О последствиях локдаунов говорят почти всегда только в отношении экономики, но мало кто обращает внимание на социальные последствия «ковидного» образа жизни, который настолько противоречит человеческому опыту, что способен вообще разрушить общество. Уже очевидно, что локдауны десоциализируют людей, вызывают панические и агрессивные состояния, уничтожают доверие к власти, провоцируют массовые волнения. Власти же только усугубляют проблему, упорно и открыто строя цифровой концлагерь.
События, связанные с коронавирусом, будут влиять и уже влияют на самые разные стороны нашей жизни
НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИКА
События, связанные с коронавирусом, будут влиять и уже влияют на самые разные стороны нашей жизни. Об экономических последствиях компетентными специалистами было сказано достаточно много, и это повлекло за собой соответствующие выводы. 23 октября 2020 года на совещании по экономическим вопросам президент Путин призвал власти регионов обеспечивать безопасность людей, но в то же время минимизировать негативные последствия пандемии для экономики. Вслед за главой государства и Кабинет министров РФ поручил губернаторам при необходимости вводить ограничения, но не допускать негативных экономических последствий.
То есть на пагубность карантина для экономики внимание обращено. А вот психологическим и социально-политическим последствиям должного внимания, на наш взгляд, пока не уделялось. Постараемся по мере сил восполнить этот пробел. Причем рассмотрим данный вопрос в ракурсе возрастающей военной напряженности как в мире, так и на наших границах. Очевидно, что в этих условиях государство должно предпринимать усилия по укреплению сплоченности общества, роста доверия граждан к власти, для духовного подъема и желания защищать Отечество. Очень важно укреплять физическое и психическое здоровье людей, обращая повышенное внимание на подростков, которым в ближайшие годы предстоит пойти в армию. И, разумеется, желание защищать Родину неотделимо от ее позитивного образа, который государство, если оно не хочет потерпеть поражение, должно старательно формировать.
Итак, проанализируем под этим углом зрения последствия некоторых антиковидных мер.
1. РОСТ СТРАХОВ, ИПОХОНДРИЧЕСКИХ И ПАНИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Несмотря на многократные предупреждения врачей и психологов о том, что запугивание крайне вредно, так как оно, в частности, понижает иммунитет, информационный террор населения продолжается. В результате у заметного числа людей можно наблюдать состояние панического ужаса, который превалирует над здравым смыслом. Страх заболеть затмевает все, хотя в России никогда так не боялись ни вирусных, ни более серьезных заболеваний (основные причины смертности у нас — это инфаркты и онкология). И вообще, здоровье в русской культуре никогда не было самой главной ценностью, ради которой можно и нужно приносить любые жертвы. В противном случае русский народ не вышел бы победителем из тяжелейших испытаний, которыми изобилует его история.
Спрашивается, смогут ли люди, которых вогнали в массовый психоз по поводу их здоровья, с честью выйти из испытаний, куда более серьезных, чем коронавирус? Ответ на этот вопрос неутешителен.
2. НАРАСТАНИЕ НЕДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ И РОСТ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ
Еще весной 2020 года, в период первых коронавирусных ограничений, мы прогнозировали массовые протесты (см. И. Медведева, Т. Шишова «Белла чао!»). Вскоре эти прогнозы оправдались. В США и во многих странах Западной Европы разворачиваются многочисленные протестные акции. В Германии уже прошли марши, в которых приняли участие миллионы людей, приехавших в том числе из сопредельных стран. В России столь масштабных выступлений пока нет, но это не значит, что их следует исключить. При затягивании и ужесточении карантинных мер нарастающее массовое недовольство неизбежно выплеснется на улицу. Нарастает же оно потому, что, во-первых, у панического состояния, в которое с завидным постоянством вгоняют людей, есть побочная реакция — агрессия. Причем проявляться она может отсроченно. Такие проявления уже есть. Пока в виде массовых выступлений российских родителей против навязывания дистанционного образования школьников. Но это только начало.
Во-вторых, недоверие к власти и протестные настроения провоцируются нелогичностью, а порой и явной абсурдностью многих мер. К примеру, ресторанам и клубам запретили работать в ночное время, а в вечернее они открыты. Естественно, люди задают иронический вопрос: «Что, ночью активность коронавируса повышается?»
Не отходя далеко от точек питания, можно привести еще один пример абсурдных предписаний. Входить в кафе и заказывать блюда человек должен в маске, а есть — без маски. Хотя во время еды люди, сидящие за столиком, обычно общаются, смеются и, конечно, не соблюдают социальную дистанцию в 1,5–2 метра. Подобных примеров можно привести множество.
Утрата доверия к действиям власти и недовольство с высокой степенью вероятности приведут к тому, что в критической ситуации, когда власти потребуется единодушная поддержка, она ее не получит.
3. НАРУШЕНИЕ ПРАВ И ПОПРАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Борьба с коронавирусом включает в себя весьма странные и аморальные меры, как-то: дискриминацию по возрасту и состоянию здоровья. Людей старше 65 лет и людей любого возраста с хроническими заболеваниями насильственно ограничили в правах, запретив им свободно передвигаться, видеться с родственниками и друзьями, посещать театры, концертные залы и т. п. То есть миллионы людей оказались лишены основного содержания их жизни, они фактически посажены под домашний арест, лицемерно обозначенный новомодным термином «самоизоляция». «Если ты старый — сиди дома и не высовывайся!» — вот оскорбительный и абсолютно антикультурный посыл этих мер.
