Набсовет Иннополиса одобрил вчера 9 проектов на беспрецедентную сумму в 43 млрд рублей. Зеленый свет от президента РТ Рустама Минниханова получили российский аналог Windows, приложение для зарядки электрокаров и беспилотные поезда в казанском метро. Крупнейшие же планы — на 35 млрд рублей — озвучила компания Азата Тухватуллина, который строит в IT-городке жилой комплекс «Зион» и чью семью считают близкой экс-министру связи РФ Николаю Никифорову. Подробности узнавал «БИЗНЕС Online».
35 млрд от друга Никифоровых?
«Это самый большой исторически наблюдательный совет с точки зрения объема инвестиций. 43 миллиарда рублей!» — описывает гендиректор ОЭЗ «Иннополис» Ренат Халимов привлечение 9 новых резидентов особой зоны, которые объявили о создании минимум 250 рабочих мест. На мероприятии, которое прошло вчера в здании технопарка под руководством президента РТ Рустама Минниханова, ключевой проект анонсировала компания ООО «З-Сити Техно»: создание в иннограде крупных объектов инновационной инфраструктуры. Это значит, что запланировано строительство двух технопарков, промышленного парка и многофункциональных комплексов, в том числе развлекательных. Общая площадь новых объектов составит 190 тыс. кв. м, цена вопроса, по словам вице-премьера РТ Романа Шайхутдинова, — около 35 млрд рублей (источник инвестиций, впрочем, не раскрывается).
Мэр города Руслан Шагалеев добавил, что компания, получившая статус резидента, объявила и о планах строительства жилой инфраструктуры на территории города. «До 2024 года у нас появится порядка 10 тысяч квартир, что позволит прибавить население до 30 тысяч человек. В дополнение к этому на совещании республика со своей стороны выделит порядка 2,5 тысячи мест в детских садах и 2,5 тысячи мест в школах, так как у нас высокий процент жителей с детьми», — заверил он. Так что в ближайшие четыре года, если все пойдет по плану, в Иннополисе появится еще несколько детсадов и школ, а население вырастет в 6 раз, до 30 тыс. человек.
«До 2024 года у нас появится порядка 10 тысяч квартир, что позволит прибавить население до 30 тысяч человек»
«Производственно-офисные площади будут здесь, недалеко, вдоль дороги, — махнул рукой Шайхутдинов в сторону окна технопарка, за которым простиралось пока чистое поле. — Это сборочные производства, робототехника, модули, которые в себе совмещают офисную и производственную части, мелкосерийное производство и прототипирование». При этом речь идет не только о сравнительно классических технопарках и жилой застройке: проект обещает инновационную инфраструктуру, в том числе некий многофункциональный комплекс и внедрение на ее базе цифровой сервисной экосистемной платформы. Как она будет работать, пока не уточняется, известно только, что запланировано внедрение на ее базе «цифровых элементов умного пространства, в котором человек будет эффективно решать задачи по организации своей ежедневной жизнедеятельности в рамках единой системы и инфраструктуры города Иннополиса с перспективой масштабирования на иные территориальные объединения».
Общая площадь новых объектов составит 190 тыс. кв. м, цена вопроса, по словам вице-премьера РТ Романа Шайхутдинова, — около 35 млрд рублей (источник инвестиций, впрочем, не раскрывается)
Подробностей о количестве и функционале новых объектов пока нет: на эскизе умного пространства нанесено около 20 объектов — дома, технопарки, развлекательные и торговые площадки. На видео, опубликованном пресс-службой президента с совещания по рассмотрению проекта перспективной застройки Иннополиса, говорится, что в 2021–2023 годах в городе будет создано 13,7 тыс. рабочих мест — в нескольких технопарках, хайтек-парке и аутлет-деревне (центре торговли, где крупные бренды распродают товары с большими скидками), которые потребуют 9,7 тыс. новых квартир.
Подробностей о количестве и функционале новых объектов пока нет: на эскизе умного пространства нанесено около 20 объектов — дома, технопарки, развлекательные и торговые площадки
Что за компания «З-Сити Техно»? Источники «БИЗНЕС Online» связывают ее с бывшим министром связи РФ Николаем Никифоровым, который, покинув пост руководителя федерального ведомства несколько лет назад, сконцентрировал усилия на развитии своего бизнеса в Иннополисе. На него зарегистрировано несколько компаний, в том числе «Дигинавис». Впрочем, прямой связи Никифорова с «З-Сити Техно» нет. Согласно сервису «Контур.Фокус», компания была основана 19 ноября 2020 года как стопроцентная «дочка» ООО «З-Сити». 66,6% «З-Сити» принадлежит Азату Тухватуллину — известному дизайнеру и учредителю ООО «Зион», построившего одноименный комплекс таунхаусов в Иннополисе, а 33,4% — Эдварду Сабирову. СМИ называют Тухватуллина другом семьи Никифоровых: его супруга — визажист и бьюти-блогер Алиса Тулынина, близкая подруга бывшей жены Николая Анатольевича Светланы Никифоровой. Сам Никифоров, кстати, присутствовал и на набсовете (который традиционно проходит в закрытом режиме), и на президентском совещании по застройке Иннополиса.
