Муфтият шейха Равиля Гайнутдина (на фото с Дамиром Мухетдиновым (слева) заявил свои права на самое активное участие в подготовке празднования громкой даты для мусульманского мира России – 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией Муфтият шейха Равиля Гайнутдина (на фото с Дамиром Мухетдиновым (слева) заявил свои права на самое активное участие в подготовке празднования громкой даты для мусульманского мира России — 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией

МУХЕТДИНОВ: «СИСТЕМНАЯ РАБОТА ВЕДЕТСЯ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ГАЙНУТДИНОМ И ЕГО КОМАНДОЙ»

«Дамир Мухетдинов поздравил всех участников совещания со знаменательным и важным для российского мусульманства решением президента страны Владимира Путина о праздновании в 2022 году 1100-летия принятия ислама государством Волжская Булгария на государственном уровне, — информирует на этой неделе о прошедшем совещании членов пленума ДУМ РФ официальный сайт организации. — В настоящее время, по указу муфтия шейха Равиля Гайнутдина, продолжается формирование оргкомитета праздничных мероприятий, а также портфеля мероприятий, приуроченных к этой дате».

Таким образом, муфтият шейха Равиля Гайнутдина в очередной раз заявил свои права на руководящую роль в подготовке празднования громкой даты. Ранее именно глава ДУМ РФ поднял эту тему на федеральный уровень, предложив Владимиру Путину, встречавшемуся с духовными лидерами страны, поддержать юбилей. Глава государства, конечно же, Гайнутдина поддержал и заверил, что праздник пройдет «достойно, как мы это умеем». Логично ожидать, что после таких заявлений федеральные власти сами и образуют оргкомитет празднования, назначив ответственного «тяжеловеса» — например вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Однако, пока таких шагов не последовало, указы раздает Гайнутдин.

В ДУМ РФ не согласны с тем, что именно из Татарстана впервые прозвучали призывы о необходимости торжественно отметить 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Напомним, что президент РТ Рустам Минниханов дважды заявлял об этом в посланиях к Госсовету РТ, в 2019 и 2020 годах. «Вы невнимательно отслеживаете новости, — сообщил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. —  До Минниханова еще три года назад в Казани, когда приезжал глава „Эрмитажа“ Михаил Пиотровский, открывая выставку (видимо, речь идет о выставке, посвященной Ахмаду ибн Фадлану, которая состоялась в центре „Эрмитаж-Казань“ в 2016 году, — прим. ред.), Гайнутдин заявил, что необходимо заранее готовиться к празднованию 1100-летия. Плюс это было решение съезда ДУМ РФ прошлого года в сентябре. На последнем заседании пленума мы данную работу также проводили, ведется огромная работа с регионами страны, учеными, институтами, оргкомитет создается, рабочие группы организуются, от регионов собираем предложения, как можно провести праздник. Спонтанного ничего нет, это системная работа ведется уже несколько лет Гайнутдином и его командой».

Удивили ближайшего сподвижника Равиля хазрата и слухи о том, что федеральный муфтият через будущий юбилей рассчитывает вернуть некогда утраченное влияние в Татарстане, а сам Мухетдинов, дескать, метит в кресло ректора Болгарской исламской академии: «Странно, если Татарстан воспринимает это в таком ключе… Ну что могу сказать, у кого-то, видимо, большие фантазии, просто надо трудиться, работать. В наш оргкомитет мы привлечем все централизованные организации крупные, в том числе и ДУМ РТ, пригласим и ЦДУМ, и кавказские муфтияты. Влияние Волжской Булгарии распространялось не только на территорию Поволжья, центральную европейскую часть России, но и до пределов Кавказа. А влияние мыслителей оказывалось и на Среднюю Азию, в конце концов, захоронение булгарских ученых мы имеем в городах Узбекистана».

