IT-решения, базирующиеся на технологиях искусственного интеллекта, сегодня пользуются широкой популярностью среди коммерческих и государственных структур. В интервью нашему изданию заместитель директора по специальным программам крупной российской IT-компании ICL Services Андрей Крехов рассказал об уровне и перспективах развития ИИ в Татарстане.
Андрей Крехов: «В Татарстане имеются IT-компании, которые занимаются апробацией и внедрением технологий ИИ, в их числе и наша компания ICL Services»
«НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — МЕДИЦИНА. НА ВТОРОМ — ЖКХ»
— Андрей, какого рода работы в области искусственного интеллекта и сквозных технологий проводятся в Республике Татарстан?
— Если говорить о фундаментальных исследованиях, то в РТ представлена сильная школа, родоначальником которой можно считать Н.И. Лобачевского. Она базируется в Казанском федеральном университете. Прикладные исследования на уровне разработки и апробации технологий проводятся в Университете Иннополис.
В Татарстане имеются IT-компании, которые занимаются апробацией и внедрением технологий ИИ, в их числе и наша компания ICL Services. В республике также имеется большой экономический комплекс — нефтяная отрасль и машиностроение, где существуют свои исследовательские центры, занимающиеся доработкой и внедрением.
Кроме того, в регионе есть министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи, которое предпринимает большие усилия по развитию ИИ в работе государственных органов.
— Приведите кейсы внедрения искусственного интеллекта в республике.
— Один из таких примеров — это применение технологий ИИ в нефтяном комплексе. В Татарстане существует проблема вторичной переработки нефти и поиска новых нефтяных пластов. Для ее решения необходимы мощные центры обработки данных.
В машиностроении есть интересные кейсы по автоматизации процессов, внедрению ИИ для ERP*-систем, в области прикладного программного обеспечения. В банковском секторе присутствует внедрение роботизации, автоматизация банковских процессов, начиная от обработки чеков до оптимизации рутинных операций.
ИИ активно внедряется и в ритейле. Еще в «доковидный» период здесь активно внедрялась модель dark stores*, в рамках которой искусственный интеллект интегрировал конечные сервисы доставки потребителям. Технологии ИИ также активно применяются в области fraud prevention, то есть «предупреждения хищений», когда системы по обработке данных выявляют возможность хищения.
В области аграрного сектора разработки находятся на стыке промышленного интернета вещей и обработки больших данных. У аграриев существует проблема агрегирования данных. Есть также сложности с доставкой собранного зерна. Нередко происходит простой или нехватка вагонов. В результате машины не могут загрузить зерно в вагоны, и оно запекается. Поэтому нужно устанавливать датчики, связывать аналитику подачи вагонов на железнодорожные станции и прочее.
— Какие важные для республики отрасли сейчас более всего нуждаются в автоматизации с использованием информационных технологий?
— На первом месте — медицина. В случае когда вся информация о пациенте планомерно заносится в цифровую личную карту, повышается точность первого диагностирования и назначенного лечения.
На втором месте — услуги ЖКХ. На третьем — область предоставления государственных услуг. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, процесс предоставления гражданам госуслуг должен стать проактивным и инициироваться самим госорганом. Благодаря ИИ все необходимые документы будут заранее подготовлены или подключены, пользователю останется нажать кнопку или получить уведомление, что платформа «позаботилась» о нем заранее.
«В Татарстане я вижу очень сильную поддержку: от привлечения молодежи, компаний в республику до пропагандирования «для чего нужен ИИ», начиная от бытового уровня и заканчивая государственным»
«ИЗ 100 ВЫПУСКНИКОВ 40–45 УЕЗЖАЮТ»
— Насколько республика себя обеспечивает квалифицированными кадрами в области ИИ?
— Если мы говорим о преподавании дисциплин, которые дают базовые навыки в области разработки и внедрения искусственного интеллекта, то здесь можно выделить три основных вуза: Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева и Иннополис.
Но есть обратная сторона медали: из 100 выпускников — бакалавров-инженеров — 40–45 уезжают, поэтому проблема нехватки IT-кадров сохраняется. Эта проблема, с которой сталкиваются все регионы. Но если они говорят об оттоке в столицу, то у нас из магистратуры отток пошел сразу за рубеж, минуя Москву.
