«Во многом важны не только полномочия, но и то, какие неформальные задачи возлагаются на данную структуру», — комментируют эксперты известие о появлении в Госдуме путинского законопроекта «О Госсовете РФ». Обрисованные в документе широкие контуры нового госоргана намекают на пересечение полномочий с администрацией президента и на то, что пока это «спящий» орган, который еще может заявить о себе. О том, усилятся ли позиции регионов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Владимир Путин (на фото с Вячеславом Володиным) внес в Госдуму на рассмотрение долгожданный законопроект «О Государственном Совете РФ», существенно расширяющий статус этого органа
ГОССОВЕТУ — НОВЫЙ СТАТУС
Президент России Владимир Путин накануне внес в Госдуму на рассмотрение долгожданный законопроект «О Государственном Совете РФ», существенно расширяющий статус данного органа, определяющий порядок его формирования и полномочия. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, этот законопроект и ряд других будут рассмотрены в приоритетном порядке.
Госсовет РФ существует все последние 20 лет президентства Путина. Орган был образован в сентябре 2000 года как консультативная структура при президенте России после того, как губернаторов изгнали из Совфеда. Деятельность органа регулировалась отдельным положением о нем. Но все изменилось в начале года, когда Путин в послании российскому парламенту в январе запустил конституционную реформу, предложив закрепить статус Госсовета в новой редакции Основного Закона страны. После такого предложения с рядом уточнений целей Госсовета (вроде «обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти» и «определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ») пошли разговоры о том, что Путин готовит себе запасной аэродром, куда он приземлится после окончания его четвертого президентского срока. Впрочем, данная идея отпала после обнуления сроков главы государства.
Внесенный в среду Путиным законопроект расширяет функции и полномочия Госсовета. Как пояснил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, Госсовет приобретает статус конституционного государственного органа. Возглавлять его будет председатель — президент России. В состав также войдут председатель правительства, главы Госдумы, Совета Федерации, администрации президента РФ, губернаторы, лидеры думских фракций, местного самоуправления (по согласованию с президентом), а также «иные лица», определяемые также исключительно президентом. В структуре Госсовета будет свой секретарь из состава членов (то есть теоретически им может стать даже какой-нибудь губернатор), а также президиум. К слову, раньше в положении о Госсовете не было закреплено членство руководителя аппарата президента, хотя, по сути, он всегда и так принимал участие в его заседаниях.
Решения Госсовета будут подкрепляться подписью президента РФ. Если Госсовет примет решение, следует из законопроекта, о необходимости принятия какого-нибудь закона, то такой закон должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму, хотя самостоятельным правом законодательной инициативы Госсовет не обладает. Государственный Совет сможет направлять свои рекомендации в правительство, регионы и органы местного самоуправления по вопросам стратегического планирования. Также Госсовет будет вправе рассматривать «общегосударственные» законопроекты и указы президента и обсуждать параметры проекта федерального бюджета, основные вопросы кадровой политики в России и, что особенно интересно, принимать участие в разработке критериев эффективности региональных и местных властей и оценивать их показатели, определять меры поощрения. Отметим, что в настоящий момент разработкой таких критериев, как правило, занимается администрация президента. Любопытный момент — председатель Госсовета, то есть президент РФ, также «может возложить на него иные задачи, имеющие важное государственное значение», что звучит довольно широко.
В самом начале законопроекта «О Госсовете» прописываются основные цели, с которыми он создается: обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики и социально-экономического развития страны. Отчасти это перекликается с целями, по которым формируется администрация президента: «содействие президенту в определении основных направлений внутренней и внешней политики», «содействие президенту в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти» и т. д. в строгости с установленным положением. Разница в том, что деятельность администрации президента регламентируется положением, а деятельность Госсовета будет определяться федеральным законом (в случае его принятия, разумеется).
Оттого, что по некоторым аспектам функции и полномочия Госсовета пересекаются с задачами администрации президента, бытует мнение о подмене одного органа власти другим. Кроме того, говорят, что, если в администрации президента будут сидеть одни функционеры, а в Госсовете — другие, якобы не исключены аппаратные войны.
Павел Крашенинников: «Речь идет о разных задачах и функциях. Это орган при президенте, созданный в первую очередь для лучшего диалога между уровнями власти при выработке общегосударственных решений»
«РЕЧЬ ИДЕТ О РАЗНЫХ ЗАДАЧАХ И ФУНКЦИЯХ»
С этим, однако, не согласен главный думский лоббист всех конституционных преобразований Путина в этом году — Павел Крашенинников. По его словам, Госсовет не дублирует функционал других органов власти. «Речь идет о разных задачах и функциях. Это орган при президенте, созданный в первую очередь для лучшего диалога между уровнями власти при выработке общегосударственных решений», — прокомментировал журналистам накануне Крашенинников. По его словам, обновленный и оформленный статус Госсовета позволит более гибко и быстро реагировать на запросы населения при формировании направления социально-экономического развития страны.