По словам Камиля Самигуллина, ДУМ РТ собирается активно праздновать 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, если не помешает коронавирус. Татарстанский муфтият собирается 2022-й объявить годом этого юбилея По словам Камиля Самигуллина, ДУМ РТ собирается активно праздновать 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, если не помешает коронавирус. Татарстанский муфтият планирует 2022-й объявить годом этого юбилея

«Я ДУМАЮ, ЮБИЛЕЙ — ПРЕРОГАТИВА ДУМ РТ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО СВЯЗАНО С ТЕРРИТОРИЕЙ  ТАТАРСТАНА»

Между тем в Татарстане не без оснований считают, что 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией — это хоть и глобальное событие, но прежде всего касается нашей республики. Значит, она за него и должна отвечать, как, к примеру, за 1000-летие Казани. Поэтому на активность Гайнутдина в Казани, при всем уважении к нему, смотрят с некоторым напряжением.

«Равиль хазрат сам в Болгар не приезжает, но то, как он начал переживать за Болгар, уже отрадно», — сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» муфтий РТ Камиль Самигуллин. По его словам, ДУМ РТ собирается активно праздновать 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, если не помешает коронавирус, в частности, татарстанский муфтият планирует 2022-й объявить годом этого юбилея. «Мы наши проекты уже несколько лет назад начали, чтобы к круглой дате закончить, какие это проекты — пока не буду говорить. Потому что неинтересно потом будет, — продолжает Камиль хазрат. — Но это и книги, и другие вещи. Думаю, мероприятия должны идти в течение всего года. Мне кажется, муфтиятам неоходимо проводить различные круглые столы, встречи, а кульминацией может быть собрание в Болгаре. Собрать большое количество представительных гостей, выделить эту дату, показать к ней уважение, чтобы она осталась в памяти у людей». Муфтий РТ тоже надеется, что в стороне от юбилея не останется ни один из российских муфтиятов.

Главную роль в праздновании громкого юбилея должен играть Татарстан, считает Рафик Мухаметшин — заммуфтия РТ, ректор Российского исламского института. «То, что 4 ноября перед Владимиром Путиным была озвучена идея проведения 1100-летия, безусловно, очень важно, поскольку это обсудили, по крайней мере публично, перед главой государства впервые, — говорит Мухаметшин. — Возможно, с Путиным по данному поводу разговаривали ранее, но то, что президент РФ дал согласие, — очень важно. В последующем, думаю, будет создан оргкомитет по подготовке и проведению, естественно, это будет в первую очередь прерогатива Республики Татарстан. Поскольку и президент Татарстана о подобном говорил в своем послании, что надо готовиться и хорошо отметить. Думаю, создадут оргкомитет, куда, безусловно, будут включены ведущие духовные лица централизованных религиозных организаций. Это же теперь задача государства, поскольку президент России на подобное согласился».

Камиль Исхаков сообщил, что «закипела работа» в части строительства Соборной мечети в Казани. Однако шансов, что она будет построена к 21 мая 2022 года, практически нет Камиль Исхаков сообщил, что «закипела работа» в части строительства Соборной мечети в Казани. Однако шансов, что она будет возведена к 21 мая 2022 года, практически нет

Поддерживают первенство Татарстана в организации юбилейной даты принятия ислама Булгарским государством и некоторые авторитетные российские муфтии. Например, председатель ДУМ азиатской части России Нафигулла Аширов и вовсе удивлен активности в этом поле ДУМ РФ. «Я думаю, юбилей — прерогатива ДУМ РТ, потому что это непосредственно связано с современной территорией Татарстана. Как один из татар, Гайнутдин имеет, наверное, отношение к участию в данном юбилее, — сообщил „БИЗНЕС Online“ Аширов. — Однако, как мы знаем, юрисдикция ДУМ РФ не распространяется на ДУМ Республики Татарстан. Поэтому, мне кажется, немного странно пытаться организовать те или иные торжества на территории другого ДУМ. Если так, то тогда ему можно было бы заявить об организации и праздновании какого-то юбилея на Северном Кавказе, в Чечне или Дагестане, например. То есть это прерогатива ДУМ РТ, а участвовать могут все, включая Гайнутдина, как и представители других регионов, республик Северного Кавказа в том числе, да и вообще любой гражданин РФ».

