«Трое будут выполнять работу пятерых, чтобы можно было сэкономить фонд зарплаты и направить ее начальству», — комментируют эксперты наметившуюся в стране реформу системы госуправления. Михаил Мишустин с 1 января 2021 года начнет сокращение штатов в федеральных и территориальных органах исполнительной власти преимущественно за счет вакантных должностей. О том, что скрывается за новой административной реформой, с которой в свое время не справился Медведев, — в материале «БИЗНЕС Online».
Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля
«ПРЕДЛАГАЮ НАЧАТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля. «Откладывать реформу больше нельзя, — заявил он на совещании с вице-премьерами. — Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент». По словам Мишустина, кабмин проанализировал работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовил по ним кадровые решения.
Сокращение штатов в министерствах и региональных подразделениях составит от 5% до 10%, в том числе за счет вакантных должностей. В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%. В территориальных органах ведомств, в которых сегодня среднее количество вакансий — около 18%, решено сократить штат на 10%.
По словам источников «Коммерсанта», основной смысл данной реформы не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах. Дело в том, что с момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) стали сильно отличаться друг от друга, что мешает их взаимодействию, существенно разрослись и «обеспечивающие» подразделения. Остро стоит и проблема оплаты труда: у чиновников низкий оклад, зато высокий уровень премиальных. Основная суть реформы — прописать конкретные требования к формированию штатов органов исполнительной власти. Т. е. в зависимости от количества подчиненных рассчитают допустимое число начальников и помощников, а штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего. Особая численность штата для отдельных органов власти с отходом от нормативов возможна, но такую необходимость надо будет обосновывать перед комиссией по административной реформе.
После приведения в соответствие с указанными правилами только в аппарате правительства под сокращение могут попасть несколько десятков заместителей руководителей, в том числе 25 замминистров. Ожидается, что сокращения коснутся в основном незаполненных вакансий, которых на сегодня куда больше, чем заявленные Мишустиным 5–10%. По подсчетам «Коммерсанта», после реформы предельная численность сотрудников центральных аппаратов органов власти установится на уровне 22,8 тыс. человек (вместо нынешних 23,9 тыс.) и 302,8 тыс. в территориальных органах (336,5 тыс.). Отмечается, что в регионах сокращения могут идти чуть дольше заявленного трехмесячного срока. По информации издания, наибольшие в абсолютных цифрах сокращения в регионах придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.
Сокращения расходов на оплату труда госслужащих реформа не предполагает. Программа реформы в 2021–2023 годах — направить сэкономленное на повышение общего уровня зарплат, ограничив госрасходы на данные цели: должностные оклады должны вырасти, размер премий в общей зарплате — сократиться до 30–40%, а также снизится «ежемесячное денежное поощрение».
Еще в 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь на 7%
«ЭКОНОМИЯ НЕ САМОЦЕЛЬ РЕФОРМЫ, ОЧЕВИДНО…»
Впервые об административной реформе как первом за последние годы плане реформирования ФОИВ заговорили еще в сентябре 2019-го. Данную тему неоднократно обсуждали в высоких залах, но пандемия и смена правительства в начале 2020-го сдвинули сроки преобразований.
Когда о реформе было объявлено осенью прошлого года, первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказывала, что без сокращения госслужащих их зарплаты возможно проиндексировать только на уровень инфляции, а для увеличения зарплат всех чиновников до конкурентного уровня придется искать дополнительно 100 млрд рублей в год. «Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение зарплат гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — заметила замглавы минфина.
Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова прошлой осенью говорила нашему изданию, что в Татарстане не ведется никакой работы по подготовке к сокращению чиновников в 2020 году. «Насколько нам известно, у указанной инициативы пока нет итогового решения. В правительстве Российской Федерации сообщили, что еще не определились с критериями реформы, поэтому говорить об этом рано. Соответственно, и на уровне республики подобной работы в данный момент не ведется», — сказала Галимова. А сегодня же уточнила, как появились официальные решения: «В республике вопрос регулирования штатного расписания и повышения эффективности деятельности органов государственной власти ведется системно и решается как за счет сокращения, так и за счет ротации».
Напомним, в России уже были попытки провести подобную реформу. В 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь отчасти — численность чиновников сократили на 7%. В апреле 2016-го стало известно, что тогда еще премьер-министр Медведев направил президенту письмо, в котором написал, что система госуправления в стране во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации, и призвал президента создать комиссию по совершенствованию данной системы.
