«Путь казуистический, но можно придумать, если правильно сформулировать состав», — так Илдус Нафиков описывал накануне идею принять в РТ закон о правилах работы с ТКО и штрафовать за нарушение этого закона, а не федерального. С актуальностью темы депутаты согласны, но пока не знают, как к ней подступиться, чтобы не разгневать ни избирателей, ни федеральный центр. О том, принимать ли республиканский закон-близнец, просить прописать штрафы в федеральном законе или думать дальше, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Марат Галиев предлагает ввести в КоАП РТ штрафы за незаключение договоров с регоператорами на вывоз ТКО
«ЕСТЬ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ В СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ, ГДЕ НЕЛЬЗЯ БОТВУ КИДАТЬ В КОНТЕЙНЕРЫ»
Несмотря на отрицательное заключение комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку, депутат Марат Галиев все же выступил накануне на 16-м заседании Госсовета РТ VI созыва со своим законопроектом. Он предлагает ввести в КоАП РТ штрафы за незаключение договоров с регоператорами на вывоз ТКО: физическим лицам — 5 тыс. рублей, должностным — 50 тыс., индивидуальным предпринимателям — 100 тыс. (или приостановление деятельности на 90 суток), юридическим лицам — 300 тыс. (или приостановление на 90 суток).
Необходимость штрафов Галиев доказывает неутешительной для регоператоров статистикой: из более чем 73 тыс. предпринимателей восточной зоны РТ только 17,8 тыс. имеют договоры на вывоз мусора — то есть всего 22%. Юрлица якобы маскируют свой промышленный мусор под коммунальный и выбрасывают его в мусорные баки жилых домов. По словам депутата, с такой собираемостью платежей у регоператора никакой реформы обращения с отходами не получится.
Эдуард Шарафеев отметил, что арендаторы в офисе оплачивают коммунальные услуги управляющей компании, которая уже потом от своего лица заключает договор с регоператором
На сессии Госсовета РТ озвученные Галиевым цифры по не заключившим договоры юрлицам вызвали сомнения у депутата от ЛДПР Эдуарда Шарафеева. Он отметил, что арендаторы в офисе оплачивают коммунальные услуги управляющей компании, которая уже потом от своего лица заключает договор с регоператором. Галиев в ответ заверил, что двойных договоров закон не предусматривает: если УК покажет заключенные с юридическими лицами договоры, регоператор не будет от них ничего требовать. Но типовые договоры здесь не годятся, потому что в них не прописано число сотрудников, количество мусора и места его складирования.
Расставить все точки над i в споре двух парламентариев спикер Фарид Мухаметшин пригласил к трибуне заместителя председателя комитета Александра Чубарова, который теперь уже перед всеми депутатами Госсовета повторил заключение комитета: законопроект принимать нельзя, потому что он нарушает принцип разделения предметов ведения между республикой и федеральным центром. Обязанность заключать договоры с регоператорами установлена федеральными законами (№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищным кодексом РФ), а порядок заключения договора утвержден постановлением правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016 года. Поэтому и штрафы за невыполнение данных нормативных актов могут вводиться только на федеральном уровне: у республики таких полномочий нет. С юридической точки зрения вопрос очевиден, что подтверждается единогласно отрицательными заключениями на законопроект от государственно-правового управления аппарата президента РТ, правового управления Госсовета РТ, прокуратуры РТ и минюста РТ.
В этот момент оператор крупным планом показал депутата Ирека Салихова. На рынке считается, что «Гринта» входит в орбиту его интересов, хотя официально это не подтверждено
«Учитывая концептуальные замечания к его содержанию, делающие вообще невозможным его принятие, комитет данный законопроект не поддерживает и, учитывая вышеизложенное, рекомендует Госсовету РТ проект отклонить», — огласил вердикт комитета Чубаров. В этот момент оператор крупным планом показал депутата Ирека Салихова, председателя совета директоров АО «Трейд-Ойл» (ранее «Ядран-Ойл»). На рынке считается, что «Гринта» входит в орбиту его интересов, хотя официально это не подтверждено. Салихов выслушал заключение внимательно, но эмоций не показал.
«Проблема имеет место быть, актуализируется с каждым годом», — признал Мухаметшин, поблагодарив Галиева за законопроект. Затем он попросил прокомментировать инициативу председателей профильных комитетов, которые проводили по теме ТКО выездные заседания.