Что за компания «З-Сити Техно»? Источники «БИЗНЕС Online» связывают ее с бывшим министром связи РФ Николаем Никифоровым, который сконцентрировал усилия на развитии своего бизнеса в Иннополисе
В Казани в 2022 году появится беспилотное метро
Другие проекты новоиспеченных резидентов тоже заслуживают внимания. Так, АО «Трансмашхолдинг» (контролирующими акционерами являются Дмитрий Комиссаров и Кирилл Липа, другие совладельцы — Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, 20% принадлежит французской Alstom) и ООО «ЛокоТех-Сигнал» (последняя принадлежит, согласно «Контур.Фокусу», кипрскому офшору Ctrl2GO Ltd, ей владеют бенефициары «Трансмашхолдинга») открывают в особой экономической зоне «Иннополис» центр компетенций по беспилотным технологиям. Компания-резидент «РэйлНекст» (стопроцентная «дочка» «ЛокоТех-Сигнала») займется разработкой комплексной системы Ctrl@Traffic по организации беспилотного движения в метрополитене Казани.
«Рассматривается внедрение беспилотного движения в метро на ближайшие пять лет — разработка IT-решений, модернизация подвижного состава и инфраструктуры метрополитена, а также испытания и постгарантийное обслуживание и техподдержка. Стоит амбициозная цель модернизировать инфраструктуру и часть поездов, а также разработать систему комплексного контроля движения уже в течение 2021 года. Соответственно, к 2022-му появится возможность опытной эксплуатации системы. При положительном результате будем модернизировать остальной подвижной состав», — пообещал Булат Шафигуллин, гендиректор ООО «РэйлНекст». Объем инвестиций он, однако, отказался раскрывать, пояснив, что речь идет о нескольких миллиардах рублей. Источники финансирования тоже остались за кадром, известно только, что компания нацелена на создание 35 рабочих мест и рассматривает возможность партнерства с университетом.
«Рассматривается внедрение беспилотного движения в метро на ближайшие пять лет — разработка IT-решений, модернизация подвижного состава и инфраструктуры метрополитена»
Шафигуллин заверил, что Казань станет первой площадкой, где будет опробовано такое автономно-подземное движение. И это логично: во-первых, ⅔ подвижного состава казанского метро произведено «Трансмашхолдингом». А во-вторых, одну ветку обеспилотить значительно легче, чем, например, разветвленную паутину московской подземки. «Казань обладает самым новым и современным метрополитеном, соответственно, инфраструктура самая современная из всех городов», — дал официальное объяснение гендиректор «дочки» «Трансмашхолдинга», заверив, что проект не имеет аналогов в России. Впрочем, в перспективе, помимо Казани, система беспилотного движения может быть внедрена в метрополитене других городов, где эксплуатируются поезда «Трансмашхолдинга».
В пресс-службе АО «Трансмашхолдинг» уточнили, что переход к полностью беспилотному движению накладывает ряд дополнительных требований к функциям и структурному составу системы, таких, как контроль габарита следования поезда в тоннеле и в пределах платформенного пространства, возможность дистанционного управления подвижным составом и автоматическое управление движением и ведением поездов.
Отмечается, что система беспилотного метро сможет работать при максимальной скорости движения поезда до 90 км/час и общем количестве подвижных составов до 40 пар в час. Пресс-служба пояснила также, что компания сможет обеспечить как автоматическое управление поездами без машиниста, но с наблюдателем, так и полностью автоматическое управление поездами без участия какого-либо персонала на борту.
Булат Шафигуллин, гендиректор ООО «РэйлНекст»: «К 2022 году появится возможность опытной эксплуатации системы. При положительном результате будем модернизировать остальной подвижной состав»
«Это как Windows, только российский»
ООО «Русбитех-Астра» (80% принадлежит Денису Фролову, 20% — Илье Сивцеву) в Иннополисе получило статус партнера, оно будет заниматься доработкой и расширением функционала ОС Astra Linux. «Наша компания занимается производством операционных систем — это как Windows, только российский. С 2008 года мы одни из лидеров процесса импортозамещения IT», — сказал Александр Гутин, директор по маркетингу новосозданного ООО «Русбитех-Астра». Он пояснил для понимания масштабов, что материнская компания Astra Linux, созданная в 2008 году, уже поставила 60 тыс. лицензий в Росгвардию, 80 тыс. — в МВД, среди клиентов — «Ростех», «Роснефть», «Почта России», минобороны и другие организации, в том числе и в Татарстане: КХТИ, минфин, ЦИТ…
— То есть все, что «большой брат», — это работа операционной системы Astra Linux? — поинтересовался один из журналистов.
— Давайте я не буду ничего говорить по поводу «большого брата», теория заговора не является темой нашей дискуссии сегодня. Но наша операционная система единственная в стране имеет сертификаты всех регуляторов рынка и позволяет пользователям работать с информацией любой степени конфиденциальности. В том числе с гостайной, вплоть до грифа особой важности. Именно поэтому бо́льшая часть силовых ведомств выбирает нашу ОС, — ответил Гутин.
