Развитые страны, имеющие огромный государственный долг, из кризиса, возможно, и выберутся, хотя и не без потерь, потому что их центробанки могут печатать конвертируемые валюты. Рекордсмен тут Япония, где государственный долг составляет 266,18% ВВП. А бедные страны, у которых нет ни «волшебных» валют, ни высокорейтинговых государственных бумаг, обречены. В России госдолг один из самых низких в мире — 18,94% ВВП, так что дефолт нам пока не грозит.
Валентин Катасонов: «Многие страны, относимые к группе развитых, в 2020 году пересекли по уровню долга красную черту в 100 процентов ВВП»
БЕГОМ ОТ ДЕФОЛТА
В 2020 году в мире начался полномасштабный экономический кризис. Он назревал в течение десятилетия, а спусковым крючком стала так называемая пандемия коронавируса.
Согласно прогнозу Всемирного банка, в 2020-м ожидается сокращение мирового ВВП на 5,2%. По развитым странам спад оценивается в 7,0%, по развивающимся — в 2,5%. Это самый глубокий спад в мировой экономике со времен кризиса 1929–1933 годов, он имеет признаки экономического, финансового, банковского, валютного, но также и долгового.
В ноябре институт международных финансов (IIF) в Вашингтоне опубликовал обзор мирового долга. Оказывается, к сентябрю он был равен $272 триллиона. На США пришлось $80 трлн (прирост за год на $9 трлн), на страны еврозоны — $53 трлн (прирост за год на $1,5 триллиона). Общий долг США и еврозоны — $133 трлн или почти половина мирового долга.
По итогам этого года мировой долг вырастет по всем секторам экономики, согласно оценкам IIF, до $277 трлн, что эквивалентно 365% мирового ВВП. В абсолютном выражении прирост мирового долга за 2020-й оценивается в $24 триллиона. По группе так называемых развитых стран относительный показатель долга будет существенно выше среднемирового — 430% ВВП (годом раньше он был равен 383%). По группе развивающихся стран он оценивается в 250% ВВП (годом раньше — 223%).
Наиболее быстро рос долг государства (по сравнению с долгом частного сектора экономики и сектора домашних хозяйств). На государство легло бремя борьбы с пресловутой пандемией (выплаты населению, спасение от банкротства компаний, финансирование медицинских программ и другое). Согласно оценкам МВФ, по итогам 2020 года совокупный государственный долг всех стран мира впервые превысит величину мирового ВВП: 101,5% мирового ВВП (в 2018-м этот показатель равнялся 80%).
Относительный уровень государственного долга по группе развитых стран существенно выше, чем по группе развивающихся.
Многие страны, относимые к группе развитых, в 2020 году пересекли по уровню долга красную черту в 100% ВВП. Исключение составила Германия с относительным уровнем государственного долга в 73%, но и она пересекла данную черту — так называемые критерии Маастрихтского договора, согласно нормативам которого страны – члены ЕС могут иметь суверенный (государственный) долг не более 60% ВВП. Сегодня в Евросоюзе (27 государств) число стран с относительным уровнем долга ниже 60% ВВП не превышает десятка (в основном это мелкие государства — Эстония, Литва, Латвия и другие).
Примечательно, что несколько лет назад в Европе все тыкали пальцем на Грецию как на страну с позорно высоким уровнем государственного долга: у нее относительный уровень долга достиг 140% ВВП, затем поднялся до 170%. А сегодня на этот уровень уже вышла Италия, к нему приближаются Испания и Португалия. Греция тоже не стоит на месте. За год ее относительный государственный долг со 180,92% вырос до 205,25% ВВП. Греция первой в Европе пересекла планку в 200%, дальше будет больше.
Рекордсменом здесь являются США. Во-первых, Америка имела в течение 2020 года одни из самых высоких темпов прироста государственного долга. Во-вторых, США остаются рекордсменом по абсолютной величине долга. В момент, когда я пишу данную статью, счетчик долга США показывает цифру $27,3 трлн — это без малого 40% совокупного государственного долга всех стран мира. В-третьих, Америка побила собственный рекорд. Самый высокий относительный уровень государственного долга США был зафиксирован в 1946 году — 126% ВВП, а осенью 2020-го он превысил 131%.
Быстрое наращивание долгов развитыми странами обусловлено рядом факторов. С помощью больших бюджетных вливаний государства пытались оживить экономику, которая после финансового кризиса 2008–2009 годов полностью не сумела восстановиться. Государства наращивали бюджетные расходы не столько за счет налогов, сколько с помощью заимствований. Поскольку центробанки в 2010-х стали резко снижать ключевую ставку, это способствовало снижению процентных ставок по государственным долгам. Расходы по обслуживанию государственного долга снижались (или по крайней мере не росли), что стимулировало наращивание суверенного долга. Относительный уровень государственного долга отчасти рос в 2020 году и по той причине, что происходило сокращение величины ВВП.
Большинство экспертов полагают, что развитые страны продолжат наращивание государственных долговых пирамид с помощью печатных станков своих центробанков и долговых бумаг, выпускаемых минфинами. Иначе говоря, они сумеют избежать дефолта, если понимать под таковым прекращение выполнения государством своих обязательств по суверенному долгу (выплата процентов и погашение основной суммы долга). Однако для стран периферии мирового капитализма, к каковым относится теперь и Россия, делаются мрачные прогнозы.