Одно из решений было выработано компанией ICL Services, на базе которой функционирует корпоративный университет, где молодежь дополучает практические навыки на производстве. Мы, безусловно, сотрудничаем с образовательными учреждениями, организуем на их базе школы программирования и администрирования, но прикладную специфику коммерческих технологий даем непосредственно сами.
— Как поддерживают развитие IT-отрасли органы региональной власти?
— Для нас как для IT-компании важна стабильная база заказчиков, которым мы можем предложить наши эффективные решения. Это одна история. Второе — монетизация исследовательских процессов, научно-исследовательской базы. Третье — PR*. В Татарстане я вижу очень сильную поддержку: от привлечения молодежи, компаний в республику до пропагандирования «для чего нужен ИИ», начиная от бытового уровня и заканчивая государственным.
— Какие технологии в республике развиты в наибольшей степени, а какие требуют большего развития?
— Компьютерное зрение — исторически достаточно сильное направление в регионе на фундаментальном и прикладном уровнях. В Татарстане есть Казанский авиационный завод имени Горбунова, вертолетный завод, где требуется компьютерное зрение. В Иннополисе значительно продвинулась технология обработки естественного языка — NLP (natural language processing). И третье — это экспертные системы, на которые сейчас очень сильно воздействует периферийный ИИ. Крупные производства республики породили необходимость в новых подходах. В-четвертых, это deep learning, или нейронные сети, над чем серьезно работают Иннополис, КФУ и нефтяная отрасль.
В качестве следующего шага, над которым мы сейчас работаем, я упомяну систему управления ИИ на предприятиях (англ. аI governance), которая строится на разработанных политиках предотвращения системных ошибок, имеющихся на всех производствах. Она позволяет снизить уровень предвзятости, завязанный на людях, принимающих решения.
Также в Татарстане недостаточно развита разработка интеллектуальных приложений, а в области внедрения средств искусственного интеллекта — самостоятельная разработка ИИ-систем. В РТ мы больше стремимся приобретать технологии или элементы решений, чем делать собственные НИОКРы.
— Расскажите про свою компанию. Чем вы занимаетесь? Приведете примеры кейсов того, что уже внедрено?
— Компания ICL Services входит в группу компаний ICL, созданную на базе завода ЭВМ, функционирующего в Казани. С 2005 года в группе компании стало активно развиваться направление предоставления IT-сервисных услуг для заказчиков. Сейчас оно занимает около 60 процентов основного оборота.
Если мы говорим о технологиях ИИ, внедряемых компанией ICL Services, то одним из важнейших направлений является работа в сфере промышленности. Производственники сейчас настроены внедрять периферийные автоматизированные вычисления, позволяющие перейти от одного бизнес-процесса на другой без переконфигурации сложных ERP-систем. Второе направление — автоматизация бизнес-процессов в рамках RPA (robotic process automation) в финансовом и банковом секторах.
Еще одно направление — это машинное обучение. У нас есть внутренняя группа НИОКРа, которая внедряет, дорабатывает, изменяет в ритейле решения в рамках fraud prevention, работает над машинным обучением, выявляющем хищения и делающим прогнозную аналитику.
Если говорить о кейсах, то большую серию заказов мы получили от известных банков. У нас есть хорошие референции по двум известным банкам, один из них — это ООО КБЭР «Банк Казани», где мы внедряли процессы роботизации и автоматизации. Следующий кейс — это агрохолдинг, где вводили промышленный интернет вещей.
Также мы провели большой объем работ по автоматизации и внедрению систем в рамках изменения бизнес-процессов для крупного западного заказчика в области химфармы, который находится в России и владеет до 45 процентов всего рынка. Направление искусственного интеллекта является одним из наиболее перспективных на сегодняшний день и открывает широкие возможности для заказчиков компании ICL Services. Поэтому мы продолжаем нарабатывать новые компетенции в ИИ и осваивать новые зоны развития. Уверен, что в ближайшем будущем искусственный интеллект станет активно применяться во многих отраслях экономики и бизнес-процессах разного уровня. Компания ICL Services уже сегодня предлагает спектр услуг, базируемых на применении ИИ, и в перспективе его вариативность будет лишь увеличиваться.
* ERP – сокр. от англ. enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия
Dark store (от англ. «темный магазин») — это помещение, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов
PR – сокр. от английского public relations — связи с общественностью
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.