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти
«НАГРУЗКА НА ПОДЧИНЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗРАСТЕТ: ТРОЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПЯТЕРЫХ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сошлись на том, что масштаб перемен переоценивать не стоит. «На административную реформу это не тянет», — так считает, например, вице-президент Института современного развития Борис Макаренко. По его словам, реформа, скорее всего, ограничится сокращением вакантных мест и выводом на пенсию пожилых чиновников. Так думает и профессор КНИТУ политолог Владимир Беляев. По его мнению, количество чиновников «сократят» в первую очередь за счет пенсионеров и вакантных мест. «Это разовая кампанейщина, которая была уже не раз и не два. Нагрузка на подчиненных обязательно возрастет, только так всегда и бывает. Трое станут выполнять работу пятерых, чтобы можно было сэкономить фонд зарплаты и направить ее начальству. Мелкие чиновники очень плохо живут и мало получают, — говорит Беляев. — Штат разбухает обратно после любых сокращений, и команда Мишустина тут вряд ли что-то сможет изменить».
«Судя по всему, причины у обнародованных подобных инициатив — что у сегодняшних, что у инициатив недельной давности — чисто информационные. Потому что в начале ноября для власти сложилась крайне неблагоприятная информационная картина, связанная с тем, что транзитные ожидания среди российского политического класса, элиты и политически активного меньшинства России предельно обострились», — объясняет причины появления административной реформы Мишустина директор центра политологических исследований финансового университета Павел Салин.
По его словам, административная реформа на самом деле никакой реформой не является — это лишь чисто технический шаг, технические меры, которые даже если и будут реализованы, то ни к чему не приведут. «Это сигнал для бюрократии: ребята, расслабьтесь, никого серьезно резать не станут. Он сам сказал, что в федеральных органах власти число вакантных должностей — до 20 процентов, а резаться будет 5 процентов. То есть в 4 раза меньше, чем вакантных должностей! А в региональных органах власти, сказал он, вакантных должностей — 18 процентов, а сократят 10 процентов», — отмечает политолог. Все это, по словам нашего собеседника, говорит о том, что речь идет ни о какой не о реформе в том контексте, в каком высказался господин Мишустин, а о неполном сокращении незаполненных ставок. И названо все подобное реформой лишь для того, чтобы это все обсуждали и заполняли информационную повестку.
«В принципе, общая тенденция, которая здесь просматривается, — это цифровизация. То есть онлайн-работа, онлайн-методы, особенно в эпоху коронавируса, показали, что какое-то присутствие людей (на рабочем месте — прим. ред.) зачастую не требуется, иногда кого-то можно сократить. Электронный документооборот постепенно замещает „офлайновый“ и так далее. То есть новые технологии помогают оптимизировать и освобождают рабочие места, как во всех отраслях промышленности, — отмечает политолог, политтехнолог Олег Матвейчев. — На самом деле количество чиновников в России на душу населения меньше, чем в других странах — и в Америке, и в Европе, и даже в Китае. Поэтому в данном смысле не получилось бы так, что будет даже недостаток служащих и что мы сократим, а потом граждане не смогут получить госуслугу вовремя. Не нужно бездумно увлекаться всякими сокращениями».
Но в целом же данное начинание целиком укладывается в «стиль современного премьера-технократа», который ставит во главу угла сокращение расходов и прочую оптимизацию. «Над Мишустиным огромное бремя и ответственность. Ему нужно крепко держать руль в условиях все еще высокой волны коронавируса, как-то перезапускать национальные проекты. Поэтому премьер как человек, умеющий считать деньги и ресурсы, делает это», — говорит Макаренко.
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти. «Это значит, что Мишустин опытный чиновник и знает все уловки», — считает эксперт. По словам Макаренко, правительство сможет хорошо проконтролировать сокращение в центральных аппаратах, но до региональных подразделений им дотянуться будет труднее. С другой стороны, региональные отделения, как правило, очень немногочисленны по составу.
То, что чиновники плохо поддаются сокращению, — беда каждой такой реформы, которые проводятся регулярно еще с советских времен. Но правительство Мишустина выгодно отличается тем, что за время «коронакризиса» набило руку на том, чтобы не только раздавать, но и контролировать исполнение поручений. Поэтому не исключено, что данная реформа будет более эффективна, чем предыдущие, считает политолог.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.