«Поскольку ислам был официально принят Волжской Булгарией на территории, где находится РТ, в Татарстане могли бы создать рабочую группу по проведению этого мероприятия, — сказал нашему корреспонденту муфтий, председатель духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. — Но это будет праздник не только для Татарстана, но и всего татарского, тюркского мира. А есть и наши братья-башкиры, две республики могли бы быть активно вовлечены в реализацию данного мероприятия».

При этом Татарстану пока нечем ответить ДУМ РФ. Помощник президента РТ Камиль Исхаков, фактически полпред президента Минниханова в мусульманском мире республики, на этой неделе в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил, что пока конкретных планов по празднованию 1100-летия нет. Хотя и «закипела работа» в части строительства Соборной мечети в Казани. Однако шансов, что она будет возведена к 21 мая 2022 года, мало. По-прежнему точно не определено даже место строительства. В общем, с самым эффектным мероприятием по случаю празднования Татарстан, вероятно, уже опоздал. Теперь с учетом пандемии больше шансов увидеть, как в 2022-м в основание Соборной мечети будет заложен первый камень.

«Среди тюркских народов, вообще в Евразии, Волжская Булгария — первое государство, которое приняло ислам. На сей статус никто более не может претендовать, я не думаю, что кто-то в России не согласится» «Среди тюркских народов, вообще в Евразии Волжская Булгария — первое государство, которое приняло ислам. На сей статус никто более не может претендовать, я не думаю, что кто-то в России не согласится»

«ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ, ЧТО ПЕРВЫЕ В РОССИИ, — ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

Есть вопросы и о том, как именно преподносить события, которые приписывают 922 году нашей эры. Вот как их описывал в нашей газете известный казанский историк и археолог Искандер Измайлов: «Среди тюркских народов, вообще в Евразии Волжская Булгария — первое государство, которое приняло ислам. На сей статус никто более не может претендовать, я не думаю, что кто-то в России не согласится. Хазарский каганат не принимал, а Караханидское государство приняло лишь в конце Х века. Да, считается, что ислам проник на территорию современной России в районе Дербента в IХ веке (другие даже говорят, что в VIII-м). Но не суть важно. Потому что, когда ислам распространился там, Дербент был в составе Арабского халифата. Во-первых, это не тюркское государство, а во-вторых, оно не представляло собой какого-то государственного единства, а находилось в составе другого. Так что, повторю, среди тюркских государств нет других, которые бы приняли ислам раньше, чем Булгария. Здесь нет никаких противоречий».

По словам ректора РИИ Мухаметшина, для мусульманской уммы очень важно, что государство признает — в 922 году на территории России возникло мусульманское государство: «Поэтому мы очень заинтересованы, чтобы комиссия по подготовке юбилейных мероприятий была с представителями органов власти РФ, чтобы там присутствовали не только духовные лица».

Рафик Мухаметшин: «Мы очень заинтересованы, чтобы комиссия по подготовке юбилейных мероприятий была с представителями органов власти РФ, чтобы там были не только духовные лица» Рафик Мухаметшин: «Мы очень заинтересованы, чтобы комиссия по подготовке юбилейных мероприятий была с представителями органов власти РФ, чтобы там присутствовали не только духовные лица»

Еще 10 лет назад Татарстан выходил на общероссийский уровень со смелой инициативой, обратившись в Госдуму и Совет Федерации с предложением о внесении в перечень памятных дат России, по аналогии с Днем Крещения Руси (28 июля), Дня принятия ислама (21 мая). Тогда далеко не всем мусульманским республикам оказалось по душе такое закрепление первенства Волжской Булгарии. В итоге Госсовет РТ ограничился установлением новой республиканской памятной даты — День официального принятия ислама Волжской Булгарией.