ООО «Электрифлай» разработает единую технологическую платформу для владельцев электромобилей и зарядных станций с техподдержкой
По его словам, планируется создать 30 рабочих мест к 2022-му, в этом году компания пока рассчитывает найти 6 человек. Инвестиции в проект ожидаются в размере 150 млн в ближайшие пять лет. Куда пойдут эти деньги?
«Продуктовая линейка постоянно пополняется. Я не могу сегодня сказать, какими конкретно продуктами будут заниматься разработчики Иннополиса, но уверен, что они станут дорабатывать текущие продукты в первую очередь, чтобы они в новых версиях более полно удовлетворяли запросы потребителей», — пояснил он в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online».
Статус резидента также получило ООО «Зенкар», которое создаст приложение для автовладельцев и компаний по техническому обслуживанию, ремонту и тюнингу автомобилей. Кстати, и тут участвует Никифоров: 50% компании принадлежит ООО «Дигинавис». Ожидается, что оно позволит полностью автоматизировать бизнес-процессы станций технического обслуживания и ремонта машин — от обращения клиента до его выезда из бокса. Еще один новоодобренный резидент — ООО «АйТуБи» (принадлежит Николаю Миронову) — разработает программное обеспечение для технологического проектирования объектов нефтегазовой и нефтехимической промышленности.
Цель проекта — объединить разрозненные зарядные станции по всей стране и создать один ключ доступа к зарядке электромобилей
Еще несколько компаний оказалось в статусе партнеров. Например, ООО «Электрифлай» разработает единую технологическую платформу для владельцев электромобилей и зарядных станций с техподдержкой. Цель проекта — объединить разрозненные зарядные станции по всей стране и создать один ключ доступа к зарядке электромобилей. Облачное решение позволит владельцам зарядных станций удаленно управлять объектом и брать деньги за оказание услуги. По словам совладельца компании Ленара Кашапова, в Татарстане сегодня работает около 20 зарядок, но их число, как и количество владельцев электрокаров, стремительно растет. Так, по его оценкам, каждые две недели в республике появляется пара-тройка электромобилей, а в объединение автовладельцев входят около 100 человек (учитывая, что обладатели Tesla и других премиальных электроавто обычно не хотят светиться и не участвуют в таких объединениях).
ООО «Абирой» (принадлежит казахстанскому ТОО «Абирой Центр») представило проект облачной системы комплексного управления персоналом Cyber Cube, которая включает дистанционное обучение, социотехнические исследования, сбор и визуализацию данных. ООО «ЛП Технологии» будет работать над платформой виртуализации и стриминга ресурсоемких приложений и игр Loudplay. Отличием от аналогов будет предоставление пользователям возможности самостоятельно скачивать и запускать любые игры и приложения на сервере. А проектом ООО «А-плюс» предусмотрено создание цифровой образовательной среды для школьников (в том числе с учетом регионального компонента и изучения родных языков), которая станет площадкой подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, проведению апелляций. Компания будет разрабатывать программное обеспечение для дистанционного обучения.
Таким образом, в ОЭЗ количество резидентов и партнеров увеличивается до 135, в общей сложности на сегодня ими проинвестировано 26,7 млрд рублей и создано 3,8 тыс. рабочих мест. Причем Халимов считает, что 250 мест, заявленных новыми резидентами и партнерами, — минимальная цифра, в реальности она должна быть вдвое больше. «Иннополис продолжает активно развиваться: сегодня здесь проживают 4,8 тысячи человек, работает более 300 компаний. Почти половина из них — резиденты и партнеры ОЭЗ „Иннополис“, за последний год удвоившие свою совместную выручку до 21 миллиарда рублей! Средняя зарплата по Иннополису сегодня составляет 64 тысячи рублей в месяц, по компаниям ОЭЗ — 82 тысячи рублей, и эти цифры будут расти», — отмечает Шайхутдинов.
Кроме того, Минниханову сегодня презентовали роботов для дезинфекции помещений, сборку которых готовятся запустить в Иннополисе. Этим займется компания-резидент ООО «Робософт» Александра Пермякова. Отмечается, что автономный робототехнический комплекс MedBot М-304 на колесной платформе с излучателями для проведения дезинфекции помещений может автономно передвигаться по медицинским учреждениям, гостиничным комплексам и местам массового скопления людей и облучать все вокруг ультрафиолетом. Как рассказала Регина Цыганкова, исполнительный директор ООО «Робософт», робот может работать в полностью автономном режиме в течение примерно 6 часов, после чего сам будет возвращаться на зарядную станцию. Компания уже вложила 20 млн рублей в НИОКР, и примерно столько же потребуется на развертывание производства. В 2021 году в Иннополисе планируется собрать 300 таких роботов: на 100 из них уже есть предзаказ. Заинтересованность в продукте уже сейчас выразили, например, в ряде арабских стран, Турции, Германии, Франции, однако первые модели будут тестироваться в медицинском центре Иннополиса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.