На стандартное возражение, что таким образом государство охраняет здоровье пожилых, ответим, что взрослые и находящиеся в здравом уме и твердой памяти люди имеют право сами решать, каким образом им заботиться о своем здоровье. Лишение их этого права вызывает законное возмущение и протест. Специально отметим, что среди людей старшего возраста немало весьма заслуженных. Это ученые, деятели искусства, писатели, журналисты. Те, кто может влиять и влияет на общественное мнение. Оскорблять таких значимых для общества людей не только безнравственно, но и небезопасно.
Также хочется отдельно указать на то, что лишение граждан с хроническими заболеваниями вышеперечисленных прав свидетельствует о грубейшем нарушении закона о медицинской тайне. Иначе как стало бы известно далеким от медицины инстанциям о необходимости заблокировать человеку бесплатный проезд или о запрете продать ему билет в консерваторию?
И, наконец, верх издевательства над людьми — это внедрение в Москве так называемого социального мониторинга, когда больного с диагнозом «ковид», если он хочет лечиться дома, обязывают под угрозой штрафов фотографировать себя в своей квартире (в доказательство соблюдения домашнего режима) и отсылать в указанную инстанцию. Таким обязательством больного приравнивают к потенциальному преступнику и вдобавок лишают презумпции невиновности, на которой зиждется наше уголовное право, вынуждая его оправдываться и предоставлять доказательства своей невиновности. То есть больной оказывается как бы хуже преступника, потому что на потенциального преступника распространяется презумпция невиновности (не он доказывает свою невиновность, а сторона обвинения доказывает его вину). Подобная практика похожа на отношение надсмотрщиков к узникам в концлагере и вызывает, мягко говоря, недовольство в обществе.
4. НАРАСТАЮЩИЕ ОПАСЕНИЯ ГРАЖДАН ПО ПОВОДУ ЦИФРОВОГО КОНТРОЛЯ
Еще до коронавируса часть российского общества выражала беспокойство в связи с повсеместной установкой камер слежения и созданием объединенной базы персональных данных. Неоднократные утечки информации из этих баз подтверждали обоснованность таких опасений. Меры цифрового контроля, сопряженные с ковидом, многократно усилили волнение народа.
Тотальная слежка кардинальным образом перестраивает отношения граждан и государства. Следят обычно за подозреваемыми. Соответственно, при тотальной слежке подозреваемыми (фактически потенциальными преступниками) становятся все граждане страны. Ни о каком доверии людей к власти в таком случае речи идти не может. О поддержке в критической ситуации (война или попытка переворота) — тем более.
Когда же на основе слежки людей начинают массово ограничивать в правах и возможностях (как произошло во время коронавируса), тревога быстро перерастает в недовольство и активное сопротивление. Что уже можно наблюдать во многих странах.
5. ДЕПРЕССИИ И АУТИЗАЦИЯ
Вышеописанная картина нагнетания ужасов пандемии, домашний арест под вывеской самоизоляции, отсутствие благоприятного образа будущего и, напротив, обилие мрачных предсказаний относительно жизни в «необратимо изменившемся мире» с масками, куар-кодами, паспортами здоровья, которые будут выдаваться только прошедшим вакцинацию, и поражение в правах отказников, — все это, как легко догадаться, провоцирует депрессию. А депрессия, в свою очередь, порождает аутизацию — отчуждение человека не только от общества, а даже от самых близких родственников.
Рост депрессий уже был отмечен медиками в конце первой волны коронавируса.
Депрессивно-аутизированное состояние исключает созидательную активность и сплоченность. Человеку в состоянии депрессии не захочется продлевать жизнь в «цифровом концлагере». Поэтому можно с уверенностью утверждать, что при угрозе войны или государственного переворота люди не будут защищать государство, навязавшее им такую жизнь.
6. ПАГУБНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Не будем останавливаться на неполноценности дистанционного образования школьников, т. к. об этом уже опять-таки много сказано без нас. Разве что приведем мнение крупного специалиста по IT, главного интернет-омбудсмена при президенте РФ Д.Н. Мариничева. Выступая по телевидению, он сказал, что, безусловно, ратует за очное школьное образование, поскольку образование дистанционное пока что находится на очень низком уровне. «Обучать детей онлайн — это все равно что отстукивать „Войну и мир“ азбукой Морзе», — пошутил омбудсмен.
Мы же обозначим риски, имеющие самое непосредственное отношение к национальной безопасности. Дистанционное образование лишает детей необходимых навыков общения с ровесниками и взрослыми, препятствует социализации ребенка. Уже опубликовано множество экспертных заключений врачей, гигиенистов, психологов, подтверждающих опасность электронных технологий для здоровья детей. Электромагнитное облучение провоцирует снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервное напряжение, снижение иммунитета, отставание в развитии. Использование электронных устройств ухудшает зрение, вызывает зависимость по типу наркотической и снижение интеллекта, которое ученые назвали «цифровым слабоумием». Весьма важно и то, что ежедневная обязанность ходить в школу, сидеть и соответствующим образом вести себя на уроках и переменах, — это некий дисциплинарный «корсет», который столь необходим человеку для его взрослой жизни.
Сегодняшние старшеклассники, переведенные на «дистант», — это завтрашние солдаты, защитники Родины. Смогут ли обеспечить ее надежную защиту социопаты с испорченным зрением, сниженным интеллектом, нетренированным телом и неразвитой волевой сферой? Ответ на этот вопрос очевиден.
А вот над следующим вопросом стоит серьезно задуматься. Если стремиться к подрыву национальной безопасности, то нужно действовать именно в тех направлениях, которые мы кратко описали. Возникает естественный вопрос: это действия намеренные или по недомыслию? Но результат недомыслия все же не предполагает такой стройной картины. Надеемся, что те, кто отвечает за безопасность нашей страны, дадут компетентный ответ на этот вопрос. Хотелось бы, чтобы они не опоздали.
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
«Завтра», 01.12.2020
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.