В ОЖИДАНИИ КРАХОВ
У периферии есть свои аномалии. Особо выделяется, например, Судан — рекордсмен по относительному уровню государственного долга в периферийной группе. В конце третьего квартала 2019-го показатель составлял 201,58% ВВП; спустя год он вырос до 259,39%. Спорит с Суданом Венесуэла. Она в конце третьего квартала 2019-го имела показатель 239,79%; данных о ее долге у МВФ нет, но, надо полагать, долг увеличился. Можно назвать еще ряд стран, где относительные уровни суверенного долга высоки (на конец третьего квартала 2020 года, % ВВП): Эритрея — 185,79; Суринам — 145,27; Белиз — 134,61; Бахрейн — 128,28; Замбия — 119,27; Мальдивы — 118,32; Республика Конго — 104,52.
У большинства стран периферии относительный уровень суверенного долга за рассматриваемый период (1 октября 2019 года — 30 сентября 2020-го) заметно вырос, но остается ниже планки 100% ВВП. Однако многим из них тоже грозит суверенный дефолт: во-первых, у них нет печатных станков, выпускающих в неограниченных количествах «волшебные бумаги» (валюты, именуемые «конвертируемыми», «резервными», «мировыми»). Во-вторых, нет казначейских бумаг, которые имели бы знаки высшего качества от «Большой тройки» мировых рейтинговых агентств.
Некоторые уже успели пережить суверенный дефолт в 2020 году: Аргентина, Ливан, Эквадор, Белиз, Суринам. В этих странах дефолт был объявлен в самом начале введения локдауна для компаний и/или карантина для населения. После чего начались переговоры с кредиторами либо о списании долгов, либо о временном моратории на выполнение обязательств по кредитам и займам, либо о реструктуризации долгов. Чаще всего — последнее.
Самой крупной была реструктуризация долга Аргентины, которая уже поднаторела на объявлении суверенных дефолтов и реструктуризации долгов. Дефолт 2020 года стал у страны 9-м (!) в ее истории. К сентябрю правительству Аргентины удалось договориться с кредиторами об очередной реструктуризации, под которую подпали облигации с суммарным номиналом в $65 миллиардов. Среднюю ставку по долговым бумагам удалось снизить с 7% до 3%. В целом выплаты на ближайшие 10 лет уменьшились на сумму $37 млрд за счет сокращения процентных ставок и перенесения выплат на более отдаленное время.
В очень тяжелом положении Ливан. Он частично добился реструктуризации государственного долга после объявления дефолта. По данным МВФ, в конце третьего квартала 2019-го относительный уровень долга Ливана был равен 174,48% ВВП, спустя год он снизился до 171,67%. Однако долговое бремя остается высоким, и, возможно, в следующем году Ливан вновь будет вынужден объявить суверенный дефолт.
В самом конце года ожидается новая волна дефолтов. 16 ноября объявила о неплатежеспособности Замбия. Ее пример показывает, что любые переговоры о реструктуризации вызывают острейшие конфликты между кредиторами. Замбия должна многим, кто с помощью кредитов и займов боролись за влияние в этой стране. Основные кредиторы страны — из США, Европы и Китая. Замбийские власти чувствуют эти противоречия и пытаются на них играть, добиваясь максимальных уступок.
Эксперты отмечают, что в конце 2020-го – начале 2021-го суверенные дефолты могут объявить Ангола, Камерун, Кения, Пакистан. Не исключено, что дефолт объявит и Украина, если в ближайшее время ей не удастся договориться с МВФ о получении очередного кредита. Не удивлюсь, если в следующем году по новому кругу пойдет Аргентина, еще раз заявив о суверенном дефолте, и начнет новые переговоры с кредиторами.
Напомню, что в апреле 2020-го министры финансов стран G20 в связи с вирусно-экономическим кризисом договорились о временном моратории на платежи межгосударственного долга со стороны 73 самых бедных государств мира, но договоренность действует только до конца года. Если она не будет продлена, в 2021-м число государственных дефолтов на периферии мировой капиталистической системы будет намного больше, чем в 2020-м.
P. S.
Во всех странах группы БРИКС, по данным МВФ, за рассматриваемый годовой период относительный уровень долга повысился. В конце третьего квартала 2020 года он был равен (% ВВП): Китай — 61,70; Индия — 89,33; Российская Федерация — 18,94; ЮАР — 78,82; Бразилия — 101,40. Наименьшая вероятность суверенного дефолта у таких стран, как РФ и Китай. Наибольшая — у Бразилии и ЮАР.
Валентин Катасонов
«Фонд стратегической культуры», 29.11.2020
Валентин Катасонов — доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. Шарапова, автор 10 монографий (в том числе «Великая держава или экологическая держава?» (1991), «Проектное финансирование как новый метод организации инвестиции в реальном секторе экономики» (1999), «Бегство капитала из России» (2002), «Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовые аспекты» (2002)) и множества статей.
Родился в 1950 году.
Окончил МГИМО (1972).
В 1991–1993 годах был консультантом ООН (департамент международных экономических и социальных проблем), в 1993–1996 — членом консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
2001–2011 — заведующий кафедрой международных валютно-кредитных отношений МГИМО (У) МИД России.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.