«Ислам пришел в Россию из Дербента, как мы всегда это указываем, в VII веке, — говорит сегодня первый заместитель главы ДУМ РФ Мухетдинов. — И, когда будут юбилейные мероприятия по случаю принятия ислама в Дербенте, мы тоже станем отмечать такие мероприятия. Мы сейчас говорим о принятии ислама Волжской Булгарией, но не о принятии ислама впервые в России. Формулировки необходимо использовать правильные».

А вот что думают о будущем 1100-летии на Кавказе. «Как отнеслись? Будем праздновать, — сказал „БИЗНЕС Online“ Исмаил Бердиев — председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа. — Если в Болгаре это состоялось, так станем праздновать. У нас по-другому, у нас сахаба (сподвижники пророка Мухаммеда — прим. ред.) здесь лежат, на Кавказе, поэтому мы оттуда начинаем считать, а в Болгаре по-другому полагают. Поэтому здесь никакого разногласия нет. Праздник, конечно, нужно проводить. Я в Болгаре был, там очень красиво, мечеть построена, центр исламский, поэтому нужно подобное делать. Но, если вы будете говорить, что первые в России, — это неправильно. В России впервые такое было в Дербенте, а последний — это Россия. А я, иншалла, приеду на юбилей».

В 1989 году Талгат Таджуддин уже проводил 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией по мусульманскому летоисчислению. С этого момента и началась история ежегодных «Изге Болгар жыены» В 1989 году Талгат Таджуддин уже проводил 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией по мусульманскому летоисчислению. С этого момента и началась история ежегодных «Изге Болгар жыены»

БЕККИН: «СТРАННО, ЧТО В 2013 ИЛИ 2014 ГОДУ ГАЙНУТДИН НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОТПРАЗДНОВАТЬ МАСШТАБНО 700-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ В РОССИИ»

Еще одна пикантность всей ситуации вокруг юбилея заключается в том, что в 1989 году Талгат Таджуддин в качестве руководителя духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) уже проводил 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией по мусульманскому летоисчислению (хиджре). С этого момента и началась история ежегодных «Изге Болгар жыены» в священном для мусульман городе.

И вот теперь шейх Гайнутдин, по мнению части наблюдателей, хочет прославить свое имя благодаря новому юбилею. «Мы в России живем по григорианскому летоисчислению, если кто-то отмечает и по хиджре, мы это не возбраняем, можем отмечать и по хиджре, и по милади (солнечный календарь — прим. ред.), — говорит зам председателя ДУМ РФ Мухетдинов. — Но мы все живем как граждане России, признающие законы РФ, говорящие на государственном языке. 200-летие того же Марджани мы же отмечали не по хиджре, а согласно григорианскому календарю. Тогда надо пересматривать дни рождения и всех крупных деятелей, даты основания Казани, других городов…  Поэтому, если кто хотел по хиджре, пускай отмечает так, мы по григорианскому календарю, ничего дурного, плохого в этом не видим».

Ренат Беккин: «Странно, что в 2013 или 2014 году Гайнутдин не воспользовался возможностью отпраздновать масштабно 700-летие принятия ислама в качестве государственной религии в России» Ренат Беккин: «Странно, что в 2013 или 2014 году Гайнутдин не воспользовался возможностью отпраздновать масштабно 700-летие принятия ислама в качестве государственной религии в России»

Однако известный востоковед Ренат Беккин считает, что новое празднование все равно будет выглядеть вторичным. «В свое время в 1989 году Талгат Таджуддин укрепил свой авторитет среди мусульман СССР и в мусульманском мире в целом, но повторить этот успех, организовав повторное празднование спустя 30 лет, — идея сомнительная, на мой взгляд, — рассказал Беккин „БИЗНЕС Online“. — Странно, что в 2013 или 2014 году Гайнутдин не воспользовался возможностью отпраздновать масштабно 700-летие принятия ислама в качестве государственной религии в России. Я умышленно говорю „в России“, потому что современная РФ — это наследница Золотой Орды, вот что действительно бы укрепило авторитет Гайнутдина среди мусульман России. 700-летний юбилей принятия ислама в Золотой Орде в качестве государственной религии прошел практически незамеченным».

