«Чем меньше город, тем сложнее делить аудиторию, а в Челнах она консервативная», — предупреждают эксперты, оценивая шансы DiDi на лидерство в автограде. Неудачная попытка взять Казань привела агрегатора в города с населением до 500 тыс. человек, но условия там будут хуже — комиссия подскочила в 2 раза, а гаранты вновь упали. Но и ради этих «плюшек» разбегутся по родным городам приехавшие на заработки в Казань таксисты Чувашии и Марий Эл — для столицы РТ это чревато дефицитом машин и ростом цен.
Сегодня DiDi Chuxing объявил о запуске своей платформы еще в 15 городах России
DIDI ДОКАТИЛСЯ ДО ПОВОЛЖЬЯ: ГАРАНТЫ СНИЖЕНЫ, КОМИССИЯ ПОДСКОЧИЛА ВДВОЕ
DiDi Chuxing объявил о запуске своей платформы еще в 15 городах России. 6 из них расположены в Поволжье: Чебоксары (включая Новочебоксарск), Оренбург, Ижевск, Йошкар-Ола, Пенза и второй по численности город Татарстана — Набережные Челны. Еще 9 — в Центральной России: Белгород, Курск, Липецк, Тверь, Брянск, Владимир, Рязань, Тула, Тамбов.
Таким образом, китайский агрегатор продолжает ползучую интеграцию в небольшие города с населением до 500 тыс. человек, не решаясь заходить в столицы и сторонясь даже миллионников. DiDi также заявляет о том, что откроет для водителей точку «Б» — конечную остановку. Многих водителей отпугивало, что до прибытия на место выполнения заказа они не видели, куда и как далеко им везти пассажира, и теперь данный гештальт будет закрыт.
На этом хорошие новости заканчиваются, потому что комиссия агрегатора взлетает с 5 до 9,5% «в течение периода запуска», уточняет пресс-служба DiDi. Другими словами, по истечении указанного периода она может еще увеличиться.
Запуск DiDi в Казани резко повысил привлекательность столицы Татарстана для таксистов, и они потянулись сюда на заработки даже из соседних регионов
Вторая плохая новость — водители в других регионах не увидят «космических» гарантов Казани. Об этом на презентации, посвященной выходу в регионы, рассказал представитель команды DiDi по имени Юрий (фамилию он не назвал). По его словам, гарантированный суточный заработок для водителей во всех объявленных городах, включая Челны, составит 9 тыс. рублей для брендированных автомобилей за 40 поездок. «В зависимости от города они могут немного варьироваться», — добавил Юрий и в качестве утешения пообещал «особые условия» и «много интересных промоакций». А первые 200 зарегистрировавшихся в ПФО (300 в ЦФО) водителей получат нулевую комиссию до конца года.
Зато жителей перечисленных городов помимо скидок на такси от DiDi ожидают бесплатные поездки по пятницам — именно таким соусом китайский агрегатор умасливал пассажиров в Казани.
Напомним, запуск DiDi в Казани резко повысил привлекательность столицы Татарстана для таксистов, и они потянулись сюда на заработки даже из соседних регионов. Причина в увеличении размера гарантированных выплат за смену почти в 2 раза — с 5–6 тыс. рублей до 11 тыс. для брендированных автомобилей DiDi (для обычных водителей — до 10 тыс.), а размер пятничного вознаграждения составил небывалые 13 тысяч. В ответ на этот ход «Яндекс.Такси» поднял гаранты для водителей до 10 тыс. рублей для брендированных автомобилей и 9 тыс. для обычных. Это превратило Казань в настоящую мекку для таксистов, и число водителей из других регионов значительно увеличилось. Не отпугнуло их и первое понижение гаранта — сейчас водители DiDi за выполнение 40 заявок могут получить максимум 8,5 тыс. рублей для небрендированных автомобилей и 10,5 тыс. для брендированных.
Сейчас разница в гарантах «Яндекса» между Челнами и Казанью существенная. В автограде за 45 поездок водители брендированных автомобилей получают 6 300, обычных — 5 700
«НАБОР СОТРУДНИКОВ УЖЕ НЕДЕЛЮ ИДЕТ, ВОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ — ДАВАЙ, ПОДКЛЮЧАЙ»
Как рассказал корреспонденту владелец одного из таксопарков в Челнах Рафаэль Абелян, из других регионов в Казани водителей работало очень много. «Я с местными общаюсь, говорят, что приехали из Самары, Чувашии, Марий Эл, — рассказывает Абелян. — Теперь они разбегутся обратно по своим городам, и резко сократится число водителей на линии. Заказов уже сейчас не так много, если водителей меньше станет, то в „Яндексе“ поднимутся цены на поездки для пассажиров».
