъезжал кто-то из исполкома, показывал удостоверение и говорил: мы имеем полное право. Мы понимаем, что щиты стоят не совсем законно до конкурса. Но можно же было письмо написать, попросить нас о демонтаже. Если бы мы это не исполнили после предупреждения, тогда — да. Если стоит автомобиль под знаком „остановка запрещена“, подобное же не значит, что надо к нему подойти и оторвать зеркало. Нужно же какой-то протокол составить, юридически оформить, а потом уже машину убирать. Тут та же ситуация», — прокомментировал он.
«Я на этом рынке уже 15–17 лет. У меня есть рекламные конструкции в Челнах, Нижнекамске. Время от времени в каждом городе возникают вопросы властей к рекламным конструкциям, их пытаются привести в порядок»
«ВО ВСЕХ ГОРОДАХ ЭТИ КОНКУРСЫ ПРОВОДЯТСЯ, НО НИКТО НИ РАЗУ ТАК НЕ ПОСТУПАЛ»
Рекламный рынок в маленькой Елабуге тоже небольшой, и игроков на нем не более 3–4. В их собственности порядка 86 конструкций. Как утверждает предприниматель Руслан, демонтажу подверглось примерно 160 баннеров (по два на каждой конструкции). Какие-то конструкции еще имеют разрешения на аренду, у остальных они уже истекли. По признанию рекламщиков, на протяжении трех лет они пишут письма в исполком с просьбой узаконить эти конструкции и провести аукцион. Однако дело сильно тормозится.
Администрация города делала попытки разыграть щиты, но документация была настолько юридически неграмотной, что на отмене конкурсов настаивали сами участники и аукционы отменялись, так и не начавшись. Например, на лоты выставлялись конструкции с ошибочно указанными адресами — по факту щиты располагались совсем в других местах.
Зато, когда администрации нужна была помощь в размещении социальной рекламы, местные компании неизменно выручали — на Сабантуй, День города, День Победы, Спасскую ярмарку, Новый год, избирательные кампании. Украшали проспекты города за свой счет. «Администрацию тогда почему-то не смущала юридическая судьба наших конструкций. Но после выборов, использовав нас по назначению, они решили, что можно с нами бороться», — напомнил Мороз.
Пострадавшие руководители не исключают вероятности обращения в суд, т. к., помимо самих фирм, ущерб понесли и третьи лица — владельцы баннеров. Руслан грубо прикинул, что за 160 баннеров, если умножить их на рыночную цену в 2 тыс. рублей, ущерб составит 320 тысяч. «У меня 14 конструкций в Елабуге. Ущерб тут не только материальный, но и имиджевый. В глазах клиентов страдает наша репутация. Как им теперь это объяснять?» — задается вопросом Мороз.
Владелец «Рекламного центра» утверждает, что в Елабуге в рекламном бизнесе все с 2000-х годов и дилетантов среди игроков рынка нет: «Вроде не первый год этим занимаемся. Я на данном рынке уже 15–17 лет. У меня есть рекламные конструкции в Челнах, Нижнекамске. Время от времени в каждом городе возникают вопросы властей к рекламным конструкциям, их пытаются привести в порядок. В 2017 году были проведены аукционы в Челнах, в 2018-м — в Нижнекамске. Обычно, когда доходит вопрос до аукциона, администрация города как меж двух огней находится. Вроде как она должна все сделать с точки зрения закона и в то же время бизнесменам надо идти навстречу. В Челны тогда приезжал Нагуманов (Тимур Нагуманов — бывший бизнес-омбудсмен РТ — прим. ред.), мэр города Наиль Магдеев был — собрали всех руководителей рекламных компаний. Решали все вопросы в режиме диалога. В Нижнекамске тоже с пониманием отнеслись к рекламщикам. Резких движений в нашу сторону не было. В рамках закона аукцион проторговали, привели документацию в надлежащий вид. Нормально работаем там. Во всех городах эти аукционы проводятся, но никто ни разу так не поступал».
Борьба с незаконной рекламой происходит на фоне кризиса — падение рынка, по словам участников, составляет 90% с апреля. Даже крупные клиенты — федеральные торговые сети — задним числом писали письма, что с апреля они прекращают платежи, проигнорировав требования юристов. Что уж говорить про мелких клиентов, которые оказались без заработка на несколько месяцев. «Реклама — это первое, что сокращают. Можно сказать, эти 4–5 месяцев выбили нас. В других городах тех денег, которые мы собираем с клиентов за месяц, не хватает на ежемесячный платеж за аренду. Вот такая ситуация сложилась. Мы не вошли в число пострадавших отраслей и платим полную стоимость», — говорит Мороз.
Он считает, что подобными действиями администрация Елабуги дискредитирует власть: «На словах все говорят о поддержке, но она нам не нужна — вы нам просто не мешайте. В свое время мы оплачивали за аренду земли под конструкциями, но потом была пауза. Мы ждали, когда пройдет аукцион. А сейчас глава поменялся, и вот такое холодное отношение мы на себе ощутили. Притом что мы городу всегда в социальном плане помогали».
Руслан сказал, что записывался к главе, чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, однако его записали лишь на начало ноября. «Хотели попросить остановить это через муниципальный контроль, — пояснил рекламщик, — чтобы мы сами все сняли, раз уж такие принципиальные они».
Запрос в исполком Елабуги «БИЗНЕС Online» отправил накануне, однако оперативного ответа не получил. Между тем издание готово предоставить слово представителям руководства города, чтобы они прояснили эту ситуацию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.