По словам нашего собеседника, его больше насторожило прозвучавшее заявление Гайнутдина о намерении реконструировать Историческую мечеть в Москве: «Мы все помним, чем закончилась реконструкция Соборной мечети на проспекте Мира — историческое здание было разрушено и его теперь нет. Хочется верить, что та же самая участь не постигнет здание Исторической мечети».

Азат Ахунов напоминает, что обе даты — в 1989-м и в 2022-м — так или иначе связаны с политическими вопросами Азат Ахунов напоминает, что обе даты — в 1989-м и 2022-м — так или иначе связаны с политическими вопросами

А востоковед и исламовед Азат Ахунов напоминает, что обе даты — в 1989-м и 2022-м — так или иначе связаны с политическими вопросами. «В 1988 году отмечали 1000-летие крещения Руси и решили провести в ответ для того, чтобы показать важность двух религий в истории России, — сообщил Ахунов нашему корреспонденту. — Сейчас то же самое, можно сравнить. В последнее время очень много было нападок на Равиля Гайнутдина, его критикуют. Наверное, чтобы показать свою значимость, что он еще на коне, Гайнутдин и вышел с такой инициативой. Острой необходимости, конечно, не было, потому что эту дату уже отметили. Тем более, когда речь идет о дате, связанной с принятием ислама, важнее отметить это по исламскому календарю, чем по-христианскому».

Что касается других российских муфтиев, то глава ДСМР Крганов вспоминает, что в 1989 году мероприятие проходило в рамках празднования 200-летия ДУМЕС: «Тогда Талгат хазрат большими усилиями смог согласовать проведение такого масштабного международного форума в нашей стране. Что касается желания вновь обратить внимание на эту дату сейчас, я считаю, что исламское научное сообщество должно дать свое умозаключение по данному поводу».

«В какой-то мере ДУМ Татарстана является фактором притяжения многих духовных управлений, потому что в отношении того же Камиля хазрата, как и муфтията в целом, практически ни у кого никаких претензий нет» «В какой-то мере ДУМ Татарстана является фактором притяжения многих духовных управлений, потому что в отношении того же Камиля хазрата, как и муфтията в целом, практически ни у кого никаких претензий нет»

«1100-ЛЕТИЕ — ЭТО ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕКИЙ РУБЕЖ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАДУМАТЬСЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ВООБЩЕ ИСЛАМ В РОССИИ»

Каким же все-таки должно стать само празднование? В ДУМ РФ говорят, что у них уже есть серьезный план. «Есть видение, без этого мы подобные вещи заявлять на уровне президента бы не стали, — настаивает Мухетдинов. — Мероприятия будут проходить во многих городах. Открытие мечетей, закладки камней под них, появление образовательных центров, крупномасштабные научные конференции в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону — крупнейших городах России. Это издательская работа, научные труды, публикации, переводы совместно со Стамбульским университетом, с нашими коллегами из Казахстана, Узбекистана. Прорабатываются эти вопросы и со всеми ведущими вузами страны. Плюс энциклопедический словарь „Ислам в РФ“, вот глобальный наш проект, который мы уже 25 лет осуществляем, он завершается и как раз к данному юбилею будет презентован».