Водители из автограда в период повышения гарантов также выезжали на заработки в Казань. Правда, на работу они устраивались не в DiDi. «Я со многими водителями общаюсь, они переезжали ради гарантов „Яндекс.Такси“ — им проще выполнить 40 коротких по длине поездки заказов и получить гарант в 10 тысяч рублей, — говорит Абелян. — А в DiDi подачи дальние, а сами поездки длинные, за смену 40 заказов с таким подходом не сделать. Кроме того — сырая программа, навигатор не очень удобный, да и клиенты непонятные».
Но все это не снизило интерес челнинских водителей к запуску агрегатора. «Набор сотрудников уже неделю идет, водители говорят: давай, подключай (к DiDi — прим. ред.), — говорит собеседник издания. — Раньше два миллиардера (основатель DiDi Чэн Вэй и основатель „Яндекса“ Аркадий Волож — прим. ред.) воевали между собой в Казани, теперь война смещается в Челны». Напомним, заходя в Казань, DiDi декларировал главную цель — победить крупнейшего конкурента — «Яндекс». Впрочем, пока китайский агрегатор не спешит праздновать победу, да и водители признают, что пальма первенства все еще у отечественной компании.
Сейчас разница в гарантах «Яндекса» между Челнами и Казанью существенная. В автограде за 45 поездок водители на брендированном автомобиле получают 6 300, на обычном — 5 700. Судя по опыту Казани, повышение гарантированных выплат в «Яндекс.Такси» для автограда — вопрос времени, на это уповают и водители.
В разговоре с нашим корреспондентом Абелян вспомнил, что, когда «Яндекс.Такси» заходил в Челны в 2016 году, ситуация развивалась по схожему сценарию. «Многие водители туда (в „Яндекс.Такси“ — прим. ред.) побежали, „раскатывали“, хорошие деньги получали, а потом обратно вернулись в свои такси, когда „Яндекс“ перестал доплачивать. Так же будет и в DiDi», — полагает владелец таксопарка.
«Разница в том, что в большом городе компании проще найти аудиторию, которой будет хватать для рентабельной деятельности»
«НА МАЛЕНЬКИХ РЫНКАХ МЕСТА ХВАТАЕТ НЕ ВСЕМ»
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников признал, что в Казани появилось больше водителей на заказах с номерами других регионов. Но повышение комиссии и снижение гарантированного заработка оттолкнут иногородних водителей от китайской компании, а местные таксисты будут чаще включать приложения российских агрегаторов. «Так уже и происходит, — заверил собеседник „БИЗНЕС Online“. — В сервисе „Максим“ увеличивается количество заказов и число активных водителей. Пассажиры и водители попробовали новый сервис и какие-то выводы для себя сделали. Это нормально. Демпинг всегда заканчивается».
По словам Стенникова, теперь, когда размер комиссии и доплат постепенно перестает быть решающим фактором, водители ориентируются на другие условия. «Им важно сразу видеть всю информацию о заказе: начальный и конечный адреса, стоимость поездки, — говорит пресс-секретарь „Максима“. — Важно, когда программные алгоритмы предлагают заказы с минимальным пробегом до адреса подачи и адекватно рассчитывают цену, формируют цепочки заказов по пути. Все то, что делает работу водителя эффективной и удобной».
По мнению собеседника издания, с выходом DiDi в Челнах обострится конкуренция между агрегаторами. «Разница в том, что в большом городе компании проще найти аудиторию, которой будет хватать для рентабельной деятельности, — говорит Стенников. — Чем меньше города, тем сложнее делить активную аудиторию, она еще и консервативнее. На маленьких рынках места хватает не всем».
«Лично нашей компании DiDi почти никак не помешал, общий отток водителей в Казани составил порядка 2 процентов, почти все вернулись, как только свернули супердоплаты, — сообщил нашему корреспонденту на условиях анонимности представитель крупного федерального агрегатора. — Наши водители лояльные, они уже вернулись после выхода DiDi, а вот после карантина — нет. Кто-то уехал домой (в республику — прим. ред.), другие заболели, не могут оплачивать кредиты, и им пришлось продать машину — у всех разные причины. Поэтому по числу водителей мы до сих пор не можем выйти на докарантинный период».
Выход DiDi в другие регионы означает, что у агрегаторов в этих городах будет такой же временный отток водителей, как было в Казани. «Они правильно сделали, что пошли в небольшие города, миллионники им пока не под силу, — одобрил направление экспансии собеседник издания. — В Казань влили огромные деньги, а после снижения доплат все водители вернулись. Маленькие города „купить“ дешевле».
Снижение «гарантов», безусловно, отпугнет водителей от DiDi, уверен заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. «Надо вообще посмотреть, кого там привлекают водителями. До нас дошли слухи, что они подключают вообще всех подряд, не прочитав законодательство», — опасается Попков. По его словам, с агрегатором еще «будет разговор», когда в Москве закончится Международный евразийский форум «Такси». «Методы они используют, скажем культурно, нечестные, — говорит зампредседателя, имея в виду демпинг. — Я не знаю, куда антимонопольная служба смотрит вообще, ее саму надо проверять на коррупцию и профпригодность».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 100
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.