«В случае принятия закона региональные власти получают дополнительные возможности по выражению своих интересов на федеральном уровне», — пояснил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. По его словам, Госсовет будет функционировать в рамках конституционных полномочий президента, но не подменит собой его администрацию. «Задачей АП является обеспечение деятельности главы государства, в том числе и Госсовета, а функции Госсовета определены законом», — отметил Клишас. А то, что теперь Госсовет будет участвовать в разработке критериев эффективности региональных и местных властей, чем обычно занималась администрация президента, так это, по мнению сенатора, только повысит качество работы на местах.
Успел по законопроекту уже высказаться и сам Володин, в руки которого накануне и перешел документ. «Госсовет необходим для России — страны с федеративным устройством, — уверен председатель Госдумы. — Он позволит президенту выстроить свою политику, опираясь на мнение граждан нашей страны». К слову, в обеих палатах планируют, что законопроект о Госсовете пройдет все одобрения и согласования до конца этого года.
«У Госсовета функции как были, так и остаются, — консультативные»
«НЕ ПОДМЕНА, А ДОБАВЛЕНИЕ»
Президент «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко не увидел в законопроекте о Госсовете драматических изменений, которых можно было ожидать. Госсовет остается совещательным органом без особых полномочий, а его будущее во многом зависит от того, кто и как наполнит данную структуру и какая у нее будет востребованность. «Можно вспомнить, что совет безопасности при разных руководителях обладал разным весом. К примеру, сейчас, когда в руководстве совета два члена „Политбюро 2.0“ — Николай Патрушев и Дмитрий Медведев, — понятно, что вес органа вырос, — привел пример Минченко. — Или можно вспомнить комиссию по энергетике. Когда ее секретарем стал Игорь Сечин, структура сразу выросла. Думаю, во многом важны не только полномочия, но и то, какие неформальные задачи возлагаются на эту структуру и кто конкретно будет заниматься ее управлением».
Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин назвал и предлагаемый законопроект, и сам Госсовет «спящим». «Госсовет дублирует президентские полномочия, но поскольку президент возглавляет этот орган, то никакого дублирования и подмены не возникает, — пояснил Салин. — Как только возникнет ситуация, что Госсовет возглавляет один человек, а на президентский пост приходит другой, тут и начнется активная фаза».
Салин подчеркнул, что из всех президентских поправок, которые сейчас имплементируются в законодательство, законопроект о Госсовете был самым ожидаемым. «Считается, что он должен стать одним из ключевых элементов транзита политической системы, поэтому внимание политических элит было приковано к этому законопроекту», — заметил директор центра политологических исследований Финансового университета. Салин напомнил, что основная интрига была снята еще во второй половине лета, когда прошел слух, что Путин пока будет объединять обе должности — и президента, и председателя Госсовета. «Это для того, чтобы у элиты не случилось шизофрении, раздвоения личности, как в 2008–2012 году с преемником Медведевым, — пояснил политолог. — Судя по содержанию, этот слух подтверждается, и никакой интриги нет — президент является председателем Госсовета. Пока президент — Путин, он объединяет в себе контроль над двумя ключевыми политическими институтами в стране».
По мнению политолога Олега Матвейчева, данный закон разоблачает мифы о том, что Госсовет будет стоять над всеми органами власти, включая президента РФ. «А сам Владимир Путин уйдет руководить Госсоветом, — продолжил политолог. — Или Госсовет встанет выше Госдумы, или он превратится в главный государственный орган после объединения Беларуси и России, и т. д. Вся эта телеграмная помойка, которой начиталась элита, была в головах. Наконец-то закон внесен, чтобы все увидели, чего вообще стоят эти телеграмные бредни и телеграмные политологи».
Матвейчев убежден, что подмены Госсоветом администрации президента быть не может. «Управление по внутренней политике администрации президента в ежедневном режиме занимается тем, что оперативно выясняет обстановку в регионах, докладывает о ней. Где такое полномочие в Госсовете? — задается вопросом политолог. — Администрация президента курирует религиозные организации, курирует какие-то межнациональные проблемы. Где это в Госсовете? Даже близко подмены нет».
По мнению собеседника издания, принятие законопроекта приведет к тому, что Госсовет будет «нормально функционировать в правовом и политическом пространстве». «Ранее это был не прописанный в Конституции орган, который был на абсолютно непонятных правах. Совещания проводились, но они носили то ли какой-то обязывающий характер, то ли вообще никакого не носили. Сейчас это будет прописано», — подчеркнул Матвейчев.
С этим согласен президент центра политических технологий Борис Макаренко. «У Госсовета функции как были, так и остаются — консультативные, — говорит политолог. — Просто они станут более упорядоченными, будет четче состав Госсовета и его функционал. Это не подмена, а добавление — еще один механизм согласования коллективных действий политической элиты». Макаренко заметил, что открытая дискуссия в рамках институционализированных правил — это путь к смягчению и управлению конфликтами. «Когда те же противоречия развиваются под ковром, от этого гораздо больше рисков», — полагает наш собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.