Замруководителя ДУМ РТ Мухаметшин говорит, что Татарстан тоже считает, что празднование не должно сводиться к торжественному собранию в Болгаре. Пройдут конференции, презентации книг, публикации: «Здесь должны быть представлены все аспекты истории, богословского наследия, культуры, все структуры будут задействованы: министерство культуры РТ, академические структуры и мы — религиозные учебные заведения и ДУМ РТ».

Рустам Батыр: «Если Равиль хазрат смог получить поддержку от главы государства, то этим надо просто пользоваться. Возможно, надо вернуть передачу «Мусульмане» на канал «Россия», какие-то фильмы должны быть, литература издана» Рустам Батыр: «Если Равиль хазрат смог получить поддержку от главы государства, то этим надо просто пользоваться. Возможно, нужно вернуть передачу «Мусульмане» на канал «Россия», какие-то фильмы должны быть, литература издана»

Экс-первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр считает, что праздник нужен как татарам, так и всей России: «Для татар здесь некий объединительный момент, у нас много субэтносов, духовных управлений, но Болгар, как святая земля, объединяет всех. Люди приезжают из разных муфтиятов, и всех память о нашей общей истории объединяет. Но этот праздник не должен замыкаться лишь внутри татар, нужно показать всему российскому обществу многогранность исторических истоков России. Сейчас почему-то Россию возводят лишь к Киевской Руси, но это очень сильно обедняет наше прошлое».

Что касается конкретных мероприятий, то Батыр уверен, что «Изге Болгар жыены» может быть некоей кульминацией праздника, вершиной, но важно проводить разные мероприятия, например открывать мечети, где их до сих пор нет, где все еще существуют препоны: «Тем более если Равиль хазрат смог получить поддержку от главы государства, то этим надо просто пользоваться. Возможно, нужно вернуть передачу „Мусульмане“ на канал „Россия“, какие-то фильмы должны быть, литература издана. Главное — донести мысль, что мы, Россия, многообразная страна, и в этом ее сила, потому что есть много точек опоры».

«Обычно собираются оргкомитеты, комиссии для формирования списка мероприятий по празднованию. Скорее всего, такое будет и у нас, список мероприятий, наверное, создадут, — указывает историк, ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов. — Другое дело, к чему это сведется, наверное, конференции проведут какие-то, может, выставки, хотелось бы и здесь спектр широкий. 1100-летие — это должен быть некий рубеж для того, чтобы задуматься о том, что такое вообще ислам в России, к чему мы пришли, куда мы идем, что значит быть мусульманами в этой стране, какие приоритеты существуют. Но будет ли такое концептуальное осмысление, сказать сложно, потому что умма разобщена. У всех свои интересы, у элит — политические в основном, у обычных мусульман — тяжелая повседневность».

1100-летие принятия ислама булгарским государством — это шанс для мусульманского мира России показать свое просвещенное, толерантное лицо всей стране и за ее пределами 1100-летие принятия ислама Булгарским государством — это шанс для мусульманского мира России показать свое просвещенное, толерантное лицо всей стране и за ее пределами

***

1100-летие принятия ислама Булгарским государством — это шанс для мусульманского мира России показать свое просвещенное, толерантное лицо всей стране и за ее пределами, поправить имидж ислама, постоянно подвергающийся атакам экстремистов. Кроме того, праздник мог бы объединить вокруг общей идеи разобщенную внутренними распрями умму. Но как будет на самом деле?

Пока лишь можно констатировать, что есть ряд вопросов, на которые нет четких ответов. Вопрос №1: не отводят ли федеральные власти, как светские, так и духовные, лишь вспомогательные, исполнительские функции Татарстану при подготовке важнейшего юбилея? Вопрос №2: не окажется ли, что подобные склоки и будут в центре общественного внимания, затмив сам большой праздник? Вопрос №3: не обидятся ли мусульманские лидеры Кавказа, откуда, как ни крути, и пришел в современную Россию ислам, на такое пристальное внимание к Волжской Булгарии? Вопрос №4: не приведет ли все это к обратному результату?