«Ваше мнение для нас очень ценно, хотя я как председатель Государственного совета при таком решении профильного комитета, который аргументировал свою позицию, не могу ставить на голосование и требовать поддержки», — подчеркнул спикер.
Александр Тыгин (справа) заявил, что «совершенно правы» обе стороны: и Галиев, и комитет по законности и правопорядку
Председатель комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин заявил, что «совершенно правы» обе стороны: и Галиев, и комитет по законности и правопорядку. Парламентарий сообщил, что вопрос рассматривался с утра на заседании фракции «Единой России» и отраслевые министерства видят много проблем, которые всплыли за год реализации реформы. Поэтому законопроект следует взять за основу и расширить ее, потому что исполнение реформы вызывает серьезные вопросы.
«По морфологии мусора даже есть обеспокоенность в сельских районах, где нельзя ботву кидать в контейнеры, — привел пример председатель комитета. — Есть такие странные законодательные решения, поэтому целый спектр изменений решений региональных и федеральных предстоит делать комплексно, системно, с участием всех задействованных комитетов Госсовета».
Депутат Азат Хамаев, которому Мухаметшин предоставил слово после Тыгина, также счел, что, помимо продемонстрированной комитетом правовой несостоятельности законопроекта, нужно учитывать еще массу нерешенных вопросов как в федеральном, так и в республиканском законодательстве. Поэтому документ Галиева надо взять в работу и совместно с правительством РТ «прийти к консенсусу» — в пределах республиканских полномочий.
Фарид Мухаметшин: «Нечасто так бывает, чтобы подготовленная инициатива в виде законопроекта был отвергнута профильным комитетом»
«ВВИДУ ВЫДВИЖЕНИЯ КАБАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СО СТОРОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА»
Затем Мухаметшин попросил прокомментировать законопроект самого прокурора РТ Илдуса Нафикова, хотя отрицательное заключение прокуратуры РТ уже было озвучено.
Нафиков подтвердил, что в таком виде законодательная инициатива не может быть принята, иначе «субъект выйдет за пределы своей компетенции». Кроме того, у главного блюстителя соблюдения законов РФ в Татарстане вызвали вопросы «конструкции состава» — отсутствие договора с регоператором на обращение с ТКО.
«Договор может отсутствовать по разным причинам, в том числе ввиду выдвижения кабальных условий со стороны регионального оператора, здесь и антимонопольную составляющую надо посмотреть, все возможно», — намекнул Нафиков на неоднозначное положение региональных операторов на рынке.
Тем не менее проблема обращения с ТКО существует, и, даже если депутаты отклонят законопроект, его нельзя «забрасывать», считает прокурор. Если решать вопрос так, как предлагает Галиев, то нужно принимать новый закон на республиканском уровне.
«Надо придумать какой-то республиканский закон, который не вторгается в федеральную компетенцию и регулирует сходные правоотношения, но вводит какую-то смежную обязанность и за это нарушение устанавливает санкции. Однако такой путь очень сложный, казуистический, но, наверное, его тоже можно придумать, если правильно сформулировать состав. Все возможно», — предложил прокурор.
Илдус Нафиков: «Договор может отсутствовать по разным причинам, в том числе ввиду выдвижения кабальных условий со стороны регионального оператора»
Второй вариант — Госсовету выходить с инициативой к федеральному законодателю, чтобы прописать санкции на федеральном уровне, либо вообще урегулировать вопрос безо всяких санкций на уровне постановления правительства РФ.
«Нечасто так бывает, чтобы подготовленная инициатива в виде законопроекта был отвергнута профильным комитетом», — констатировал Мухаметшин, когда Нафиков изложил все аргументы. У регоператоров и населения накопились друг к другу взаимные обиды, но законопроект Галиева проблемы не решит. Да и с прокурором нельзя не согласиться, признал председатель Госсовета.
Поэтому спикер предложил создать рабочую группу и работать над способами решения проблемы дальше. «Есть вариант обращения с законодательной инициативой по правовой части вопроса в Государственную Думу, существуют параллельно иные пути решения данного вопроса», — сказал Мухаметшин, не уточнив, какие именно. А с законопроектом в его нынешнем виде к избирателям не готов выходить даже и он сам, мол, «население особо не обрадуется». Сформировать рабочую группу для дальнейшей работы над вопросом спикер поручил Тыгину.
Затем председатель Госсовета поставил вопрос на голосование, и депутаты отклонили законопроект большинством голосов: воздержались двое, один проголосовал против отклонения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.